Методические рекомендации «Универсальные способы работы с текстом»
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
Пояснительная записка к ресурсу | ||
1. | Автор | Калягина Ирина Владимировна. |
2. | Должность | Преподаватель. |
3. | Категория | Высшая педагогическая. |
4. | Образовательное учреждение | Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции». СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК» http://www.tcmc.spb.ru/ |
5. | Название ресурса | Универсальные способы работы с текстом. |
6. | Вид ресурса | Методические рекомендации. |
7. | Дисциплина | Материал универсален, подходит для всех дисциплин. |
8 | Курс, специальность СПО | 1-4 курсы, подойдет для всех специальностей. |
11. | Актуальность | Для педагога важно знать основные способы работы с текстом и развивать навыки работы с текстом у студентов. |
12. | Описание ресурса | Методические рекомендации представляют семь универсальных способов работы с текстом, которые можно развивать у студентов: 1) ключевые слова; 2) верно – неверно; 3) остановки в чтении; 4) пометки при чтении; 5) таблица G – S – R; 6) куб Блума; 7) логика. |
Источники информации | ||
1 | Иллюстрации | |
2 | ||
3 |
Универсальные способы работы с текстом.
Навык работать с текстом — одно из основных умений, которое преподаватели мы стремятся развить у своих студентов.
Все приёмы работы с текстом делятся на три группы:
1) предтекстовая деятельность;
2) текстовая деятельность;
3) послетекстовая деятельность.
В методических рекомендациях приводятся примеры подобных приемов, которые может использовать каждый преподаватель в своей педагогической практике.
1. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Предтекстовая деятельность.
Студентам предлагается список ключевых понятий учебной темы до прочтения текста. По списку обучающиеся составляют собственный текст. Затем зачитывается как авторская версия, так и версия студентов – два варианта сопоставляются.
2. ВЕРНО – НЕВЕРНО. Предтекстовая деятельность.
У студентов есть ряд утверждений, которые связаны с изучаемой темой. Обучающиеся должны отметить те утверждения, с которыми согласны. После зачитывания студенты возвращаются к утверждениям, проверяют изменение мнений. В случае изменения мнений производится проверка причины изменения.
3. ОСТАНОВКИ В ЧТЕНИИ. Текстовая деятельность.
Студенты читают фрагмент текста, отвечают на вопросы по отрывку, прежде чем перейти к следующей части текста. Направленность вопросов по тексту связана с контролем общего понимания прочитанного и предположение о содержании следующего отрывка.
4. ПОМЕТКИ ПРИ ЧТЕНИИ. Текстовая деятельность.
Студент делает пометки в процессе чтения. Например, понимаю (+), не понимаю (-),
есть вопрос (?), нужно обсудить (!) и др. После чтения текста студенты и преподаватели сверяют пометки и проверяют осмысление текста.
5. ТАБЛИЦА G – S – R. Текстовая деятельность.
Три английские буквы связаны с названием приёма:
G – Gist – основной смысл, аннотация текста;
S – Summary – краткий пересказ текста, сумма содержания;
R - Retelling – пересказ текста.
Пошаговый характер приёма позволяет развивать у студентов навыки трёх видов пересказа одновременно, показывать отличия между ними. Данный прием – способ сжатия текста.
6. БЛУМОВСКИЙ КУБ. Послетекстовая деятельность.
На гранях куба написаны начала вопросов:
1) почему… ;
2) назовите… ;
3) объясните… ;
4) поделитесь… ;
5) предложите… ;
6) придумайте… .
Студент подбрасывает куб и составляет вопрос к тексту по той грани, которая ему выпадает.
7. ЛОГИКА. Послетекстовая деятельность.
Студентам предлагаются логические цепочки, но с нарушенной логической последовательностью утверждений. Ставится задача восстановить логическую последовательность утверждений в соответствии с текстом.
Кияйкина Наталья Федоровна
Калягина Ирина Владимировна
Забелина Маргарита Владимировна
Калягина Ирина Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Калягина Ирина Владимировна
Ирина Владимировна Казарцева
Калягина Ирина Владимировна
Фалина Ирина Валериевна
Калягина Ирина Владимировна