Урок математики в 3 классе «Умножение двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число»

1
0
Материал опубликован 3 January

Предмет: математика.

Тип урока: Урок построения системы знаний (закрепление изученного материала).

Тема урока: Умножение двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число.

Вид урока: практикум.

Цель: Создание условий для закрепления умения выполнять письменное умножение двузначного и трёхзначного чисел на однозначное число.

Задачи:

Совершенствовать навыки устного счёта, письменного умножения в столбик.

Развивать аналитическое мышление, пространственное воображение.

Воспитывать познавательный интерес к математике и науке.

Используемые технологии: технология игрового обучения, информационно-коммуникационная, технология развивающего обучения, уровневой дифференциации.

Группы формируемых компетенций:

Личностные УУД: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД: участие в групповой работе с использованием речевых средств для решения коммуникативных задач; использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.

Познавательные УУД: добывание новых знаний из раздаточного материала; переработка полученной информации для формулировки выводов.

Оборудование:  ПК, проектор, карточки с заданиями, сюжетные картинки.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Методы и приемы работы на

этапе урока

Планирование контроля, оценки, самооценивания, взаимооценивания

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная,

Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование на каждом

этапе урока

Планируемые результаты


Предметные

Метапредметные


Личностные



1.      Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин.).

Образовательные задачи этапа урока:

создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ; определить содержательные рамки урока


Здравствуйте! Меня зовут…

Давайте поиграем в игру «Добрый день».

Я скажу слова «Добрый день…» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие.
Попробуем?
Добрый день, ребята!
Добрый день всем, кто присутствует на нашем уроке!
Добрый день всем девочкам!
Добрый день всем мальчикам!

Добрый день всем, кто любит математику!

Добрый день всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке!


А какой сейчас урок? 

Очень трудная наука
математика для нас,
Но учиться в наше время
Нужно каждому из нас!

 









Слушают и выполняют предложенные действия.

 




Беседа с мотивирующим приемом

Контроль в форме наблюдения за работой обучающихся

Ф

Действия учителя

Определяет предметные рамки учебной деятельности.

Р - создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


К-включается в диалог с учителем и сверстниками

Проявляет мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностный смысл учения


2.      Актуализация знаний (4 мин.)

Образовательные задачи этапа урока:

активизировать познавательные процессы, мотивировать на дальнейшую деятельность; зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов


- Об этом предмете знаменитый русский ученый как-то сказал: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»

- Выполняя задания на уроке вам предстоит выяснить, кто этот ученый, и доказать, что его высказывание верное.

- А что в математике называется высказыванием? (показ эталонного ответа на экране)

- Проверьте, верны ли предлагаемые вам следующие математические высказывания, и узнаем первое направление деятельности нашего ученого.

У Сени 7 пар носков. Из них семь носков на правую ногу.

У мамы семь сыновей. У каждого сына есть родная сестра. В семье 14 детей.

У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 – сзади. Всего у животного 4 ноги.

В 11 часов малыш проснулся. Он проспал два часа, поэтому лег спать в 13 часов.

- Вы справились с заданием, поэтому можем открыть первую характеристику нашего ученого: «химик»


















- Размышляют, рассуждают.


- Верное





- Неверное





- Верное





- Неверное







Учебный диалог; игра «О ком сказано?»

Контроль в форме учебного диалога с обучающимися

Ф

Презентация, классная доска

Создание условий для применения знаний на практике

Р- целеполагание как постановка учебной задачи для выполнения заданий изученных видов.

П - анализ содержания заданий с целью выделения общих признаков, подведение под понятие.

К - умение обосновывать свой выбор.

Проявляет внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения


III. Постановка учебной цели и задач урока (3 мин.)

Образовательные задачи этапа урока: формулирование цели и задач урока.


- Тема нашего урока зашифрована в схемах на доске:






- Сформулируйте тему урока




- Каким способом вы уже умеете это делать?

- Эта тема для вас новая?

- А все ли из вас могут сформулировать алгоритм (порядок) умножения многозначных чисел столбиком?

- Какую же цель поставим для себя на уроке?





- Вы верно сформулировали тему урока и учебную цель, поэтому узнаем еще больше о нашем ученом, кем он был (открывает карточку «астроном»)



-Умножение трехзначного и двузначного числа на однозначное

- столбиком


- нет




Повторение алгоритма умножения двузначного и трехзначного числа на однозначное столбиком

Беседа Подводящий диалог.

Классная доска, качественная оценка.

Ф

Схема

Самостоятельно определяют тему урока, осознают его цели и задачи.

П- осознанное и произвольное построение речевого высказывания, подведение под понятие.

Р – удерживание учебной задачи.

К - учёт разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения.

смыслообразование – формирование познавательного мотива к изучению темы.




IV.      Закрепление и систематизация изученного материала. (25 мин.).

Образовательные задачи этапа урока: тренировка мыслительных операцийзакрепление способов действия умножения столбиком многозначного числа на однозначного число; фиксирование изученного содержания во внешней речи; определить границы применимости изученного знания.



- Работая в паре, заполните пропуски в алгоритме умножения столбиком


Допишите недостающие слова в алгоритм, заполнив пропуски. У вас 3 минуты.

1.Записать ____________ число под разрядом _____________ многозначного числа.

2.Умножить единицы, записать результат под _____________, а ______________ (если они есть) запомнить.

3.Умножить _____________ и прибавить количество десятков, которые запомнили.

4.Записать десятки под ___________, а ___________ (если они есть) запомнить.

5.Умножить _____________ и прибавить количество сотен, которые запомнили.

6. Прочитать ответ.


- Проверьте работу своей пары по заполненному эталону на экране, исправьте при необходимости ошибки.


- Ну что, узнаем, кем еще был наш ученый, который любил математику (открывает карточку «металлург»)


Заполняют пропуски в алгоритме, работая в паре

Тренинг, работа в паре, прием «Отсроченная отгадка»

Контроль в форме взаимопроверки по эталону

П

Тетрадь, презентация

выполняют письменные умножения многозначного числа на двузначное и трёхзначное число

П - осуществляют работу по выполнению отдельных операций (решений); анализируют, контролируют и оценивают результат.

Р - обсуждают предметные способы решения; осуществляют самоконтроль в группе; принимают и сохраняют учебную цель и задачи.

К - умеют использовать речь для регуляции своего действия; участвовать в диалоге, слушать и понимать других участников игры.


Осознают и оценивают свои мысли, действия и выражают их в речи, соотносят результат действия с поставленной целью.

 



Физминутка










У вас на столах примеры лежат.

В них есть ошибки, вот они и грустят.

Ты этим примерам скорей помоги

Их верный ответ сам сейчас же найди.



- Ребята, на карточках у вас решены неким учеником примеры на умножение столбиком. Выполните проверку по повторённому нами алгоритму и исправьте ошибки, допущенные при умножении

235 452 157 368

4 _2 _5 _2

940 804 755 726

- Проверь свою работу по образцу на экране.

- Сколько ошибок сделал данный ученик? Почему так много? Что он еще не усвоил?



- Готовы узнать, кем еще был наш ученый, который ценил математику очень высоко?

(открывает карточку «поэт»)






Находят и исправляют ошибки в примерах






- Не усвоил алгоритм умножения столбиком


Самостоятельная работа

Контроль в виде самооценки выполненной работы

И

Карточки с заданием, презентация

Применяют изученные способы действия на практике

Понимает смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной



- Где нам может пригодиться умение умножать трёхзначное число на однозначное?

- Задание на карточке. Прочитаем и решим эту задачу, ответив только на первый вопрос из предложенных.

- О каких фруктах говорится в задаче? Известно ли по условию сколько именно килограммов было каждого вида фруктов? Что требуется найти в задаче?



- Предлагаю решить задачу, построив дерево рассуждения. (вызывает к доске по очереди несколько учеников в процессе построения дерева рассуждения и решения)

- Можем ли мы сразу найти, сколько кг чернослива привезли в магазин? Почему не можем?

- Что же нужно найти сначала? Каким действием это нужно сделать?

- Теперь, зная количество килограммов груш, можем ответить на вопрос задачи? Каким действием? Что вам подсказало, что именно умножением?





8

14

* 14

Прямая соединительная линия 6Прямая соединительная линия 7


Прямоугольник 3

4

Гр. *

Прямая соединительная линия 8Прямая соединительная линия 9


Прямоугольник 5Чер.


- Теперь следуя составленному дереву рассуждения запишем решение задачи по действиям.

- Что нам сейчас пригодится? (умножение столбиком)

1) 14

_8

112 (кг) груш

2) 112

_4

448 (кг) чернослива

- Прочитаем еще раз вопрос и запишем верно ответ (448 кг чернослива привезли в магазин)

- Может в жизни нам встретиться подобная ситуация, как в данной задаче, где потребуется умение умножать столбиком?

- Наша совместная работа позволяет нам открыть следующую карточку о нашей загадочной личности.

(открывает карточку «физик»)





Записывают номер, читают текст задачи














Под руководством учителя в тетради строят дерево рассуждения и решают задачу

Работа с задачей, анализ

Контроль в виде самопроверки по эталону на доске

Ф

Учебник, классная доска, тетрадь






- А теперь на слайде еще одна жизненная ситуация. Рассмотрите: во дворе создали квадратную клумбу со сторонами, равными 14 дм, и чтобы цветы не затоптали прохожие, ее нужно огородить заборчиком.

- Как нам узнать, сколько материалов для ограждения нужно приобрести? Что для этого нужно определить?

- Вспомните, что такое периметр?

- Самостоятельно в тетрадях найдите периметр данной клумбы (в ходе работы учащихся учитель проверяет решения учеников и вызывает к доске двух учеников с разными записями решений, можно еще до подсчета итогового числа)

Р= 14 + 14 + 14 + 14 =

Р = 14 * 4 =

- Ребята, сравните решения двух ваших товарищей. Кто из них ошибся?

(добивается аргументации, что оба решения верны, так как данная клумба имеет форму квадрата с равными сторонами)

- Запишите в тетрадь оба решения

- Какие знания нам пригодятся при нахождении итогового значения периметра умножением?

- Ниже в тетради вычислите периметр умножением столбиком. Запишите в записях выше окончательный ответ

(56 дм)


- Можем открыть еще одну карточку про нашего ученого. (открывает карточку «историк»)

Участвуют в учебном диалоге










Находят в тетрадях периметр клумбы




Анализируют решения учащихся








- Знание алгоритма умножения столбиком

Самостоятельная работа, сравнительный анализ

Контроль в форме наблюдения за найденными решениями

И

Презентация, тетрадь, классная доска






V. Рефлексия (3 мин.)

Образовательные задачи этапа урока: оценить собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения поставленных целей;

зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности; осознание учащимися своей учебной

деятельности; самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Наш урок подходит к концу.
– Какую цель мы поставили на уроке? (слайд со сформулированной целью)
– Достигли мы её?
– Какие трудности испытывали на уроке?
– Что нужно ещё повторять, чтобы правильно умножать многозначные числа на однозначные числа?

- Кто же из вас догадался, какой великий русский ученый является автором высказывания о математике? (слайд на презентации - М.В. Ломоносов)

- Глядя на открытые нами карточки, характеризующие Ломоносова, докажите, что его высказывание «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» является верным.

- Какая наука помогла Михаилу Васильевичу стать и химиком, и физиком, и астрономом, и поэтом, и историком, и даже художником и много еще кем?

- Какой вывод вы для себя сделали?

- Благодарю вас за работу на уроке.



Отвечают на вопросы







- таблицу умножения









Рассуждают, аргументируют

Беседа,

игра «Отложенная отгадка»

Качественная оценка

Ф

Презентация

Выполняют анализ деятельности на уроке

П - рефлексия способов и результатов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

К – аргументированное использование критериев для обоснования своего суждения

самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации