Урок ИЗО, тема: «Деревня - деревянный мир»

10
0
Материал опубликован 24 August 2023


Конспект урока Изобразительного искусства в 4 классе

Разработала учитель начальных классов Аксенова Е.Г.



МБОУ СОШ № 5 г.о. Королёв

2023 г.


КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

ТЕМА УРОКА: Деревня – деревянный мир

ТИП УРОКА: Комбинированный. Изучения нового материала и систематизации и обобщения знаний и способов действий.

ЦЕЛЬ УРОКА: Научить рисовать по представлению (воображению) сказочный терем.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ЗАДАЧИ УРОКА):

ПРЕДМЕТНЫЕ: формирование основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру. Расширение представления
о красоте деревянного зодчества Руси.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

КОММУНИКАТИВНЫЕ: развивать умение формулировать собственное мнение и позицию.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: развивать умение выбирать средства для реализации художественного замысла.

ЛИЧНОСТНЫЕ: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКТ: Учебник Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2014.

ОБОРУДОВАНИЕ, ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ: компьютер, электронная доска или проектор, методическое пособие (далее - презентация), образец работы, материалы - см.  Слайд 2 презентации.


Презентация к уроку ИЗО, тема "Деревня - деревянный мир"PPTX / 3.08 Мб

/data/files/z1692884600.pptx (Презентация к уроку ИЗО, тема "Деревня - деревянный мир")


План урока

Этапы хода урока

Время, мин

Организационный момент

-

Мотивация и постановка темы

8

Формулировка задания

3

Техника безопасности

-

Физкультминутка

2

Практическая работа

24

Оценка

5

Рефлексия

3


Всего

45


Организационный момент

    Проверка готовности наличия необходимых материалов к уроку осуществляется учителем до начала занятия.


Мотивация и постановка темы

Время: 8 минут

   Учитель предлагает классу вспомнить тему предыдущего урока. Для этого на экран выводится иллюстрация с изображением избы, где будут замазаны названия элементов конструкции избы (См. Рис. 1). Отдельно на экран выводятся названия этих элементов. Ученики соотносят названия элементов с изображением.

    Затем учитель задает вопрос: «С какой целью и как каждый хозяин украшал фасад своего дома?»

     Ученики дают свои ответы.

t1692883174aa.png

Рис. 1
      

       Затем учитель выводит на экран два изображения и просит учеников их сравнить. См. Рис. 2 и 3. Что у них общего? В чем отличия?

t1692883174ab.jpg Рис. 2t1692883174ac.jpg

Рис. 3

      Дети говорят, что рис. 2 – это изба, с которой мы познакомились на прошлом уроке, а рис. 3 - очень большая изба словно дворец. Это дом и много других построек: башни, балкончики, крыльцо и не одно.

    Учитель просит обратить внимание на украшения этого большого дома. Ученики замечают, что он намного больше украшен, наверно, это дворец.

       И тут учитель подводит класс к теме урока: это не совсем дворец, но уже и не изба, так как же называется это строение?

       Возможно, кто-то знает и ответит, или догадается. Но у учителя заготовлена загадка:

Где-то в поле он стоит,

Из трубы дымок летит.

Заяц, мышь, лиса, лягушка,

Волк и косолапый мишка

Дружно, весело живут,

Хором песенки поют.

Отвечай скорей, дружок,

Это сказка …

Ребята хором назовут сказку «Теремок».

     Учитель говорит: «Верно! Тема нашего сегодняшнего урока Русский терем-дворец. В фольклоре и литературе слово терем часто обозначало богатый дом. В старину терем было принято богато украшать. Крышу иногда покрывали настоящей позолотой.»

   Учитель выводи на экран картинки Дворца-Терема царя Алексея Михайловича в Коломенском. См. Рис. 4.

t1692883174ad.jpg

 Рис. 4

       Далее идет рассказ учителя про этот дворец: «Оригинальный деревянный Дворец-Терем поражал своим великолепием. Он состоял из 24 теремов, соединенных вместе, поэтому в его конструкции мы замечаем огромное разнообразие всевозможных форм. Здание терема состоит обычно из 3 типов конструкций: 1- Срубы, или клети; 2- Кровли или крыши; 3- Различные пристройки. Внимательно рассмотрим все эти элементы и запомним, какими они могут быть по форме.»

          Дети рассматривают изображения на экране.

         Учитель продолжает свой рассказ о тереме: «Терем появился в зодчестве Руси в 16-17 веках, как результат художественного единства двух культур – традиционной языческой и Христианской. Терема возводили богатые горожане – бояре, дворяне и зажиточные купцы. Теремом называли постройку сложной формы, состоящую из многих связанных между собой помещений: это клети различной высоты и формы, переходы и надстройки. Парадный вход обязательно был выполнен в виде богатого высокого крыльца. И даже перекрытия крыш были не просто обычными двухскатными, а сложной геометрической формы.»

    Учитель обращает внимание учеников на то, что образ терема складывается из гармоничного сочетания множества разновеликих архитектурных объемов: высоких и низких, вытянутых и приземистых, остроконечных и округлых. Особую привлекательность и сказочность придают терему диковинные росписи и вычурная резьба.

        Учитель выводит на экран иллюстрации других дворцов-теремов и элементов узора для рассмотрения. См. Рис. 5 и 6.

 t1692883174ag.jpg

Рис. 5

t1692883174ah.jpg 

Рис. 6


Формулировка задания

Время: 3 минуты

        После просмотра иллюстраций учитель подводит детей к творческой работе, которую им предстоит сделать: «Вам предстоит на примере просмотренных изображений произведений народного зодчества нарисовать свой сказочный «Терем-Дворец» по представлению (воображению). Затем каждый рисунок станет частью коллективной композиции «Русская старинная улица твоего города».

    Творческая работа будет выполняться по этапам. На экран выводится Слайд 3 презентации. Учитель проговаривает с классом последовательность этапов.

         Итоговая работа будет оцениваться по следующим критериям:

- Композиция

- Цвет

- Форма и линия

- Объем

- Оригинальность и продуманность образа «Терема-Дворца»


Техника безопасности

Ученики 4 класса уже хорошо знакомы с правилами пользования гуашью и кистями во время работы, поэтому нет необходимости отводить на это дополнительное время, если потребуется учитель может напомнить отдельные моменты во время практической работы.


Физкультминутка

Время: 2 минуты

         Перед началом творческой работы надо провести разминку, чтобы снять статическое напряжение и перенастроить детей на другой вид работы.

         ФМ для улучшения мозгового кровообращения:

1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле. 1-2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.


Практическая работа

Время: 24 минут

       Учитель выводит на экран слайды с пошаговыми инструкциями и образцами работ на каждом этапе, и дети приступают к творческой работе. Слайды 4, 5, 6, 7 презентации.

         Учитель во время выполнения творческой работы детьми:

комментирует этапы выполнения работы;

- утверждает эскизы, дает рекомендации, вносит правки;

- контролирует ход выполнения работы;

- напоминает критерии оценивания.


Оценка

Время: 5 минуты

       Оценку будет проводить учитель. Критерии оценки были озвучены после формулировки задания. Напомним еще раз.

        Итоговая работа будет оцениваться по следующим критериям:

- Композиция

- Цвет

- Форма и линия

- Объем

- Оригинальность и продуманность образа «Терема-Дворца»

     За соответствие критерию проставляется 1 балл, либо 0 баллов за несоответствие. Соответствие всем критериям (5 баллов) – отметка 5.

Кроме того, работы будут обсуждаться между детьми, которые будут давать свою оценку творческим работам одноклассников, а также выражать свое согласие или несогласие с оценкой учителя.


Рефлексия

Время: 3 минуты

      Описание рефлексии:

1. По содержанию: письменная рефлексия.

2. По цели: рефлексия деятельности.

3. По функции: интеллектуальная (познавательная) рефлексия.

4. По типу урока: после усвоения ЗУН (за урок).

5. По способам проведения: анкета.

6. По форме деятельности: индивидуальная.

     Очень сложно диагностировать способности к рефлексии у обучающихся. Это связано, прежде всего, со сложностью ее структуры. В связи с этим необходимо выделить структурные компоненты рефлексии.

       Цель рефлексивной деятельности

     Самосознание (способность к самопознанию, эмоционально-ценностному отношению к себе, способность к самоконтролю и саморегулированию).

      Вводные слова: Ребята сегодня перед вами была поставлена очень интересная задача, вы все удивили меня своими сказочными теремами, у нас получилась самая необычная «Русская старинная улица твоего города»!

    Формулировка задания детям: сейчас я вам раздам анкеты (показываем образец). Наверху в левом углу подписываете свои фамилии и имена. При ответе на вопросы вам надо выбрать только один вариант ответа и отметить его галочкой, а в последнем пункте написать цифру от 1 до 5 по предлагаемой шкале.


Анкета

Получилось ли нарисовать сказочный «Терем-Дворец»? Довольны ли вы своей работой?

       Да

       Нет

Что было самым трудным в сегодняшней работе?

      Придумать сказочный «Терем-Дворец»

      Нарисовать сказочный «Терем-Дворец»

Какой этап оказался самым сложным для тебя?

       Компоновка, линейный рисунок

       Локальный (собственный) цвет предмета

       Светотень (объем композиции)

       Детальная проработка рисунка

А какой, наоборот, оказалось самым легким?

       Компоновка, линейный рисунок

       Локальный (собственный) цвет предмета

       Светотень (объем композиции)

       Детальная проработка рисунка

Оцените по 5-бальной шкале (от 1 до 5) сегодняшний урок (где 1 – совсем не понравилось, а 5 – очень понравилось): ___

         Вывод для детей (заключительные слова учителя детям): благодарю вас за продуктивную работу на сегодняшнем занятии. Каждый «Терем-дворец» получился самобытным, отражающий вашу индивидуальность и неповторимый стиль. Впереди вас ждут еще более интересные задания и новые открытия ваших возможностей.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации