12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
башарова светлана владимировна30

презентацияPPTX / 17.04 Мб

/data/files/k1711452425.pptx (презентация)Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Казачий кадетский корпус»













Сценарий урока-путешествия 

для 7 класса


«Материк коротких теней»

(ФГП Африки)








Автор: Башарова С. В.,

учитель географии высшей категории










Буденновск, Ставропольский край

Учебник: География. 7 класс.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цели урока:

Предметные: формировать умения: находить на карте экватор, нулевой меридиан, широту и долготу, интерпретировать данные таблицы, извлекать из нее данные, соответствующие условию задания, определять по карте крайние точки материка, изучить названия проливов, морей и океанов вдоль береговой линии Африки, климат континента, историю морских путешествий Васко да Гама, познакомиться с наивысшей точкой материка.

Личностные: активное участие в решении задач географической направленности, осознание важности географического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развития кругозора.

Метапредметные: выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, понятий, отношений между понятиями; делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей

Планируемые результаты: научиться определять и описывать физико-географическое положение материка.

Основные понятия урока: экватор, меридиан, мыс, крайние точки, климатические пояса, долгота, широта, пролив, залив, остров, полуостров, материк, морские путешественники, протяженность материка.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, атрибуты африканской культуры, макет горы Килиманджаро, кораблик, навигационные карты ,бортовые журналы учеников.

Подготовка: составить и раздать навигационные карты и бортовые журналы, подготовить модель горы, кораблик.

Ход урока

Урок построен по принципу урока-путешествия.

Организационный момент (1-2 минуты).

- Дорогие ребята. Уважаемые гости, рада Вас приветствовать на нашем открытом уроке. « Материк коротких теней». (Слайд)

- Сегодня проведу его я – учитель казачьего кадетского корпуса, Светлана Владимировна. Нам предстоит отправиться в путешествие на корабле, совершить восхождение на гору, преодолеть препятствия, чтобы покорить одну из высочайших вершин мира. Вы готовы?

- Не забывайте, что отвечаем, подняв руку.

2. Актуализация ранее изученного (2-3 минуты).

-Кто из вас плавал на корабле? Сегодня мы отправимся навстречу приключениям и новым знаниям на каравелле - «Васко Да Гама». Но она такая древняя, что забыла какие океаны есть на нашей планете? Помогите ей: вспомните океаны и покажете их на карте? По старинным картам, маршрут каравеллы «Васко да Гама» проходит по волнам Атлантического и Индийского океана.

- Как вы думаете к берегам какого континента причалит наш корабль? (после ответа детей, показываю на карте)

Ответы учащихся: Африка. (Слайд)

- Молодцы. Вы мне полностью назвали тему урока.

В отдаленных районах Африки денежной единицей до сих пор являются финики. За правильные ответы на уроке вы будете получать валюту - финики.


Изучение нового материала (20 минут)

- Что вы знаете об Африке? Почему здесь жарко?

Сегодня мы начинаем изучать индивидуальные особенности каждого материка в отдельности. Для этого предлагаю вам изучить физико-географическое положение материка. Ведь именно от него зависит климат, растительный и животный мир континента. В конце урока мы постараемся ответить на вопрос: почему Африку называют материком коротких теней?


- Первой остановкой нашего плавания будет остров Занзибар Танзании. Именно в этой стране находится самая высокая точка Африки – Килиманджаро. Чтобы создать целостную географическую картину континента нам предстоит совершить восхождение на вершину этой горы, выполняя пункты плана.

1 пункт. Как расположен материк на карте? (Расположение материка относительно экватора, тропиков, нулевого меридиана).

2 пункт. Узнаем его размеры. (Крайние точки материка, площадь).

3 пункт. Познакомимся с объектами вдоль береговой линии. (Океаны и моря, омывающие Африку).

4 пункт. Климат материка. ( Климатические пояса)

5 пункт. Как расположен материк относительно других материков.

- Ну что же, в путь! Откройте атлас с25. Найдите экватор. На какие полушария он делит Африку? Большая часть Африки по площади находится на севере или на юге?

- Африка уникальна, ее пересекает в западной части нулевой меридиан. В результате на какие полушария он делит ее?

При изучении физико-географического положения, рассматривается положение относительно северного и южного тропика, посмотрите на карту, пересекают они Африку? Полярные круги? (Показываю на карте полушарий).

- Возьмите в руки навигационные карты. Они лежат у вас на столах. Подпишите их. Отметьте экватор, нулевой меридиан, тропики в них.

- Молодцы, вы прошли первый этап восхождения на нашу вершину.

- Пока мы с вами работали, наш корабль снялся с якоря и бурное сомалийское течение приносит нас к восточной крайней точке мыс Рас – Хафун. Крайняя точка - это самая выступающая часть материка, она называется в географии мысом. Определение: Мыс — участок суши, выдающийся острым углом в море. (Слайд)

Давайте зафиксируем это, поставив точку рядом с названием Рас-Хафун в навигационной карте и как настоящие моряки найдем широту и долготу, определим географические координаты. (12 с.ш. 52 в.д.) Запишем их в бортовой журнал

- Ветер подгоняет наш корабль и мы проплываем полуостров Сомали. Посмотрите, он похож на нос носорога, но а мы входим в воды Аденского залива и Баб-эль-Мандебского пролива (их называют врата слез, очень трудно здесь проходить кораблям из-за течений). Здесь нам нужно быть осторожными, ведь в любую минуту на нас могут напасть сомалийские пираты.

- И вот перед нами Красное море Атлантического океана. Вспомните, чем оно уникально? (Самое соленое)

- Следим за мной внимательно. Наш корабль минует Суэцкий канал и, набирая скорость, попадает в Средиземное море - мы подходим к мысу Бен-Секка - северной точке Африки. В навигационной карте фиксируем эту точку и находим координаты. (35 с.ш 10 в.д.)

- Огибая северное побережье проплываем Гибралтарский пролив (прежнее название Геркулесовы столбы). И вот мы с вами окрыленные и счастливые оказываемся в каком океане? В Атлантическом (отвечают дети). У нас на пути Мадейра – родина Криштиану Роналду и рядом Канарские острова – популярное место отдыха. (Звучит музыка). Слышите как там весело? Но нам некогда с вами и наша каравелла приближается к западной точке материка - мыс Альмади. Фиксируем в навигационной карте и в бортовой журнал записываем координаты (15 с.ш 15 з.д.)

- Огибаем западное побережье, оказываемся в Гвинейском заливе - крупнейшем нефтегазоносном районе мира. Крайняя южная точка - мыс Игольный. Фиксируем ее. (34 ю.ш 20 в.д.) Плывем дальше и оказываемся в Мозамбикском проливе, отделяющим Мадагаскар от Африки. И вот перед нами снова чудесный остров Занзибар.

- Где же мы побывали: перечислите еще раз крайние точки материка.

(Слайд протяженность материка и площадь 30,3 млн.км2)

- Ребята ,вы преодолели еще 2 этапа и поднялись на высоту более 3000м над уровнем моря.

(Играет музыка) Нет, вы только послушайте: снова с Канарских островов доносится музыка. Эх, весело им там.

- Ребята, а как вы думаете, почему туристы любят отдыхать в Африке, когда в России зима?

- Откройте атлас с.10, перечислите климатические пояса, в которых лежит материк? Обратите внимание, какой пояс пересекает центре Африки? Поэтому Африку считают самым ... жарким материком.

- Здорово! Мы еще с вами прошли один этап восхождения и это уже высота 4000м над уровнем моря. Какой захватывающий вид открывается перед нами.

- Ребята, а как называется наш корабль? В честь кого? Васко да Гама первым из европейцев открыл морской путь в Индию, обогнув Африку на такой же каравелле, как у нас. Давайте проследим его маршрут из Португалии и в навигационных картах поставим цифры, под которыми находятся географические объекты:

1.Гибралтарский пролив;

2. Гвинейский залив;

3. Мозамбикский пролив;

4. Мадагаскар;

5. Полуостров Сомали.


4. Этап Первичное закрепление (5 минут).

- Делу время, а потехе – час. Предлагаю совершить привал и поиграть в географический биатлон. Одному игроку на свой выбор отметить несколько географических объектов. (Вызываю 3 человека по три объекта, вешают на карту с помощью магнитов).

- Молодцы. И мы практически на вершине Килиманджаро, подошли к его снежной шапке.

- Какой материк расположен на северо-востоке от Африки? На юге? На северо-западе? На западе?

- И вот мы поднялись на вершину, но что это - тут вопрос. Кто помнит тему нашего урока? Так почему Африку называют материком коротких теней? Молодцы. Прочтите в бортовых журналах происхождение названия Африка: Слово «Африка», как полагают ученые, происходит от названия берберского племени Афригии, которое жило на севере материка). Есть другое объяснение. (от лат. Afrikus – безморозный, не знающий мороза, а на древней карте Эратосфена этот край подписан Ливия.). 


5. Итоги. Рефлексия (2-3 минуты)

- Наше путешествие подходит к концу. Настало время нам подвести итоги нашего урока:

- Что новое вы узнали?

- Какие трудности у вас возникли?

- Что понравилось на уроке?

Подведем итоги. Ваша валюта - финики превратятся в оценки: если один финик – это 4,больше одного - 5.

6. Этап «Домашнее задание» (2 минуты).

- Ребята, часто бывает так, что после путешествия мы дома вспоминаем самые яркие места и моменты. Поэтому дома я предлагаю вам прочитать параграф 16 в учебнике, чтобы наше путешествие надолго запомнилось вам.

- Спасибо вам за такой увлекательный урок. До сви... (Играет музыка) Да что же такое, никак Канарские острова не успокоятся! Ой, кто это?! К нам пожаловал гость с Канарских островов. (Под музыку, напевая Зимбабве, Лимпопо, чунга-чанга, заходит гость с Африки) Он вам принес угощения.

Список литературы:

География. 7 класс :учеб. Для общеобразоват. организаций/А.И.Алексеев и др.-М.:Просвещение.2021.-256с.6 ил..карт.-(Полярная звезда)

География. 7кл. атлас – М.: ДРОФА.2024 -56с.

Опубликовано


Комментарии (2)

Ирина Владимировна Казарцева, 26.03.24 в 15:41 0Ответить Пожаловаться
Какая красивая работа! Спасибо!
башарова светлана владимировна, 29.03.24 в 18:11 0Ответить Пожаловаться
Спасибо. У меня был нарисованный макет горы и мы поднимались на Килиманджаро, каждая высота - это пункт изучения плана ФГП.Если не забуду .сфотографирую его на работе.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.