Урок ИЗО, тема: «Деревня - деревянный мир»
Конспект урока Изобразительного искусства в 4 классе
Разработала учитель начальных классов Аксенова Е.Г.
МБОУ СОШ № 5 г.о. Королёв
2023 г.
КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ТЕМА УРОКА: Деревня – деревянный мир
ТИП УРОКА: Комбинированный. Изучения нового материала и систематизации и обобщения знаний и способов действий.
ЦЕЛЬ УРОКА: Научить рисовать по представлению (воображению) сказочный терем.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ЗАДАЧИ УРОКА):
ПРЕДМЕТНЫЕ: формирование основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру. Расширение представления
о красоте деревянного зодчества Руси.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
КОММУНИКАТИВНЫЕ: развивать умение формулировать собственное мнение и позицию.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ: развивать умение выбирать средства для реализации художественного замысла.
ЛИЧНОСТНЫЕ: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКТ: Учебник Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2014.
ОБОРУДОВАНИЕ, ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ: компьютер, электронная доска или проектор, методическое пособие (далее - презентация), образец работы, материалы - см. Слайд 2 презентации.
Презентация к уроку ИЗО, тема "Деревня - деревянный мир"PPTX / 3.08 Мб
/data/files/z1692884600.pptx (Презентация к уроку ИЗО, тема "Деревня - деревянный мир")
План урока
№ | Этапы хода урока | Время, мин |
Организационный момент | - | |
| Мотивация и постановка темы | 8 |
| Формулировка задания | 3 |
| Техника безопасности | - |
| Физкультминутка | 2 |
| Практическая работа | 24 |
| Оценка | 5 |
| Рефлексия | 3 |
| Всего | 45 |
Организационный момент
Проверка готовности наличия необходимых материалов к уроку осуществляется учителем до начала занятия.
Мотивация и постановка темы
Время: 8 минут
Учитель предлагает классу вспомнить тему предыдущего урока. Для этого на экран выводится иллюстрация с изображением избы, где будут замазаны названия элементов конструкции избы (См. Рис. 1). Отдельно на экран выводятся названия этих элементов. Ученики соотносят названия элементов с изображением.
Затем учитель задает вопрос: «С какой целью и как каждый хозяин украшал фасад своего дома?»
Ученики дают свои ответы.
Рис. 1
Затем учитель выводит на экран два изображения и просит учеников их сравнить. См. Рис. 2 и 3. Что у них общего? В чем отличия?
Рис. 2
Рис. 3
Дети говорят, что рис. 2 – это изба, с которой мы познакомились на прошлом уроке, а рис. 3 - очень большая изба словно дворец. Это дом и много других построек: башни, балкончики, крыльцо и не одно.
Учитель просит обратить внимание на украшения этого большого дома. Ученики замечают, что он намного больше украшен, наверно, это дворец.
И тут учитель подводит класс к теме урока: это не совсем дворец, но уже и не изба, так как же называется это строение?
Возможно, кто-то знает и ответит, или догадается. Но у учителя заготовлена загадка:
Где-то в поле он стоит,
Из трубы дымок летит.
Заяц, мышь, лиса, лягушка,
Волк и косолапый мишка
Дружно, весело живут,
Хором песенки поют.
Отвечай скорей, дружок,
Это сказка …
Ребята хором назовут сказку «Теремок».
Учитель говорит: «Верно! Тема нашего сегодняшнего урока Русский терем-дворец. В фольклоре и литературе слово терем часто обозначало богатый дом. В старину терем было принято богато украшать. Крышу иногда покрывали настоящей позолотой.»
Учитель выводи на экран картинки Дворца-Терема царя Алексея Михайловича в Коломенском. См. Рис. 4.
Рис. 4
Далее идет рассказ учителя про этот дворец: «Оригинальный деревянный Дворец-Терем поражал своим великолепием. Он состоял из 24 теремов, соединенных вместе, поэтому в его конструкции мы замечаем огромное разнообразие всевозможных форм. Здание терема состоит обычно из 3 типов конструкций: 1- Срубы, или клети; 2- Кровли или крыши; 3- Различные пристройки. Внимательно рассмотрим все эти элементы и запомним, какими они могут быть по форме.»
Дети рассматривают изображения на экране.
Учитель продолжает свой рассказ о тереме: «Терем появился в зодчестве Руси в 16-17 веках, как результат художественного единства двух культур – традиционной языческой и Христианской. Терема возводили богатые горожане – бояре, дворяне и зажиточные купцы. Теремом называли постройку сложной формы, состоящую из многих связанных между собой помещений: это клети различной высоты и формы, переходы и надстройки. Парадный вход обязательно был выполнен в виде богатого высокого крыльца. И даже перекрытия крыш были не просто обычными двухскатными, а сложной геометрической формы.»
Учитель обращает внимание учеников на то, что образ терема складывается из гармоничного сочетания множества разновеликих архитектурных объемов: высоких и низких, вытянутых и приземистых, остроконечных и округлых. Особую привлекательность и сказочность придают терему диковинные росписи и вычурная резьба.
Учитель выводит на экран иллюстрации других дворцов-теремов и элементов узора для рассмотрения. См. Рис. 5 и 6.
Рис. 5
Рис. 6
Формулировка задания
Время: 3 минуты
После просмотра иллюстраций учитель подводит детей к творческой работе, которую им предстоит сделать: «Вам предстоит на примере просмотренных изображений произведений народного зодчества нарисовать свой сказочный «Терем-Дворец» по представлению (воображению). Затем каждый рисунок станет частью коллективной композиции «Русская старинная улица твоего города».
Творческая работа будет выполняться по этапам. На экран выводится Слайд 3 презентации. Учитель проговаривает с классом последовательность этапов.
Итоговая работа будет оцениваться по следующим критериям:
- Композиция
- Цвет
- Форма и линия
- Объем
- Оригинальность и продуманность образа «Терема-Дворца»
Техника безопасности
Ученики 4 класса уже хорошо знакомы с правилами пользования гуашью и кистями во время работы, поэтому нет необходимости отводить на это дополнительное время, если потребуется учитель может напомнить отдельные моменты во время практической работы.
Физкультминутка
Время: 2 минуты
Перед началом творческой работы надо провести разминку, чтобы снять статическое напряжение и перенастроить детей на другой вид работы.
ФМ для улучшения мозгового кровообращения:
1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле. 1-2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
Практическая работа
Время: 24 минут
Учитель выводит на экран слайды с пошаговыми инструкциями и образцами работ на каждом этапе, и дети приступают к творческой работе. Слайды 4, 5, 6, 7 презентации.
Учитель во время выполнения творческой работы детьми:
- комментирует этапы выполнения работы;
- утверждает эскизы, дает рекомендации, вносит правки;
- контролирует ход выполнения работы;
- напоминает критерии оценивания.
Оценка
Время: 5 минуты
Оценку будет проводить учитель. Критерии оценки были озвучены после формулировки задания. Напомним еще раз.
Итоговая работа будет оцениваться по следующим критериям:
- Композиция
- Цвет
- Форма и линия
- Объем
- Оригинальность и продуманность образа «Терема-Дворца»
За соответствие критерию проставляется 1 балл, либо 0 баллов за несоответствие. Соответствие всем критериям (5 баллов) – отметка 5.
Кроме того, работы будут обсуждаться между детьми, которые будут давать свою оценку творческим работам одноклассников, а также выражать свое согласие или несогласие с оценкой учителя.
Рефлексия
Время: 3 минуты
Описание рефлексии:
1. По содержанию: письменная рефлексия.
2. По цели: рефлексия деятельности.
3. По функции: интеллектуальная (познавательная) рефлексия.
4. По типу урока: после усвоения ЗУН (за урок).
5. По способам проведения: анкета.
6. По форме деятельности: индивидуальная.
Очень сложно диагностировать способности к рефлексии у обучающихся. Это связано, прежде всего, со сложностью ее структуры. В связи с этим необходимо выделить структурные компоненты рефлексии.
Цель рефлексивной деятельности
Самосознание (способность к самопознанию, эмоционально-ценностному отношению к себе, способность к самоконтролю и саморегулированию).
Вводные слова: Ребята сегодня перед вами была поставлена очень интересная задача, вы все удивили меня своими сказочными теремами, у нас получилась самая необычная «Русская старинная улица твоего города»!
Формулировка задания детям: сейчас я вам раздам анкеты (показываем образец). Наверху в левом углу подписываете свои фамилии и имена. При ответе на вопросы вам надо выбрать только один вариант ответа и отметить его галочкой, а в последнем пункте написать цифру от 1 до 5 по предлагаемой шкале.
Анкета
Получилось ли нарисовать сказочный «Терем-Дворец»? Довольны ли вы своей работой?
Да
Нет
Что было самым трудным в сегодняшней работе?
Придумать сказочный «Терем-Дворец»
Нарисовать сказочный «Терем-Дворец»
Какой этап оказался самым сложным для тебя?
Компоновка, линейный рисунок
Локальный (собственный) цвет предмета
Светотень (объем композиции)
Детальная проработка рисунка
А какой, наоборот, оказалось самым легким?
Компоновка, линейный рисунок
Локальный (собственный) цвет предмета
Светотень (объем композиции)
Детальная проработка рисунка
Оцените по 5-бальной шкале (от 1 до 5) сегодняшний урок (где 1 – совсем не понравилось, а 5 – очень понравилось): ___
Вывод для детей (заключительные слова учителя детям): благодарю вас за продуктивную работу на сегодняшнем занятии. Каждый «Терем-дворец» получился самобытным, отражающий вашу индивидуальность и неповторимый стиль. Впереди вас ждут еще более интересные задания и новые открытия ваших возможностей.