Урок биологии в 11 классе на тему «Экологические системы»

4
0
Материал опубликован 27 September 2023


1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

11

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

1

Тема урока

Экологические сообщества

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

урок освоения новых знаний и умений

урок-закрепление

урок-повторение

урок систематизации знаний и умений

урок развивающего контроля

комбинированный урок

другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные:

-заинтересованность в получении биологических знаний в целях повышения общей культуры, естественно-научной грамотности;

-способность использовать самостоятельно биологические знания для решения проблем в реальных жизненных ситуациях.


Метапредметные:

Базовые логические действия:

— использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать связи с другими понятиями);

— определять цели деятельности, соотносить результаты деятельности с поставленными целями;

— использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой природы;

— строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), формулировать выводы и заключения;

Базовые исследовательские действия:

— использовать различные виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в учебных ситуациях;

— формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

— выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений;

Работа с информацией:

— ориентироваться в различных источниках информации

— формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе биологической информации, необходимой для выполнения учебных задач;

— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления биологической информации (схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и др.);

Универсальные коммуникативные действия

Общение:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе обсуждения темы урока;

- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

- в ходе диалога и дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;

- развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.

Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация:
- использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях;
- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в

образовательной деятельности и жизненных ситуациях

Самоконтроль:

- владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

Принятие себя и других:

- принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
- принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
- признавать своё право и право других на ошибки.

Предметные:

-умение раскрывать содержание биологических понятий: экосистема, биогеоценоз, агроценоз, продуценты, консументы, редуценты,

-характеризовать роль продуцентов, консументов и редуцентов в экосистеме,

-умение выделять существенные признаки продуцентов, консументов, редуцентов, биогеоценозов и экосистем,

-уметь выделять существенные признаки классификации экосистем,

-уметь сравнивать экосистемы и биогеоценозы,

-приводить примеры экосистем и биогеоценозов.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): экосистема, биогеоценоз, агроценоз, продуценты, консументы, редуценты

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)


На данном уроке рассматривается структура и классификация экосистем; история становления понятий «экосистема», «биогеоценоз»; роль функциональных групп экосистемы; сравнение экосистем и биогеоценозов, естественных и искусственных экосистем.


Оборудование: учебник «Биология 11 класс» (базовый уровень) под редакцией В.В. Пасечника , компьютер,  интерактивная доска, ЭОР «Общая биология», набор карточек с фотографиями различных природных сообществ, презентация, https://resh.edu.ru/subject/lesson/5501/start/119075/



3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Фронтальная работа с классом

Создание проблемной ситуации:

Как вы думаете, о чем пойдет речь, если эпиграф нашего урока звучит так: «Целое больше суммы его частей»? Докажите или опровергните данное высказывание, используя предметы, находящиеся у вас на партах. (Учащимся предложены: калейдоскоп, матрешка, мозаика, кубик Рубика.)

-Каким общим понятием можно назвать то, что состоит из отдельных частей?

-Целое…Система…

-Действительно, сегодня речь пойдет о системах.


Планируемые результаты:

Личностные:

Ценности научного познания: развитие научной любознательности, интереса к биологической науке; понимание специфики биологии как науки, осознание её роли в формировании рационального научного мышления, создании целостного представления об окружающем мире как о единстве природы, человека и общества, в познании природных закономерностей и решении проблем сохранения природного равновесия.

Метапредметные:

Базовые логические: использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения);



Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Фронтальная работа с классом в форме эвристической беседы:

- Что такое система?

- Попробуйте схематично в виде рисунка представить систему.

- Приведите примеры систем.

- Что общего и чем отличаются эти системы?

- Может ли система сформироваться из абсолютно идентичных элементов?

-Можно ли назвать системой определённое количество разнородных элементов?

Исходя из греческого термина «Система, что означает – «сочетание, устройство, объединение». С одной стороны система рассматривается как единое целое, с другой – как совокупность элементов.



Планируемые результаты:

Предметные:

формирование современной естественно-научной картины мира и научного мировоззрения;

умение выявлять причинно - следственные связи явлений и процессов;

умение владеть методами научного познания в биологии


Метапредметные:

Базовые логические действия:

использовать при освоении знаний приёмы логического мышления;

использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой природы

Универсальные коммуникативные действия:

Общение: активно участвовать в диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы.

Универсальные регулятивные действия:

Самоорганизация:
использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях;

Самостоятельно составлять план решения проблемы

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься


Учащиеся узнают состав и структуру экосистемы и биогеоценоза; роль функциональных групп экосистемы; основные принципы классификации экосистем

Учащиеся научатся сравнивать экосистемы и биогеоценозы, естественные и искусственные экосистемы; выделять существенные признаки продуцентов, консументов, редуцентов; определять функциональную роль организмов в экосистеме; приводить примеры, показывающие взаимосвязь компонентов экосистем.


Планируемые результаты:

Предметные:

формирование современной естественно-научной картины мира и научного мировоззрения;

умение выявлять причинно - следственные связи явлений и процессов;

умение владеть методами научного познания в биологии

умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий


Метапредметные:

Базовые логические действия:

использовать при освоении знаний приёмы логического мышления;

использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой природы;


Базовые исследовательские:


формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

Универсальные коммуникативные действия:

Общение: активно участвовать в диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы.

Универсальные регулятивные действия:

Самоорганизация:
использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях;
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в

образовательной деятельности и жизненных ситуациях

Самоконтроль:

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

Личностные:

понимание специфики биологии как науки, осознание её роли в формировании рационального научного мышления, создании целостного представления об окружающем мире как о единстве природы, человека и общества, в познании природных закономерностей и решении проблем сохранения природного равновесия.


БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


Индивидуальная работа


1. Рассмотрите схему биогеоценоза (Приложение 1), сформулируйте и запишите определения «экосистема» и «биогеоценоз» (Приложение 2). Сравните эти два понятия. Что общего и чем отличаются экосистема и биогеоценоз?


Групповая работа (работа в парах)

2.Прочитайте в учебнике информацию на стр.148 и составьте кластер «Классификация экосистем» (Приложение 3).

3. Что такое агроценозы? Приведите примеры.


Индивидуальная работа


Создание проблемной ситуации, целью которой является рассмотрение функциональных групп экосистемы:

-Любая экосистема состоит из большого количества видов живых организмов, которые можно сгруппировать по выполняемой ими работе в функциональные блоки, напоминающие цеха предприятия. Сколько таких цехов можно выделить в экосистемах? Какую работу они выполняют? Предлагается посмотреть видеосюжет, в котором рассматриваются три функциональные группы экосистемы: продуценты, консументы, редуценты.



Планируемые результаты:

Предметные:

формирование современной естественно-научной картины мира и научного мировоззрения;

умение выявлять причинно - следственные связи явлений и процессов;

умение владеть методами научного познания в биологии

умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий


Метапредметные:

Базовые логические действия:

использовать при освоении знаний приёмы логического мышления;

использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой природы;

Работа с информацией:

Анализировать информацию различных видов и форм представления

Базовые исследовательские:

формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

Универсальные коммуникативные действия:

Общение: активно участвовать в диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы.

Универсальные регулятивные действия:

Самоорганизация:
использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях;
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в

образовательной деятельности и жизненных ситуациях

Самоконтроль:

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

Личностные:

понимание специфики биологии как науки, осознание её роли в формировании рационального научного мышления, создании целостного представления об окружающем мире как о единстве природы, человека и общества, в познании природных закономерностей и решении проблем сохранения природного равновесия.


Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)


Групповая работа

Задание первой группе: Можно ли город назвать экосистемой? Докажите. Составьте схему экосистемы города (работа с учебником, стр.146).

Задание второй группе: Если предприятие работает рентабельно, то у него будет прибыль, и что немало важно капитал. Что является «прибылью» и «капиталом» в экосистемах? (Приложение 4).

Задание третьей группе: Известно, что агроценозы менее устойчивы, чем биогеоценозы. Укажите не менее трёх признаков, которые доказывают это утверждение.


Планируемые результаты

Предметные:

-умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий: агроценозы, биогеоценозы, первичная биологическая продукция, вторичная биологическая продукция;

-умение выделять существенные признаки биологических объектов и процессов

Метапредметные

познавательные:

- использовать при освоении знаний приёмы логического мышления;

- использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой природы


Универсальные коммуникативные действия:

Общение: -активно участвовать в диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы,

-понимать и использовать преимущества командной работы, обсуждать результаты совместной работы

Универсальные регулятивные действия:

Самоорганизация:
использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях;
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в

образовательной деятельности и жизненных ситуациях

Самоконтроль:

использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения.

Личностные:

Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.


БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Групповая работа (работа в парах)

Составьте сравнительную таблицу для понятий «экосистема» и «биогеоценоз». Приведите 2-3 примера для каждого понятия


Планируемые результаты:

Предметные:

умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий;

умение применять полученные знания для объяснения процессов и явлений.


Метапредметные :

Базовые логические действия:

Раскрывать смысл биологических понятий, выделять их характерные признаки;


Базовые исследовательские:

формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

Работа с информацией:

сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы;

при решении задачи неоднократно возвращаться к её условию;

привлекать личный опыт, знания для решения поставленной задачи.

Универсальные коммуникативные действия

Общение:

- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; принимать цель совместной деятельности; оценивать качество своего вклада.

Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность; составлять план решения проблемы.


Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Индивидуальная работа

При длительном, в течение 80 лет, применении высоких доз азотных удобрений на одном из лугов, содержавшем ранее 49 видов растений, осталось только три вида. На не удобряемом участке видовое разнообразие сохранилось. Почему такое могло произойти?

Ответ: Удобрения поддерживали высокую конкурентоспособность немногих наиболее азотолюбивых видов, которые и вытеснили все остальные виды.


На лугу растет много видов крестоцветных растений, которые не повреждаются бабочкой белянкой. Рядом, на небольшом поле капусты все растения сильно поедены гусеницами этой бабочки. Объясните, почему так происходит.

Ответ: Капустное поле - монокультура, где растения находятся в большой концентрации и никак не защищены от вредителя. Это огромная общая кормушка. На лугу многие виды могут замаскироваться чужими фитонцидами. Вредитель там не образует больших концентраций, ему не хватит для этого пищи.


Планируемые результаты

Предметные:

-умение применять полученные знания для объяснения явлений в повседневной жизни.

Метапредметные

Познавательные базовые логические:

- использовать приёмы логического мышления (анализ, синтез, сравнение);

- использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой природы


Универсальные коммуникативные действия:

Развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств


Универсальные регулятивные действия:

Самоорганизация:
использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях;
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в

образовательной деятельности и жизненных ситуациях

Самоконтроль:

использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения.

Личностные:

понимание специфики биологии как науки, осознание её роли в создании целостного представления об окружающем мире как о единстве природы.



Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)


Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Укажите консументов в экосистеме.

t1695834551aa.gif

 1) 

растения-паразиты

t1695834551aa.gif

 2) 

паукообразные

t1695834551aa.gif

 3) 

древесные растения

t1695834551aa.gif

 4) 

насекомые

t1695834551aa.gif

 5) 

хемосинтезирующие бактерии

t1695834551aa.gif

 6) 

цианобактерии




Ответ:124

Установите соответствие между характеристиками организмов и функциональными группами в экосистеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.



ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗМОВ

 

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ В ЭКОСИСТЕМЕ

А) 

образуют первичную продукцию

Б) 

образуют органические вещества
в результате хемосинтеза

В) 

возвращают свободный азот в атмосферу

Г) 

минерализуют органические остатки

Д) 

составляют второй трофический уровень


   

1) 

продуценты

2) 

консументы

3) 

редуценты


Ответ:11332


Планируемые результаты

Предметные

-умение выделять существенные признаки биологических объектов и процессов

Метапредметные

познавательные:

- использовать при освоении знаний приёмы логического мышления;

- использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой природы

Универсальные регулятивные действия:

Самоорганизация:
использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях;
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в

образовательной деятельности и жизненных ситуациях

Самоконтроль:

использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения.

Личностные:

понимание специфики биологии как науки, осознание её роли в формировании рационального научного мышления, создании целостного представления об окружающем мире как о единстве природы, человека и общества, в познании природных закономерностей и решении проблем сохранения природного равновесия.



Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Проанализируйте график изменения валовой первичной продукции двух экосистем в течение года. Видовой состав кустарников в исследуемых экосистемах одинаков.

t1695834551ab.jpg

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

  

 1) 

Первые 100 дней измерения не производились.

  

 2) 

Исследуемые экосистемы находятся в Северном полушарии.

  

 3) 

Травянистые сообщества намного продуктивнее кустарниковых.

  

 4) 

Травянистые растения вносят весомый вклад в первичную продукцию экосистемы.

  

 5) 

Вегетационный период исследуемых экосистем длится 240250 дней.



Планируемые результаты:

Предметные:

выявление зависимости между исследуемыми величинами, объяснение полученных результатов.

умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий;


Метапредметные :

Базовые логические действия:

выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы; интегрировать знания из других предметных областей.

Базовые исследовательские:

формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

Работа с информацией:

сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, работая с графиком;

при решении задачи неоднократно возвращаться к её условию;

привлекать личный опыт, знания для решения поставленной задачи.

Универсальные коммуникативные действия

Общение:

- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания.


Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Фронтальная работа


1.Рассмотрите таблицу «Матрешка экосистем» (Приложение 5), поясните смыл понятия «Матрешка экосистем», используя данные в таблице.

2. Почему муравейник является экосистемой, но его нельзя назвать биогеоценозом?


Планируемые результаты

Предметные:

-умение применять полученные знания для объяснения процессов и явлений, для доказательства взаимосвязи экосистем Земли
-умение интерпретировать биологическую информацию

Метапредметные

познавательные:

- использовать при освоении знаний приёмы логического мышления;

- использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой природы,

-устанавливать основания для обобщения и сравнения


Универсальные коммуникативные действия:

Общение: -активно участвовать в диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы,

-развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств

Универсальные регулятивные действия:

Самоорганизация:
использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях;
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в

образовательной деятельности и жизненных ситуациях

Самоконтроль:

использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения.

Личностные:

Экологически целесообразное отношение к природе; эстетическое отношение к миру.



БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания


Индивидуальная работа

Ответьте на предложенные задания и оцените себя по предложенным критериям.

1.Растения в экосистеме являются продуцентами, так как они

  

 1) 

имеют автотрофный тип питания

  

 2) 

аккумулируют солнечную энергию

  

 3) 

имеют хемотрофный тип питания

  

 4) 

создают первичное органическое вещество

  

 5) 

минерализуют органические вещества

  

 6) 

обогащают кислородом атмосферу


Ответ:124

2.Редуценты в экосистеме леса участвуют в круговороте веществ и превращениях энергии, так как

  

 1) 

синтезируют органические вещества из минеральных

  

 2) 

разлагают органические вещества

  

 3) 

освобождают заключённую в органических остатках энергию

  

 4) 

аккумулируют солнечную энергию

  

 5) 

вступают в симбиоз с консументами

  

 

https://onlinetestpad.com/ru/testresult/332822-ekologiyabiogeocenozekosistema-11-klass?res=qjgvxx7hb2ys4 (задания для самодиагностики)


Планируемые результаты:

Метапредметные:

Базовые логические действия:

— использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать связи с другими понятиями);

— определять цели деятельности, соотносить результаты деятельности с поставленными целями;

— использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой природы;

— строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), формулировать выводы и заключения;

Базовые исследовательские действия:

— использовать различные виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в учебных ситуациях;

— формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

— выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений;

Работа с информацией:

— ориентироваться в различных источниках информации

— формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе биологической информации, необходимой для выполнения учебных задач;

Универсальные коммуникативные действия

Общение:

- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

- в ходе диалога и дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;

- развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.

Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация:
- использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях;
- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях

Самоконтроль:

- владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

Принятие себя и других:

- принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
- признавать своё право и право других на ошибки.



БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

1)Учитель может предложить обучающимся составить вопросы друг другу по теме урока.

2)Выяснить какие задания оказались наиболее трудными, какие термины были недостаточно усвоены.



Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.


1. В учебнике – параграф 18.

2. Сделайте описание любого биогеоценоза своей местности. Укажите, какие здесь могут обитать растения и животные.

3. Можно ли квартиру назвать экосистемой? Создайте модель экологически чистой квартиры – (творческое задание).




Приложение 1.


t1695834551ac.jpg




Приложение 2.

Биоценоз - исторически сложившаяся совокупность обитающих на определенной территории взаимосвязанных популяций растений, животных, грибов и микроорганизмов. (К. Мебиус, 1877г.)

Биогеоценоз - это система, включающая сообщество живых организмов - биоценоз и биотоп — совокупность абиотических факторов среды, объединенных круговоротом веществ и потоком энергии в единый комплекс. Границы биогеоценоза всегда определены сообществом растений, например, ельник, кедрач и т.д. (В.Н.Сукачев, 1940г.)

Экосистема — понятие аналогичное биогеоценозу (Тенсли, 1935г), отличие в том, что понятие «экосистема» более широкое.

Экологическая система = экосистема – (от греч. «óikos» — жилище, местопребывание и «система») природный комплекс (биокосная система), образованный живыми организмами (биоценоз) и средой их обитания (косной, например, атмосфера, или биокосной — почва, водоём и т.п.), связанными между собой обменом веществ и энергии








t1695834551ad.gif


















Приложение 3

Классификация экосистем


Экосистемы Экосистемы Экосистемы

t1695834551ae.gift1695834551ae.gift1695834551ae.gift1695834551ae.gift1695834551ae.gift1695834551ae.gif

Естественные Искусственные Наземные Водные Автотрофные Гетеротрофные

тайга поле лес море степь город








Приложение 4

Биологическая продукция экосистем


Первичная биологическая продукция (ПБП) – продукция органического вещества автотрофами. Различают два типа ПБП: валовую – продукцию, образованную в результате фотосинтеза, и чистую прибыль растений, то, что остается растениям после расходования органического вещества на процессы жизнедеятельности.

Вторичная биологическая продукция – биологическая продукция консументов (ВБП).

И ПБП и ВБП – это «прибыль» солнечного комбината экосистемы. Кроме прибыли, у экосистемы есть ещё и «капитал» - биомасса, которая накапливается из года в год (стволы деревьев, биомасса долго живущих животных).


Приложение 5


Матрешка экосистем

Характеристика взаимосвязей

Биосфера


Связь через атмосферу, мировой океан, почву. Изучается глобальной экологией

Природные зоны: тропические леса, тайга, тундра, степи, пустыни…(биомы)

Определяется преобладающим типом растительности. Изучается биогеографией

Физико-географический район: Русская равнина, Западно-Сибирская низменность…

Связь общим климатом, геологическим строением территории, миграциями животных. Изучается географией

Географический ландшафт: водосборный бассейн

БГЦ связаны надземными и подземными водами, например, лес, луг, пашня; перенос семян растений; передвижения животных (кормовые территории). Изучается географией, ландшафтной экологией

Лесной БГЦ

Ельник-кисличник, сосняк – беломошник, граница – по фитоценозу. Изучается синэкологией

Муравейник

Чем меньше размер экосистемы, тем теснее взаимосвязи между организмами. Изучается наукой мирмекологией.










21


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации