Урок окружающего мира на тему «Планеты солнечной системы» (4 класс)
Тип урока: комбинированный
Цель
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Характеристика деятельности учащихся
Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. На основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку. Различать планеты и их спутники. Работать в паре: анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца. Устанавливать причинно – следственные связи между движениями Земли и сменой дня и ночи, сменой времен года. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Планируемые результаты
Предметные ( знать, уметь)
Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создать несложные модели планет
Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)
П. – устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений.
Р. – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Учиться высказывать своȅ предположение на основе иллюстраций учебника.
К. – формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные результаты
Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно – познавательные мотивы.
Основные понятия и определения
Планеты Солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Земля имеет один естественный спутник — Луну.
Подготовка к усвоению нового материала
Рассмотри схему на с. 5. Что ты можешь рассказать по ней о планетах Солнечной системы? С помощью схемы перечисли планеты: а) в порядке увеличения их размеров; б) в порядке уменьшения их размеров. Проверь себя на «Страничках для самопроверки».
Изучение нового материала
ПОЗНАКОМИМСЯ С ПЛАНЕТАМИ
Большинство планет можно увидеть с Земли невооружённым глазом. Они кажутся яркими звёздами. Но надо помнить, что планеты, в отличие от звёзд, не испускают собственного света. Они лишь отражают свет Солнца.
Земля — сравнительно небольшая планета. Её диаметр равен 12 740 км.
Земля Марс
Самая большая планета — Юпитер. Диаметр Юпитера в 11 раз больше диаметра Земли, а масса в 318 раз больше массы нашей планеты. И вот ещё что интересно: Юпитер в два с половиной раза тяжелее, чем все остальные планеты, вместе взятые!
Юпитер Сатурн
Самая маленькая планета — Меркурий. Её диаметр 4 880 км
У большинства планет есть естественные спутники. Это тоже космические тела Солнечной системы. У Земли один спутник — Луна, у Марса два, а у Сатурна более 60. Кроме того, у Сатурна есть хорошо заметные в телескоп кольца. Они кажутся сплошными, но на самом деле состоят из огромного числа камней и глыб, которые движутся вокруг Сатурна. Подобные кольца, только гораздо менее заметные, обнаружены у Юпитера, Урана и Нептуна.
Учёные России и других стран изучают планеты и их спутники с помощью мощных телескопов и автоматических межпланетных станций. Такие станции уже побывали на Луне, Венере и Марсе, а многие планеты они фотографировали с близкого расстояния. В 1959 году первой в мире достигла поверхности Луны созданная в нашей стране автоматическая межпланетная станция «Луна-2». В том же 1959 году советская станция «Луна-3» впервые сфотографировала обратную сторону Луны, невидимую с Земли. Через 10 лет, в 1969 году, на Луну впервые ступил человек. Это был американский астронавт Нил Армстронг.
Исследования Луны продолжили советские самоходные аппараты — «Луноходы», управляемые с Земли. Первый из них («Луноход-1») был доставлен на поверхность Луны в 1970 году, второй («Луноход-2») — в 1973 году. И это лишь некоторые страницы истории изучения космоса.
Автоматическая Самоходный аппарат межпланетная станция «Луноход-1»
«Луна-2»
ОТЧЕГО НА ЗЕМЛЕ СМЕНЯЮТСЯ ДЕНЬ И НОЧЬ И ВРЕМЕНА ГОДА
Проанализируйте схемы. С их помощью попробуйте объяснить причины следующих природных явлений: а) смена дня и ночи; б) смена времён года. Проверьте себя по тексту учебника
Смена дня и ночи
Смена времён года
Хорошо знакомые нам явления — смена дня и ночи, смена времён года — связаны с движением Земли в космическом пространстве.
Земля постоянно вращается вокруг воображаемой линии — земной оси. Эту линию мысленно проводят через толщу Земли между Северным и Южным полюсами. Вращается Земля с запада на восток. Полный оборот вокруг своей оси она совершает за сутки.
Из-за этого вращения происходит смена дня и ночи. На той стороне Земли, которая освещена Солнцем, — день. На противоположной, находящейся в тени, — ночь.
Одновременно Земля движется вокруг Солнца. Время полного оборота Земли вокруг Солнца равно одному году.
На схеме хорошо видно, что земная ось расположена наклонно. Именно такое положение занимает Земля в космическом пространстве.
Из-за наклона оси наша планета, двигаясь вокруг Солнца, как бы подставляет ему то северную свою часть, то южную. Поэтому и происходит смена времён года. Когда северная часть Земли получает от Солнца больше света и тепла, там лето, а в южной части в это время зима. И наоборот
Осмысление и понимание полученных знаний
Практическая работа
1.Найди на глобусе основные стороны горизонта; Северный полюс; Южный полюс. С помощью глобуса покажи, как вращается Земля вокруг своей оси.
2.Пусть какой-нибудь источник света, например лампа, изображает Солнце. Поставь напротив него глобус. Вращай глобус вокруг оси и наблюдай, как будут перемещаться свет и тень по его поверхности. Постарайся представить себе, как происходит смена дня и ночи на Земле.
3.Используя тот же источник света и глобус, покажи, как обращается Земля вокруг Солнца. Объясни, почему происходит смена времён года.
Обсудим!
Температура на Меркурии достигает +480°, на Марсе редко поднимается выше 0°, на Юпитере температура близка к -130°, а на Сатурне приближается к -170°. Как вы это объясните?
Самостоятельное применение знаний
Проверь себя
1.Назови планеты по схеме на этой странице. Для самопроверки используй схему на с. 5.
2.Коротко расскажи о планетах Солнечной системы. 3. Как движется Земля в космическом пространстве? 4. Объясни, отчего происходит смена дня и ночи на Земле. 5. Почему происходит смена времён года на нашей планете?
Вывод
В состав Солнечной системы входят планеты Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Земля имеет один естественный спутник — Луну. С движением Земли в космическом пространстве связаны такие природные явления, как смена дня и ночи, смена времён года.
Задания для домашней работы
1.Вылепи из пластилина модели планет. Покажи при этом, что все планеты имеют шарообразную форму, но разные размеры.
2.Понаблюдайте на вечернем небе Луну: невооружённым глазом, в бинокль или школьный телескоп. Сравните результаты наблюдений, сделанных разными способами.
3.Если есть возможность, побывай в планетарии. Здесь можно увидеть движение планет Солнечной системы, познакомиться с разнообразием планет и их спутников. Приготовься рассказать на уроке о своих впечатлениях.
4.Постарайся найти в дополнительной литературе, Интернете информацию о новых научных исследованиях планет Солнечной системы. Подготовь сообщение.
Путешествие по солнечной системе
Обучающее видео про планеты солнечной системы,Строение солнечной системы
СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА - ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Вращение Земли вокруг Солнца.Вращение земли вокруг своей оси и вокруг солнца презентация
Смена дня и ночи
Земля: смена дня и ночиИсточники информации:
ШКОЛА РОССИИ ФГОС А. А. Плешаков учебник, Е.А. Крючкова рабочая тетрадь Окружающий мир 4 класс Москва «Просвещение» 2014
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций окружающий мир