Методические рекомендации «Универсальные способы работы с текстом»

18
10
Материал опубликован 15 July 2023 в группе

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

t1689407342aa.jpg

Пояснительная записка к ресурсу

1.

Автор

Калягина Ирина Владимировна.

2.

Должность

Преподаватель.

3.

Категория

Высшая педагогическая.

4.

Образовательное учреждение

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции». СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК» http://www.tcmc.spb.ru/

5.

Название ресурса

Универсальные способы работы с текстом.

6.

Вид ресурса

Методические рекомендации.

7.

Дисциплина

Материал универсален, подходит для всех дисциплин.

8

Курс,

специальность СПО

1-4 курсы, подойдет для всех специальностей.

11.

Актуальность

Для педагога важно знать основные способы работы с текстом и развивать навыки работы с текстом у студентов.

12.

Описание ресурса

Методические рекомендации представляют семь универсальных способов работы с текстом, которые можно развивать у студентов:

1) ключевые слова;

2) верно – неверно;

3) остановки в чтении;

4) пометки при чтении;

5) таблица G – S – R;

6) куб Блума;

7) логика.

Источники информации

1

Иллюстрации

https://yandex.ru/images/

2

https://lektsia.com/4x452a.html

3

https://human.snauka.ru/2013/01/2154


Универсальные способы работы с текстом.


Навык работать с текстом — одно из основных умений, которое преподаватели мы стремятся развить у своих студентов.

Все приёмы работы с текстом делятся на три группы:

1) предтекстовая деятельность;

2) текстовая деятельность;

3) послетекстовая деятельность.


В методических рекомендациях приводятся примеры подобных приемов, которые может использовать каждый преподаватель в своей педагогической практике.


1. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Предтекстовая деятельность.

t1689407342ab.png


Студентам предлагается список ключевых понятий учебной темы до прочтения текста. По списку обучающиеся составляют собственный текст. Затем зачитывается как авторская версия, так и версия студентов – два варианта сопоставляются.


2. ВЕРНО – НЕВЕРНО. Предтекстовая деятельность.

t1689407342ac.png

У студентов есть ряд утверждений, которые связаны с изучаемой темой. Обучающиеся должны отметить те утверждения, с которыми согласны. После зачитывания студенты возвращаются к утверждениям, проверяют изменение мнений. В случае изменения мнений производится проверка причины изменения.


3. ОСТАНОВКИ В ЧТЕНИИ. Текстовая деятельность.


t1689407342ad.png

Студенты читают фрагмент текста, отвечают на вопросы по отрывку, прежде чем перейти к следующей части текста. Направленность вопросов по тексту связана с контролем общего понимания прочитанного и предположение о содержании следующего отрывка.


4. ПОМЕТКИ ПРИ ЧТЕНИИ. Текстовая деятельность.

t1689407342ae.png

Студент делает пометки в процессе чтения. Например, понимаю (+), не понимаю (-),

есть вопрос (?), нужно обсудить (!) и др. После чтения текста студенты и преподаватели сверяют пометки и проверяют осмысление текста.


5. ТАБЛИЦА GSR. Текстовая деятельность.

t1689407342af.png

Три английские буквы связаны с названием приёма:

GGist – основной смысл, аннотация текста;

SSummary – краткий пересказ текста, сумма содержания;

R - Retelling – пересказ текста.

Пошаговый характер приёма позволяет развивать у студентов навыки трёх видов пересказа одновременно, показывать отличия между ними. Данный прием – способ сжатия текста.


6. БЛУМОВСКИЙ КУБ. Послетекстовая деятельность.


t1689407342ag.png



На гранях куба написаны начала вопросов:

1) почему… ;

2) назовите… ;

3) объясните… ;

4) поделитесь… ;

5) предложите… ;

6) придумайте… .

Студент подбрасывает куб и составляет вопрос к тексту по той грани, которая ему выпадает.


7. ЛОГИКА. Послетекстовая деятельность.

t1689407342ah.png

Студентам предлагаются логические цепочки, но с нарушенной логической последовательностью утверждений. Ставится задача восстановить логическую последовательность утверждений в соответствии с текстом.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Актуально! Содержательно! Отличный ресурс!

15 July 2023

Спасибо, Наталья Фёдоровна!

15 July 2023

Спасибо, Ирина Владимировна, за материал! Взяла в копилку.

15 July 2023

Спасибо, Маргарита Владимировна! Буду рада, если пригодятся.

15 July 2023

Благодарю за качественную помощь коллегам!

15 July 2023

Спасибо, Марина Юрьевна!

15 July 2023

Спасибо, интересно!

15 July 2023

Спасибо, Ирина Владимировна!

15 July 2023

Полезная информация, Ирина Владимировна! Многие ученики не умеют работать с текстом. Спасибо за составленные рекомендации!

21 July 2023

Спасибо, Ирина Валериевна!

17 August

Похожие публикации