Урок окружающего мира в 4 классе «Из книжной сокровищницы Древней Руси»
Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 4класс
Тип урока: комбинированный
Цель
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Характеристика деятельности учащихся
Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.
Обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси, характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки, выявлять роль летописей для изучения истории России, характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства. Обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Планируемые результаты
Предметные
Знать понятия: Кирилл, Мефодий,
кириллица, IХ век,
летописи, монах Нестор. Знать историю Древней Руси.
Уметь подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества.
Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)
П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Р. - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
К. - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Личностные результаты
Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю
Основные понятия и определения
понятия: Кирилл, Мефодий, кириллица, IХ век, летописи, монах Нестор. Знать историю Древней Руси.
Подготовка к усвоению нового материала
Узнаем о просвещении и школах, летописях, рукописных книгах Древней Руси. Сравним древнерусские книги и современные. Осознаем, что Древняя Русь была страной высокой культуры. Поймём, какое значение имеют древнерусские летописи для учёных
Вспомни, что тебе известно о славянской азбуке и её создателях
Изучение нового материала
Из КНИЖНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ Древней Руси
В IX веке жили в Византии монахи — Кирилл и его брат Мефодий. Кирилл славился своей учёностью, он знал несколько иностранных языков. Правитель Византии поручил Кириллу и Мефодию познакомить с христианством славянские народы. А для этого надо было перевести на славянский язык христианские книги. Но как это сделать? Ведь у славян не было своей письменности. Тогда Кирилл создал славянскую азбуку — глаголицу (от слова «глаголить» — говорить). Кирилл и Мефодий перевели на старославянский язык христианские книги. Позднее азбуку упростили их ученики. Она была названа кирйллицей.
Памятник Кириллу и Мефодию в Москве
Письменность на Руси стала широко распространяться после принятия христианства. О развитии просвещения заботились многие князья. Князь Владимир велел отдавать в учение детей киевлян. В Киеве и в других русских городах существовали библиотеки. Грамотными были не только знать и служители церкви, но и простой люд
В Древней Руси создавались летописи — записи о важнейших событиях. Велись летописи по годам (из лета в лето). Они писались при княжеских дворцах, в монастырях. Самая известная летопись Древней Руси — «Повесть временных лет». Учёные считают, что её написал в начале XII века Нестор, монах Киево-Печёрского монастыря. Нестор рассказывает о восточнославянских племенах, нашествиях кочевников, первых русских князьях. Историки называют «Повесть временных лет» повестью о начале Руси.
РУКОПИСНЫЕ КНИГИ
Древние рукописи дошли до нас в виде отдельных листов или книг. Рукописные книги Древней Руси — настоящие произведения искусства. Над созданием книги трудились несколько мастеров: переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплётчики.
До XIV века для письма в основном использовался пергамен. Этот материал изготавливали из телячьей кожи. Ненужные записи соскабливали и вновь писали на очищенном листе.
Для письма делали коричневые или чёрные чернила. Для украшения рукописей использовали природные краски. Чаще всего это были киноварь — краска оранжево-красного цвета и охра — краска жёлтого цвета. Орудиями письма служили очинённые птичьи перья, чаще всего гусиные.
Книги были украшены орнаментами и красочными изящными миниатюрами. Рукопись, каждая глава и отдельная страница начинались и заканчивались рисунками — заставками и концовками. Начальная буква каждого абзаца рукой мастера превращалась в настоящее чудо.
Специальные мастера одевали книгу в переплёт. Он делался из досок и обтягивался кожей или тканью. Переплёты дорогих книг были роскошно отделаны золотом и драгоценными камнями. Чтобы листы книг не скручивались, к переплёту приделывали застёжки — кожаные ремешки с петлями.
Осмысление и понимание полученных знаний
Обсудим!
1.О развитии каких ремёсел и искусств может рассказать древнерусская книга?
2.Что в оформлении древнерусских книг напоминает сегодняшние книги? Какие художественные приёмы оформления книг сохранились и в наши дни?
3.Какую роль играло книжное дело в развитии культуры?
1.Кто создал славянскую азбуку? 2. Что свидетельствует о широком распространении грамотности на Руси? 3. Что такое летопись? 4. Какими были книги в Древней Руси?
Вывод
Важным источником знаний о жизни Древней Руси являются летописи. Самая знаменитая из них — «Повесть временных лет». Книги в Древней Руси были рукописными
Задание для домашней работы
Попробуй изобразить страницу рукописной книги. Используй при оформлении те же приёмы, которые использовали древнерусские мастера.
Из книжной сокровищницы Древней Руси (4 класс)
Презентация из книжной сокровищницы древней руси презентация 4 класс
КИРИЛЛИЦА - история древней азбуки
Славянская Азбука. Значение букв
Рукописные книги Древней Руси
Рукописные книги Древней Руси. Автор Анатолий Чурин
История книги
Первые книги
Рукописные книги Древней Руси-начало 11века
Самостоятельное применение знаний
Источники информации:
ШКОЛА РОССИИ ФГОС А. А. Плешаков учебник, Е.А. Крючкова учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 4 класс Москва «Просвещение» 2014
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций окружающий мир
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html