Урок истории по теме «Что англичане считают началом своих свобод»

3
0
Материал опубликован 13 January

1

Густокашина Алла Ильинична,

учитель истории и обществознания

КЦДОДИ-структурного подразделения

КГБОУ «Алтайский краевой педагогический лицей-интернат»

Г. Барнаул

 

Пояснительная записка

 

Предлагаемая технологическая карта урока предназначена для организации учебного процесса для детей-инвалидов обучающихся индивидуально на дому по общеобразовательной программе.

Использования современных Интернет-технологий предполагает формирование ИКТ-компетентности обучающихся, в том числе формирование универсальных учебных действий:

-познавательные знаково-символические, логические;

-выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Средствами используемых Интернет-технологий предполагается актуализировать познавательную деятельность обучающихся и эффективно организовать учебный процесс для детей-инвалидов обучающихся индивидуально на дому по общеобразовательной программе.

Тема урока: Что англичане считают началом своих свобод

Тип урока: комбинированный

Цели урока: -сформировать представление о начале парламентаризма в Англии, раскрыть историческое значение создания парламента, как представительного органа власти ;

-формировать умения работать с электронными ресурсами, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, давать оценку событиям;

-способствовать воспитанию учащихся в духе демократических ценностей современного общества

Прогнозируемые результаты

личностные:

- освоение гуманистических традиций современного общества, уважение прав и свобод человека

- изложение своей точки зрения на создание представительного органа власти, её аргументация в соответствии с возрастными особенностями;

- умение работать с источниками, с ЭОРами, сравнивать, делать выводы, давать оценку событиям.

- уважительное отношение к политическим и культурным традициям других ;

- умение давать оценку своим действиям.

метапредметные:

- умение формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в познавательной деятельности;

- умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ необходимой информации, в том числе с использованием ИКТ - технологии.

предметные:

- установление синхронистических связей истории Англии, России и других стран

- использование сведений из исторического документа как источника информации о важнейших событий

- способность применять понятийный аппарат исторического знания

 

дидактические средства:

Учебник, карта, ЭОР, презентация (п
Приложение 3PPT / 2.29 Мб
риложение 3)

Оборудование:

Компьютер и периферийное оборудование. Программное обеспечение – Сферум. Интернет.

 

 

 

Содержание технологической карты

 

Этап урока, время

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Используемые ресурсы

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

 

Организационно-мотивационный этап (1 мин)

 

Взаимное приветствие, эмоционально-положительный настрой на урок.

 

 

формирование произвольной регуляции

Актуализация знаний обучающихся

(2 мин)

Задание по § 18:

индивидуальная работа по

интерактивным листам с заданиями

Проверка домашнего задания.

Проверка правильности заполнения таблицы «Короли Франции. Объединение страны и централизация власти»

-Проверка знаний основных понятий:

средние слои, централизованное государство, сословно-представительная монархия, Генеральные штаты

 

 

Выполнение заданий по ссылке https://learningapps.org/display?v=pv7czj9wj18

 

 

 

Ответы на вопросы учителя

 

 

Актуализировать знания материала по всеобщей истории

 

Аргументировать выводы и суждения

 

 

познавательные знаково-символические, логические

Совместное определение темы и целей урока (2 мин)

беседа

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Тема сегодняшнего урока «Что англичане считают началом своих свобод»

Внимательно посмотрите на название темы.Сможете ли вы сейчас дать ответ на вопрос «Что англичане считают началом своих свобод?»

-Что, на ваш взгляд, нам необходимо знать, чтобы ответить на этот вопрос?

-Итак, сегодня мы должны ответить на главные вопросы:

1. Что понимается под словом свобода?
2. Какие события в Англии стали началом свобод для её жителей?

Когда нам непонятно какое-либо слово, мы обращаемся к словарю.

На экране слайд «Свобода – это...»

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Запись темы урока в тетрадь.

 

 

 

 

 

Мозговой штурм, выход на главные задачи урока.

 

 

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Совместное планирование учебной деятельности

( 2 мин)

беседа

Демонстрация со слайда презентации плана изучения новой темы:

Нормандское завоевание и его последствия.

Борьба короля с крупными феодалами. Генрих II и его реформы.

Великая хартия вольностей.

Зарождение парламента и его влияние на дела в государстве.

Проблемное задание:

- Почему в Англии

сословная монархия победила раньше, чем во Франции?

 

 

 

Обсуждение плана работы под руководством учителя.

Аргументировать выводы и суждения

 

целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Регулятивные: планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Освоение новой системы знаний и умений

(28 мин)

Самостоятельная работа учащегося с текстом 1-го пункта ( с 3 абзаца) параграфа 19

 

Беседа

 

1066г – нормандское завоевание Англии. Битва при Гастингсе.

Логические вопросы:

-Какие изменения произошли в Англии в результате нормандского завоевания?

-Что такое «Книга Страшного суда»?


 

КНИГА СТРАШНОГО СУДА – перепись населения Англии.


 

Последствия нормандского завоевания Англии

Усиление королевской власти.

Начало образования централизованного государства

Усиление феодального гнета (была проведена перепись
земель и населения, стали полнее учитываться доходы населения).

4. Сложился принцип «Вассал моего вассала- мой вассал

Работать с картой

Запись в тетрадь

 

 

 

Находить информацию в тексте.

Устанавливать причины события, явления.

 

 

 

Аргументировать выводы и суждения на основе цивилизационных подходов в оценке событий

Запись в тетрадь

 

 

 

 

Познавательные: извлекает необходимую информацию из текста

Коммуникативные: вступает в диалог; отделяют новое от известного.

Рассказ учителя сопровождается показом по карте

 

 

 

 

 

Беседа

-Была ли свобода в Англии?

Крестьяне зависели от феодалов

Горожане зависели от феодала, на земле которого стоял город

Рыцари зависели от своих сеньоров

Бароны зависели от короля

 

 

Баро̀ны (крупные феодалы Англии) не желали усиления королевской власти. При наследниках Вильгельма они начали междоусобицу. Она продолжалась долгое время.

Феодалам удалось добиться больших уступок от правителей Англии.

В своих землях они собирали налоги, проводили суды, издавали законы.

Людей не устраивал произвол баронов. Некоторые из них организовывали отряды. Они боролись с феодалами. Об их приключениях народ сложил песни балла̀ды.

Любимым героем английских баллад стал «благородный разбойник» Ро̀бин Гуд.

-Послушаем вступление к балладам о Робин Гуде. (приложение 2)
Баллада о Робин Гуде(вступление)аудиозаписьMP4 / 4.65 Мб

-Почему он был любимым героем английского народа? (обоснуйте свой ответ словами из текста)

 

 

Слушать

рассуждать

 

 

 

Познавательные: извлекает необходимую информацию из рассказа учителя

Коммуникативные: вступают в диалог; отделяет новое от известного.

 

В Англии раньше, чем во Франции, сложились более благоприятные условия для усиления королевской власти. Хотя король облагал горожан тяжелыми налогами, они поддержали его, так как предпочитали «иметь одного тирана, чем сотню». Опорой короля были средние слои (рыцари, духовенство, горожане).

На престоле Генрих II Плантагенет (1154-1189 гг).

Стр. 161 — Читаем характеристику личности короля.

- Какая цель правления Генриха II Плантагенета?

Женившись на Элеоноре Аквитанской, расширил свои владения, прежде всего во Франции. Его держава называлась Анжуйской. Подавил мятежи баронов и восстановил порядок в стране.

 

Реформы Генриха II Плантагенета (1154-1189 гг)

Запишем его реформы в таблицу

1) судебная реформа

-Создание королевского суда;

-Суд присяжных (для свободных);

-Сохранение суда феодала (для зависимых)

2) Военная реформа

-введение «щитовых денег» и содержание на них наемного войска;

-восстановление народного ополчения.

3) административная реформа

-Усиление власти шерифов, управлявших графствами

Значение реформ (устно)

1) расширение прав человека

2)Возможность более справедливого судебного решения

3)Уменьшение зависимости короля от военных сил феодала

4)Укрепление административной власти

Читают характеристику короля стр. 161 и устно отвечают на вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАПИСЬ таблицы в тетрадь

 

Личностные: проявляют интерес к учебному материалу.

Познавательные: осуществляет поиск необходимой информации поучебному тексту, анализирует информацию, обобщает её

 

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Учитель показывает упражнения

Гимнастика для пальчиков Подушечками пальцев одной руки дети поочередно касаются подушечек пальцев другой руки. При этом могут перечислять названия или слова по указанной теме.

Ориетирование

попросить учащихся встать и повернуться в ту или иную сторону горизонта или закрыть глаза и головой нарисовать образно границы изучаемого государства.

 

 

Регулятивная: умение расслабления

 

 

Работа с историческим документом под руководством учителя по вопросам

В начале XIII в. разразился продолжавшийся несколько десятилетий тяжелый кризис. Сын Генриха II Иоанн Беземельный (1199-1216 гг.) достаточно жестко обходился с баронами: отбирал у них земли, изгонял из страны и даже казнил. Все это вызывало у них сильное недовольство. Кроме того, Иоанн потерпел ряд неудач в войне с французским королем Филиппом II и в результате потерял большую часть владений во Франции. Естественно, что бароны подняли мятеж. На стороне баронов выступили горожане, духовенство, рыцари. В 1215 г. Иоанн Безземельный вынужден был подписать грамоту с требованиями восставших, получившую название Великая хартия вольностей.

Работа с историческим документом под

Задание: Прочитать отрывок из Великой хартии вольностей и ответить на вопросы 2-3

Король обещал не вмешиваться в дела церкви.

Был установлен строгий порядок взимания налогов.

Король обязался принимать важные решения, учитывая советы и мнение баронов.

Устанавливались строгие правила суда для свободных людей.

Хартия подтверждала вольности городов.

Всем свободным людям была обещана защита от произвола.

Хартия оградила баронов от произвола короля.

Она же защищала горожан, мелких и средних феодалов от баронов.

Вывод: Великая хартия вольностей - начало свободы в Англии. Великая Хартия Вольностей оградила знать от произвола ко-
роля, а рыцарей и горожан - от произвола знати.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись даты в тетрадь: 1215 год – Подписание королем Великой хартии вольностей.

Находить информацию в тексте исторического документа.

 

 

Раскрывать историческое значение события

 

 

 

 

 

 

 

 

Аргументировать выводы и суждения на основе текста документа

 

Познавательные: осуществляет поиск необходимой информации из исторического документа, анализирует её, делает выводы, дает оценку, высказывает собственную отношение к результату деятельности правителя.

Знаково-символические УУД

Динамическая пауза (1 мин)

Учитель показывает упражнения

Гимнастика для пальчиков Подушечками пальцев одной руки дети поочередно касаются подушечек пальцев другой руки. При этом могут перечислять названия или слова по указанной теме.

Выполняет упражнения

 

Регулятивная: умение расслабления

 

Иллюстративный рассказ учителя

беседа

Рассказ учителя

Иоанн, подписав хартию, однако, не собирался исполнять свои обещания. Он начал очередную войну против своих противников. Но в разгар военных действий умер.

После смерти Иоанна королем стал его малолетний сын Генрих III. Король под влиянием папы вмешался в войну в Италии и для этого собирал большие налоги. Бароны были очень возмущены. В 1258 г. они созвали совет, который получил название бешеный совет. Теперь король не мог решать важные вопросы без согласия баронов. На этом борьба не закончилась. Борьбу против короля возглавил граф Симон де Монфор. Генрих III попал в плен, а Монфор, заняв Лондон, стал управлять страной.

В 1265 г. Симон де Монфор впервые созвал собрание, получившее название парламент (от фр. «говорить»). Первый представительный орган власти

Но многие бароны видели в Монфоре угрозу для своих привилегий.

После бегства короля Эдуарда из плена большая часть баронов перешла на его сторону. Симон де Монфор был убит в сражении. Король вернул себе трон.

Ситуация, которая сложилась в ходе войны, показала королю и баронам, что без согласия с рыцарями и горожанами управлять страной будет трудно. Поэтому Парламент не был отменён.

Задание

-Прочитать в учебнике пункт 5 «Английский парламент влияет на дела в государстве» 1-3 абзацы о парламенте и составить схему его устройства. Укажи сословия, представители, которых заседали в парламенте.

-Выясните какую роль играл парламент в управлении страной.

Законы принимались только с согласия обеих палат и короля.

 

 

Но крестьяне не участвовали в работе парламента. В стремлении к свободе многие из них бежали от своих господ. Беглецы собирались в отряды, бесстрашно стреляли дичь в королевских лесах, нападали на феодалов, епископов и чиновников

Запись даты в тетрадь:

1265 г. - созыв парламента. Инициатор Симон де Монфор

Составляют схему устройства парламента

 

 

Раскрывать историческое значение события

 

Формулировать ценностные суждения

Аргументировать выводы и суждения на основе цивилизационных подходов в оценке событий

 

 

 

 

 

Познавательные: осуществляет поиск необходимой информации из исторического документа, анализирует её, делает выводы, дает оценку, высказывает собственное отношение к результату деятельности правителя.

Знаково-символические УУД

Первичное закрепление и контроль знаний (2 мин)

Элемент игры

Упражнение «Найди пару» по теме «Что англичане считают началом своих свобод»

Выполняет упражнение по ссылке https://learningapps.org/display?v=pac4pqi3a18

выражает свое отношение

 

 

Личностные: оценивает свои достижения в освоении учебного материала под руководством учителя

Подведение итогов (1 мин)

 

Подведем итоги

-Что англичане считают началом своих свобод? (Великая хартия вольностей, парламент)

- Почему в Англии сословная монархия победила раньше, чем во Франции?

Ответ:

Англия раньше, чем Франция, стала централизованным государством, что было связано с нормандским завоеванием и его последствиями;

Королевская власть была сильнее, она опиралась на чиновников (шерифов), наемное войско и обеспечивалась средствами от налогов;

Английский парламент возник в иных, чем во Франции, условиях и был значительно более влиятельным органом.

Формулируют выводы.

Сравнивают свои выводы с предложенными учителем.

 

 

Познавательны:

анализирует информацию, дает оценку, высказывает собственное отношение к результату деятельности правителя.

Рефлексия

(1 мин)

 

Учитель предлагает учащемуся оценить свою работу на уроке, заполнив анкету.

Учащийся заполняет анкету для рефлексии

Анализирует свою работу на уроке

 

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

 

 

 

 

Приложение 1.

 

Анкета

 

На уроке я работала

Своей работой на уроке я

Урок мне показался

За урок я

Мое настроение

Материал урока мне был

 

активно / пассивно

довол /не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации