Урок " Бразилия - тропический гигант"

0
0
Материал опубликован 5 October















«БРАЗИЛИЯ –


ТРОПИЧЕСКИЙ ГИГАНТ»






Учитель географии

высшей категории ГКОУ ККК

Башарова С.В.










Буденновск, Ставропольский край

Тип урока: Урок изучения нового знания.



Тема: «Бразилия – тропический гигант».

Цель: Познакомиться с Бразилией, сформировать целостное представление о стране.



Образовательные задачи:

- рассмотреть своеобразие Бразилии как одной из самых успешных и перспективных стран Латинской Америки;

- выявить проблемы страны, проанализировав картографический материал;

Развивающие задачи: обеспечить развитие коммуникативной и информационной культуры учащихся, помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость нового материала.

Воспитательные задачи: способствовать воспитанию интереса к познанию жизни других народов и стран.

Планируемые результаты урока:

Личностные: развитие умения планировать свою деятельность на уроке, трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Проявление познавательного интереса к предмету своей деятельности, организация самостоятельной работы.


Метапредметные: алгоритмизированное планирование процесса познавательной деятельности;

объективное оценивание вклада своей познавательной деятельности в решение общих задач коллектива.


Предметные: Формирование умения пользоваться различными видами карт, географическими терминами; развитие умения ориентироваться в географическом и политическом пространстве мира.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, анализ учебного материала.

Оборудование: физическая карта Южной Америки, экономическая карта Южной Америки, географические атласы, раздаточный материал, мультимедийный пректор, ноутбук, экран, фотографии Амазонки, Сан –Паулу и другой иллюстрированный материал , учебник Максаковского В.П. « География 10-11 класс. Базовый уровень»







Структура урока:


Организационный этап.

Мотивационный этап. Формулировка темы и цели урока.

Актуализация знаний.

Первичное усвоение знаний.

Первичное закрепление.

Информация о домашнем задании.

Рефлексия.

Ход урока:


Организационный этап: (приветствие, эмоциональный настрой).


Добрый день ребята! Сегодня у нас с вами будет не совсем обычный урок. Вы успели заметить, что в классе присутствуют приглашенные гости. Недеюсь, вас это нисколько не стеснит, и урок пройдет в доброжелательной и комфортной атмосфере.


Мотивация. Постановка темы и цели урока.

Учитель: Сегодня мы продолжаем изучать регион Латинской Америки.-

Дайте, вспомним , откудо произошло назвние?( Испанский и португальский язык произошли от латинского)

Попробуйте догадаться, что это за страна. В качестве подсказки (слайд1) изображение карнавала и звучит музыка .

Примерный ответ ученика: Мне кажется, что сегодня мы будем изучать Бразилию.

Учитель: Все верно. Тема нашего урока «Бразилия – тропический гигант».

Мы познакомимся с Бразилией и попробуем , сформировать целостное представление о стране. Слайд 3


Актуализация знаний.


Учитель: Ребята, подумайте, почему Бразилия – тропический гигант? Какие у вас ассоциации при слове - Бразилия? (ответы учащихся: кофе, футбол, карнавал и т.д.)

Первичное усвоение знаний.

- Вы правы. В представлении большинства людей Бразилия – это леса Амазонии, пляжи Рио-де-Жанейра, футбол, кофе и карнавал.

Рассматривая Бразилию, мы ознакомимся с ее природными богатствами, укладом и образом жизни бразильского народа, и разберемся, в чем же причины , почему относится к категории развивающихся стран мира?

Перед вами лежат дорожные карты изучения Бразилии, в которые мы будем заносить информацию, полученную на уроке.

Работа в парах. Слайд 4

Практическое задание для всех:

По «визитной карточке» стран мира на форзаце учебника определите какое место в мире занимает Бразилия по величине территории.

Используя карту «Южная Америка», атлас и свои ранее сделанные политические карты Латинской Америки, установите по каким естественным рубежам проходят сухопутные граници Бразилии и с какими странами она граничит, каким океаном омывается?

Слайд 4

Ответы учащихся:192 миллионна жителей учебнике ( 218 мил.чел- 7 место в мире).8512тыс км2 5 место в мире по территории .

-Запись в дорожную карту площади и численности населения страны.

- Колонией какой страны была раньше Бразилия? Какой у нее государственный язык? ( запись в дорожной карте португальский язык)

Примерные ответы учеников:

Слайд 5 Бразилия занимает почти половину территории Южной Америки. Это 5-е по величине государство мира после России, Китая, Канады, США, а также самая крупная страна тропического пояса. Бразилия граничит с со всеми южноамериканскими государствами, кроме Эквадора и Чили. На западе граничит с Аргентиной, Боливией, Парагваем, Перу; на севере с Венесуэлой, Гайаной, Французской Гвианой, Суринамом; на северо-западе - с Колумбией, а на юге с Уругваем. Восточная половина Бразилии омывается водами Атлантики.

Учитель:Официальное на­звание: Федеративная Республика Бразилия. Состоит из 26 штатов и 1 федерального округа, в котором расположена столица - Бразилиа. Брази­лия - президентская федеративная республика .

Учитель: Как вы , думаете , выгодное ли ЭГП Бразилии ?

Слайд 6

Учащиеся: ЭГП выгодное ( приморское и центральное в Южной Америке)

Учитель :

Слова учителя: Рассмотрите внимательно флаг Бразилии.

(На зкране флаг Бразилии)

Ученик рассказывает сообщение о флаге страны.

Слайд 7. Желтый и зелёный -национальные цвета Бразилии. В ромб «вмонтирована» сфера, пересечен­ная белой полосой с лозунгом «Порядок и прогресс». Сама сфера пред­ставляет собой карту звездного неба. Государственный флаг Бразилии окрашен в сплошной зеленый цвет - символ кофейного дерева, распространенного в Бразилии. На зеленом фоне желтый ромб изображает бриллиант - символ богатства страны. В центре бриллианта помещен синий глобус, на котором изображена 27 звезда, символизирующая 26 штатов Бразилии и 1 федеральный округ.

Слайд 7. Ученик рассказывает о гербе страны:

Государственный герб Соединенных Штатов Бразилии изображен в ви­де пятиконечной звезды, окаймленной венком из веток кофейного дерева и посаженной на рукоятку меча Звезда, венок и меч символизируют, что сла­ва Бразилии, ее независимость и национальная особенность нередко дости­гаются в борьбе с помощью оружия. На круге в центре звезды помещено изображение созвездия Южного Креста, символизирующего расположение Бразилии в южном полушарии земного шара. Внизу на ленте надпись: «Со­единенные Штаты Бразилии» и цифры «15 ноября 1889 года - день рожде­ния республики».

Учитель: Найдите информацию в учебнике на с. 354 пункт 10 историю происхождения названия страны слайд 8

Учитель: Рассмотрим общую характеристику экономики страны. В чем особенность экономического роста тропического гиганта в последнее десятилетия прочтем информацию на странице 349 учебника.

Ответы учеников:

1 место ВВП в Латинской Америке

3 место в развивающемся мире после Китая и Индии

7 место в мире по ВВП( запись в дорожную карту)

Слайд 9

Учитель: Работая с экономической картой в атласе и статистикой в раздаточном материале , охарактеризуйте экономику страны. По каким позициям она занимает лидирующие позиции.

Ответы учеников:

Бразилия принадлежит к ключевым развивающимся странам.

Занимает 1-е место в мире по производству кофе, сахара, маниока, бананов.

Ей принадлежит 2-е место в мере по производству какао, сои и цитрусовых. Особенно много выращивается апельсинов. В аграрном секторе занята треть трудоспособного населения страны.

Учитель: Посмотрите на физическую карту . Почему возможно выращивание данных сельскохозяйственных культур?

Слайд 12

- Какими минеральными ресурсами обладает Бразилия, определите работая с экономической картой и таблицей №3 в раздаточном материале.

Ответы учеников: Бразилия располагает огромными минеральными ресурсами. По добыче и запасам железных руд страна занимает первое место в мире. Кроме того, в Бразилии разрабатываются месторождения хромовых и марганцевых руд, алмазов, золота, платины, никеля, бокситов, цинка, урана.

Бразилия обладает гигантскими гидроэнергетическими ресурсами – так как большую часть страны занимает Бразильское плоскогорье.

Учитель :Отметьте в дорожной карте условными знаками минеральные ресурсы, которыми особенно богата страна.

Учитель: определите , работая с таблицей 4, что экспортирует страна? Что преобладает в импорте?

Ответы учеников: Страна вывозит текстиль, обувь, сталь, моторы, суда. Испытывая нехватку горючих полезных ископаемых, Бразилия вынуждена ввозить нефть.

Учитель:Прочитайте в учебнике на странице 350 отрасли специализции промышленности.перечислите их.

Ответы учеников:Наиболее развитые отрасли промышленности – химическая, деревообрабатывающая, текстильная, металлургическая. Осуществляются космическая и ядерная программы

Заполнение дорожной карты( указание отраслей специализации)слайд 13

Учитель: Работа с контурной картой: слайд 14

Используя экономическую карту нанесите в дорожной карте индустриальный треурольник Бразилии:Рио-де Жанейро, Сан-ПАУЛУ,Белу- Оризонти. Условными знаками покажите специализацию его вершин.

Учитель : слайд15.16.17Обратите внимание, что в Бразилии выделяют следующие районы:

Юго-Восток - самый развитый экономический район страны.

Северо-Восток - менее развитый район.

Центрально-западный район - преимущественно аграрный.

4.Север - редкий в наши дни район присваивающего хозяйства- это
Ама­зония

Учитель: Об особенностях транспорта Бразилии нам расскажет ученик .

Транспорт.Слайд 18 Выступает с сообщением ученик.

Основной вид транспорта – автомобильный и железнорожный.

железнодорожная сеть сконцентрирована на Юго-Востоке, Юге и по побережью океана. Речной транспорт имеет преимущественно местное значение. Во внешних связях Бразилии значительна роль морского транспорта.


Главные морские порты - Сантус, Рио-де-Жанейро, Ресифи, Форта-леза.

Воздушный транспорт играет важную роль, как в международных, так и во внутренних пассажироперевозках. По количеству аэропортов Бразилия уступает только США

Трубопроводный транспорт развит в Бразилии сравнительно слабо. Для внутренних районов Бразилии важное значение имеет Трансамазонское шоссе, которое начинается со сталицы Бразилиа и уходит в Амазонию.

Учитель : отметьте крупнейшие морские порты Бразилии

Учитель: Ребята, а что вы знаете о населении Бразилии ? ( Ответы учащихся)

слайд 20

Обратитесь к раздаточному материалу и прочтите.

Население Бразилии – это потомки белых, индейцев, негров ,мулаты, метисы, самбо .Сильва самая распространеня фамилия в Бразилии, женское имя – Джулия, мужское _ Габриэль.У бразильцев полное имя состоит из трех частей: личное имя , фамилия матери и фамилия отца. Выходя замуж, женщина не меняет фамилию , а присоединяет фамилию мужа к своей.Молодые люди в основном встречаютя 5-10 лет перед вступлением в брак, в семье 3 детей – это минимум. Высокий уровень рождаемости, второй тип воспроизводства.В Рио с 22-00 до 5.00утра автовладельцы могут ездить на красный сигнал светофора, чтобы их не ограбили.Очень высокий уровень преступности.

Страна знимает 2 место в мире по количеству пластических операций.

Большим праздником считается 15 летие девочки. Отмечаеся всегда с размахом, не меньше чем свадьба.

Бразильцы чистят зубы после каждого приема пищи., поэтому повсюду носят с собой щетку и зубную пасту.Жители не очень пунктульны, считается нормальным опоздать на час . Бразильцы религиозны – они католики.

Средняя продолжительность жизни: мужчин 57 лет, женщин 67 лет, это меньше чем в России из-за низкого уровеня медицинской помощи ( 2 врача на 1000чел)

Учитель: Что нового вы узнали , прочитав о бразильцах? В последние годы уменьшилась роль Рио -Де-Жанейро , как центра притяжения иммигрантов и увеличилась роль штатов Сан-Паулу, Параны.

слайд21

Рост городов и городского населения происходит очень высокими темпами .

Учитель: Работая с текстом, назовите крупнейшие города страны.

Ответы учащихся:

Крупнейшие города: Сан-Паулу (11,8 млн жителей) назван в честь Святого Павла; Рио-де-Жанейро (6 млн) в переводе Январская река; Порту-Алегри (3 млн); Ресифи (2,9 млн жителей); Белу-Оризонти (2,6 млн); Сальвадор (2,6 млн жителей). Слайд 22

Вокруг всех крупных городов Бразилии возник «пояс нищеты» — скопление жалких лачуг (Фаве́лы) (порт. favela) — трущобы в городах Бразилии, часто расположенные на склонах гор. В фавелах отсутствует развитая инфраструктура и высок уровень преступности.

Быстрый рост городов порождает немало разных проблем. Поэтому Бразилия, как и многие дру­гие страны, проводит политику децентрализации ограничения чрезмер­ного роста больших городов.Слайд 23

Учитель:Бразилия принимает у себя много иностранных туристов, которых привлекает сюда знаменитый карнавал в Рио-де-Жанейро. По мнению многих, Рио – самый красивый город мира. Это настоящий рай для туристов.

Гордость Рио - его великолепные пляжи, известные всему миру, - это Копакабана. В этом городе находится знаменитая Сахарная Голова высотой около 400 м - идеальное место для фотосним­ков города и бухты. Почти вдвое выше Горбатая гора, над которой воз­вышается величественная 38-метровая статуя Христа Спасителя. В городе множество парков и живописных площадей. Слайд 24.

Б

разилиа - столица и федеральный округ, растущий финансовый, торго­вый и туристический центр. Развитие промышленности в городе намерен­но ограничено. Это ультрасовременный город с оригинальной планировкой в виде самолета. При стоительстве новой столицы преследовалось несколько целей 1.Разгрузить задыхающийся Рио-де-Жанейро от многочисленных пробок,адмнистативных и прочих функций, к тому же он мало был приспособле для современной жизни.2 Стратегически улучшить местоположение центрального региона. Слайд 25

Один из красивейших водопадов Игуасу, находится на границе Аргентины и Бразилии

Учитель: Рассмотрите таблицу 5 в раздаточном материале и скажите, с кем больше всего сотрудничает страна? Слайд 26

Ответы учащихся: Основными потребителями продукции обрабатывающей промышленности Бразилии выступают страны-члены МЕРКОСУР (Аргентина, Бразилия, Венесуэла*, Парагвай, Уругвай).

Выступление ученика с сообщением:

С 2006 года Бразилия вошла в в новую созданную экономическую организацию БРИК.Организация была основана в июне 2006 года, в рамках Петербургского экономического форума (ПЭФ) с участием министров экономики Бразилии, России, Индии, Китая. Позже после вхождения в организацию ЮАР, БРИК был переименован в БРИКС.

Учитель: Как вы думаете, почему обладая всеми предпосылками, Бразилия так и не стала сверхдержавой и остается вне политической арены.

Ответы учащихся. Анализируя , приходим к выводам:

Высокий уровень бедности населения, полностью безграмотны 9 %, с трудом читают 27%.

Высокая инфляция и большой государственныйдолг, очень сильное

экономическое неравенство.

Энергозависимость

Высокий уровень преступности, низкий уровень медицинской помощи ( 2 врача на 1000чел)Слайд 27.

Первичное закрепление.

Учитель:в дорожной карте пройдите тест.

Тест «Латинская Америка»

Из государств Латинской Америки не имеет выход к морю: 1) Венесуэла 2)Парагвай 3)Чили 4)Гайана

На каком языке говорят в Бразилии? 1) английский 2) французский 3) испанский 4) португальский

Наиболее распространенной религией является: 1) протестантизм 2)католицизм 3)ислам 4)иудаизм

Какие три страны относятся к числу наиболее экономически развитых стран? 1)Чили 2)Бразилия 3) Аргентина 4)Мексика 5) Перу 6) Коста – Рика

По производству каких двух видов сельскохозяйственных культур Бразилия занимает первое место в мире: 1) пшеница 2)апельсины 3)кофе 4)какао 5)сахарный тростник 6)бананы

Определите страну по характерным для нее словам: федерация, сельва, кофе, «Итайпу»: 1)Колумбия 2)Аргентина 3)Мексика 4) Парагвай 5)Бразилия

VII. Информация о домашнем задании.


Дайте краткую экономико-географическую характеристику Бразилии стр. 349 - 352.


VIII. Рефлексия.


Как вы считаете, достигнута ли наша с вами цель на уроке?

Что способствовало вашему успеху при выполнении задания?

Могут ли полученные знания пригодиться вам в жизни?




9


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.