Урок 5 класса по истории на тему «Боги Олимпа»
Урок по теме: Боги Олимпа
Иванова С.А., учитель истории
Форма: Урок - ролевая игра.
Цель: закрепить и расширить представление учащихся об эпохе античности – «колыбели мирового искусства», создание атмосферы эмоциональной приподнятости, духа состязания.
Задачи:
Образовательные: - закрепить знания о богах Олимпа;
Развивающие: - развивать умения обобщать и систематизировать полученные знания.
Воспитательные: - воспитывать чувства ответственности, взаимопомощи и сотрудничества;
Оборудование урока: раздаточный материал (атрибуты богов), интерактивная доска, презентация, фишки.
Оформление урока: маски античного театра, костюмы ведущих.
Опережающее задание: индивидуальное задание (выучить отрывки из трагедии «Прометей прикованный», подготовка ведущих- сбор материалов о древнегреческом театре, презентация), найти и изучить материалы о богах древней Греции.
Ход урока
1.Организационный момент:
Приветствие учителя, перекличка.
Учителя: сегодня у нас урок - ролевая игра: ведущими будут ваши одноклассники, мы учителя – аргонами, а вы - демосами как в античной Греции. Сейчас класс разделим на две команды.
Учителя представляют ведущих урока:
Зевс – А. Степа.
Гера – Т.Юля.
2. «В гостях у богов Олимпа» - ролевая игра (закрепление пройденного материала).
Зевс: боги Олимпа! Мы приглашаем вас на состязание богов!
Гера: первый тур называется «Потерянные атрибуты богов». Обучающиеся берут по одному предмету и рассказывают, кому принадлежат эти атрибуты.
Второй тур: «Знатоки Эллады» работа на интерактивной доске (кроссворд, игра команды ) .
Третий тур: Конкурс капитанов.
3. «Античный театр» - инсценировка отрывка трагедии Эсхила «Прометей прикованный»:
Рассказ – презентация Геры об античном театре. см. Приложения.
Театрализованное представление:
Прометей – О.Бэргэн.
Гефест – Б. Витя.
Власть и Сила – Н.Аня. см. Приложения.
4. Формирование выводов учащихся по итогам ролевой игры:
- как вы оцениваете выступление одноклассников?
- почему люди создали мифы о богах?
- какую оценку вы поставили бы себе за усвоение материалов данного урока?
Обоими учителями проводится оценочная деятельность каждого обучающегося.
Учитель истории: Домашнее задание: мини - сочинение «Образ богов»
Использованная литература:
1.Ботвинник М.Н. Мифологический словарь, М: Просвещение, 1985
2. Кулагина Г.А. Сто игр истории: Пособие для учителя. – 2-ое издание, дет. и перераб. – М: Просвещение, 1983
3.Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Уроки античной культуры: Титул Калужская область, г. Обнинск, 1996
4.Осипова О.В. Эсхил и его трагедия «Прикованный Прометей». – М: «Детская литература», 2002
Интернет ресурсы сайта http:// www. Uchportal.ru
Приложения 1
Древнегреческие драматические представления берут свое начало в праздниках, связанных с богом виноделия Дионисом. Этих праздников было много, их справляли в разные времена года, и были связаны с сельскохозяйственными работами. Театральные представления занимали важное место в общественной жизни города, и посещение театра было обязательным для всех граждан, поэтому мест для зрителей было очень много: сохранились театры, одновременно могло бы находиться несколько тысяч зрителей.
Актеры выступали в специальной длинной одежде. Лица их закрывали маски, сделанные из холста, покрытого гипсом, с широким отверстием для рта, усиливающим звук. Сведения о постановках хранились в государственных архивах и были опубликованы Аристотелем в IY веке до нашей эры. Каждую трагедию ставили только один раз. Лишь для произведений Эсхила было сделано исключение. К вашему вниманию - отрывок из трагедии Эсхила «Прикованный Прометей ». Основой трагедии является миф о похищении огня. Огонь играл огромную роль в жизни людей и воспринимался как достояние богов, которое они скрывали от людей .В качестве похитителя огня выступал Прометей, миф о котором получил распространение в античной литературе.
Приложение 2
Власть
Вот мы пришли в далекий край земли,
В безлюдную пустыню диких скифов.
Твоя теперь обязанность, Гефест,
Приказ отца исполнить – к горным кручам
Вот этого злодея приковать
Нерасторжимых уз железной цепью.
Цветок твой яркий – творческий огонь –
Украв, он смертным в дар принес и должен
За этот грех наказан быть богами,
Чтоб научился Зевса власть любить,
Свое оставив человеколюбье.
(после слов Гефеста) Власть:
Теперь дерзай и у богов кради
Священный их огонь. Посмотрим, как
Тебя избавят люди от мучений.
Прометей:
Свою судьбу переносить легко:
Нельзя преодолеть необходимость,
Но тяжко и молчать и говорить
Об участи моей. Ведь я, злосчастный,
Страдаю за благодеянье смертным.
Божественное пламя я похитил,
Сокрыв в стволе пустого тростника.
И людям стал наставником огонь
Во всех искусствах, помощью великой…
За это преступление казнь терплю,
Вися в оковах под открытым небом…
О!.. О!.. О!...
Сознательно, не буду отрицать,
Я согрешил и, смертным помогая,
Готовил казнь для самого себя.
Конечно, я такой не чаял муки:
Не думал я, что буду иссыхать
На высоте пустынного утеса.
Гефест
О Власть и Сила! Воля Зевса вами
Исполнена, вам дела больше нет.
Но как решусь я бога, мне родного
К скале, открытой бурям, приковать?
И все ж решиться мне необходимо…
Не по твоей, не по моей я воле
Несокрушимой медью прикую
Тебя к нагому, дикому утесу,
Где голоса людского никогда
Ты не услышишь; солнцем опален,
Ты почернеешь весь;
Ведь твой освободитель не родился.
Почтил ты смертных выше всякой меры.
За это будешь сторожить скалу,
Стоять без сна, коленей не сгибая.
11ч 45мин. Мастер-класс «Формирование предпринимательских компетентностей у школьников» |