12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Паздникова Елена Сергеевна1863
Россия, Пермский край, Пермь
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
6

Презентация и конспект урока - путешествия по русскому языку на тему «Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками», 2 класс



Конспект урока – путешествия по русскому языку

во 2 классе

(Образовательная система «Школа 2100»)

 Составила: Паздникова Елена Сергеевна, учитель начальных классов

МАОУ «СОШ № 91»  г. Перми

Тема урока: Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний обучающихся о правописании разделительных ъ, ь;

Задачи:

– закрепить полученные знания о разделительных ъ и ь знаках, их месте в слове;

– развивать умения различать слова с Ъ и Ь разделительными знаками;

– развивать орфографические умения и навыки, связную речь учащихся, логическое мышление, умения и навыки взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки, осуществлять дифференцированный подход;

– способствовать развитию коммуникативных навыков: умение общаться с одноклассниками и взрослыми, обосновывать собственную точку зрения, уважать другую точку зрения.

Задачи:

Личностные: способствовать проявлению интереса к изучаемой теме, осознанию собственных достижений при освоении учебной темы.

Метапредметные:

Коммуникативные: учиться принимать активное участие в работе парами, допускать существование различных точек зрения.

Регулятивные: способствовать развитию умений принимать и сохранять учебную задачу, соотносить учебное действие с известным правилом.

Познавательные: содействовать формированию умений устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, познакомить с интересными фактами про горы.

Тип урока: урок закрепления знаний, умений, навыков

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер, презентация к уроку, карточки с разноуровневыми заданиями.

Ход урока:

  I.  Орг.момент.

Вот книжки на столе,

А вот - тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки,

Необходимо приложить старание,

Мы отправляемся навстречу знаниям!

(слайд 2)

Сегодня у нас не просто урок, а урок – экспедиция «Восхождение на вершину Знаний», и вы не просто ученики, а альпинисты.

Я приглашаю всех, кто любит путешествия, походы и русский язык совершить увлекательное восхождение на вершину знаний. Для этого нам потребуется карта маршрута. Она перед вами. (Карту нужно заготовить заранее).

На пути к вершине будет несколько привалов. Во время привалов мы будем отдыхать с пользой:

Как известно экспедиции всегда предшествует подготовка, поэтому экспедиция пройдет в 2 этапа: 1 этап «Подготовка к экспедиции», 2 этап «Восхождение на вершину».

II.  Актуализация опорных знаний.

- Я предлагаю вам отгадать загадки:

  1. На столбе висит листок,

        В нём бывает мало строк:

        «Покупаю», «продаю»

        Иль «меняю», «отдаю». (объявление) (слайд 3)

  1. Любит фрукты есть, бананы.

        Прыгать любит по лианам. (обезьяна) (слайд 4)

  1. Вставишь ключик в домофон,

        Щёлк – и оказался в нём. (подъезд) (слайд 5)

  1. Здесь только для тебя

        Фасончик подберут.

        Иль платье, иль пальто

        С примерками сошьют. (ателье) (слайд 6)

– Прочитайте ещё раз слова, что интересного вы заметили? (слайд 7)

- Кто уже догадался, о чем сегодня пойдет речь и попробует сформулировать тему нашего урока? (говорят 2-3 ученика)

– Правильно, наша тема: «Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками». (слайд 8)

– Ребята, что вы можете сказать об этих буквах? Чем они интересны? (Они не имеют звуков)

– Так может быть они нам и не нужны? (Нужны)

– Какую роль они выполняют в словах? (Ь показатель мягкости согласного и разделяет согласный от гласного), (Ъ разделяет согласный от гласного)

Твёрдый знак

и мягкий знак –
Буквы нам нужны.
Не читаются никак,
Но в словах важны.

Эти знаки – буквы две – верно служат при письме:
Съезд, съедобный, сыновья, объявление, семья –
Им почет и уваженье за примерное служенье.
Вот, как видишь, не пустяк в алфавите каждый знак.

III.  Сообщение темы и цели урока.

– Это новая для нас тема? Мы хорошо знаем правила о написании слов с ъ и ь? Зачем нам ещё раз возвращаться к ней?

– Какие цели мы поставим перед собой? (повторить правила написания разделительного ъ и ь знаков, уметь правильно писать слова с разделительными ь и ъ знаками).

– Что мы будем для этого делать? (работать с учебником, в парах, узнавать новое, повторять правила).

– Правильно. Сегодня мы обобщим знания о правописании разделительных твердого и мягкого знаков; составим сравнительную таблицу; сделаем новое открытие. (слайд 9)

– Чтобы вам было легче запомнить путь, перед каждым из вас лежит маршрутный лист. На нем вы будете отмечать свои достижения. Итак, вы готовы отправиться в путь?

Чистописание: – какое задание вы бы предложили всем ребятам для минутки чистописания? (потренироваться писать «ъ» и «ь» и соединения с ними) (слайд 10)

– обратите внимание на буквосочетания. (слайд 11) Какое задание придумали? (записать буквосочетания по алфавиту, исключив «лишнее».)

съ дъ бъ еъ въ

(«Лишнее» сочетание еъ, так как Ъ пишется после согласных)

– Оцените себя, насколько вы правильно выполнили задание. Кто уверен, что все элементы написал правильно, нарисует зелёный флажок, кто сомневается – желтый, кто считает, что не справился – красный. (работа с картой маршрута)

– А сейчас я познакомлю вас с интересными фактами про горы.

Горы занимают 64 % Азии, 25 % Европы, 36 % Северной Америки, 22 % Южной Америки, 17 % Австралии и 3 % Африки. В целом, 24 % земной поверхности приходится на горы. Из гор берет свое начало большинство рек Земли. (слайд 12)

IV.  Организация деятельности по применению знаний.

– Для продолжения путешествия на вершину Знаний, нам необходимо сначала поработать всем вместе (устно):

– Посмотрите на запись, что вы предлагаете сделать? (слайд 13) (Вставить пропущенные буквы, в каждой цепочке найти лишнее слово и ответ обосновать):

Под…езд, на…езд, об…езд, раз…езд.

Руч…и, в…юга, сер…ги, друз…я.

В…ёт, в…ехал, с…ел, с…ехал.

– Оцените себя, насколько вы правильно выполнили задание. (работа с картой маршрута)

– А сейчас я расскажу вам о самой высокой вершине мира.

Джомолунгма  — высочайшая вершина земного шара высотой около 8850 м, находится в Гималаях. Эта гора имеет много названий.

Джомолунгма — в переводе с тибетского означает «Божественная». Непальское имя Джомолунгмы — Сагарматха — означает «Мать Богов». Английское название горы – Эверест.

Первое научное измерение высоты Эвереста было произведено в 1856 году. Оказалось, что высота равна ровно 29 000 футов (8 839 метров). Чтобы избежать обвинений в том, что расчёты очень приблизительные и им нельзя доверять (ведь в природе круглые цифры встречаются редко), было решено объявить высоту, равной 29 002 фута. (слайд 14)

– Сейчас я предлагаю вспомнить правила, когда пишется ъ и ь? (работа в парах). Вам нужно будет заполнить таблицу, выбрав нужный вариант ответа.

 

Место в слове

 

Пишется

Пример

После букв

Перед буквами

Разделитель-

ный Ь

       

Разделитель-

ный Ъ

       

– Кто может рассказать, когда пишется разделительный ь? (ответы детей) (слайд 15)

– Что можете рассказать о правописании разделительного ъ? (ответы детей) (слайд 16)

Самооценка по алгоритму.

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?

– Теперь каждый пусть оценит свою работу.

– Какое умение мы сейчас развивали?

Ответ детей: Мы учились оценивать свою работу.

– Оцените себя, насколько вы правильно выполнили задание. Кто выполнил правильно, нарисует зелёный флажок, кто немного ошибся – желтый, кто не справился – красный. (работа с картой маршрута)

Уральские горы — горная система между Восточно- Европейской и Западно - Сибирской равнинами. Длина более 2000  км, ширина от 40 до 150 км. По восточному подножью Уральских гор проходит условная граница между Европой и Азией.

(слайд 17)

– Часть нашего путешествия мы прошли и сделаем остановку, отдохнём.

       V. Физминутка.

– Наше путешествие продолжается. Рассмотрите внимательно следующий слайд и предложите задание (слайд 18) (распределить слова на 2 группы)

(дерев?я, об?ясни, руч?и, ноч?ю, от?езд, с?ел, осен?ю, об?явление, раз?единение)

(работа по вариантам: 1 вариант – выписывает слова с разделительным ь, 2 вариант – выписывает слова с разделительным ъ)

– Проверьте свою работу, глядя на экран. (слайд 19) Другие варианты есть?

– Дети, скажите, пожалуйста, что общего в правилах написания слов с ъ и ь?

– Чем правила различаются?

– Какое задание можно ещё придумать к этому слайду? (дописать слова в каждый столбик). Назовите свои слова.

– Оцените себя, насколько вы правильно выполнили задание. Кто выполнил правильно, нарисует зелёный флажок, кто немного ошибся – желтый, кто не справился – красный. (работа с картой маршрута)

– А знаете ли вы, что в некоторых высокогорных районах, например, калифорнийском хребте Сьерра-Невада, летом можно увидеть арбузный снег? Он розового цвета и обладает запахом и вкусом арбуза.

Этот феномен обусловлен присутствием в снеге водорослей, содержащих красный пигмент астаксантин. Данные водоросли служат также пищей для некоторых организмов, среди которых ледяные черви. Они могут жить только в ледниках при низких температурах, а при нагревании хотя бы до 5 °C распадаются и погибают. (слайд 20)

         VI. Продолжение работы по теме урока.

– Соедините линиями слова из левого столбика близкими по значению словами из правого столбика. (слайд 21)

Л…ёт очень сильно - как свои пять пальцев

Ползёт очень медленно - черепаш…им шагом

Знал очень хорошо - как из ведра

Был ленивым - тяжёл на под…ём

– Давайте проверим, что у вас получилось.(слайд 22)

– Оцените себя, насколько вы правильно выполнили задание. (работа с картой маршрута)

– В горной местности можно увидеть облака, которые могут висеть неподвижно даже при очень сильном ветре — они называются лентикулярными.

Объясняется это тем, что ветер движет воздушные массы определёнными потоками, обтекая различные препятствия. На гребнях таких потоков или между двумя слоями воздуха и образуются лентикулярные облака.

Эти облака обычно имеют округлую форму, поэтому их часто принимают за НЛО. (слайд 23)

          VII. Индивидуальная работа (разноуровневая)

- А теперь попробуйте выполнить задание самостоятельно. На ваших карточках есть задания трёх уровней. Каждый из вас может выбрать тот уровень, с которым сможет справиться. (слайд 24)

1 уровень: Вставьте, где нужно, разделительный ъ или ь. Подчеркните орфограмму ъ или ь.

б…ют без…усый в…ехал с…поёт

2 уровень: Найдите ошибки в предложении и запишите его правильно. Подчеркните орфограмму ъ или ь.

Девочька съела напинёк и села пирожок.

3 уровень: Прочитайте транскрипцию слов. Запишите слова в тетради буквами так,  как они пишутся. Подчеркните орфограмму ъ или ь.

[в’й’уга] [абй’экт] [ сй'омка ] [ брат'й'а ] [ падй'ом ] [ сй'ожылс'а ]

[ мад'эл'й'эр ]

Учащиеся работают самостоятельно, а потом проверяют. (слайд 25)

– Оцените себя, насколько вы правильно выполнили задание. (работа с картой маршрута)

           VIII. Подведение итога урока (рефлексия)

– Наше путешествие закончилось. Подведём итоги. (слайд 26)

– Как различать написание разделительного Ь и Ъ знаков в словах?

– Что вы считаете нужным запомнить с сегодняшнего урока?

– Над чем ещё надо поработать?

– За что ты можешь себя похвалить?

– Для меня самым интересным было…

– Наш путь на уроке был сегодня трудным, но интересным. Мы пытались подняться на вершину Знаний. Сейчас каждый из вас решит смог ли он достигнуть вершины горы. Если вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, вы поняли тему и можете помочь другим – прикрепите зеленый флажок на вершине горы; если вы считаете, что поняли тему, но вам ещё нужна помощь – прикрепите желтый флажок на склоне; Если вы считаете, что было трудно на уроке, то прикрепите красный флажок у подножия горы (выходят и ставят). (слайд 27)

Выставление оценок

Не устанем повторять,

Любим мы отметку «пять"

Кто ж сегодня отличился?

Кто на славу потрудился?

Ну, кому поставить "пять"?

Попрошу вас предлагать.

И "четверочку" поставим

От души ребят поздравим.

Что тут думать и гадать...

За "четверкой" идет "пять"!

       IX. Домашнее задание (творческое) (слайд 28):

    • Подобрать и записать по 3 пословицы с разделительными Ъ и Ь знаком.
    • Сочинить рассказ, в котором встретится, как можно больше слов с Ь и Ъ

– Мне понравилось, как мы с вами поработали. Благодарю всех за работу. Вы молодцы!
Презентация к уроку
PPTX / 3.99 Мб

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (4)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.