12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Майнагашева Эльза Константиновна49
учитель хакасского языка и литературы, Учитель русского языка и литературы
Россия, Хакасия респ., село Таштып

Методический комментарий к уроку-проекту

«Оскей ах хазына пурлер»

( «Да будет вечной белая береза») М. Баинов


Место данного урока: рабочая программа по хакасской литературе для 5 класса включает резервные уроки для защиты проектов.

Актуальность и новизна урока обусловлена в культурной преемственности, в формировании российской идентичности ребенка в поликультурном пространстве. Обратиться к истокам – значит восстановить связь времен.


Аннотация проекта:

Проект посвящен исследованию образа березы в традициях, фольклоре и литературе хакасского и русского народа. Анализируя сведения об объекте (березе), исследуя материалы словарей, Интернета, учащиеся 5«Б» класса познакомятся с творчеством поэтов (хакасского поэта И. Котюшева и русского - Сергея Есенина).

Проект дает возможность не только получить углубленные знания об образе березы в традициях, фольклоре и в произведениях литературы, но и развивать творческие способности, основные формирования УУД обучающихся:

- познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация.

- личностные: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

- регулятивные: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

- коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

В ходе проекта развиваются познавательные интересы учащихся, формируются исследовательские умения, навыки самостоятельной работы, поиск знаний в информационном пространстве, развиваются критическое мышление, умение видеть проблему и находить решение, рефлексивные умения, приобретаются навыки работы в команде.

Участники проекта: учащиеся 5 «Б» класса.

Вид проекта – информационный.

Тип проекта (Характеристика)

а) по характеру доминирующей в группах деятельности:

- творческий, исследовательский.

б) по предметно-содержательной области:

- межпредметный (литература, фольклористика, этнография)

в) по продолжительности:

- краткосрочный (2 урока).

г) по количеству учащихся:

- групповой с косвенным управлением (под руководством учителя и точками контроля).

Работа проводится индивидуально и в группах, сформированных по пожеланию учащихся.


Цели проекта (для учителя):

формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности; формирование грамотного читателя, способного понять прочитанное, интерпретировать изученный материал и высказать развёрнутое аргументированное суждение о прочитанном; формирование элементов информационной компетентности; развитие творческих способностей.

Цели проекта (для учащихся): научиться самостоятельно искать информацию, анализировать, обобщать и структурировать материал, уметь работать в паре, группе, самостоятельно, высказывать аргументированные суждения о прочитанном, давать собственную оценку изученному материалу.


Дидактические цели проекта:

1) развитие творческих способностей учащихся;

2) формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся, умений видеть проблему и предлагать пути её решения.


Методические задачи:

активизировать познавательную деятельность учащихся;

учить анализировать и оценивать собранный материал;

познакомить учащихся с образом березы в традиции, фольклоре и литературе хакасского и русского народа, использовать материал, собранный в словарях и Интернете.


Формируемые умения и навыки работы:

- поиск, обработка и использование информации;

-постановка целей, продумывание содержания, объёма, организация самостоятельной работы;

- развитие аналитических способностей учащихся, умений работать над анализом и самоанализом учебной деятельности;

- умение кратко излагать свои мысли устно.


Основополагающий вопрос: Каков образ березы в традициях, фольклоре и литературе хакасского и русского народа?


Творческие группы проекта - вопросы для исследования:

Исследователи:

Что обозначает слово береза?

Где и как используется береза как символ?


Фольклористы:

Каков образ березы в пословицах, народных приметах, песнях?

Береза в традициях и обычаях хакасского и русского народа.


Творцы:

Кто из хакасских и русских поэтов посвятил берёзе свои стихотворения?

Какие художественно-изобразительные средства для создания образа березы используют поэты Иван Котюшев и Сергей Есенин?


Первый урок:

Подготовительный этап:

Формирование групп для проведения проекта;

Подбор материалов к проекту;

Изучение словарей, стихотворений, интернет-ресурсов о березе.


Организационный этап

Работа в группах

Совместное планирование работы в группе.

Обсуждение и согласование системы оценивания с детьми.

Работа инициативных групп (по индивидуальным планам).

Консультирование и наблюдение за деятельностью учащихся.

Контроль за пониманием изучаемого материала. Оценивание работы в группе


Этапы проведения проекта:

1.Формулируются темы работ учащихся.

После обсуждения принимается решение, что урок пройдёт в форме представления творческих работ учащихся.


Формируются творческие группы по желанию учащихся, с учётом их интересов и способностей (их 3).


Выдвигается гипотеза, определяется творческое название проекта «Да будет вечной белая береза». Принимается решение исследовать образ березы в традициях, фольклоре и литературе хакасского и русского народа.


2. В каждой группе отбираются и обсуждаются источники информации, обсуждается план работы в группе, самостоятельная работа учащихся.


3. Проходит исследовательская работа в группах (самостоятельно и под руководством педагога), отбирается, систематизируется, анализируется полученная информация.


4. В группах обучающиеся готовятся представить свои проекты.


Второй урок.

Итоговый этап: представление мини-проектов.

По типу это урок открытия новых знаний, а форма проведения – урок на природе, урок-проект (представление проектов).

Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения. Обучение на природе - одна из моих педагогических находок. Положительное влияние природы помогает снять стресс, повышает мотивацию и сконцентрировать внимание, оказывает эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные знания

Работая в группах и индивидуально, ребята смогли «пропустить через себя» творчество поэтов, набраться мудрости веков, обогатиться опытом предков.

Главная цель урока состояла в следующем: создать ситуацию, находясь, в которой ученик сам мог бы ответить на возникающие у него вопросы. Задачей учителя - создать атмосферу доброжелательности, сотворчества, пробудить эмоциональную сферу ребят, то есть обратиться к их чувствам, осуществлять мотивацию, организовывать, регулировать.

Для решения образовательных задач было образовано три группы: «Лингвисты», «Фольклористы» и «Творцы».

Структура урока выдержана в соответствии с методическими требованиями системно-деятельностного подхода. На каждом этапе продуманы методы обучения и формы организации познавательной деятельности.

Оригинальным было начало урока. Дети выбирают цвет настроения по хакасским чалама, загадывают наилучшие пожелания всем народам России и завязывают их на веточки березы. Тема и задачи урока не представлены в готовом виде, а сформулированы в процессе сотрудничества с учащимися. Для этого дети прослушали песню в исполнении учителя о березе, составили ассоциативный ряд к слову «береза».

1 шаг – Самоопределение к деятельности

Цель этапа: организовать активизацию учащихся, создать условия для совершенствования коммуникативных УУД. Он направлен на создание рабочей атмосферы, на готовность рабочих мест; призван также организовать активизацию учащихся. Для этого ребята выбирают цвет настроения по хакасским чалама на начало урока. Олuаннар, урок алнында посха кjyнiлерiy хоостыра чаламалар таллап алыyар. Формируются регулятивные УУД (самоконтроль) и коммуникативные (планирование предстоящей деятельности совместно с учителем и одноклассниками).


2 шаг – Мотивационный этап.

Цель: создание рабочего сотрудничества учителя с учащимися.

У обучающихся формируются коммуникативные (создание рабочего сотрудничества с учителем и в коллективе), личностные (смыслообразование), регулятивные (целеполагание, планирование) и познавательные (поиск и выделение необходимой информации) УУД.

3 шаг - Актуализация знаний.

Для реализации Федерального государственного образовательного стандарта необходимо использование современных образовательных технологий, соответствующих содержанию системно-деятельностного подхода, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе учебно-познавательной деятельности. Именно к таким технологиям относятся интерактивные формы и методы работы.

Использование методического приема «Ассоциация», позволяет создать ассоциативный ряд со словом «береза».

Этапом «открытия» нового знания, т.е. индукции – создания эмоционального настроя и включения подсознания детей, стала практическая деятельность: выступления групп по определенной тематике.

Задания предполагают умение представить результаты своей исследовательской деятельности, акцентировать внимание на главной информации, сопоставлять, делать выводы. Этому соответствуют задания, связанные с активизацией мыслительной деятельности (Какие мысли возникают, когда мы произносим слово «берёза»?). Продолжает урок использование ситуации поиска, затем задания предполагают освоение знаний на уровне «понимания». Следующая часть урока – освоение этой же учебной информации на уровне «умения». Эмоциональный фон уроку придаёт исполнение учащимися хороводной песни вокруг берёзы («Во поле берёзонька стояла…») и хакасской песни о берёзе:

Ой iстiнде пай хазын,

Ой iстiнде коп порчо,

Ой iстiнде кун тооза

Ойын-сарын пуун парча…

Продолжение создания ассоциативного ряда способствуют задания, связанные с творчеством русских и хакасских поэтов.


5 шаг – Систематизация и обобщение знаний.

Проведение систематизации и обобщения знаний в виде интерактивной игры «Карусель» содержит огромный развивающий потенциал.

Цель этапа: организовать продуктивную творческую деятельность для формирования гражданского сознания через систематизацию знаний об образе березы в традициях, фольклоре и поэзии хакасского и русского народа.

Формируются познавательные УУД: личностные (самооценка учениками собственной учебной деятельности, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям); коммуникативные (установление эмоциональных контактов между учащимися, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование своего мнения с учетом предыдущих мнений, обеспечение совместной речевой деятельности в коллективе).

Необходимо отметить, что интерактивный прием «Карусель» развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, устанавливают более тесный контакт между учащимися.


6 шаг – Рефлексия. Интерактивный приём «Микрофон».

Цель этапа: оценить результаты своей деятельности. На этом этапе урока идёт заключительный этап формирования познавательных УУД. Формируются УУД: личностные (адекватное понимание происходящего, формирование нравственно-этических качеств, формирование осознанного себя как части содружества наций); регулятивные (осознанное выполнение действий); коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью).

По окончании урока ребята получили домашнее задание: написать творческую работу (сочинение, стихотворение, синквейн, тахпах) по теме урока.

Практика показывает, что использование интерактивных методов и приемов на уроках хакасского языка и литературы полностью соответствует содержанию системно-деятельностного подхода, снимает нервное напряжение у школьников, дает возможность менять формы деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятия. В конечном итоге, значительно повышается качество подачи материала и эффективность его усвоения, а, следовательно, и мотивация к изучению хакасского языка и литературы со стороны школьников.

Благодаря такой работе был освоен объемный материал, подача которого имела эмоционально-положительный настрой и элементы самостоятельной поисково-исследовательской работы учащихся, что помогло осуществить творческое погружение.


Урок хакасской литературы в 5 классе

Тема: «Оскей ах хазына пурлер» - «Да будет вечной белая береза» (М. Баинов)

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма урока: урок на природе

Цели урока:

Обучающие: раскрыть особенности художественного изображения образа берёзы в традициях, фольклоре и поэзии хакасского и русского народа

Развивающие: развивать коммуникативные умения, формировать умение выявлять особенности хакасского и русского языка при создании художественных образов.

Воспитательные: воспитывать уважение к культуре хакасского и русского народа, любовь к своему родному языку

Задачи

Личностные: формирование интереса к родному языку через использование национального колорита, художественной литературы хакасского и русского народа.

Метапредметные:

познавательные: формировать умение искать и выделять необходимую информацию из разных источников;

регулятивные: ставить цель и планировать пути её достижения, осуществлять самоконтроль и самооценку, корректируя свои результаты;

коммуникативные: формировать умение проявлять активность во взаимодействии с одноклассниками и учителем для решения коммуникативных и познавательных задач.

Предметные: формировать умение применять теоретические знания об особенностях лексического состава хакасского и русского языков при выполнении различных заданий; развивать навыки литературоведческого характера.

Ресурсы:

1. Методические рекомендации по составлению рабочих программ по учебным предметам «Хакасский язык», «Литературное чтение», «Хакасская литература», «Хакасский язык и литература» (1-11кл). На хакасском языке. – Абакан. Хак.кн.изд-во, 2014.

2. Хакасская литература. 5 кл.: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. Составитель Боргоякова М.П. , 2014г.

3. Ноутбук

4. Словари:

«Хакасско-русский словарь» - Хакас-орыс сjстiк. – Новосибирск: Наука, 2006. – 1114 с.

«Русско-хакасский словарь». Под редакцией Д.И. Чанкова. Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, М., 1961. 968 с.

Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 736 с.

5. Интернет-ресурсы

Ход урока:

Структурные элементы (этапы урока)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1)Организационный этап. Самоопределение к деятельности

Цель этапа: организовать активизацию учащихся, создавать условия для совершенствования коммуникативных УУД

Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу, проверяет готовность рабочих мест, ребята выбирают цвет настроения по хакасским чалама на начало урока.

Олuаннар, урок алнында посха кjyнiлерiy хоостыра чаламалар таллап алыyар.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места.

Формируются регулятивные (самоконтроль) и коммуникативные (планирование предстоящей деятельности совместно с учителем и одноклассниками)УУД


2. Мотивационный этап.


Изен, Чир-чайаан!

Изен, чарых кун!

Изен, Пай хазын!

Олганнар, хазын – ол тилекей агазы. Прай тилекейде, Россияда коп чоннарнын чуртазы, кибiрлерi хазыннан палгалыс парган. Россия – пiстiн илбек хазнабыс, Хакасия – анын чардыгы. Амды прайзы чаламалар алып, постарыннынпрай Россиядагы, тилекейдегi чоннарга алгыс состерiн сагыгапчабыс. Пай хазын прай сагыстарны толдырча.

Ребята, береза – мировое дерево, во всем мире и в России традиции многих народов связана с березой. Сейчас мы возьмем в руки чалама (ленточки), загадаем наилучшие пожелания всем народам России и завяжем их на веточки березы и ваши пожелания исполнятся, так как священная береза исполняет все желания.

Формируются коммуникативные (планирование рабочего сотрудничества с учителем и в коллективе), личностные (смыслообразование), регулятивные (целеполагание, планирование) и познавательные (поиск и выделение необходимой информации) УУД


3. Актуализация знаний (Использование методического приема «Ассоциация» - ассоциативный ряд со словом «Береза»)


Учитель поет:

Чикпек тан ойнап,

Хазын чайхалча.

Чирi-суум чазап,

Пiстi орiндiрче

Олганнар, хайдаг сагыстар «хазын» состi адапчатса, кiрче.


Ребята, какие мысли возникают, когда мы произносим слово «береза»?


Создание учащимися ассоциативного ряда.

Олuаннар адапчалар - учащиеся называют:

: - аuас - дерево

- Хазыy сeзeнi - березовый сок

- хазыy сыбырuазы - березовые веники

- Одыy - дрова

- Чир-чайаан – природа…

Представление групп о результатах исследования.

Олuаннар, «хазын» сос ниме таныхтапча?


Что же обозначает слово

« береза»?

Где и как используется береза как символ?



Формируются УУД: познавательные (формирование представлений о значении слова «береза»), коммуникативные (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, умение выражать свои мысли), личностные УУД (формирование стремления к речевому самосовершенствованию)

Выступает

1 jме «Лингвисттер» -

1 группа - «Лингвисты»

1 ученик: «Хазын» состiyн тузазын пiс хакас паза орыс, С Ожеговтын, В. Дальнын состiктерiн паза Хакасиянын паза Россиянынсимволиказын коргебiс. Хакас-орыс состiкте «хазын» - береза, Орыс-хакас состiкте «береза» - хазын , С.И. Ожеговтыy состiгiнде «Хазын –ах оннiг чурекке тоой пурлiг агас». В.И. Даль чарытча: «Хазын» сос ах онi хоостыра адал парган. Хазын пурунгыдан Чир-суубыстын, Россиянын символы полча.

При исследовании значения слова «Береза» мы работали с хакасско-русским, русско-хакасским словарями и со словарями С. Ожегова, В. Даля, а также со символикой Хакасии и России.

В хакасско-русском словаре «хазыy» - береза, русско-хакасском словаре «береза» - хазыy. В словаре С.И. Ожегова «Береза – лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями». В.Даль объясняет, что это дерево названо по белому цвету коры. Березу издавна считают символом России, Родины.


2 ученик:

Хазыy – Хакасияныy символы. Ол Хакас Республиканыy хазна гербында. Хакас чоныныy Пай хазыyына саналча, пай чуртас таныхтапча.

Береза – символ Хакасии, означает историю общую с Россией. Березовые ветви на государственном гербе Республики Хакасия символизируют благопожелание, благополучие, достаток и благосостояние.


3 ученик:

Полuан на хакас родыныy позыныy род аuазы полuан: тыт, хараuай, сыбы, хузух аuазы, хазыy паза даа пасха. Хазыy 25 сjjктiy (хасха, ах пурут, хыргыс, ах соххы, ах пилтир, сайын, ах чыстар, халар, улуг ыгы, шуш, улуг ажыг, улуг хамнар ...) род аuазы полтыр. Пiстiy класстаy хобый сjjгiнiy (Субраков Артур, Топоев Денис, Токмашов Илья, Канзычаков Артем) род аuазы – хазыy полтыр.

У каждого хакасского рода было свое родовое дерево: лиственница, сосна, береза, пихта, кедр и другие. Береза была родовым деревом у 25 сеоков (хасха, ах пурут, хыргыс, ах соххы, ах пилтир, сайын, ах чыстар, халар, улуг ыгы, шуш, улуг ажыг, улуг хамнар и др.). Так, у ребят из нашего класса из сеока хобый (Субраков Артур, Топоев Денис, Токмашов Илья, Канзычаков Артем) родовое дерево - береза.

4 ученик:

Вопрос группы: взаимодействие «ученик – ученик»):

Хайдаu пiлдiрiг хоостыра В.Даль «Хазыy» сjстiy адын чарытча?

По какому признаку В.Даль объясняет название слова « береза»?


Олганнар, чоннарнын пазылбин путкен чайаачызында хазыннанар чоохталча ба?

В каких пословицах, народных песнях говорится о берёзе? Знаете ли вы народные приметы, связанные с берёзой?


Формируются УУД: познавательные (формирование представлений о том, что береза «живет» в традициях и фольклоре хакасского и русского народа), коммуникативные (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, умение выражать свои мысли, взаимодействие «ученик – ученик»), личностные УУД (формирование стремления к речевому самосовершенствованию)


Выступает

2 jме « Чон кjглерi» - группа «Фольклористы»

1 ученик:

Хазыy хакас таа, орыс таа, пасха даа чоннарныy пазылбин пeткен чайаачызында: сиспек-сjспектерде, нымахтарда, чон пiлдiрiглерiнде чуртапча


Береза живет в каждом доме и у хакасского , и у русского, и у других народов в поговорках, сказках, загадках, приметах.


2 ученик:

Чон пiлдiрии:

Кeскeде хазыyныy пeрлерi пазынаy сарuалза, орай часхы полар, алтынаy – ирте.

Пiстiy хазыy алтыннаy алай eстeнеy сарuалча?

Народная примета:

Осенью листья берёзки начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, зажелтеют снизу – поздняя. Вопрос группы «Фольклористы», взаимодействие «ученик-ученик»: Наши березы с верхушки или снизу желтеют?


3 ученик:

Сjспектi читiре чоохтаyар –-– Ах хастырыхтыu, че чjгедi – (хара).

Продолжите пословицу: Бела береста – да дёготь …. (чёрен).


4 ученик:

Мин сiрерге хакас чоныныy кибiрiн читiрчем. Чыл пазы eлeкeнде иртен иртjк аал чуртаuчылары кeн сыuарын удурлаxаyнар, аарлыu улуu кiзi мындаu сjстернеy айланxаy:

Кeмeс пeрлiг Пай хазын,

Кeннеy хурчан турзын!

Алтын пeрлiг Пай хазыy,

Айнаy хурчан турзын!

По традиции на праздновании Чыл пазы в день весеннего равноденствия рано утром жители аала встречали восход солнца и почтенный старец произносил слова, которые свидетельствуют о взаимосвязи человека и природы:

Серебряная священная береза

Пусть опояшется солнцем!

Златолистая священная береза

Пусть опояшется луной!


5 ученик:

Ах хазыyны Россияда «часка аuазы» тiп адаxаyнар, хыстыy сiлиин таныхтапча тiп санаxаyнар. Тросинге хазыy салааларынаy тураларны паза храмнарны чазаxаyнар.

На Руси же белоствольную красавицу называли «деревом счастья», считали символом девичьей нежности и красоты. На праздник Троицы ветками берёз украшали дома и храмы.


5 уч-ся:

Тросин соонаy хыстар арыuзар чjрxеyнер: хазыyны сибiрек идерге паза веноктар eрерге, аuасты чаламаларнаy чазап, хазыy ибiре хороводтар сарнаxаyнар.


После Троицы в Русалочий день, или Семик, девушки шли в лес — завивать березку и плести венки, украшать деревце лентами и заводить хоровод с песнями.




Водят хоровод и поют:

Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли-люли стояла

Люли-люли стояла.


Некому березу заломати,

Некому кудряву заломати.

Люли-люли заломати

Люли заломати.


Олганнар, сiрерге хазыннар аразында хыныг ба? Че сарнап, ойнабызалар.

Ребята, вам весело среди белоствольных красавиц? Давайте споем и хакасскую песню.



Поют хакасскую песню о березе.

Хазыyнаyар сарын:


Ой iстiнде пай хазыy,

Ой iстiнде кjп порчо,

Ой iстiнде кeн тооза

Ойын-сарын пeeн парча.


Ой-ой, ой-ой,

Хайдаu хыныuдыр!

Ой-ой, ой-ой,

Хайдаu сiлiгдiр!


Хайдаг хакас паза орыс поэттер хазына постарынын кибелiстерiн чарытханнар?


Кто из хакасских и русских поэтов посвятил берёзе свои стихотворения?


Формируются УУД: познавательные (знакомство с особенностями изображения образа березы в поэзии), коммуникативные (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, умение выражать свои мысли, умение слушать), личностные УУД (формирование стремления к речевому самосовершенствованию)


3 jме «Кибелiсчелер» – группа - «Творцы»

1 ученик:

Аймах чоннарныy поэттерi хазыyнаyар чайапчалар. Пiс iстескебiс хакас паза орыс поэттернiy хазыyнаyар кибелiстерiн. Оларныy аразында: Сергей Есенин, Николай Рубцов, Александр Твардовский, Иван Котюшев, Валерий Майнашев, Геннадий Кичеев паза даа пасхалары.

Мы исследовали стихотворения о березе. Поэты разных народов воспевают в своем творчестве березу, среди хакасских и русских поэтов С.Есенин, Н.Рубцов, А.Твардовский, И.Котюшев, В.Майнашев, Г.Кичеев и многие другие.


Сiрерге, поэт Геннадий Кичеев позынын хазыннанар кибелiзiн «Агастарнын абахайы - ах хазын» хыгырча. (видеочтение через ноутбук)

Сейчас послушаем и посмотрим авторское чтение хакасского поэта-лирика Геннадия Кичеева «Аuастарныy абахайы - ах хазыy».

Формируются регулятивные и коммуникативные (умение слушать, взаимодействовать с коллективом), познавательные (понимание текста стихотворения, извлечение информации) УУД

Дети прослушивают стихотворение «Аuастарныy абахайы - ах хазыy Геннадия Кичеева в авторском исполнении


Поэттер Иван Котюшев паза Сергей Есенин хайдаг хоос омаларнан хазынны хоостапчалар?

Поэты Иван Котюшев и Сергей Есенин какие художественно-изобразительные средства используют для создания образа березы?



2 ученик:

Иван Котюшев «Муy хазыy»

Хумныu хырыxахта, арыu аразында,

Пjзiк парбах хазыy турчатчаy хаxан даа.

Аныy чазын пiлбеxеy кiзiлер аалда,

Аuамнаy чазыт полuан полар хайди даа.


Пылтыр, тiзеy, тоuазарuа парuанымда,

Анда аны турбаан даа чiли, кjр таппаам…

Аны нанxымны чiли, тыy айаанымда

Палтылыu холы тiтiребеенi харuаам.


3 ученик:

С.Есенин «Береза»

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.


4 ученик:

Поэттернiн кибелiстерiнде пiр оон ома – хазын. Хазынох оларга – кiчiг тустыy тании. Иван Котюшевтiy кибелiзiнде лирическай ома кiчiг тузын саuысха кирче, хайди олар хумныu хырыxахта пjзiк парбах хазыy хыринда ойнаxаyнар. Хазыyны «нанxымны чiли» аарлапчалар - С. Есенинге хазыy Чир-суубыстыy тании полча. Ниик харлыu хысхы тонанxых кeмeс чiли аймах jyнернеy чылтырапча. Ол хазыyны ипчi кiзi чiли тiрiлдiрiлче.


В стихотворениях поэтов центральный образ - береза, и для них береза – это символ детства и Родины.

В стихотворении И.Котюшева «Муy хазыy» лирический герой вспоминает о том, как в детстве они – дети любили играть на песчаном пригорке возле высокой ветвистой березы. С помощью художественных средств: сравнений, олицетворений поэт выражает основную мысль стихотворения: Ребята березу любили как друга «аны нанчымны чiли, айаанымда» (сравнение), олицетворения «парбах хазыy турчатчаy хаxан даа». Настроение стихотворения грустное, Поэт призывает бережно относиться к природе, березе.

У Сергея Есенина с березой также связаны моменты детства. Сергей Есенин убеждает, что именно береза считается главным символом страны. Зимний наряд, из легкого снега, поэт воспринимает как серебро, которое сверкает и играет всеми цветами радуги при восходе утреннего солнышка. Также Есенин делает березу одушевленной и наделяет ее качествами молодой женщины. «Принакрылась снегом» - береза-женщина сама примерила этот наряд, словно украшенный серебром с белой бахромой на кистях. И сама природа помогает ей в этом и делает ее наряд еще более изысканным и величественным – «заря посыпает ветки новым серебром».

5 уч-ся:

группа «Творцы»:

Поэттер И.Котюшев паза С.Есенин хазыyныy омазында ниме хоостапчалар?

Поэты И. Котюшев и С. Есенин в своих стихотворениях в образе березы что воспевают?

Систематизация и обобщение знаний.

Использование интерактивного метода «Карусель»

Цель этапа: организовать продуктивную творческую деятельность для формирования гражданского сознания через систематизацию знаний об образе березы в традициях, фольклоре и поэзии хакасского и русского народа.

Амды хазыннанар пiлiстернi тыытчабыс, «Карусель» ойынны пастапчабыс. Iкiлерден турыбызынар,

1-uы сурыг: «Ниме хазын таныхтапча?».

Музыка.

2 сурыг: «Хазын чоннын пазылбин путкен чайаачызында пар ба»

Музыка.

3 сурыг: Хайдаг поэттер хазыннанар пас салганнар?

4 сурыг: Хайдаг хоос ондай «аны нанчымны чiли, айаанымда» полча?

А теперь закрепляем знания про березу игрой «Карусель».

1-ый вопрос: «Что обозначает слово «береза»?

2-ой вопрос: Как в фольклоре хакасского и русского народа используется образ березы?

3 вопрос: Какие поэты посвятили березе свои стихотворения?

4 вопрос: Каким художественным средством является «Ребята березу любили как друга - «аны нанчымны чiли, айаанымда»?

Формируются познавательные УУД (обобщение результатов деятельности); личностные (самооценка учениками собственной учебной деятельности, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям); коммуникативные (установление эмоциональных контактов между учащимися, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, прислушиваются к мнению своих товарищей)

Дети встают в круг по парам, высказывают свои мнения собеседнику по полученным впечатлениям.

Рефлексия:

Применение интерактивного приема «Микрофон»

Цель этапа: оценить результаты своей деятельности

Амды ойын «Микрофон». Мин корреспондентпiн, полганы ла пiр чоохтагнан позынын сагызын читiрче:

Ниме наа пiлiп алдынар урокта?

А теперь игра «Микрофон». Я – ваш корреспондент, каждый из вас высказывает свое мнение (одним предложением, ответы учащихся не должны повторяться).

Что нового узнали о березе?

Чему научились?


Формируются познавательные УУД (контроль и оценка процесса и результатов деятельности); личностные (самооценка учениками собственной учебной деятельности, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям); коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование своего мнения с учетом предыдущих мнений)

Дети встают в круг, высказывают свои мнения по полученным впечатлениям.

Домашнее задание

Чайаачы тоuыс (сочинение, кибелiс, синквейн алай тахпах) пас саларга.

Написать творческую работу (сочинение, стихотворение, синквейн, тахпах) по теме урока.


Формируются все виды УУД

Подведение итогов

Пуун пiс хазыннаyар хакас паза орыс чоннарнын кибiрлерiнде, пазылбин путкен чайаачызында, поэзиязында чоох апаргабыс. Амды прайзы хазыннан анымxохтасчабыс: «Анымчох, хазын!»

Для каждого из нас белоствольная береза – символ родной земли, Родины. О ней хакасским и русским народом сложено много пословиц, загадок, песен, ее воспевают хакасские и русские поэты.

Формируются УУД: личностные (адекватное понимание происходящего, формирование нравственно-этических качеств, формирование осознанного себя как части содружества наций); регулятивные (осознанное выполнение действий; коммуникативные (обеспечение совместной речевой деятельности в коллективе).

Прощаются с березой.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.