12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна Сахарова74
6

Урок чтения "Сказка про маленького жучка" по О.Иваненко



Конспект урока чтения

4 год обучения

Тема: «Сказка про маленького жучка» По О. Иваненко


Учитель: Т.В. Сахарова

t1707650700aa.jpg

Цель урока: способствовать расширению знаний и представлений детей об окружающем мире на основе знакомства с произведением О. Иваненко «Сказка про маленького жучка»

Планируемые результаты:

предметные:

- формирование правильного, сознательного, выразительного чтения путём использования различных видов работ над текстом;

- коррекция и развитие навыка связного устного высказывания и монологической формы устной речи через выражение своих мыслей полными предложениями,

- развитие логического мышления, умения обобщать, анализировать, понимать последовательность сюжета

личностные: способствовать воспитанию внимательного и бережного отношения ко всему живому.

Оборудование: ноутбук, презентация к уроку, проектор, учебники с закладками, мнемотаблица, книга «Сказки» О.Иваненко, иллюстрации к сказке для составления картинного плана; предметные картинки с изображениями героев сказки: перелетные птицы, жучок, лягушка, веретеница, старый жук; вырезанное изображение солнца и лучей; конверты с заданиями («кейсы»).


Ход урока.

I. Орг. момент. Эмоциональный настрой:

Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости. Давайте поприветствуем всех.

-Добрый день!

И добрый час!

Как мы рады

Видеть Вас!

С добрым утром!

Начат день!

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и читать!

- Вы уже поняли, что сегодня у нас необычный урок. Каким он будет, как вы думаете? (ответы детей)

-А будет ли он таким, зависит от нас с вами. Какими мы должны быть на уроке?

На доску помещается солнышко без лучиков.

- Что это? Чего не хватает солнышку? (лучей) Солнце осенью дает мало света и тепла.

Давайте попробуем расцветить наше солнышко лучами, чтобы сделать наш урок теплым и светлым, а настроение радостным.


II. Речевая разминка.

Отработка силы голоса

Дует легкий осенний ветерок: «У-у-у-у…» (тихо)

Подул сильный ветер: «У-у-у-у!» (громко)

Осенние листочки на веточках висят,

Осенние листочки с нами говорят: «А-о-у-и…» (шепотом)

Отработка четкости произношения при чтении

Чтение слогов со стечением согласных по таблице-тренажёру.



СТУ

ЛНО

ПТИ

ГДА

ЛМА

РКУ

ШКА

СПА

ТВО

СТА

ДЛА

СПУ

ДНА

СМО

ТРЕ

ЧКА

ШНЫ

ЗМЕ




Отработка выразительности (интонации в конце предложения)

На экране знаки препинания: . ! ?

Повторяем особенности интонирования для каждого знака.

Отработка различной интонации на фразе:

Снова осень к нам пришла

(Читает учитель с определенной интонацией. Дети подбирают знак. Затем один ученик повторяет. И затем хором. Так с каждым знаком)

Лучик добавляем к солнышку


III. Проверка домашнего задания.

– Ребята, что было задано на дом? (Выучить наизусть стихотворение А.Плещеева «Скучная картина!..»)

(Картина на слайде)

Выразительное чтение стихотворения наизусть (3 уч-ся) (При необходимости пользуются мнемотаблицей). Самооценивание и взаимооценивание.

t1707650700ab.jpg

Лучик добавляем к солнышку

IV. Подготовка к восприятию нового произведения. Актуализация опорных знаний.

На уроках чтения мы чем занимаемся? Что читаем? Давайте попробуем предположить, произведение какого жанра сегодня прочитаем?

Подсказка: К какому жанру относятся все книги на этой полке? (Сказки)

-А кто сочиняет сказки? (вспоминаем термины «авторская» и «народная» сказка)

-У сегодняшней сказки есть автор. Значит она какая?

(Портрет Оксаны Иваненко на слайде). Показ книги.


-А о ком будет наша сказка, вы узнаете, если отгадаете загадку:

У него серьёзный вид,
Он усат и деловит:
Вместе с солнышком встаёт,
Из цветка росинки пьёт,
Издаёт жужжащий звук
Луговой крылатый… (жук)


V. Постановка задачи урока. Выдвижение гипотезы.

-Давайте договоримся, мы сегодня не просто будем слушать и читать сказку, а, работая над текстом, проведем небольшое исследование. Что мы будем исследовать, чтобы проверить гипотезу?

Задача урока: Прочитать и исследовать «Сказку про маленького жучка» О.Иваненко

-Как вы думаете, всегда ли сказка – это вымысел, т.е. выдуманная история, которой не могло быть на самом деле? Или иногда сказка может поведать нам о реальных явлениях и фактах? (версии детей)

Гипотеза: Сказка может не только развлекать и поучать, но и помогает нам познавать мир.

Работа с источниками информации

На экране слово: веретеница

Дети читают. Выясняем, знает ли кто-нибудь, кто или что это такое?

t1707650700ac.jpgt1707650700ad.jpg


-Итак, это первая информация, которую я предлагаю вам найти в процессе нашего исследования. Где мы можем найти информацию быстрее всего?

(Перед ребятами источники информации: несколько энциклопедий и ноутбук с подключенной поисковой страницей. Дети находят фото в интернете)

-Вот теперь вам будет проще представить некоторые моменты из сказки, которую вы сейчас услышите. Ведь главный источник информации на уроке чтения – это что? (книга)


VI. Первичное восприятие произведения.

Название и иллюстрация на экране. Учитель читает текст. Дети слушают с закрытыми книгами.

Задание перед чтением:

- Попробуйте представить себе главного героя сказки и описать его после чтения.


VII. Анализ первичного восприятия.

- Понравилась ли вам сказка?

Кто в ней главный герой?

Каким вы его представляете? (учитель зачитывает дополнительно отрывок из начала полного произведения: описание жучка)

Какие чувства возникали у вас во время прослушивания сказки? В какой момент мы взволновались, испугались за Жучка?

Лучик добавляем к солнышку


VIII. Физкультминутка

Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями.)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее.)
Птички начали спускаться, (наклон вниз)
На поляне все садятся. (приседают)
Предстоит им долгий путь, (руки вперед)
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед, руки за спину.)
И опять пора в дорогу, (встали)
Пролететь нам надо много. (Дети машут «крыльями».)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (садимся за парты)


IX. Повторное чтение (самостоятельное) с проверкой уровня осознанности

Учащиеся читают произведение по учебнику про себя. Со слабым учащимся (Тимур) читаем фрагмент индивидуально. Хорошо читающий ученик (Ваня) читает более полный отрывок на отдельной карточке

t1707650700ae.jpg


Кейсы: задания в конвертах. Работают в парах: 1)Тимур-Аня,2)Ваня-Соня, 3)Максим-Диана.

1-й кейс: Приклеить названия героев сказки под соответствующие картинки.

2-й кейс: Выделить слова Жучка синим цветом, слова лягушки – зеленым; слова старого жука – красным.

3-й кейс: Как лягушки проведут зиму? Найти ответ в тексте и выделить.

(Проверка выполнения кейсов позже – на этапе анализа содержания)

t1707650700af.jpgt1707650700ag.jpg

Лучик добавляем к солнышку

X. Гимнастика для глаз

Закрыть глаза «крышечками» из ладоней не надавливая. Представь, что ты маленький жучок. Открываем глаза. Жучок увидел улетающих птиц. Не поворачивая головы, смотрим наверх. И вдаль, в окно. А теперь он смотрит вниз, вглубь пруда, куда спряталась лягушка. Жучок увидел веретениц, похожих на змей, и зажмурился от страха. Открыл глаза широко. И спокойно закрыл глазки, засыпая на зиму.


XI. Чтение вслух «по цепочке» с анализом содержания.

- Назовите героев произведения? (Тимур и Аня показывают выполненный «кейс»)

-Как выдумаете, они реальные или сказочные? Докажите.

- Почему Жучок решил, что ему нужно улетать?

-Как проводят зиму лягушки? Прочитайте. (Проверяем «кейс» Дианы и Максима)

- Узнали ли мы с вами о каком-то новом животном? О каком? Кто такие веретеницы? Что мы о них узнали? Как они встречают зиму?

-Где проведет зиму жучок?


XII. Работа над выразительностью

Проверка «кейса» Вани и Сони:

-Давайте найдем слова жучка и попробуем прочитать их с выражением.

- Слова лягушки.

-Слова старого жука.

Лучик добавляем к солнышку


XIII. Подготовка к пересказу.

Составление картинного плана. Обсуждение в группе за отдельным столом. Затем вывешивание на доску.

Лучик добавляем к солнышку

Д/З : Подготовить пересказ сказки по картинкам


XIV. Работа над идеей сказки. Вывод по результатам исследования. Подтверждение гипотезы.

- В начале урока мы решили исследовать, чего в этой сказке больше: чудес, волшебства или реальных событий и явлений, которые происходят в природе осенью? (ответы детей)

- Что нового о мире природы узнали мы из этой сказки?

-Можем ли мы назвать эту сказку познавательной? (да)

Значит, наше небольшое исследование подтвердило выдвинутую гипотезу.


- А скажите, пожалуйста, как вы относитесь к жукам, лягушкам, змеям, ящерицам?

Оксана Иваненко, я думаю, специально описала нам этих, на наш взгляд, не очень приятных животных в таком вот очеловеченном виде. Чтобы мы поняли, что у каждого живого существа свой образ жизни, свое место в природе и большое желание жить. Стоит ли бояться их, и тем более уничтожать тех, кто меньше, слабее нас и не приносит нам никакого вреда? (рассуждения детей)


XV. Итог урока

Мы прочитали …

Из сказки мы узнали …

Больше всего мне понравилось…


XVI. Рефлексия

- Посмотрите на наше солнышко. Лучиков у него за время нашего урока прибавилось. И мне кажется, что стало даже светлее и теплее в нашем классе. Но давайте добавим солнышку еще лучиков.

Если урок показался вам интересным и все понравилось, прикрепите желтый лучик.

Если было скучно и неинтересно, тогда красный.

t1707650700ah.jpg


-Спасибо за работу. (Оценки)



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.