Урок-путешествие по истории «Средневековая деревня и её обитатели» (6 класс)
Тема: «Средневековая деревня и ее обитатели»
Целевая установка урока (ЦУУ):
Образовательная:
Ø Сформировать представления у учащихся о феодальных повинностях, крестьянской общине, подвести к пониманию того, что натуральное хозяйство – основа феодализма.
Развивающая:
Ø Продолжить формирование навыков работы с историческим источником, иллюстративным материалом, составления связанного рассказа и участие в обсуждение.
Ø Продолжить формировать умение работать в группе.
Ø Работа с новыми понятиями и терминами.
Воспитательная:
Ø Продолжить формирования чувства уважения к чужому труду.
Ø Создание терпимости и умения слушать своих одноклассников.
Оборудование: мел; доска; учебные пособия (книга, рабочая тетрадь). Наглядные пособия (мультимедийное приложение: презентация + 1 С. Образовательная коллекция. История средних веков). Раздаточный материал (задания для рабочих групп и задания для самостоятельной работы).Литература:
1. Е.В. Агибалов, Г.М. Донской. Всеобщая история. История средних веков для 6 класса. М., Просвещение, 2013 г.
2. Е.А. Крючкова. Всеобщая история средних веков, рабочая тетрадь для 6 класса. М., Просвещение, 2013 г.
3. О.А. Арасланова, К.А. Соловьев. Поурочные разработки по истории средних веков для 6 класса. М., ВАКО, 2008 г.
4. О.В. Давыдова. Контрольно-измерительные материалы по истории средник веков для 6 класса. М., ВАКО 2013 г.
5. А.А. Алебастрова. Проверочные материалы по всеобщей истории за 6 класс. Средние века. Ростов-на-Дону., Феникс, 2010 г.
6. 1 С. Образовательная коллекция. История средних веков, 6 класс. CD., 2005 г.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
1. Господская земля и крестьянские наделы.
2. Феодалы и зависимые крестьяне.
3. Крестьянская община.
4. Жизнь и труд крестьян.
5. Натуральное хозяйство.
Новые слова: поместье, барщина, оброк, повинности, угодья, натуральное хозяйство.
Ход урока:
1. Организационный момент (2 минуты).
Деятельность учителя (учитель заходит в класс, приветствует учащихся, отмечает отсутствующих).
Деятельность учащихся (дети приветствуют учителя, рассаживаются, настраиваются на рабочую атмосферу и готовятся к опросу домашнего задания).
2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «В рыцарском замке» (7 минут).
Деятельность учителя: и так ребята, напомните мне, пожалуйста, что мы с вами изучали на предыдущем занятие.
Деятельность учащихся: ребята отвечают – мы изучали тему: «В рыцарском замке». Деятельность учителя: замечательно, а сейчас мы с вами проверим, на сколько вы усвоили данную тему. Сейчас вы будете выполнять самостоятельную работу, как я и говорил на предыдущем уроке. В вашем распоряжение 7 минут, время пошло (прил.1).
Деятельность учащихся: ребята начинают выполнение самостоятельной работы, после окончания сдают выполненные работы.
3. Вопрос подготовительного повторения (ВПП) 3 минуты:
Деятельность учителя: обратите внимание на изображение, что на ней вы видите? – слайд 1.
Деятельность учащихся: предварительный ответ – старые дома, деревня.
Деятельность учителя: совершенно верно на рисунке изображена средневековая деревня, о которой мы сегодня и поговорим на уроке, и так записываем тему урока – Средневековая деревня и ее обитатели. – слайд 2.
Деятельность учащихся: ребята открывают тетради и записывают домашние задание.
Деятельность учителя: прежде чем приступить к изучению новой темы, откройте дневники и запишите домашние задание - §11, задание в рабочей тетради стр.33-34 (№1,2,4); письменно ответить на два проблемных вопроса к урок. – слайд 3.
Деятельность учащихся: ученики открывают дневники и записывают задание на дом.
4. Объяснение нового материала (30 минуты).
Деятельность учителя: сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, как жили в средние века крестьяне, чем они занимались, какую работу выполняли. Нашей задачей будет выяснить, почему жизнь крестьян была очень тяжелой в средние века? Сравнить труд лично зависимых, и труд поземельно зависимых крестьян – слайд 4.
Деятельность учащихся: ребята внимательно слушают учителя, записывают в тетради вопросы.
1) господская земля и крестьянские наделы
Деятельность учителя: В Средние века действовало правило: «Нет земли без сеньора» (в данном случае – господина). К IX-X векам всю землю в Западной Европе захватили феодалы. Поля, леса, луга, даже реки и озера стали их собственностью. Возникла феодальная вотчина, или поместье, - хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.
В центре вотчины располагался господский двор, обнесенный оградой, а позднее – замок. Здесь был дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев, птичник, псарня.
Пахотная и прочая земля в вотчине делилась на две части: господские и крестьянские наделы – слайд 5. Урожай с господских полей поступал в амбары помещика. Работая в своем хозяйстве, крестьянин кормил себя и свою семью. На своих волах собственными орудиями труда он обрабатывал и поле господина, и свой надел. – слайд 6.
Деятельность учащихся: ребята слушают вступительный рассказ учителя, переписывают схему с презентации.
2) работа по 2-5 пункту плана §11 – феодалы и зависимые крестьяне, крестьянская община, жизнь крестьян, труд крестьян.
Деятельность учителя: сейчас мы с вами разделимся на три группы: 1 группа (1 ряд) – вы читаете пункт плана «Феодалы и зависимые крестьяне» стр.87-89. 2 группа (2 ряд) – вы читаете пункт плана «Крестьянская община» стр.89.90. 3 группа (3 ряд) – вы читаете пункт плана «Как жили и трудились крестьяне» стр.90-92. После прочтения мы с вами должны ответить на вопросы, которые у вас уже лежат на столах (прил.2).
Деятельность учащихся: ребята слушают задание, внимательно изучают свои заданные пункты плана, готовятся к обсуждению.
Деятельность учителя: ну что ж, начнем наше обсуждение.
Первый вопрос к первой группе (за что крестьяне должны были нести повинности?). Примерный ответ учащихся: за пользование земель.
Следующий вопрос ко второй группе (во что были объединены крестьяне?).
Примерный ответ учащихся: в общины.
Третья группа (сколько дворов насчитывала деревня?)
Примерный ответ учащихся: обычно 10-15, редко около 30.
Первая группа (что было главными повинностями зависимых крестьян?)
Примерный ответ учащихся: барщина и оброк.
Вторая группа (как делились деревенские пашни?)
Примерный ответ учащихся: на участки – полосы.
Третья группа (что примыкало ко двору?)
Примерный ответ учащихся: приусадебный участок: сад, огород, виноградник.
Первая группа (что крестьяне должны были отдавать владельцу вотчины?)
Примерный ответ учащихся: оброк – долю продуктов своего хозяйства.
Вторая группа (во что превращались пастбища после урожая?)
Примерный ответ учащихся: в общие пастбище.
Третья группа (из чего строился крестьянский дом? Какая была обстановка дома?)
Примерный ответ учащихся: из деревянных жердей, обмазанных глиной, из бревен или местного камня, крыли соломой, дерном или камышом. Потолка не было, разводили огонь в очаге, дым выходил через отверстие в крыше. Обстановка дома состояла из грубо сколоченного стола, скамей вдоль стен, сундука для хранения праздничной одежды, спали на широких кроватях или скамьях.
Первая группа (за что крестьян вызывали в суд?)
Примерный ответ учащихся: за не вовремя сданный оброк, за плохую работу.
Вторая группа (что решалось на сельском сходе?)
Примерный ответ учащихся: где и что посеять, когда начать жатву.
Третья группа (на что обращалось внимание при выборе жениха или невесты?)
Примерный ответ учащихся: обращалось внимание на умелость, сноровку, трудолюбие, сметливость.
Первая группа (что могли назначить судья?)
Примерный ответ учащихся: штрафы или другие наказанья.
Вторая группа (что было в угодьях кроме пашни?)
Примерный ответ учащихся: лага, леса, озера и реки.
Третья группа (каким орудием крестьяне обрабатывали землю?)
Примерный ответ учащихся: плугом, бороной, граблями.
Первая группа (у кого было самое тяжелое положение?)
Примерный ответ учащихся: лично зависимых крестьян.
Вторая группа (для чего служила община?)
Примерный ответ учащихся: поддерживала порядок на своей территории, разыскивала преступников.
Третья группа (что преобладало в крестьянском хозяйстве?)
Примерный ответ учащихся: овцы, козы, свиньи.
Первая группа (что феодал мог потребовать от крестьянина?)
Примерный ответ учащихся: дополнительную работу.
Вторая группа (в каком случае крестьяне оказывали сопротивление господину?)
Примерный ответ учащихся: когда господин пытался увеличить размеры повинностей.
Третья группа (почему был низкий урожай?)
Примерный ответ учащихся: потому что урожай зависел от погоды.
Деятельность учителя: Отлично ребят, ну а сейчас мы с вами посмотрим небольшой видеофрагмент и обобщим все то, что мы с вами рассмотрели. После просмотра вы мне должны ответить на вопрос, что же такое натуральное хозяйство?
Деятельность учащихся: внимательно слушают учителя, после чего смотрят фильм и отвечают на поставленный вопрос: натуральное хозяйство – это тип хозяйства, при котором производство направленно только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу).
Деятельность учителя: молодцы, давайте с вами запишем в тетради определения, которые мы сегодня рассмотрели на уроке – слайд 7.
Деятельность учащихся: записывают в тетрадях новые понятия.
Деятельность учителя: ну что ж ребята, сегодня вы хорошо поработали и очень порадовали меня, давайте с вами ответим на последний вопрос, что мы сегодня изучили на уроке?
Деятельность учащихся: сегодня мы узнали о том, как жили крестьяне в средние века, чем они занимались, как жили.
Деятельность учителя: совершенно верно, таким образом, сегодня мы познакомились с увлекательным миром средневековой деревней и ее обитателями.
5. Завершение урока (3 минуты).
Деятельность учителя: у кого-нибудь есть вопросы? Так, домашние задание вам заданно, всем все ясно, тогда оценки за работу на уроке сегодня получают …
Деятельность учащихся: задают вопросы, если есть, подносят дневники на оценки. Прощаются с учителем.