Урок " Бразилия - тропический гигант"
«БРАЗИЛИЯ – ТРОПИЧЕСКИЙ ГИГАНТ» Учитель географии высшей категории ГКОУ ККК Башарова С.В. Буденновск, Ставропольский край |
Тип урока: Урок изучения нового знания.
Тема: «Бразилия – тропический гигант».
Цель: Познакомиться с Бразилией, сформировать целостное представление о стране.
Образовательные задачи:
- рассмотреть своеобразие Бразилии как одной из самых успешных и перспективных стран Латинской Америки;
- выявить проблемы страны, проанализировав картографический материал;
Развивающие задачи: обеспечить развитие коммуникативной и информационной культуры учащихся, помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость нового материала.
Воспитательные задачи: способствовать воспитанию интереса к познанию жизни других народов и стран.
Планируемые результаты урока:
Личностные: развитие умения планировать свою деятельность на уроке, трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Проявление познавательного интереса к предмету своей деятельности, организация самостоятельной работы.
Метапредметные: алгоритмизированное планирование процесса познавательной деятельности;
объективное оценивание вклада своей познавательной деятельности в решение общих задач коллектива.
Предметные: Формирование умения пользоваться различными видами карт, географическими терминами; развитие умения ориентироваться в географическом и политическом пространстве мира.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, анализ учебного материала.
Оборудование: физическая карта Южной Америки, экономическая карта Южной Америки, географические атласы, раздаточный материал, мультимедийный пректор, ноутбук, экран, фотографии Амазонки, Сан –Паулу и другой иллюстрированный материал , учебник Максаковского В.П. « География 10-11 класс. Базовый уровень»
Структура урока:
Организационный этап.
Мотивационный этап. Формулировка темы и цели урока.
Актуализация знаний.
Первичное усвоение знаний.
Первичное закрепление.
Информация о домашнем задании.
Рефлексия.
Ход урока:
Организационный этап: (приветствие, эмоциональный настрой).
Добрый день ребята! Сегодня у нас с вами будет не совсем обычный урок. Вы успели заметить, что в классе присутствуют приглашенные гости. Недеюсь, вас это нисколько не стеснит, и урок пройдет в доброжелательной и комфортной атмосфере.
Мотивация. Постановка темы и цели урока.
Учитель: Сегодня мы продолжаем изучать регион Латинской Америки.-
Дайте, вспомним , откудо произошло назвние?( Испанский и португальский язык произошли от латинского)
Попробуйте догадаться, что это за страна. В качестве подсказки (слайд1) изображение карнавала и звучит музыка .
Примерный ответ ученика: Мне кажется, что сегодня мы будем изучать Бразилию.
Учитель: Все верно. Тема нашего урока «Бразилия – тропический гигант».
Мы познакомимся с Бразилией и попробуем , сформировать целостное представление о стране. Слайд 3
Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, подумайте, почему Бразилия – тропический гигант? Какие у вас ассоциации при слове - Бразилия? (ответы учащихся: кофе, футбол, карнавал и т.д.)
Первичное усвоение знаний.
- Вы правы. В представлении большинства людей Бразилия – это леса Амазонии, пляжи Рио-де-Жанейра, футбол, кофе и карнавал.
Рассматривая Бразилию, мы ознакомимся с ее природными богатствами, укладом и образом жизни бразильского народа, и разберемся, в чем же причины , почему относится к категории развивающихся стран мира?
Перед вами лежат дорожные карты изучения Бразилии, в которые мы будем заносить информацию, полученную на уроке.
Работа в парах. Слайд 4
Практическое задание для всех:
По «визитной карточке» стран мира на форзаце учебника определите какое место в мире занимает Бразилия по величине территории.
Используя карту «Южная Америка», атлас и свои ранее сделанные политические карты Латинской Америки, установите по каким естественным рубежам проходят сухопутные граници Бразилии и с какими странами она граничит, каким океаном омывается?
Слайд 4
Ответы учащихся:192 миллионна жителей учебнике ( 218 мил.чел- 7 место в мире).8512тыс км2 5 место в мире по территории .
-Запись в дорожную карту площади и численности населения страны.
- Колонией какой страны была раньше Бразилия? Какой у нее государственный язык? ( запись в дорожной карте португальский язык)
Примерные ответы учеников:
Слайд 5 Бразилия занимает почти половину территории Южной Америки. Это 5-е по величине государство мира после России, Китая, Канады, США, а также самая крупная страна тропического пояса. Бразилия граничит с со всеми южноамериканскими государствами, кроме Эквадора и Чили. На западе граничит с Аргентиной, Боливией, Парагваем, Перу; на севере с Венесуэлой, Гайаной, Французской Гвианой, Суринамом; на северо-западе - с Колумбией, а на юге с Уругваем. Восточная половина Бразилии омывается водами Атлантики.
Учитель:Официальное название: Федеративная Республика Бразилия. Состоит из 26 штатов и 1 федерального округа, в котором расположена столица - Бразилиа. Бразилия - президентская федеративная республика .
Учитель: Как вы , думаете , выгодное ли ЭГП Бразилии ?
Слайд 6
Учащиеся: ЭГП выгодное ( приморское и центральное в Южной Америке)
Учитель :
Слова учителя: Рассмотрите внимательно флаг Бразилии.
(На зкране флаг Бразилии)
Ученик рассказывает сообщение о флаге страны.
Слайд 7. Желтый и зелёный -национальные цвета Бразилии. В ромб «вмонтирована» сфера, пересеченная белой полосой с лозунгом «Порядок и прогресс». Сама сфера представляет собой карту звездного неба. Государственный флаг Бразилии окрашен в сплошной зеленый цвет - символ кофейного дерева, распространенного в Бразилии. На зеленом фоне желтый ромб изображает бриллиант - символ богатства страны. В центре бриллианта помещен синий глобус, на котором изображена 27 звезда, символизирующая 26 штатов Бразилии и 1 федеральный округ.
Слайд 7. Ученик рассказывает о гербе страны:
Государственный герб Соединенных Штатов Бразилии изображен в виде пятиконечной звезды, окаймленной венком из веток кофейного дерева и посаженной на рукоятку меча Звезда, венок и меч символизируют, что слава Бразилии, ее независимость и национальная особенность нередко достигаются в борьбе с помощью оружия. На круге в центре звезды помещено изображение созвездия Южного Креста, символизирующего расположение Бразилии в южном полушарии земного шара. Внизу на ленте надпись: «Соединенные Штаты Бразилии» и цифры «15 ноября 1889 года - день рождения республики».
Учитель: Найдите информацию в учебнике на с. 354 пункт 10 историю происхождения названия страны слайд 8
Учитель: Рассмотрим общую характеристику экономики страны. В чем особенность экономического роста тропического гиганта в последнее десятилетия прочтем информацию на странице 349 учебника.
Ответы учеников:
1 место ВВП в Латинской Америке
3 место в развивающемся мире после Китая и Индии
7 место в мире по ВВП( запись в дорожную карту)
Слайд 9
Учитель: Работая с экономической картой в атласе и статистикой в раздаточном материале , охарактеризуйте экономику страны. По каким позициям она занимает лидирующие позиции.
Ответы учеников:
Бразилия принадлежит к ключевым развивающимся странам.
Занимает 1-е место в мире по производству кофе, сахара, маниока, бананов.
Ей принадлежит 2-е место в мере по производству какао, сои и цитрусовых. Особенно много выращивается апельсинов. В аграрном секторе занята треть трудоспособного населения страны.
Учитель: Посмотрите на физическую карту . Почему возможно выращивание данных сельскохозяйственных культур?
Слайд 12
- Какими минеральными ресурсами обладает Бразилия, определите работая с экономической картой и таблицей №3 в раздаточном материале.
Ответы учеников: Бразилия располагает огромными минеральными ресурсами. По добыче и запасам железных руд страна занимает первое место в мире. Кроме того, в Бразилии разрабатываются месторождения хромовых и марганцевых руд, алмазов, золота, платины, никеля, бокситов, цинка, урана.
Бразилия обладает гигантскими гидроэнергетическими ресурсами – так как большую часть страны занимает Бразильское плоскогорье.
Учитель :Отметьте в дорожной карте условными знаками минеральные ресурсы, которыми особенно богата страна.
Учитель: определите , работая с таблицей 4, что экспортирует страна? Что преобладает в импорте?
Ответы учеников: Страна вывозит текстиль, обувь, сталь, моторы, суда. Испытывая нехватку горючих полезных ископаемых, Бразилия вынуждена ввозить нефть.
Учитель:Прочитайте в учебнике на странице 350 отрасли специализции промышленности.перечислите их.
Ответы учеников:Наиболее развитые отрасли промышленности – химическая, деревообрабатывающая, текстильная, металлургическая. Осуществляются космическая и ядерная программы
Заполнение дорожной карты( указание отраслей специализации)слайд 13
Учитель: Работа с контурной картой: слайд 14
Используя экономическую карту нанесите в дорожной карте индустриальный треурольник Бразилии:Рио-де Жанейро, Сан-ПАУЛУ,Белу- Оризонти. Условными знаками покажите специализацию его вершин.
Учитель : слайд15.16.17Обратите внимание, что в Бразилии выделяют следующие районы:
Юго-Восток - самый развитый экономический район страны.
Северо-Восток - менее развитый район.
Центрально-западный район - преимущественно аграрный.
4.Север - редкий в наши дни район присваивающего хозяйства- это
Амазония
Учитель: Об особенностях транспорта Бразилии нам расскажет ученик .
Транспорт.Слайд 18 Выступает с сообщением ученик.
Основной вид транспорта – автомобильный и железнорожный.
железнодорожная сеть сконцентрирована на Юго-Востоке, Юге и по побережью океана. Речной транспорт имеет преимущественно местное значение. Во внешних связях Бразилии значительна роль морского транспорта.
Главные морские порты - Сантус, Рио-де-Жанейро, Ресифи, Форта-леза.
Воздушный транспорт играет важную роль, как в международных, так и во внутренних пассажироперевозках. По количеству аэропортов Бразилия уступает только США
Трубопроводный транспорт развит в Бразилии сравнительно слабо. Для внутренних районов Бразилии важное значение имеет Трансамазонское шоссе, которое начинается со сталицы Бразилиа и уходит в Амазонию.
Учитель : отметьте крупнейшие морские порты Бразилии
Учитель: Ребята, а что вы знаете о населении Бразилии ? ( Ответы учащихся)
слайд 20
Обратитесь к раздаточному материалу и прочтите.
Население Бразилии – это потомки белых, индейцев, негров ,мулаты, метисы, самбо .Сильва самая распространеня фамилия в Бразилии, женское имя – Джулия, мужское _ Габриэль.У бразильцев полное имя состоит из трех частей: личное имя , фамилия матери и фамилия отца. Выходя замуж, женщина не меняет фамилию , а присоединяет фамилию мужа к своей.Молодые люди в основном встречаютя 5-10 лет перед вступлением в брак, в семье 3 детей – это минимум. Высокий уровень рождаемости, второй тип воспроизводства.В Рио с 22-00 до 5.00утра автовладельцы могут ездить на красный сигнал светофора, чтобы их не ограбили.Очень высокий уровень преступности.
Страна знимает 2 место в мире по количеству пластических операций.
Большим праздником считается 15 летие девочки. Отмечаеся всегда с размахом, не меньше чем свадьба.
Бразильцы чистят зубы после каждого приема пищи., поэтому повсюду носят с собой щетку и зубную пасту.Жители не очень пунктульны, считается нормальным опоздать на час . Бразильцы религиозны – они католики.
Средняя продолжительность жизни: мужчин – 57 лет, женщин – 67 лет, это меньше чем в России из-за низкого уровеня медицинской помощи ( 2 врача на 1000чел)
Учитель: Что нового вы узнали , прочитав о бразильцах? В последние годы уменьшилась роль Рио -Де-Жанейро , как центра притяжения иммигрантов и увеличилась роль штатов Сан-Паулу, Параны.
слайд21
Рост городов и городского населения происходит очень высокими темпами .
Учитель: Работая с текстом, назовите крупнейшие города страны.
Ответы учащихся:
Крупнейшие города: Сан-Паулу (11,8 млн жителей) назван в честь Святого Павла; Рио-де-Жанейро (6 млн) в переводе Январская река; Порту-Алегри (3 млн); Ресифи (2,9 млн жителей); Белу-Оризонти (2,6 млн); Сальвадор (2,6 млн жителей). Слайд 22
Вокруг всех крупных городов Бразилии возник «пояс нищеты» — скопление жалких лачуг (Фаве́лы) (порт. favela) — трущобы в городах Бразилии, часто расположенные на склонах гор. В фавелах отсутствует развитая инфраструктура и высок уровень преступности.
Быстрый рост городов порождает немало разных проблем. Поэтому Бразилия, как и многие другие страны, проводит политику децентрализации – ограничения чрезмерного роста больших городов.Слайд 23
Учитель:Бразилия принимает у себя много иностранных туристов, которых привлекает сюда знаменитый карнавал в Рио-де-Жанейро. По мнению многих, Рио – самый красивый город мира. Это настоящий рай для туристов.
Гордость Рио - его великолепные пляжи, известные всему миру, - это Копакабана. В этом городе находится знаменитая Сахарная Голова высотой около 400 м - идеальное место для фотоснимков города и бухты. Почти вдвое выше Горбатая гора, над которой возвышается величественная 38-метровая статуя Христа Спасителя. В городе множество парков и живописных площадей. Слайд 24.
Б
разилиа - столица и федеральный округ, растущий финансовый, торговый и туристический центр. Развитие промышленности в городе намеренно ограничено. Это ультрасовременный город с оригинальной планировкой в виде самолета. При стоительстве новой столицы преследовалось несколько целей 1.Разгрузить задыхающийся Рио-де-Жанейро от многочисленных пробок,адмнистативных и прочих функций, к тому же он мало был приспособле для современной жизни.2 Стратегически улучшить местоположение центрального региона. Слайд 25
Один из красивейших водопадов Игуасу, находится на границе Аргентины и Бразилии
Учитель: Рассмотрите таблицу 5 в раздаточном материале и скажите, с кем больше всего сотрудничает страна? Слайд 26
Ответы учащихся: Основными потребителями продукции обрабатывающей промышленности Бразилии выступают страны-члены МЕРКОСУР (Аргентина, Бразилия, Венесуэла*, Парагвай, Уругвай).
Выступление ученика с сообщением:
С 2006 года Бразилия вошла в в новую созданную экономическую организацию БРИК.Организация была основана в июне 2006 года, в рамках Петербургского экономического форума (ПЭФ) с участием министров экономики Бразилии, России, Индии, Китая. Позже после вхождения в организацию ЮАР, БРИК был переименован в БРИКС.
Учитель: Как вы думаете, почему обладая всеми предпосылками, Бразилия так и не стала сверхдержавой и остается вне политической арены.
Ответы учащихся. Анализируя , приходим к выводам:
Высокий уровень бедности населения, полностью безграмотны 9 %, с трудом читают 27%.
Высокая инфляция и большой государственныйдолг, очень сильное
экономическое неравенство.
Энергозависимость
Высокий уровень преступности, низкий уровень медицинской помощи ( 2 врача на 1000чел)Слайд 27.
Первичное закрепление.
Учитель:в дорожной карте пройдите тест.
Тест «Латинская Америка»
Из государств Латинской Америки не имеет выход к морю: 1) Венесуэла 2)Парагвай 3)Чили 4)Гайана
На каком языке говорят в Бразилии? 1) английский 2) французский 3) испанский 4) португальский
Наиболее распространенной религией является: 1) протестантизм 2)католицизм 3)ислам 4)иудаизм
Какие три страны относятся к числу наиболее экономически развитых стран? 1)Чили 2)Бразилия 3) Аргентина 4)Мексика 5) Перу 6) Коста – Рика
По производству каких двух видов сельскохозяйственных культур Бразилия занимает первое место в мире: 1) пшеница 2)апельсины 3)кофе 4)какао 5)сахарный тростник 6)бананы
Определите страну по характерным для нее словам: федерация, сельва, кофе, «Итайпу»: 1)Колумбия 2)Аргентина 3)Мексика 4) Парагвай 5)Бразилия
VII. Информация о домашнем задании.
Дайте краткую экономико-географическую характеристику Бразилии стр. 349 - 352.
VIII. Рефлексия.
Как вы считаете, достигнута ли наша с вами цель на уроке?
Что способствовало вашему успеху при выполнении задания?
Могут ли полученные знания пригодиться вам в жизни?
9