12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Збитнева Н.В.38
2

План урока «Бразилия», 7 класс



 

Тема урока « Бразилия»

Практическая работа № 17 « Составление комплексной характеристики реки Амазонки»

Цель урока: формировать знания о государстве Южной Америки- Бразилии.

Образовательные задачи:

1.Изучить географическое положение Бразилии

2.Сформировать представление о природе Амазонии

3.Сформировать представление об особенностях природы Бразильского плоскогорья

4.Рассмотреть главные черты населения и хозяйства Бразилии

Практические задачи:

Совершенствовать практические умения уч-ся работать с различными источниками знаний

Продолжить формирование умений работать с картами атласа.

Развивать коммуникативные навыки: умение высказывать свое мнение, находить ошибки в ответах товарищей, делать тактичные замечания;

Тип урока: формирование новых знаний

Методы, применяемые на уроке: проблемные; частично-поисковые; наглядные, практические

Формы работы: индивидуальная, групповая

Оборудование:

географический атлас 7 класса

физическая карта Южной Америки

политическая карта Южной Америки

контурная карта

презентация урока в POWER POINT.

 


 

Ход урока

Учитель : Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Однако в реальной жизни не каждому удается стать участником открытий. Уроки географии позволяют нам пусть в заочной форме, но совершать такие путешествия, расширять знания об окружающем мире, вместе с великими путешественниками совершать открытия.

Итак, мы с вами уже совершили путешествие в США и Канаду- крупнейшие государства Северной Америки, в Вест-Индию, а сегодня мы отправимся в путешествие по самой большой стране Южной Америки. Ребята, посмотрите на карту, и назовите какую страну мы сегодня будем изучать? (слайд 2).

Совершенно верно- это Бразилия. Какие цели и задачи мы будем преследовать?

( изучить ГП Бразилии, рассмотреть уникальность ее природы, познакомиться с населением Бразилии, узнать чем занимаются жители этой страны)( слайд 3).

В ходе нашего путешествия нам поможет маршрутный лист, который состоит из 4 учебных элементов. После преодоления каждого из них вы будете оценивать свои знания, путем само и взаимопроверки. Оценки будете выставлять в оценочный лист (слайд 4).

 

Итак, путешествие начинается.

- Обратимся к первому учебному элементу (УЭ-1).

1.Микротема: Где находится Бразилия и каковы ее размеры? ( слайд 5).

Микроцель: изучить географическое положение Бразилии( называют уч-ся).

Работа с картой:

1.Охарактеризуйте географическое положение Бразилии.( уч-ся показывают на карте ГП).

1. Назовите материк, где находится страна. В какой его части?.

2.Какими океанами и морями омывается? Какие течения проходят у ее берегов?

3.Как расположена страна по отношению к экватору и южному тропику?

4.Какие климатические пояса находятся в пределах страны?

5. С какими государствами граничит Бразилия?

Ребята, сделайте вывод о влиянии географического положения Бразилии на ее климат.

Вывод: находясь между экватором и южным тропиком Бразилия получает большое количество тепла; воздушные массы приносят с Атлантического океана много влаги.

Вопросы для самоконтроля ( слайд 6).

1.Бразилия находится на материке:

1. Африка 2. Южная Америка 3. Евразия 4. Северная Америка

2.С какими государствами граничит Бразилия?

1. Венесуэла 2. Индия 3. Франция 4. Мексика

3. Экватор пересекает Бразилию на:

1. Западе 2. Востоке 3. Севере 4. Юге

4. Южный тропик пересекает Бразилию на:

1. Западе 2. Востоке 3. Севере 4. Юге

5.Водами какого океана омывается Бразилия?

1. Северного Ледовитого 2. Тихого 3. Индийского 4. Атлантического

6. Какие течения проходят вдоль Бразилии?

1. Бразильское и Гвианское 2. Лабрадорское и Бразильское

3. Канарское и Гвианское 4. Перуанское и Бразильское

Самооценка. Результаты работы по УЭ-1.Уч-ся проводят сверку по слайдам. ( слайд 7).Учащиеся отмечают результаты в листе самооценке.

2. Определите на сколько различных по рельефу частей можно разделить Бразилию. Назовите основные формы рельефа, расположенные на территории страны. ( Уч-ся определяют по карте: Амазонская низменность и Бразильское плоскогорье) (слайд 8).

Перейдем ко второму учебному элементу (УЭ-2).

2.Микротема: Какова природа Амазонии? (слайд 9).

Микроцель: Сформировать представление о природе Амазонии.( называют уч-ся).

Учитель: 1.Амазония- северная часть Бразилии, покрыта влажными экваториальными лесами, которые называются сельвой( уч-ся записывают определение в тетрадь).

2. Анализ климатограммы населенного пункта в Амазонии

( Рис.206, стр. 257) (работа в парах) (слайд 11).

План работы

1.Внимательно рассмотрите все обозначения на диаграмме

2.Что по ней можно узнать? ( температуру, осадки)

3.Выясните годовой ход температур.

Чему равна температура в январе и в июле? Определите амплитуду температур.( 25 градусов, 22 градуса, амплитуда 3 градуса)

4.Какое количество осадков характерно для данного типа климата? ( январь-май- 250-300 мм. в месяц, июнь- ноябрь – около 200 мм ).

5.Режим осадков.( ежедневно).

6.Сделайте вывод о типе климата ( экваториальный).

Вывод: в Амазонии экваториальный тип климата.

3. Внутренние воды Амазонии. «Дорога в сельве» - река Амазонка. Бассейн реки не только вся Амазонская низменность, но и склоны Гвианского, Бразильского плоскогорья, восточные склоны Анд.

Практическая работа « Составление комплексной характеристики реки Амазонки . Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения реки» ( слайд 12).

Цели работы:

Описать крупную речную систему Южной Америки, показать зависимость реки от рельефа и климата. Оценить возможности и трудности хозяйственного освоения этой реки. Проверить и оценить своё умение пользоваться картой как важнейшим источником знаний для решения поставленных задач.


 

Оснащение

1.Физическая карта Южной Америки (настенная)

2.Атласы 7 класс.

План описания реки (слайд 13).

План описания реки.

Характеристика реки Амазонки

1.В какой части материка протекает река?

 

2.Где берет начало (исток реки) и в каком направлении течет?

 

3.Куда впадает (устье)?

4.К бассейну какого океана относится?

 

5.Притоки: левые, правые.

 

6.Характер течения реки в зависимости от рельефа.

 

7.Питание реки.

 

8.Режим реки в зависимости от климата.

 

9.Хозяйственная деятельность человека

 

Вывод

 


 

Вывод: укажите зависимость реки от рельефа и климата, оцените возможности и трудности хозяйственного освоения этой реки.( обильные осадки в течение всего года, большое количество притоков как в Южном так и в северном полушарии, делают Амазонку самой полноводной рекой планеты. Равнинность рельефа делает ее судоходной почти на всем протяжении).

Учащиеся выходят к карте и характеризуют реку по плану. Уч-ся сравнивают свои ответы с ответами уч-ся у доски ( карты). Результаты практической работы отмечают в листе самооценки( слайд 14) .

4.Растительный и животный мир Амазонии. Обилие тепла и влаги- причина чрезвычайного богатства растительного мира сельвы( более 4 тыс. видов):

СООБЩЕНИЕ УЧ-СЯ ( слайды 15-21).

Вывод: сельва играет важную роль в формировании климата Земли, деревья поставляют в атмосферу кислород, с поверхности листьев происходит испарение влаги. Амазония - « легкие планеты».

Вывод по микротеме: Природа Амазонии: Амазония занимает обширную территорию, находится в экваториальном климате, богатство растительного и животного мира, протекает самая полноводная река мира- Амазонка.

Вопросы для самоконтроля (слайд 22).

1.Крупнейшая река Бразилии:

1. Амазонка 2. Дунай 3. Волга 4. Миссури

2. Как называются густые непроходимые заросли в Амазонии?

1. Патагония 2. Сельва 3. Пампа 4. Прерии

3.Какой тип климата в Амазонии?

1. Тропический 2. Экваториальный 3. Умеренный 4. Арктический

4.Амазонка берет начало при слиянии каких рек:

1. Обь и Иртыш 2. Шилка и Аргунь 3. Мараньон и Укаяли 4. Бия и Катунь

5. В лесах Амазонии встречаются:

1. Слоны и медведи 2. Змеи и крокодилы 3. Жирафы и антилопы 4. Зайцы и волки

Самооценка КОНТРОЛЬ Уч-ся проводят сверку по слайдам. ( слайд 23).Учащиеся отмечают результаты в листе самооценке.

Второй крупный географический объект Бразилии мы назвали Бразильское плоскогорье.

Третий УЭ- 3.Микротема: Каковы особенности природы Бразильского плоскогорья? ( слайд 24).

Микроцель: Сформировать представление об особенностях природы Бразильского плоскогорья.

Работа с картой: уч-ся сам-но характеризуют ГП, полезные ископаемые Бразильского плоскогорья у карты)

    1. Где находится Бразильское плоскогорье ( занимает центральную и южную часть Бразилии).

      Какие полезные ископаемые добывают на территории Бразильского плоскогорья? ( железные, марганцевые, руды, золото, алмазы. Во многих местах добыча ведется открытым способом в связи с выходом горных пород фундамента платформы на поверхность).

Работа с климатограммой (рис. 207, стр.258) ( работа в парах).

Вывод: четко выражен влажный и сухой сезоны года.

3.Природные зоны: саванны и редколесья ( уч-ся определяют по карте).

Вывод: склоны Бразильского плоскогорья используют как пастбища. На плантациях выращивают сахарный тросник, хлопок, кофе.

4. Реки Бразильского плоскогорья ( уч-ся анализируют карту): Множество рек , крупнейшая из них -Парана. Водопад Игуасу( слайд 25).Характер течения рек- горный.

Вывод : на реках Бразилии построены гидроэлектростанции, вырабатывающие основную часть электроэнергии страны.

Вывод по микротеме особенности природы Бразильского плоскогорья: ( называют уч-ся).

-занимает центральную и южную часть Бразилии

- добывают железные, марганцевые, руды, золото, алмазы. Во многих местах добыча ведется открытым способом в связи с выходом горных пород фундамента платформы на поверхность

-четко выражен влажный и сухой сезоны года

-на реках Бразилии построены гидроэлектростанции, вырабатывающие основную часть электроэнергии страны.

Самооценка Контроль

1.Какую часть Бразилии занимает Бразильское плоскогорье?

1. Восточную и северную 2. Восточную и западную 3. Центральную и южную 4. Центральную и северную

2. Какие природные зоны располагаются на Бразильском плоскогорье?

1. Влажный тропический и экваториальный лес 2. Степи и пустыни 3. Саванны и редколесья 4. Широколиственный лес и саванны

3.Какие полезные ископаемые добывают на Бразильском плоскогорье?

1. Нефть и золото 2. Железные руды и золото 3. Уголь и марганцевые руды 4. Нефть и газ

4. Какие реки протекают по территории Бразильского плоскогорья?

1. Амазонка 2. Парана 3. Ориноко 4. Рио- Колорадо

5.Как называется самый грандиозный водопад в Бразилии?

1. Анхель 2. Виктория 3. Стэнли 4. Игуасу

Учащиеся проверяют результаты по слайдам и отмечают в листе самооценки( слайд 27) .

Четвертый УЭ-4

4. Микротема Каковы главные черты населения и хозяйства Бразилии (слайд 28).

Микроцель: рассмотреть главные черты населения и хозяйства Бразилии ( уч-ся сам-но).

Учитель: Бразилия занимает пятое место в мире по площади и по числу жителей. Бразильцы-народ, сложившийся в результате смешения рас: ( работа по схеме, анализ схемы уч-ся) европеоидной, монголоидной и негроавстролоидной ( слайды 29-30).

Коренные жители Бразилии-индейские племена, немногочисленны. На сегодняшний день сохранилось около 150 различных племен, живущих в основном в Амазонии. ( Сообщения учащихся) ( слайды 31-32).

Учитель: Первые европейцы появились в Бразилии в начале 16 в., это были испанцы, но позднее земли Бразилии отошли к португальцам, поэтому официальный язык- португальский, религия- католицизм.

Негров привозили в Бразилию из западной Африки для работы на плантациях. Негритянская культура- очень важная часть культуры Бразилии: это зажигательная музыка, особые танцы и т.д.

Ребята, мы рассмотрели с вами природу Амазонии и Бразильского плоскогорья,

-как вы считаете где наилучшие условия для жизни людей? ( это Бразильское плоскогорье и побережье Атлантического океана, объясняют почему).

-Какие крупнейшие города расположены на побережье Атлантического океана? (анализ карты уч-ся : Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро.) ( слайд 33)

-Хозяйственная деятельность( учитель): Бразилия производит продукты сельского хозяйства( слайд 34), автомобили, бытовую технику, самолеты, металлы. Бразилия - мировой лидер по использованию биотоплива для транспорта, поэтому автомобили ездят не на бензине, а на спирте, получаемого из сахарного тростника.

-Назовите и покажите на карте столицу страны( ответ уч-ся-город Бразилиа, показывают на карте).Столица построена в 50 гг. 20 века в центре Бразильского плоскогорья. Планировка города напоминает силуэт летящей птицы. В столице мало промышленных предприятий, население в большинстве работает в государственных учреждениях.

- Чем, ребята, вам известна Бразилия?( бразильский карнавал, футбол).

Вывод: ( уч-ся) население Бразилии сочетает в себе культуру индейских племен, европейцев, негров, монголов. Народы Амазонии- в основном занимаются сельским хозяйством, а на территории Бразильского плоскогорья хорошо развита промышленность. Бразилия известна своими футболистами, шикарным бразильским карнавалом( слайд 35-36).

Самооценка Контроль( слайд 37).

1.Какое место в мире Бразилия занимает по численности населения и площади?

1. Первое 2. Третье 3. Пятое 4. Седьмое

2. Коренные жители Бразилии:

1. Европейцы 2. Индейцы 3. Негры 4. Монголы

3.Как называются потомки от смешанных браков индейцев и африканцев?

1. Самбо 2. Метисы 3. Криолы 4. Мулаты

4.Какой официальный язык в Бразилии?

1. Французский 2. Испанский 3. Английский 4. Португальский

5. Столица Бразилии:

1. Рио-де-Жанейро 2. Сан -Паулу 3. Форталеза 4. Бразилиа

Учащиеся проверяют результаты по слайдам и отмечают в листе самооценки( слайд 38) .

Вывод за урок:( учащиеся)

- Бразилия- самое большое по площади государство Южной Америки. По размерам территории она занимает 5 место в мире. Большая протяженность береговой линии и удобные бухты способствуют развитию крупных портовых городов.

- Амазония занимает обширную территорию, находится в экваториальном климате, богатство растительного и животного мира, протекает самая полноводная река мира- Амазонка.

- Бразильское плоскогорье занимает центральную и южную часть Бразилии. На территории Бразильского плоскогорья добывают железные, марганцевые руды, золото, алмазы. Во многих местах добыча ведется открытым способом в связи с выходом горных пород фундамента платформы на поверхность. Четко выражен влажный и сухой сезоны года. На реках Бразилии построены гидроэлектростанции, вырабатывающие основную часть электроэнергии страны.

-Население Бразилии сочетает в себе культуру индейских племен, европейцев, негров, монголов. Народы Амазонии- в основном занимаются сельским хозяйством, а на территории Бразильского плоскогорья хорошо развита промышленность.

Рефлексия: Какую цель мы ставили на уроке? ( слайд 39).

Достигли ли мы цели урока?

Моя рефлексия:1. Мне было интересно на уроке да/нет

2.Мне было трудно отвечать на вопросы да/нет

3.Мне было трудно выполнять практические задания да/нет

4.Сегодня на уроке я узнал(а)______________________

Самооценка

Оцените свою работу на уроке, выберите рюкзачок, соответствующий вашим полученным знаниям ( по листу самооценки ).

- Согласны ли вы с тем, что если получили

Большой рюкзачок ( большинство плюсов в первой колонке)- усвоили материал полностью,

Средний рюкзачок ( большинство плюсов во второй колонке)– усвоили частично,

Маленький( большинство плюсов в третьей колонке) мало что усвоил, надо еще поработать.

Оценка за урок ________ моя_______________учитетеля

Домашнее задание: параграф 50, нанести на контурную карту географические объекты Бразилии ( слайд 40).


Презентация к уроку по теме " Бразилия" 7 класс
PPTX / 4.73 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.