Урок математики в 3 классе «Умножение двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число»
Предмет: математика.
Тип урока: Урок построения системы знаний (закрепление изученного материала).
Тема урока: Умножение двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число.
Вид урока: практикум.
Цель: Создание условий для закрепления умения выполнять письменное умножение двузначного и трёхзначного чисел на однозначное число.
Задачи:
Совершенствовать навыки устного счёта, письменного умножения в столбик.
Развивать аналитическое мышление, пространственное воображение.
Воспитывать познавательный интерес к математике и науке.
Используемые технологии: технология игрового обучения, информационно-коммуникационная, технология развивающего обучения, уровневой дифференциации.
Группы формируемых компетенций:
Личностные УУД: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные УУД: участие в групповой работе с использованием речевых средств для решения коммуникативных задач; использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.
Познавательные УУД: добывание новых знаний из раздаточного материала; переработка полученной информации для формулировки выводов.
Оборудование: ПК, проектор, карточки с заданиями, сюжетные картинки.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методы и приемы работы на этапе урока | Планирование контроля, оценки, самооценивания, взаимооценивания | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование на каждом этапе урока | Планируемые результаты | | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | | |||||||||||
1. Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин.). Образовательные задачи этапа урока: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ; определить содержательные рамки урока | | |||||||||||||
Здравствуйте! Меня зовут… Давайте поиграем в игру «Добрый день». Я скажу слова «Добрый день…» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие. Добрый день всем, кто любит математику! Добрый день всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке! – А какой сейчас урок? Очень трудная наука |
Слушают и выполняют предложенные действия.
| Беседа с мотивирующим приемом | Контроль в форме наблюдения за работой обучающихся | Ф | Действия учителя | Определяет предметные рамки учебной деятельности. | Р - создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. К-включается в диалог с учителем и сверстниками | Проявляет мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностный смысл учения | | |||||
2. Актуализация знаний (4 мин.) Образовательные задачи этапа урока: активизировать познавательные процессы, мотивировать на дальнейшую деятельность; зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов | | |||||||||||||
- Об этом предмете знаменитый русский ученый как-то сказал: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» - Выполняя задания на уроке вам предстоит выяснить, кто этот ученый, и доказать, что его высказывание верное. - А что в математике называется высказыванием? (показ эталонного ответа на экране) - Проверьте, верны ли предлагаемые вам следующие математические высказывания, и узнаем первое направление деятельности нашего ученого. У Сени 7 пар носков. Из них семь носков на правую ногу. У мамы семь сыновей. У каждого сына есть родная сестра. В семье 14 детей. У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 – сзади. Всего у животного 4 ноги. В 11 часов малыш проснулся. Он проспал два часа, поэтому лег спать в 13 часов. - Вы справились с заданием, поэтому можем открыть первую характеристику нашего ученого: «химик» | - Размышляют, рассуждают.
- Неверное - Верное - Неверное | Учебный диалог; игра «О ком сказано?» | Контроль в форме учебного диалога с обучающимися | Ф | Презентация, классная доска | Создание условий для применения знаний на практике | Р- целеполагание как постановка учебной задачи для выполнения заданий изученных видов. П - анализ содержания заданий с целью выделения общих признаков, подведение под понятие. К - умение обосновывать свой выбор. | Проявляет внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения | | |||||
III. Постановка учебной цели и задач урока (3 мин.) Образовательные задачи этапа урока: формулирование цели и задач урока. | | |||||||||||||
- Тема нашего урока зашифрована в схемах на доске:
- Сформулируйте тему урока - Каким способом вы уже умеете это делать? - Эта тема для вас новая? - А все ли из вас могут сформулировать алгоритм (порядок) умножения многозначных чисел столбиком? - Какую же цель поставим для себя на уроке? - Вы верно сформулировали тему урока и учебную цель, поэтому узнаем еще больше о нашем ученом, кем он был (открывает карточку «астроном») | -Умножение трехзначного и двузначного числа на однозначное - столбиком - нет Повторение алгоритма умножения двузначного и трехзначного числа на однозначное столбиком | Беседа Подводящий диалог. | Классная доска, качественная оценка. | Ф | Схема | Самостоятельно определяют тему урока, осознают его цели и задачи. | П- осознанное и произвольное построение речевого высказывания, подведение под понятие. Р – удерживание учебной задачи. К - учёт разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения. | смыслообразование – формирование познавательного мотива к изучению темы. | | |||||
IV. Закрепление и систематизация изученного материала. (25 мин.). Образовательные задачи этапа урока: тренировка мыслительных операций; закрепление способов действия умножения столбиком многозначного числа на однозначного число; фиксирование изученного содержания во внешней речи; определить границы применимости изученного знания. | | |||||||||||||
- Работая в паре, заполните пропуски в алгоритме умножения столбиком Допишите недостающие слова в алгоритм, заполнив пропуски. У вас 3 минуты. 1.Записать ____________ число под разрядом _____________ многозначного числа. 2.Умножить единицы, записать результат под _____________, а ______________ (если они есть) запомнить. 3.Умножить _____________ и прибавить количество десятков, которые запомнили. 4.Записать десятки под ___________, а ___________ (если они есть) запомнить. 5.Умножить _____________ и прибавить количество сотен, которые запомнили. 6. Прочитать ответ. - Проверьте работу своей пары по заполненному эталону на экране, исправьте при необходимости ошибки. - Ну что, узнаем, кем еще был наш ученый, который любил математику (открывает карточку «металлург») | Заполняют пропуски в алгоритме, работая в паре | Тренинг, работа в паре, прием «Отсроченная отгадка» | Контроль в форме взаимопроверки по эталону | П | Тетрадь, презентация | выполняют письменные умножения многозначного числа на двузначное и трёхзначное число | П - осуществляют работу по выполнению отдельных операций (решений); анализируют, контролируют и оценивают результат. Р - обсуждают предметные способы решения; осуществляют самоконтроль в группе; принимают и сохраняют учебную цель и задачи. К - умеют использовать речь для регуляции своего действия; участвовать в диалоге, слушать и понимать других участников игры. | Осознают и оценивают свои мысли, действия и выражают их в речи, соотносят результат действия с поставленной целью.
| | |||||
Физминутка | | | | | | | | | ||||||
У вас на столах примеры лежат. В них есть ошибки, вот они и грустят. Ты этим примерам скорей помоги Их верный ответ сам сейчас же найди. - Ребята, на карточках у вас решены неким учеником примеры на умножение столбиком. Выполните проверку по повторённому нами алгоритму и исправьте ошибки, допущенные при умножении 235 452 157 368 4 _2 _5 _2 940 804 755 726 - Проверь свою работу по образцу на экране. - Сколько ошибок сделал данный ученик? Почему так много? Что он еще не усвоил? - Готовы узнать, кем еще был наш ученый, который ценил математику очень высоко? (открывает карточку «поэт») | Находят и исправляют ошибки в примерах - Не усвоил алгоритм умножения столбиком | Самостоятельная работа | Контроль в виде самооценки выполненной работы | И | Карточки с заданием, презентация | Применяют изученные способы действия на практике | Понимает смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной | | ||||||
- Где нам может пригодиться умение умножать трёхзначное число на однозначное? - Задание на карточке. Прочитаем и решим эту задачу, ответив только на первый вопрос из предложенных. - О каких фруктах говорится в задаче? Известно ли по условию сколько именно килограммов было каждого вида фруктов? Что требуется найти в задаче? - Предлагаю решить задачу, построив дерево рассуждения. (вызывает к доске по очереди несколько учеников в процессе построения дерева рассуждения и решения) - Можем ли мы сразу найти, сколько кг чернослива привезли в магазин? Почему не можем? - Что же нужно найти сначала? Каким действием это нужно сделать? - Теперь, зная количество килограммов груш, можем ответить на вопрос задачи? Каким действием? Что вам подсказало, что именно умножением? 8 14 * 14 4 Гр. * Чер. - Теперь следуя составленному дереву рассуждения запишем решение задачи по действиям. - Что нам сейчас пригодится? (умножение столбиком) 1) 14 _8 112 (кг) груш 2) 112 _4 448 (кг) чернослива - Прочитаем еще раз вопрос и запишем верно ответ (448 кг чернослива привезли в магазин) - Может в жизни нам встретиться подобная ситуация, как в данной задаче, где потребуется умение умножать столбиком? - Наша совместная работа позволяет нам открыть следующую карточку о нашей загадочной личности. (открывает карточку «физик») | Записывают номер, читают текст задачи Под руководством учителя в тетради строят дерево рассуждения и решают задачу | Работа с задачей, анализ | Контроль в виде самопроверки по эталону на доске | Ф | Учебник, классная доска, тетрадь | | | | | |||||
- А теперь на слайде еще одна жизненная ситуация. Рассмотрите: во дворе создали квадратную клумбу со сторонами, равными 14 дм, и чтобы цветы не затоптали прохожие, ее нужно огородить заборчиком. - Как нам узнать, сколько материалов для ограждения нужно приобрести? Что для этого нужно определить? - Вспомните, что такое периметр? - Самостоятельно в тетрадях найдите периметр данной клумбы (в ходе работы учащихся учитель проверяет решения учеников и вызывает к доске двух учеников с разными записями решений, можно еще до подсчета итогового числа) Р= 14 + 14 + 14 + 14 = Р = 14 * 4 = - Ребята, сравните решения двух ваших товарищей. Кто из них ошибся? (добивается аргументации, что оба решения верны, так как данная клумба имеет форму квадрата с равными сторонами) - Запишите в тетрадь оба решения - Какие знания нам пригодятся при нахождении итогового значения периметра умножением? - Ниже в тетради вычислите периметр умножением столбиком. Запишите в записях выше окончательный ответ (56 дм) - Можем открыть еще одну карточку про нашего ученого. (открывает карточку «историк») | Участвуют в учебном диалоге Находят в тетрадях периметр клумбы Анализируют решения учащихся - Знание алгоритма умножения столбиком | Самостоятельная работа, сравнительный анализ | Контроль в форме наблюдения за найденными решениями | И | Презентация, тетрадь, классная доска | | | | | |||||
V. Рефлексия (3 мин.) Образовательные задачи этапа урока: оценить собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения поставленных целей; зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности; осознание учащимися своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | ||||||||||||||
- Наш урок подходит к концу. - Кто же из вас догадался, какой великий русский ученый является автором высказывания о математике? (слайд на презентации - М.В. Ломоносов) - Глядя на открытые нами карточки, характеризующие Ломоносова, докажите, что его высказывание «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» является верным. - Какая наука помогла Михаилу Васильевичу стать и химиком, и физиком, и астрономом, и поэтом, и историком, и даже художником и много еще кем? - Какой вывод вы для себя сделали? - Благодарю вас за работу на уроке. | Отвечают на вопросы - таблицу умножения Рассуждают, аргументируют | Беседа, игра «Отложенная отгадка» | Качественная оценка | Ф | Презентация | Выполняют анализ деятельности на уроке | П - рефлексия способов и результатов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. К – аргументированное использование критериев для обоснования своего суждения | самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. | |