12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Болтнева Ольга Владимировна25

Русский язык

Тема: Упражнения в правописании слов с разделительными ъ и ь.

Цель:

развитие умений находить орфограммы-буквы разделительный ь и ъ, графически их обозначать, объяснять отсутствие орфограммы-буквы разделительного ъ после приставок, писать слова с этими орфограммами.

 

Задачи:

1. Закреплять знаний о написании слов с разделительными ъ и ь знаками.

2.Развивать орфографическую зоркость, самоконтроль, умение правильно писать слова с разделительными ъ и ь знаками , умение работать в паре, умение работать с информацией, систематизировать знания, выделять сущность объектов, интерес к предмету и позитивное отношение к изучению русского языка, ставить перед собой цель, умение достигать цели с помощью различных видов деятельности, умение слушать и понимать других,

3.Формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Организационный момент.

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.

Сегодня школа не простая

В ней детективов обучают

Развивать у всех должна

Наблюдательность она

Память, логику, внимание.

Чтобы выполнить задание.

Итак, как вы уже поняли, урок у нас не простой. Сегодня мы с вами будем настоящими детективами. Ребята, а кто такой детектив? Какими качествами он должен обладать?

( иметь зоркий глаз, быть внимательным, уметь слушать и слышать.). И если мы с вами детективы, наш кабинет будет называться

« Детективное агентство».

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

Личностные результаты

1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ι Ι. Постановка проблемы

В наше детективное агентство обратились за помощью жители Волшебной страны «Грамматика». Они прислали нам письмо. Вот о чем в нем говорится.

«Дорогие детективы. В нашей стране жили два брата. Они были похожи друг на друга, только один из них мягко ступал по земле, а другой с силой и твердостью от нее отталкивался. Звали их Твердым и Мягким знаком. Один брат был добрым и ласковым, старался все смягчать, а второй отличался молчаливостью и твердостью. Братья часто стали ссориться между собой, потому что каждый хотел занять самое почетное место в алфавите.

Но тут вмешалась злая волшебница Безграмотность и перепутала братьев. Теперь они не могли не только занять почетное место, но даже свое потеряли. Помогите, пожалуйста.

Ребята, что мы как настоящие детективы должны сделать? Срочно отправляемся в путь. А что мы будем делать в пути? (Мы будем собирать информацию, делать выводы, принимать решения.)

- Сформулируйте цель урока.

Коммуникативные УУД

1. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД

1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Ι Ι Ι. Актуализация знаний.

Минутка чистописания.

Каждый детектив должен иметь блокнот для записи. Такие блокноты у каждого на столе. А еще детектив должен уметь красиво и разборчиво писать. Чтобы потом самому не запутаться в своих записях. Сначала необходимо записать, когда мы начали наше дело.

(Число, классная работа).

Посмотрите на буквосочетания, которые записаны на следующей строке. Все ли из них можно встретить в словах русского языка?

(На доске буквосочетания: бъ, ъя, оъ, въ, ъё, ъп, съ, ъе, ъю)

Учащиеся: Нет, два буквосочетания не могут нам встретиться.

Учитель: Объединившись в пары, скажите какие порядковые номера этих буквосочетаний.

Учитель: Кто сможет объяснить свой выбор.

Учащиеся: Мы знаем, что разделительный ъ пишется после приставок, заканчивающихся на согласную букву. Значит буквосочетания оъ не может быть. Еще мы знаем, что разделительный ъ пишется перед йотированными гласными. Значит и буквосочетание ъп нам встретиться не может.

Учитель: Запишите оставшиеся буквосочетания.

Словарно- орфографическая минутка.

Сейчас мы отправляемся на место преступления. Собираться и действовать мы будем по плану. Сейчас я буду его читать, а вы выбирайте словарные слова и записывайте их в блокнот.

Мы наденем пальто и теплые сапоги. Возьмем портфель и красивый пенал, в котором будут лежать карандаши. С нами пойдет собака Линда и мы отправимся в город. Нам не помешает даже сильный мороз.

Даниил (ребёнок – инвалид, ДЦП) работает по карточке (Мы наденем п…(а,о)льто и теплые с…(а,о)поги. Возьмем п…(о,а)ртфель и красивый п…(е,и)нал, в котором будут лежать к…(о,а)рандаши. С нами пойдет с…(о,а)бака Линда и мы отправимся в г…(а,о)род. Нам не помешает даже сильный м…(а,о)роз.

Ростислав (ребёнок 7 вида) работает по карточке (П…(а, о)льто, с…(а, о)поги, п…(о,а)ртфель, п…(е,и)нал, к…(а,о)рандаши, с…(о,а)бака, гор…(о,а)д, м…(о,а)роз.

Какие слова мы записали?

Ребята, нам необходимо составить фоторобот . Что мы знаем о пострадавших братьях? Давайте вспомним правило о написание разделительных ъ и ь знаков в словах.( рассказывают правило)

На доске незаконченные фотороботы братьев. Давайте добавим особые приметы. ( добавляются схемы ).

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в паре.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД

1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные результаты

1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Развитие умений – применение знания.

Мы с вами на месте преступления. Необходимо собрать улики. Вы должны быть предельно внимательны, чтобы не пропустить ни одной важной улики. Но чтобы не оставить своих отпечатков пальцев, которые впоследствии могут спутать с отпечатками преступника, давайте наденем перчатки. (Пальчиковая гимнастика) Мы должны собрать следующие улики: выбрать слова с разделительным Ъ и разделительным Ь (по вариантам) .

Об…явление, от…езд, гост…я, в…ход, угощен…е, об…ём,, раз…яснил, в…езд, мыт..ё, варен...е, в…зял, птич.ий, в…юга, с…прыгнул, ноч.ю, с.емка, приё.мный, по.играть , жилье.

Даниил играет в игру «Будь внимателен». Если в слове Ъ знак подними правую руку, Ь – левая рука, в слове нет ни Ъ, ни Ь знаков – топот.

Ростислав работает по карточке Соедини букву со словом

съёмка

 

ручьи

съел

Ь

подъезд

вьюга

 

объём

вьют

 

деревья

под…ём

Ъ

сем…я

ул…и

 

с…езд

Ну вот наши улики и превратились в вещественные доказательства. Необходимо разобрать их и разложить правильно. В синий коробок мы сложили слова с Ъ, а в красный - с Ь.

А теперь проверьте работы у соседа по парте. Не забывайте, что вы очень внимательные детективы.

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в паре.

Познавательные УУД

1. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД

1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные результаты

1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

V. Физкультминутка

   

. Работа по теме.

А мы продолжаем нашу работу. И вызываем свидетелей. Это буквы е, ё, ю, я. Они утверждают, что различить Ъ и Ь знаки нам помогут приставка и корень. А давайте устроим им очную ставку.

Посмотрите, ребята, на столах у вас какие-то конверты. А у меня еще и письмо прилагается. « Вы хорошие детективы, так и быть, если справитесь с последним заданием, то верну братьев на место. Безграмотность.»

А сейчас мы проведем следственный эксперимент. Найдите ошибки и исправьте их. Задание по выбору.

Ребята вы можете сами выбрать себе задание (карточки).У вас на столе лежат карточки с заданиями. жёлтый – самый легкий, зелёный – по сложнее, красный – самый сложный. Подумайте, рассчитайте свои силы и решите, какое задание вам выбрать.

1 уровень.

Вьезжать в лес, шъёт платье, подьём флага, пъет молоко.

2 уровень.

собирай толька седобные грибы.

3 уровень.

Девочька съела напинёк и села перожок.

Кто выбрал задание 1 уровня? Поднимите руки.

Кто выбрал задание 2 уровня? Поднимите руки.

Кто выбрал задание 3 уровня? Поднимите руки.

Познавательные УУД

1. Выявлять сущность, особенности объектов.

2. На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

VΙΙ. Развитие речи.

Ребята, необходимо провести экспертизу.

Учитель: Посмотрите на экран. Перед вами картинка, на которой изображены соревнования по лыжным гонкам. Давайте попробуем составить текст, используя слова с разделительными ъ и ь знаками. Вы будете работать в группах. Каждая группа получает своё задание на карточке.

1 группа восстанавливает деформированный текст.

Лыжные соревнования.

Учитель объявил детям о лыжных соревнованиях. Впереди их ждал крутой подъем. Судья зачитал участникам правила. Вскоре все дети подъехали к финишу. Преодолев его, лыжники друг за другом съехали с горы.

2 группа вставляет пропущенные слова

Лыжные соревнования.

Учитель ……детям о лыжных соревнованиях. … зачитал участникам правила. Впереди их ждал крутой …… Преодолев его, лыжники друг за другом ….. с горы. Вскоре все дети …… к финишу.

Слова для справок: съехали, объявил, подъем, судья, подъехали.

(Возможное дополнительное задание: какое слово лишнее и почему.)

3 группа замени слово, которое часто повторяется синонимами.

Лыжные соревнования.

Учитель ……детям о лыжных соревнованиях. Учитель зачитал участникам правила. Впереди детей ждал крутой …… Преодолев его, дети друг за другом ….. с горы. Вскоре все дети …… к финишу.

4группа составляет текст, используя словосочетания:

объявил о соревнованиях

объяснил правила

началась гонка

подъём впереди

подъехали к финишу

5группа составляет текст самостоятельно, воспользовавшись лишь первым предложением: Учитель объявил детям о лыжных соревнованиях.

Проверка: один ученик от группы зачитывает получившийся текст, грамотность работы 3 группы оценивает учитель, грамотность работ 2 и 1 группы  можно поручить проверить ученикам 3 группы.

Дети записывают текст в тетради.

Даниил работает в программе http://linoit.com .

Познавательные УУД

1. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в группе.

ΙΙ. Работа в группах

Составление СХЕМЫ-АЛГОРИТМА определения написания разделительных Ъ и Ь знаков. У детей 5 разрезанных полосок с частями алгоритма. Задача группы составить схему-алгоритм, пронумеровать полоски.

Образец выполнения:

1.Прочитайте слово. Есть ли звук [й’] слышим после согласного перед гласным звуком – нужен разделительный знак ( ъ или ь;вьюга, разъезд).

2.Выделите в слове корень.

3.Где нужен разделительный знак? Если в корне – пиши ь, если между приставкой и корнем – пиши ъ.

4.Запишите слово.

5.Проверьте слово.

 

ΙX. Работа по теме

И чтобы получить удостоверение «Настоящий детектив» вам необходимо сдать экзамен.

Выполни тест .

Выбери верное утверждение:

А) разделительный твердый знак пишется после приставки, перед гласными е, ё, ю,я.

Б) разделительный твердый знак пишется после корня

2. Выбери верное утверждение

А) разделительный мягкий знак пишется после приставки, перед согласным

Б) разделительный мягкий знак пишется после корня , перед буквами е,ё,ю,я.

3. В какой строчке все слова пишутся с разделительным мягким знаком?

А) пальто, колья, полью

Б)листья, письмо, вьюга

В)счастье, деревья, веселье

4. В какой строчке в написании слов допущена ошибка?

А)воробьи, ульи, съезд

Б) колья, подъём, вехал

В)соленье, вьёт, печенье.

Познавательные УУД

1. Выявлять сущность, особенности объектов.

Регулятивные УУД

1. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

X. Итог

Ну вот братья и вернулись на свои места, дело закрыто и отправляется в архив. Всем спасибо за работу.

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.