12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна44397
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
23

Урок 4. Изобразительно-выразительные средства синтаксиса. (11 класс).

Урок 4. Изобразительно-выразительные средства синтаксиса. (11 класс)

Тема

Изобразительно-выразительные средства синтаксиса

Тип урока

Урок обобщения и систематизации предметных знаний.

Цель

Систематизация предметных знаний по теме «Изобразительно-выразительные средства синтаксиса», универсальных учебных действий (решение предметных задач).

Задачи

Образовательные:

1) повторить изобразительно-выразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм, парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, анафора, эпифора, антитеза; риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение; многосоюзие, бессоюзие.

2) совершенствовать умение определять синтаксические средства выразительности и их роль в тексте.

Развивающие:

1) продолжить развитие познавательного интереса обучающихся к предмету;

2) развивать умение строить монологические высказывания научного стиля, анализировать, сравнивать делать выводы.

Воспитательные:

1) воспитывать интерес к изучению русского языка,

2) способствовать воспитанию самостоятельности и уважения к труду окружающих,

3) воспитывать коммуникативную культуру обучающихся.


Планируемый результат Метапредметные результаты.

-умение работать с источниками информации

-умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Предметные результаты:

-умение определять изобразительно-выразительные средства синтаксиса русского языка (в рамках изученного).

УУД

Личностные. Формируются ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Познавательные. Устанавливают существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения языковых единиц и языковых явлений, выявляют закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении, овладевают научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами;

Регулятивные. Учатся самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора.

Коммуникативные. Овладевают различными способами общения и взаимодействия; учатся аргументированно вести диалог; совершенствуют умение развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить высказывание.


Основные лингвистические понятия темы

Анафора, антитеза, бессоюзие, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, многосоюзие, синтаксический параллелизм, парцелляция; риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение; эпифора.

Источники информации

1.Валгина, Н.С. Современный русский язык. Синтаксис. Учебник/Н.С. Валгина.- 4-е изд., испр. - М. Высшая школа, 2003 - 416 с.


2. Захарьина Е.А. Урок в 11-м классе по теме «Средства выразительности языка»

https://urok.1sept.ru/articles/311022?ysclid=ll185v3ox1255587857


3. Лиханов А. Звезды в сентябре.

https://libking.ru/books/child-/child-prose/69737-albert-lihanov-zvezdy-v-sentyabre.html



Ход урока

1. Организационный этап.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слово учителя

Уч-ль:

Ребята, вы, конечно, знаете, что русский язык, богатый, выразительный и поистине уникальный. В нём уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое… Правильное и ошибочное. Грустное и веселое. Эмоциональное и бесстрастное. Перед каждым носителем языка стоит неизменный вопрос. Какой?

Уч-ся: как сделать так, чтобы язык был лучшим красивым, величественным, выразительным?

Уч-ль: эта же проблема стоит в центре нашего урока. Как сделать язык таким, каким хочется его видеть и слышать?

Уч-ся: использовать выразительные средства языка.


3. Целеполагание.

Целеполагание


Действие учителя

Действия учащихся

Должны сформулировать тему урока

- Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности.

-Какие средства выразительности вам известны?

-На какие группы их можно поделить?

-Какую группу средств выразительности мы будем изучать сегодня?

Высказывают предположения.


Отвечают на вопросы, приводят примеры.


4. Актуализация знаний.

Прием «Лото»

Ребята, мы будем играть в детскую игру «Лото». Работать будем в группах, прошу разделиться на шесть групп и капитанов подойти за карточками и таблицами. Ход игры см. по ссылке:

https://урок.рф/library/priem_loto_na_uroke_russkogo_yazika_pri_izuchenii_184151.html


5. Обобщение и систематизация знаний

Анализ текста

Прочитайте текст. Определите тему, идею, стиль, тип прочитанного текста.

(Тема-дети на войне, война глазами детей и т.п.

Идея- война-самое страшное, что может случиться с человеком, с ребенком.

Стиль-художественный.

Тип-повествование.)

В школу они не пошли. Чтобы сохранить силы. Мало ли, сколько придется идти. Да ночью. По кочкам. А может, по лесу. И приготовиться в дорогу надо.

Они привязали Нюськину бельевую веревку к Лекиной холщовой сумке, чтобы можно было нести, как мешок, через плечо. Нюська сбегала домой и принесла несколько холодных вареных картофелин и горбуху хлеба, а Лека сложил в сумку три ватрушки из клеверной муки, большую репу и даже морковь – на всякий случай, хоть он ее и не любил.

Потом они забрались на полати – подождать, пока стемнеет, и отдохнуть немного. Они уговорились рассказывать сказки, кто какие знает. Оказалось, что Лека знает больше Нюськи, и, когда у той кончился весь ее запас, он говорил уже один, вспоминая, какие сказки говорил ему отец там, в большом, красивом городе, где жили они до войны.

Потом Лека увидел, что Нюська заснула под его сказки, и хотел было обидеться, толкнуть ее в бок, да раздумал. Зачем? Подумал, что впереди ночь, которую надо пройти пешком, и сам привалился к Нюське, к чистым ее золотым косичкам, выглянувшим из-под платка, и заснул тоже.

Внезапно и Лека, и Нюська проснудись проснулись. Уселись рядом, как два воробья, и стали глядеть в небо.


Языковой анализ текста.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.


1)  С целью воздействия на читателя, слушателя, убеждения его в чем-то и информирования в тексте используется парцелляция (В школу они не пошли. Чтобы сохранить силы. Мало ли, сколько придется идти. Да ночью. По кочкам. А может, по лесу. И приготовиться в дорогу надо.

2)  Синтаксис текста имеет сложную организацию: характеризуется использованием однородных членов, причастных оборотов. Это безусловный признак книжного стиля.

3)  Для синтаксиса текста публицистического стиля характерно использование однородных членов, вводных слов, причастных оборотов.

4)  Вопросительные предложения выполняют в научной речи специфические функции, связанные со стремлением пишущего привлечь внимание к излагаемому.

5)  Синтаксис текста представлен активным использованием обособленных членов предложения (причастных и деепричастных оборотов), сложных предложений с разными видами связи между частями. Наряду с этим довольно широко используются простые неосложнённые предложения, придающие динамику повествованию.

6) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения, цитаты, инверсия, вводные слова и др.

7) Характерными признаками приведённого отрывка текста являются использование обособленных согласованных определений и преобладание бессоюзных сложных предложений.

8) Синтаксический строй речи отражает поток образно-эмоциональных авторских впечатлений, поэтому здесь можно встретить разнообразие синтаксических структур: обособленные члены предложения, сложные предложения с разными видами связи.

Взамопроверка, обсуждение вариантов ответов в классе


5. Применение знаний и умений в новой ситуации

Решение тестовых заданий. (Приложение 1. Версия для печати)


Версия для печатиDOCX / 12.79 Кб

Прочитайте текст и фрагмент рецензии на него. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.


1) На полянке, окруженной черными елями, горел костер. 2) Дети, будто завороженные, подошли к огню. 3) Вокруг никого не было. 4) Лес, ночь, полянка и костер, разожженный неизвестно кем.

5) – Ну, – оказал им кто-то, – а вы откуда?

6) Они обернулись. 7) Сзади стоял человек в брезентовом плаще. 8) Вместо одной ноги у него торчала палка, он был хмурый, неторопливый, на первый взгляд даже суровый. 9) Нюська боязливо прижалась к Леке.

10) – Наверное, ищете что-то? – опять человек и улыбнулся.

11) – Дядя, – спросил он, – а тут звезда не падала, вы не видели?

12) – Видел, видел вашу звезду. С неба упала. Да. А она зачем вам?

13) Лека, раскрыв рот, глядел на человека, который видел, где упала звезда.

14) – Так зачем? – переспросил человек.

15) Нюська толкнула Леку локтем: ну, говори скорей! 16) Лека замялся. 17) Как бы это попонятнее объяснить?

18) – Вот когда звезда падает, – сказал он, – можно загадать чего-то. 19) И желание это сбудется…20) Ну вот мы и пошли искать эту звезду, которая упала. 21) Заметили, куда упала, и пошли, – сказал Лека.

22) – А что же вы загадали?

23) – Счастье, – тихонько сказала Нюська.

24) – Счастье, – выдохнул Лека.

25) Человек покивал головой и опять задумался. 26) Леке показалось, что тот не поверил, и он добавил:

27) – У нас в каждой избе убитый на войне есть…

28) – А сверчки не помогают, – неизвестно к чему прибавила Нюська, и Лека, вместо того чтоб толкнуть ее в бок, согласно кивнул головой.


Для того чтобы перенести читателя в военное время, А.Лихановым наряду с наряду с лексикой тематической группы «война» используется такая форма оргнизации речи, как (А)__________ (предлодения 18-28). Автор скуп на развёрнутые описания. Для того чтобы написовать вечерний лес, писатель использует такое синтаксическое средство, как (Б) _____________ (предложение 4). Образ бывшего солдата с деревянной ногой рисует при помощи (В) ______________ (предложение 8). Уточнить действия ему помогают (Г)__________________(предложения 1, 13)

Список терминов:

1)  обособленные члены

2)  сравнительный оборот

3)  восклицательные предложения

4)  диалог

5)  парцелляция

6)  лексический повтор

7)  противопоставление

8)  назывное предложение

9)  ряд однородных членов предложения


6. Рефлексия, обсуждение домашнего задания

Домашнее задание: выполнить задание 26 вариантов 4, 5, 6 (сентябрьские варианты) на сайте Решу ЕГЭ.

Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 08.08.23 в 22:54 2Ответить Пожаловаться
Спасибо! Пригодится,Вера Сергеевна!
Легоцкая Вера Сергеевна, 08.08.23 в 23:12 2Ответить Пожаловаться
Буду рада, если пригодится. Спасибо за внимание, Марина Юрьевна!
Ирина Владимировна Казарцева, 08.08.23 в 23:29 2Ответить Пожаловаться
Вера Сергеевна, спасибо за урок, обязательно пригодится!
Легоцкая Вера Сергеевна, 09.08.23 в 09:25 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за внимание, Ирина Владимировна! Тестовые задания стараюсь составлять сама, не беру из общего доступа в ин-те, не хочется, чтобы списывали дети.
Юлия Васильевна Воробьева, 09.08.23 в 09:05 2Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Вера Сергеевна!
Легоцкая Вера Сергеевна, 09.08.23 в 09:25 2Ответить Пожаловаться
Благодарю взаимно, Юлия Васильевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.