Урок литературы по роману «Дети капитана Гранта» (5 класс)
Ж.Верн «Дети капитана Гранта»
Цели:
- сформировать представление о личности Ж. Верна;
-закрепить понятие о жанре путешествия;
- проанализировать законы чести героев Верна;
- содействовать развитию у детей навыков критического мышления;
- формировать умение учащихся работать в группе;
- способствовать формированию личностных, коммуникативных, регулятивных умений.
−В далекие годы ХIХ века каждое лето, в любую погоду, у северных берегов Франции можно было видеть небольшую парусную яхту. Встречные корабли салютовали ей первые, а их капитаны выкрикивали в рупор слова привета человеку в матросской блузе, стоявшему на палубе суденышка. Это был легендарный капитан Верн, знаменитый писатель. Где только не побывали храбрые и великодушные герои 65 книг Жюля Верна! ("Пять недель на воздушном шаре", "Таинственный остров", "20000 лье под водой", "Из пушки на луну", "Путешествие к центру земли").
−Неудивительно, что об авторе этих романов сочиняли легенды. Например, слайд 2. Есть желающие зачитать их? На самом деле Жюль Верн не был ни географом, ни великим путешественником. Он просто был влюблен в науку. В почтовый город Нант, где он родился, приходили корабли из разных стран. Глядя на них, мальчик мечтал о таинственных островах и небывалых приключениях. Однако отец решил, что сын станет юристом, и отправил его в Париж, в университет. Но Жюль Верн и там продолжал мечтать о путешествиях, о невиданных научных открытиях и технических изобретениях. Из этой мечты, из любви к науке, из упорного труда родились замечательные и известные на весь мир романы Жюля Верна.
−А сегодня мы с вами, ребята, отправляемся в путешествие по одной из известнейших книг Ж. Верна «Дети капитана Гранта». Мы попытаемся проследить весь маршрут героев данного романа, пройти весь их путь, неимоверно трудный и полный препятствий.
−С чего начинается действие романа?
−Кто отправляется на поиски капитана Гранта?(Лорд Гленарван, владелец шхуны «Дункан»
Его молодая жена Элен
Двоюродный брат лорда – майор Мак-Наббс
Капитан шхуны Джон Манглс и 24 члена его команды
Роберт 12 лет и Мэри Грант 16 лет
Жак Паганель, секретарь Парижского географического
общества.) Давайте проверим, всех ли мы назвали? (слайд 3)
−А теперь давайте отгадаем персонажа по его характеристике (слайд 4, Жак Паганель, слайд 5 Элен, Лорд Гленарван, слайд 6 Капитан Джон Манглс, Мери и Роберт Грант, Майор Мак-Наббс)
−Давайте обратимся к географической карте (слайд 7) и представим себе, какие трудности надо преодолеть отважным путешественникам, чтобы найти пропавшего капитана Гранта (1 учащийся показывает путь, который пришлось преодолеть героям романа).
−Отправляться неведомо куда, на край света, чтобы искать исчезнувшего малознакомого человека, потерпевшего кораблекрушение, нерационально, нелогично и просто глупо. Каковы причины поступков героев?
−(Учащиеся делятся на 4 группы и получают проблемный вопрос) По мере обсуждения выписывайте мотивы поступков, цитаты. Время обсуждения и работы – 5 минут.
1. Какова была жизненная цель капитана Гранта? Что Гленарвана роднит с капитаном и что он предпринял для его спасения?
2. В чём заключался нравственный подвиг Элен Гленарван?
3. Чем любуется автор в детях капитана Гранта?
4.Что общего у Жака Паганеля с пассажирами и командой «Дункана»?
Теперь давайте отразим общий результат каждой из групп.
Ответы на вопросы.
1. Любовь к родине побудила Гари Гранта поступить так, как он
поступил. Гарри Грант был преуспевающим капитаном с двумя детьми на руках, но ради своей родины, Шотландии, он рискнул своим уже достаточно прочным положением, расстался с Мэри и Робертом и отправился на поиски неизвестных земель, где надеялся основать шотландскую колонию, возможно независимую. Принести новые земли в дар родине, причём не Англии, а именно Шотландии, – такова была цель капитана Гранта. Вспомним, что на постройку «Британии» он отдал своё состояние, потому что английское правительство отказалось помочь капитану-шотландцу. Лорд Гленарван, богатый и знатный тридцатидвухлетний хозяин «Дункана», в изображении Жюля Верна был прежде всего патриотом родной Шотландии. Он отличался добротой и щедростью. И, когда ему в руки попадает послание капитана Гранта, он воспринимает всё случившееся как личное дело. Он расстаётся с молодой женой, немедленно едет в Лондон, требует в адмиралтействе помощи пропавшему Гранту, настаивает, гневается, хочет сам плыть искать капитана, и только боязнь расстаться с Элен удерживает его. Как радуется Гленарван, когда его жена сама предлагает плыть вместе с ним на поиски.
2. Элен Гленарван– тоже удивительный человек. После смерти своего отца, учёного-географа, она жила уединённо и бедно. Гленарван дал ей всё, чего только может, кажется, пожелать женщина. Но Элен без колебаний отказывается от роскошной жизни с её спокойными удовольствиями ради несчастных, потерпевших кораблекрушение.
– «Эдуард! - сказала она твердым голосом. - Капитан Грант, бросая в море это письмо, вверял свою судьбу тому, кому оно попадет в руки. Оно попало к нам...
- Что вы хотите сказать этим, Элен? - спросил Гленарван.
Все вокруг молчали.
- Я хочу сказать, - продолжала Элен, - что начать супружескую жизнь добрым делом - это счастье. Вы, Эдуард, собирались предпринять увеселительную поездку, но какое удовольствие может сравниться со счастьем спасти жизнь обездоленным людям, которых собственная родина бросила на произвол судьбы…» (глава 4)
Для Элен в добром деле ради тех, кто нуждается в помощи, – великое счастье и предназначение человека.
3. Дочь капитана Гранта, Мэри, на правах старшей в семьи, заботилась о брате. Ещё почти девочка (ей в начале романа всего шестнадцать), она, потеряв отца и тётку, одна воспитывала Роберта, трудилась, боролась с нуждой, заменила ему мать, причём, видимо, делала это так, что брат не замечал еёсамоотверженности.
Роберт - мужественный, прямодушный, обожает сестру и готов её защищать. За время действия романа юный Роберт Грант повзрослел и возмужал, так как научился отвечать за других. Мальчик не раз спасал от гибели своих друзей. Он серьёзно размышлял о будущем сестры, считая себя обязанным теперь работать для неё, как она раньше работала для него. Роберт определил и собственную дорогу в жизни, твёрдо решив стать моряком и посвятить себя поискам отца и продолжению его дела. Впоследствии он сам станет отважным капитаном, и в романе «Таинственный остров».
4.Жак Паганель - любимец детей и взрослых.
В лице Паганеля автор изобразил идеал учёного – в нём гармонично сочетаются глубокие научные познания и высокие нравственные принципы. При этом, у него доброе сердце, он открыт и непосредственен, как ребёнок.
«Лицо у него было умное и весёлое. В нём не было неприветливости тех важных личностей, которые из принципа никогда не смеются, скрывая под личиной серьёзности своё ничтожество. Напротив, непринуждённость и милая бесцеремонность этого незнакомца ясно говорили о том, что он склонен видеть в людях и вещах их хорошие стороны».
Ум, доброта, оптимизм, рассеянность, детская непосредственность. Это человек, склонный видеть в жизни хорошее, любящий людей, общительный.
Каково самое главное чувство, объединяющее участников экспедиции? ( безграничная любовь к ближнему, которая позволяет жертвовать многим. Это называется самоотверженность. Всё остальное, в том числе жажда приключений, в той или иной степени дополняет это качество)
−Давай в тетрадках построим схему : «Ключевые ценности героев романа».
- Делаем вывод: что значит для героев Жюля Верна «жить по законам чести»?
1. Никогда не падают духом в трудной ситуации.
2. Всегда заботятся о ближних .
3. Они растут в наших глазах, потому что находятся в постоянной борьбе с трудностями, в постоянной ситуации нравственного выбора.
−А что же такое честь? С какими понятиями она связана? ( совесть, благородство, мужество, достоинство)
−Благородство не рождается само по себе. Оно воспитывается, и это – долгий и трудный процесс. Жюль Верн старается показать, что несмотря на век железа и пара, плавно перерастающий в век самолётов и космических кораблей, человек обязан оставаться ЧЕЛОВЕКОМ.
ДЗ: напишите мини-сочинение на тему «Благородство в наше время»