Урок биологии в 10 классе «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание»
Урок биологии "Решение генетических задач на моногибридное скрещивание"
Рябова Ирина Николаевна, учитель химии и биологии
Цели: формирование умений записывать схемы скрещиваний, оперировать генетической символикой, решать генетические задачи.
Планируемые результаты обучения:
предметные:
владение генетическими понятиями, знание причин и мер профилактики появления наследственных нарушений у человека;
объяснение механизмов наследственности и изменчивости, уметь решать генетические задачи;
метапредметные:
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;
владение навыками познавательной деятельности;
способность и готовность к решению генетических задач в новой ситуации;
развивать умение работать в соответствии с поставленной задачей, умение анализировать разные источники, сравнивать, делать обобщение и выводы, работать с разными источниками информации;
личностные:
совершенствования навыков и умений, необходимых для индивидуальной и групповой работы, готовность и способность к образованию;
сотрудничество со сверстниками и учителем;
бережное, ответственное и компетентное отношение к здоровью, как собственному, так и других людей.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Межпредметные связи: математика.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие. Мотивация: обсуждение пословицы «Услышал и забыл. Увидел и запомнил. Сделал и понял»
2. Актуализация знаний (10 мин)
Давайте с вами вспомним что мы изучали на прошлом занятии? (1 и 2 законы Менделя)
О чём говорится во 2 законе Менделя? (Предполагаемый ответ обучающихся: при скрещивании гетерозиготных особей, происходит расщепление по фенотипу 3:1)
Какое значение имеют законы Менделя для человечества? (Предполагаемый ответ: можно прогнозировать наследование признаков у живых организмов)
Каким способом мы сможем спрогнозировать наследование того или иного признака? Что мы для этого должны уметь делать? (Ответ: решать задачи) Всё верно. Поэтому наш урок посвящён будет именно этой теме. Давайте её сформулируем. (Решение генетических задач на моногибридное скрещивание по второму закону Менделя) - 1 слайд. Что означает слово «Моногибридный»?
Какую цель мы должны достигнуть к концу урока, исходя из названия темы? (Научиться решать задачи)
Прежде чем приступить к нашей теме, нам необходимо вспомнить некоторые понятия. Для этой цели я предлагаю пройти небольшой тест. Время на решение 2 мин.
Тест по теме: «Основные понятия генетики»
1 вариант
Задание: выберите один верный ответ
Генетика – это наука:
а) о живых организмах;
б) о внешнем строении живых организмов;
в) о закономерностях изменчивости и наследственности живых организмов;
г) о развитии жизни на Земле.
Изменчивость – это:
а) способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству;
б) способность организмов приобретать в процессе развития новые признаки и свойства;
в) изменение генетического материала;
г) взаимодействие живых организмов между собой и окружающей средой.
3. Доминантный признак – это:
а) сильный, подавляющий;
б) слабый, подавляемый;
в) совокупность всех признаков особи;
г) совокупность генов в организме.
4. Генотип – это:
а) половая клетка;
б) участок ДНК, хранящий информацию о первичной структуре одного белка;
в) месторасположение гена на участке ДНК;
г) совокупность генов в организме.
5. Гомозигота – это:
а) организм, не дающий в последующих поколениях расщепления;
б) организм, дающий в последующих поколениях расщепления;
в) зигота, содержащая оба доминантных или рецессивных аллельных гена;
г) зигота, объединяющая один рецессивный, а другой доминантный аллельные гены.
2 вариант
Задание: выберите один верный ответ
Наследственность – это:
а) способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству;
б) способность организмов приобретать в процессе развития новые признаки и свойства;
в) изменение генетического материала;
г) взаимодействие живых организмов между собой и окружающей средой.
2. Рецессивный признак – это:
а) сильный, подавляющий;
б) слабый, подавляемый;
в) совокупность всех признаков особи;
г) совокупность генов в организме.
3. Фенотип – это:
а) совокупность всех признаков особи;
б) участок ДНК, хранящий информацию о первичной структуре одного белка;
в) месторасположение гена на участке ДНК;
г) совокупность генов в организме.
4. Гетерозигота – это:
а) организм, не дающий в последующих поколениях расщепления;
б) организм, дающий в последующих поколениях расщепления;
в) зигота, содержащая оба доминантных или рецессивных аллельных гена;
г) зигота, объединяющая один рецессивный, а другой доминантный аллельные гены.
5. Гетерозиготный организм – это:
а) организм, не дающий в последующих поколениях расщепления;
б) организм, дающий в последующих поколениях расщепления;
в) зигота, содержащая оба доминантных или рецессивных аллельных гена;
г) зигота, объединяющая один рецессивный, а другой доминантный аллельные гены.
Взаимопроверка, проверка правильности ответов (2 мин)
Ключи к тесту
1 вариант
В
Б
А
Г
В
2 вариант
А
Б
А
Г
Б
Критерии выставления оценки
Все ответы верные – «5»
Четыре верных ответа – «4»
Три верных ответа – «3»
Два верных ответа – изучить материал
Фронтальная проверка ответов
Приступаем к решению задач.
3. Изучение нового материала (10 мин)
Форма работы - групповая
Задача № 1. На примере этой задачи я покажу вам правильное оформление. Следующие задачи вы будете решать самостоятельно, придерживаясь этого оформления (5 мин).
Работа в группах по решению задач (5 мин). Каждой группе раздаются карточки с условиями задач. По истечению времени, от каждой группы по очереди выходит один представитель и воспроизводит решение задачи. Обучающиеся других групп записывают решение задач в рабочих тетрадях.
1 группа
Миоплегия (периодические параличи) наследуется как доминантный признак. Определите вероятность рождения детей с аномалиями в семье, где отец гетерозиготен, а мать не страдает миоплегией.
2 группа
Ген черной окраски тела крупного рогатого скота доминирует над геном красной окраски. Какое потомство можно ожидать от скрещивания чёрного быка и гибридной коровы?
3 группа
У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткими, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. Выясните какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами.
4 группа
Голубой цвет глаз доминирует над зелёным. Голубоглазый мужчина, мать которого имела зелёные глаза, женился на зеленоглазой женщине. Выясните вероятность рождения детей с признаками матери.
5 группа
Умение владеть правой рукой доминирует над умением владеть левой. Женщина левша вышла замуж за мужчину правшу, у которого брат был левшой. Выясните, какова вероятность рождения детей с признаками отца.
Вывод (учащиеся формулируют самостоятельно):
признаки (желательные и нежелательные) передаются по наследству
могут проявляться неожидаемые признаки, т.е. рецессивные
Задание на дом: решить задачу.
Умение владеть правой рукой доминирует над умением владеть левой. Женщина левша вышла замуж за мужчину правшу, у которого брат был левшой. Выясните, какова вероятность рождения детей с признаками отца.