Урок литературы по роману «Дети капитана Гранта» (5 класс)

0
0
Материал опубликован 19 March в группе

Ж.Верн «Дети капитана Гранта»

Цели:

- сформировать представление о личности Ж. Верна;

-закрепить понятие о жанре путешествия;

- проанализировать законы чести героев Верна;

- содействовать развитию у детей навыков критического мышления;

- формировать умение учащихся работать в группе;

- способствовать формированию личностных, коммуникативных, регулятивных умений.

В далекие годы ХIХ века каждое лето, в любую погоду, у северных берегов Франции можно было видеть небольшую парусную яхту. Встречные корабли салютовали ей первые, а их капитаны выкрикивали в рупор слова привета человеку в матросской блузе, стоявшему на палубе суденышка. Это был легендарный капитан Верн, знаменитый писатель. Где только не побывали храбрые и великодушные герои 65 книг Жюля Верна! ("Пять недель на воздушном шаре", "Таинственный остров", "20000 лье под водой", "Из пушки на луну", "Путешествие к центру земли").


 

Неудивительно, что об авторе этих романов сочиняли легенды. Например, слайд 2. Есть желающие зачитать их? На самом деле Жюль Верн не был ни географом, ни великим путешественником. Он просто был влюблен в науку. В почтовый город Нант, где он родился, приходили корабли из разных стран. Глядя на них, мальчик мечтал о таинственных островах и небывалых приключениях. Однако отец решил, что сын станет юристом, и отправил его в Париж, в университет. Но Жюль Верн и там продолжал мечтать о путешествиях, о невиданных научных открытиях и технических изобретениях. Из этой мечты, из любви к науке, из упорного труда родились замечательные и известные на весь мир романы Жюля Верна.

А сегодня мы с вами, ребята, отправляемся в путешествие по одной из известнейших книг Ж. Верна «Дети капитана Гранта». Мы попытаемся проследить весь маршрут героев данного романа, пройти весь их путь, неимоверно трудный и полный препятствий.

С чего начинается действие романа?

Кто отправляется на поиски капитана Гранта?(Лорд Гленарван, владелец шхуны «Дункан»

Его молодая жена Элен

Двоюродный брат лорда – майор Мак-Наббс

Капитан шхуны Джон Манглс и 24 члена его команды

Роберт 12 лет и Мэри Грант 16 лет

Жак Паганель, секретарь Парижского географического
общества.) Давайте проверим, всех ли мы назвали? (слайд 3)

А теперь давайте отгадаем персонажа по его характеристике (слайд 4, Жак Паганель, слайд 5 Элен, Лорд Гленарван, слайд 6 Капитан Джон Манглс, Мери и Роберт Грант, Майор Мак-Наббс)

Давайте обратимся к географической карте (слайд 7) и представим себе, какие трудности надо преодолеть отважным путешественникам, чтобы найти пропавшего капитана Гранта (1 учащийся показывает путь, который пришлось преодолеть героям романа).

Отправляться неведомо куда, на край света, чтобы искать исчезнувшего малознакомого человека, потерпевшего кораблекрушение, нерационально, нелогично и просто глупо. Каковы причины поступков героев?

(Учащиеся делятся на 4 группы и получают проблемный вопрос) По мере обсуждения выписывайте мотивы поступков, цитаты. Время обсуждения и работы – 5 минут.

1. Какова была жизненная цель капитана Гранта? Что Гленарвана роднит с капитаном и что он предпринял для его спасения?

2. В чём заключался нравственный подвиг Элен Гленарван?

3. Чем любуется автор в детях капитана Гранта?

4.Что общего у Жака Паганеля с пассажирами и командой «Дункана»?

 Теперь давайте отразим общий результат каждой из групп.

Ответы на вопросы.

1. Любовь к родине побудила Гари Гранта поступить так, как он

поступил. Гарри Грант был преуспевающим капитаном с двумя детьми на руках, но ради своей родины, Шотландии, он рискнул своим уже достаточно прочным положением, расстался с Мэри и Робертом и отправился на поиски неизвестных земель, где надеялся основать шотландскую колонию, возможно независимую. Принести новые земли в дар родине, причём не Англии, а именно Шотландии, – такова была цель капитана Гранта. Вспомним, что на постройку «Британии» он отдал своё состояние, потому что английское правительство отказалось помочь капитану-шотландцу. Лорд Гленарван, богатый и знатный тридцатидвухлетний хозяин «Дункана», в изображении Жюля Верна был прежде всего патриотом родной Шотландии. Он отличался добротой и щедростью. И, когда ему в руки попадает послание капитана Гранта, он воспринимает всё случившееся как личное дело. Он расстаётся с молодой женой, немедленно едет в Лондон, требует в адмиралтействе помощи пропавшему Гранту, настаивает, гневается, хочет сам плыть искать капитана, и только боязнь расстаться с Элен удерживает его. Как радуется Гленарван, когда его жена сама предлагает плыть вместе с ним на поиски.

2. Элен Гленарван– тоже удивительный человек. После смерти своего отца, учёного-географа, она жила уединённо и бедно. Гленарван дал ей всё, чего только может, кажется, пожелать женщина. Но Элен без колебаний отказывается от роскошной жизни с её спокойными удовольствиями ради несчастных, потерпевших кораблекрушение.

– «Эдуард! - сказала она твердым голосом. - Капитан Грант, бросая в море это письмо, вверял свою судьбу тому, кому оно попадет в руки. Оно попало к нам...

- Что вы хотите сказать этим, Элен? - спросил Гленарван.

Все вокруг молчали.

- Я хочу сказать, - продолжала Элен, - что начать супружескую жизнь добрым делом - это счастье. Вы, Эдуард, собирались предпринять увеселительную поездку, но какое удовольствие может сравниться со счастьем спасти жизнь обездоленным людям, которых собственная родина бросила на произвол судьбы…» (глава 4)

Для Элен в добром деле ради тех, кто нуждается в помощи, – великое счастье и предназначение человека.

3. Дочь капитана Гранта, Мэри, на правах старшей в семьи, заботилась о брате. Ещё почти девочка (ей в начале романа всего шестнадцать), она, потеряв отца и тётку, одна воспитывала Роберта, трудилась, боролась с нуждой, заменила ему мать, причём, видимо, делала это так, что брат не замечал еёсамоотверженности.

Роберт - мужественный, прямодушный, обожает сестру и готов её защищать. За время действия романа юный Роберт Грант повзрослел и возмужал, так как научился отвечать за других. Мальчик не раз спасал от гибели своих друзей. Он серьёзно размышлял о будущем сестры, считая себя обязанным теперь работать для неё, как она раньше работала для него. Роберт определил и собственную дорогу в жизни, твёрдо решив стать моряком и посвятить себя поискам отца и продолжению его дела. Впоследствии он сам станет отважным капитаном, и в романе «Таинственный остров».

4.Жак Паганель - любимец детей и взрослых.

В лице Паганеля автор изобразил идеал учёного – в нём гармонично сочетаются глубокие научные познания и высокие нравственные принципы. При этом, у него доброе сердце, он открыт и непосредственен, как ребёнок.

«Лицо у него было умное и весёлое. В нём не было неприветливости тех важных личностей, которые из принципа никогда не смеются, скрывая под личиной серьёзности своё ничтожество. Напротив, непринуждённость и милая бесцеремонность этого незнакомца ясно говорили о том, что он склонен видеть в людях и вещах их хорошие стороны».

Ум, доброта, оптимизм, рассеянность, детская непосредственность. Это человек, склонный видеть в жизни хорошее, любящий людей, общительный.

Каково самое главное чувство, объединяющее участников экспедиции? ( безграничная любовь к ближнему, которая позволяет жертвовать многим. Это называется самоотверженность. Всё остальное, в том числе жажда приключений, в той или иной степени дополняет это качество)

Давай в тетрадках построим схему : «Ключевые ценности героев романа».

- Делаем вывод: что значит для героев Жюля Верна «жить по законам чести»?

1. Никогда не падают духом в трудной ситуации.

2. Всегда заботятся о ближних .

3. Они растут в наших глазах, потому что находятся в постоянной борьбе с трудностями, в постоянной ситуации нравственного выбора.

А что же такое честь? С какими понятиями она связана? ( совесть, благородство, мужество, достоинство)

Благородство не рождается само по себе. Оно воспитывается, и это – долгий и трудный процесс. Жюль Верн старается показать, что несмотря на век железа и пара, плавно перерастающий в век самолётов и космических кораблей, человек обязан оставаться ЧЕЛОВЕКОМ.

ДЗ: напишите мини-сочинение на тему «Благородство в наше время»


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации