Урок русского языка в 3 классе «Упражнения в написании слов с разделительным ь и ь смягчающим»
Пояснительная записка к презентации
ГБОУ «Севская школа-интернат»
Урок
по письму и развитию речи в 3 классе
по теме:
«Упражнения в написании слов с разделительным Ь и Ь смягчающим»
Подготовила
учитель начальных классов
Панекина Лариса Александровна
Севск
февраль 2013-2014 уч. г.
Тема: Упражнения в написании слов с разделительным Ь и Ь смягчающим.
Цель: формировать навык правописания слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком – показателем мягкости.
Задачи: закреплять представление учащихся о разделительном мягком знаке, учить детей дифференцировать разделительный Ь и Ь, как показатель мягкости согласных звуков,
тренировать навыки правильного написания слов и умения их объяснять;
корректировать и развивать устойчивое внимание, память, зрительное восприятие, логическое мышление, фонематический слух; развивать орфографическую зоркость; обогащать словарный запас; способствовать развитию речи учащихся; воспитывать мотивацию к учению.
Оборудование: презентация, мультимедиа, учебники, карточки с заданиями, схемы, таблицы, полоски со словами.
Ход урока
Организационный момент. (Слайд 1)
- Всем, всем – добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Все расселись по местам,
Никому не тесно,
По секрету скажем вам:
«Будет интересно!»
- Сегодня на уроке мы отправимся в зимний лес. Вы были когда-нибудь в зимнем лесу?
|
II. Проверка домашнего задания.
- Но прежде чем отправляться в лес, мы должны проверить домашнее задание. Откройте тетради, приготовьтесь к проверке домашнего задания. Какое упражнение выполняли? (На домашнем задании выполняли упражнение 17 на странице137). Что надо было сделать в этом упражнении? (Надо было списать текст, вставить пропущенные буквы и объяснить их написание). Прочитайте только те слова, в которых есть мягкий знак и объясните их написание.
- Прочитайте последнее предложение. Ответьте на вопрос к этому тексту: «Как помочь птицам зимой?»
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну! (Слайд 2)
- Ребята, сегодня наших птичек мы порадуем лакомством. У каждого из вас на парте стоят чашечки с зерном. Правильно ответив на вопрос или выполнив без ошибок задание, вы набираете щепотку зерна и сыплете в свою чашечку. После урока заработанное вами зерно вы насыплете в кормушку. Вы уже можете начать наполнять свою чашечку. Те, у кого в домашнем задании все буквы были вставлены правильно, возьмите щепотку зерна.
III. Сообщение темы и целей урока.
- А теперь заходим в зимний лес. Как там тихо и красиво, как в сказке.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна. (Слайд 3 )
Лес всегда полон тайн и загадок и вот одна из них.
(Слайд 4) Что за буква, кто узнает: Звука не обозначает, Может только показать, Как согласную читать. Перед е, ё, и, ю, я Я в словах стою, друзья.
- Кто догадался, о чём будет идти речь на уроке?
- Ребята, в первый раз мы говорим с вами о мягком знаке? А что мы с вами о нём уже знаем?
Тема нашего урока звучит так: «Упражнения в написании слов с разделительным Ь и Ь смягчающим в середине слова». (На доске записана тема урока).
Как вы думаете, чему нам нужно будет учиться на уроке? А для чего мы должны этому учиться?
Мы должны учиться, чтобы уметь писать грамотно.
III. Пальчиковая гимнастика.
- Холодно в зимнем лесу, руки мерзнут. Давайте их погреем. Подышите на них, разотрите. Поздоровайтесь и пожелайте друг другу успеха.
"Разминка пальчиков" - соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим:
желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь).
- А теперь положили тетради для письма, запишите число. Дежурный, какое число и день недели сегодня?
IV. Минутка чистописания.
- Посмотрите, что это на ветке? (Слайд 5) На какую букву похожа капелька? Как вы думаете, какую букву будем писать на чистописании? (Слайд 6)
Мы напишем МЯГКИЙ ЗНАК
Нежной капелькой,
Вот так: ь // ьь // ььь // ньи // нья // нье
Буквы капля разделит
И согласную смягчит.
V. Электронная физминутка для глаз. (Слайд 7. «Танец снежинок»)
- Пошел снег в лесу, закружились снежинки в танце. Давайте понаблюдаем за снежинками.
VI. Работа над звукобуквенным составом слов.
- Ребята, мы сейчас наблюдали за танцем снежинок. Как называется явление природы, когда ветер поднимает снег, крутит его и несёт в сторону? (Метель). Каким другим словом можно его заменить? (Вьюга). Послушайте, как завывает вьюга в лесу. (Слайд 8). Чтобы успокоить ее, нужно выполнить следующие задания. Работать будем парами. Один ученик из пары будет работать на доске, другой в тетради, потом меняемся.
Задание 1: записать слова на доске, определить, какую работу выполняет мягкий знак в одном и другом словах, поставить в словах ударение, разделить слова на слоги. (2 ученика выходят к доске, записывают слова, объясняют написание ь; остальные уч-ся работают в тетрадях).
Задание 2: составить схему каждого слова, подчеркнуть мягкие и твердые согласные. (2 ученика выполняют задание у доски).
- Сколько звуков и букв в каждом слове? Почему в словах количество звуков и букв не совпадает?
VII. Письмо предложения по слуху.
- А теперь запишем предложение под диктовку.
Закружился снег, поднялась метель.
- Объясните встретившиеся в этом предложении орфограммы.
- Молодцы. Общими усилиями мы усмирили вьюгу. Снова в лесу стало тихо.
VIII. Деление слов на группы по орфограммам. Подбор слов к данным схемам. (Слайд 9).
- Сейчас я хочу предложить вам следующее задание. На экране слова. Прочитайте их. Какой общей темой можно объединить их? (Зима). Что общего в написании этих слов? (Во всех словах есть ь). На какие две группы можно их разделить, берем во внимание орфограммы? (Слова с разделительным ь и ь смягчающим).
- На доске полоски с данными словами и схемы. Что обозначает каждая из схем? («ь разделительный» и «ь смягчающий»).
Учащиеся по цепочке выходят к доске, читают слово и закрепляют его под нужной схемой с объяснением.
IX. Комментированное письмо. (Слайд 10).
- Снова слышны какие-то звуки. Это чьи-то голоса. Вам нужно угадать, чьи они.
Назовите одним словом. (Птичьи).
- Составьте предложение, опираясь на нашу работу.
Ребята слышат птичьи голоса.
- Нужно записать составленное предложение, объяснив все орфограммы. (К доске вызывается ученик).
Физминутка
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают, (машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)
Там не тронет их никто.
X. Составление слов из частей. Игра «Собери слова»
- Мы говорили, что птицам зимой трудно живется и им нужно помогать. Птицы просят нас о помощи. В феврале часто дует ветер, заметая снег во все щели. Поможем птицам утеплить их домики. На каждом птичьем домике начало слова. Вам нужно правильно подобрать конец слова.
Упражнение выполняется устно. Учащиеся выходят к экрану и указкой соединяют слова, учитель управляет компьютерной мышью.
XI. Развитие связной речи. Работа над деформированным текстом, его озаглавливание.
- Ребята, не только мы были в лесу, но и охотник. Его застала вьюга и ему пришлось вернуться домой. Дома охотник рассказал о своем приключении в лесу, но рассказ его получился сбивчивым, запутанным. Нам надо восстановить рассказ. Он записан в учебнике.
Работа по учебнику. (Слайд 11, 12).
Вьюга.
Охотник взял руж . ё и пош . л в лес.
Поднялась сил . ная в . юга.
Она засыпала лис . и следы.
Какая тепер . охота!
XII. Самостоятельное написание слов учащимися. (как дополнительное задание, если останется время на уроке)
Скажите, чему мы учились на уроке? Мы теперь умеем писать слова с мягким знаком? Давайте докажем это и напишем на снежинках пожелания, используя слова с мягким знаком.
- Чтобы не болели, мы желаем всем … (здоровья).
Чтобы никто не грустил, мы желаем … (веселья).
Чтобы не было горя, мы желаем … (счастья).
XIII. Домашнее задание
Работа по карточкам. (Уч-ся раздаются индивидуальные задания по данной теме)
XIV. Итог урока. (Слайд 13)
- Понравилось путешествие по зимнему лесу? Много зерна собрали для птиц? За что вы можете себя похвалить?
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
мне захотелось…
- Снежинки с пожеланиями подарите нашим гостям.
XV. Оценивание работы уч-ся. (Слайд 14).
Если на уроке останется время, прослушивается клип «Сказка зимнего леса» (Слайд 15).
8