Методическая разработка по окружающему миру для 4 класса по теме «Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси»

1
0
Материал опубликован 1 July 2018

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (4 класс)

Тема. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси.

Цель:

образовательная: формировать у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян, их вероисповедания;

развивающая: развивать устную речь учащихся, воображение, фантазию, умение работать с картой;

воспитательная: воспитывать любовь к истории.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: Окружающий мир 4 класс, А.А. Плешаков, плакат с темой урока, иллюстрации по теме урока, карточки.

Литература: методическое пособие с поурочными разработками.

ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА

I. Организация обучающихся к учебной деятельности 1 мин

II. Минутка синоптика 2 мин

III. Проверка домашнего задания 5 мин

IV. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности. 3 мин

V. Сообщение темы и цели 2 мин

VI. Изучение нового материала 15 мин

VII. Закрепление и осмысление изученного материала 5 мин

VIII. Обобщение и систематизация знаний 5 мин

IX. Подведение итогов урока 5 мин

X. Домашнее задание 2 мин

Ход урока

Организация обучающихся к учебной деятельности.

- Здравствуйте ребята.

 - Проверьте готовность к уроку, у вас на парте лежат: учебник, тетрадь, пенал и дневник. Лишнее уберите в портфели.

Минутка синоптика.

Беседа о весне

- А начнём мы с минутки синоптика. Послушайте стихотворение. Скажите, о каком времени года идёт речь?

За окном звенит капель

Приближается апрель

Шапки снега таят вмиг

И повсюду чик-чирик

Все очнулось ото сна

На Земле ведь вновь Весна.


 

Ура, ура - пришел апрель!

Бегут ручьи, звенит капель.

И в небе ясном солнце светит,

Весна шагает по планете!

- Какое время года описывается в стихотворении?

- Чем отличается весна от остальных времён года?

- А какой сейчас месяц? А какие ещё весенние месяцы вы знаете?

- Как с приходом весны изменилась продолжительность дня и ночи?

- Давайте поговорим об изменениях в живой природе.

- Что происходит с деревьями? Кустарниками? Травами?

- Что делают птицы? Какие птицы возвращаются из тёплых краёв? (Чайки, сороки, дрозды, журавли, утки и гуси занимают озёра и реки, соловьи наполняют леса. Возвращаются ласточки, стрижи, кукушки)

- Что делают звери? Какие звери выходят из спячки? (Медведи, еноты, барсуки, тушканчики, ежи, хомяки, бурундуки)

- А как же изменилась жизнь и труд людей с приходом весны?

Погода сегодняшнего дня

- А сейчас давайте поговорим о погоде сегодня. Откройте свои дневники погоды. Утром вы выходили из дома и посмотрели на термометр. Какая же сегодня температура воздуха?

- В каком состоянии небо сегодня? Определите облачность.

- Есть ли ветер?

- Что вы можете сказать об осадках?

- Не забывайте, что вашим ежедневным домашним заданием является наблюдение за состоянием погоды.

- Дети, а как вы должны одеваться с проходом весны?

- Не смотря на то, что тает снег, повышается температура, вам всё равно нужно носить шапку и тепло одеваться, чтобы не заболеть.

Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке вы закончили изучение раздела «Страницы всемирной истории». Давайте вспомним, что нового и интересного вы узнали.

- Назовите самую короткую эпоху истории. (Новейшее время)

- Как изменилась устройство государственной жизни во многих странах? (Власть стала выборной)

- Каких успехов достигли учёные? (Открыли мир частиц)

- Кто был первым космонавтом? (Ю.А. Гагарин)

- Когда он отправился в полёт? (12 апреля 1961 года)

- Кто высказал мысль о возможности полёта? ( К.Э. Циолковский)

- Чем ещё запомнился 20 век? (Двумя Мировыми войнами)

- Какое самое разрушительное оружие в истории человечества было изобретено? (Атомное)

- Какую организацию создали страны - победительницы для сохранения мира на Земле? (Организацию Объединённых Наций)

 

Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности.

Фронтальная устная работа

- Прочитайте слова и сделайте предположение о лексическом значении этих слов.

• Предок (древний предшественник по роду, а также соотечественник из прежних поколений.)

• Современник (человек (или другой объект), находящийся в том же времени)

• Потомок (человек, происходящий по рождению из какого-н. рода, человек по отношению к своим предкам)

- Хорошо, молодцы!

Высказывания

- Внимательно прочитайте три высказывания и найдите среди них ложные.

- Объясните свою позицию.

• Наши предки живут в далёком будущем.

• Наши потомки жили в далёком прошлом.

• Наши предки жили в далёком прошлом.

- Так какое же из этих высказываний истинное, а какое ложное?

- Действительно, истинным является только последнее высказывание. Именно оно определяет содержание курса истории, изучение которого мы продолжаем.

- Так о чём мы с вами сейчас говорили? (о предках, о далеком прошлом и т.д.)

Сообщение темы и цели.

- Ребята, а вы бы хотели узнать подробнее о наших предках, историю своей страны, начиная с древних времён?

- Сегодня мы начинаем новый раздел «Страницы истории Отечества». Отправляемся в путешествие в далёкие времена, когда жили наши предки.

- Как вы думаете, что такое «Отечество»?

- ОТЕ́ЧЕСТВО - страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит.

- Как вы думаете, о чём будет идти речь в данном разделе?

- А темой нашего урока сегодня будет «Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси»

- Что бы вы хотели узнать об этой теме?

- Значит, сегодня на уроке мы узнаем, когда и где жили наши предки, каковы были их быт и традиции. Во что верили?

Изучение нового материала.

Рассказ

Полторы тысячи лет прошло с тех пор, как по берегам рек Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина на большой лесной равнине поселились славяне. Остатки этих поселений сохранились до наших дней, их сейчас изучают археологи.

Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали рвы (глубокие канавы), ставили частокол.  Частокол строился из крепких брёвен. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Брёвна надо было обтесать гладко, врыть глубоко в землю, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.

В домах древних славян пол был на метр углублён в землю, стены сложены из тонких слоёв деревьев-жердей, очищенных от веток и коры. Жерди соединены между собой деревянными шипами, связанны для прочности гибкой корой. Крыша тоже из жердей, а на ней – толстый слой соломы.

Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали  досками или соломой – ведь стёкол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня, печь – она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась по – чёрному – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле. В доме почти все свободное место стол и две-три деревянные лавки.  В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами – это постели.

Как ни просто устроено жильё, в нём можно было укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться и печи и сварить еду.

В каждом посёлке обычно жили родственники, которые нередко вели хозяйство вместе.

Работа по карте.

- Рассмотрите карту на стр. 35. Что вы можете узнать с её помощью о расселение славян?  (Славяне  населяли огромные пространства Восточной Европы по берегам рек и морей ).

- По берегам каких рек и морей расселились древние славяне? (Днепр, Западная Двина, Дунай, Висла, от берегов Чёрного моря до берегов Балтийского моря).

- Найдите эти моря и реки на карте.

- Какие племенные объединения были у славян? (Жили славяне племенами: восточные славяне, западные славяне, южные славяне).

- Какое из племён занимало наибольшее пространство? (Племя восточных славян).

Беседа

- А сейчас, мы поговорим о Древней Руси.

Правления у славян не было такого, как теперь у нас. Государей у них не было, а в каждой семье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на веча (мирские сходки) и решали дела сообща. Только в последствии стали управлять князья. Когда они начали княжить, кто они были такие, и как началось Русское государство, достоверно не известно. В летописи рассказывается об этом следующее. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё ссоры да драки. Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили на вече себе князя выбрать, но не из своих, а из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени Русь послы, и велено держать им такую речь: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами». Три князя варяго-русские Рюрик и два брата его пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началось в 862 году по Рождестве Христовом Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью

Работа с картой

- Рассмотрите карту на стр.41 учебника.

- Каким цветом выделена территория древней Руси в конце 9 века? (светло-зеленым)

- А в середине 11 в.? (светло-зеленый + темно-зеленый)

- Сравните эти территории по размеру. (стала больше, увеличилась)

- Как вы думаете, почему территория увеличилась? (славянские племена объединялись, князья завоевывали земли)

- Найдите реку Днепр. В какие города можно попасть, путешествуя по ней? (Переяславль, Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород.)

- Главными дорогами, связывающими жителей, были реки и моря. По ним плыли ладьи и плоты переселенцев на новые земли, а также купеческие караваны. Именно по реке Днепр проходил важнейший торговый путь «из варяг в греки». К середине XI века Русь занимала пространство от Балтийского моря до чёрного. Управлять такой обширной землёй без строгого порядка было нельзя. Главой Руси был великий князь киевский, его советниками и помощниками – бояре, а опорой и поддержкой – верная и преданная княжеская дружина. Князья укрепляли Русь, поддерживали порядок внутри страны, заботились о её безопасности.

Физкульминутка

- Я предлагаю вам побыть в роли древних славян.  (Дети сопровождают слова учителя соответствующими движениями).

- Мы охотники, мы стреляем из лука.

- Мы рыболовы, мы ловим рыбу багром.

- Мы бортники, мы лезем на дерево за мёдом диких пчёл.

- Мы занимаемся земледелием:

- рубим деревья,

- пашем землю,

- сеем просо, пшеницу,

- жнём колосья,

- молотим зерно,

- замешиваем тесто,

- печём хлеб.

- Какой ароматный получился хлеб!

Закрепление и осмысление изученного материала.

  1. Работа с учебником.

- Прочитайте текст на стр. 36 - 36. При чтении будьте предельно внимательными, так как знания, полученные из учебника, потребуются для ответов на очень интересные вопросы.

- Как жили славяне? (Жили славяне племенами).

- Почему славяне были крепкими, выносливыми? (Каждый день их был полон трудовых забот. Их налаженную жизнь могло потревожить появление недругов, какое-либо бедствие).

- Чем занимались мужчины? (Все мужчины были охотниками, рыболовами).

- На кого они охотились? (Охотились они на кабанов, медведей, косуль).

- Кто такие бортники? (Они собирали мёд диких пчёл).

- Чем занимались женщины? (Женщины готовили пищу, разводили огороды, ткали, пряли, шили. Многие из них занимались врачеванием, готовили лекарственные снадобья из трав).

- Почему древние славяне жили племенами? (Сообща занимались земледелием. Чтобы расчистить землю под пашню, приходилось вырубать лес).

- О чём мы с Вами говорили?

- Мы сейчас говорили о наших предках. Об их традициях, одежде, умениях и т.д.

  1. Работа по карточкам

- У вас на столах лежат карточки.

- Что вам нужно сделать?

- У вас есть несколько минут на выполнение этого задания, а потом, мы его проверим.

Соедини линиями (занятие с его продуктом)

Рыболовство                                        мёд

Скотоводство                                    пшеница

Земледелие                                         корова

Бортничество                                       осётр

Охота                                                     грибы

Собирательство                                    медведь

- Сейчас, я раздам вам карточки. Для первого и второго варианта. У вас будет несколько минут для выполнения работа. А потом, мы проверим, как вы выполнили ваше задание.

Карточка 1.        

Что являлось главной дорогой связывающая между собой жителей 
Древней Руси.        

С какими морями их связывали водные пути?        

Карточка 2

На берегу какой реки возник город Киев?

Кто правил Древней Русью? Кто помогал ему?

Работа с учебником

- Прочитайте текст на с. 41.

- Назовите главные дороги, которые являлись связующими между собой жителей этих мест. ( Реки и моря. По ним плыли купеческие караваны , ладьи и плоты переселенцев на новые земли.)

- Кто был главой Руси? (Главой Руси был великий князь киевский, а его советниками и помощниками - бояре.)

- Кто из русских князей особенно прославился своими военными подвигами? (Русский князь Олег)

- Откройте учебник на странице 43 – 44 и прочитайте текст о Крещении.

- Почему во многих странах первыми принимали Крещение правителей?

- Назовите столицу Древней Руси.

- Как было организовано управление в Древней Руси?

- Каковы заслуги князя Владимира?

- В чём значение принятия Русью Христианства?

- Хорошо! Молодцы!

Обобщение и систематизация знаний.

- Какая была тема нашего урока?

- Что вам было интереснее, узнать о наших предках, их традициях и жизни, или поговорить о Древней Руси?

- Кто же такие славяне?

- Что узнали вы о жизни славян?

- В каком году произошло Крещение Руси?

– Что являлось главными дорогами в Древней Руси?

– С какими морями древних славян связывали водные пути?

– На берегу какой реки возник город Киев, столица Древней Руси?

- С каким князем мы сегодня познакомились?

- Молодцы!

Подведение итогов урока.

- Вам понравился урок сегодня?

- Что нового вы узнали сегдня для себя?

- Что Вам понравилось больше всего?

- Наш урок подходит к концу.

- Я надеюсь, что сегодня, вы узнали для себя что-то новое.

- Вы будете уважать труд наших предков и значит чуть больше об их жизни.

Домашнее задание.

- Дома Вам нужно будет выполнить домашнее задание учебника, на странице 45.

- Вам нужно выяснить значение слов и прочитать небылину об Илье Муромце.

- Так же, Вам нужно будет дома нарисовать рисунок по теме нашего урока.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.