Урок на тему «Лиса и тетерев» (2 класс)

5
1
Материал опубликован 2 February


Презентация Лиса и тетеревPDF / 1.67 Мб

Технологическая карта урока

Филиппович Марина Евгеньевна

 

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (СПб АППО), кафедра начального образования

 

УМК «Школа России»

 

Литературное чтение

 

2 класс

 

1.3.1. «Лучший урок литературного чтения

 

Тема: Устный пересказ русской народной сказки «Лиса и тетерев»

Тип: Урок изучения нового материала

Цель урока: Познакомить учащихся с алгоритмом действий при подготовке устного пересказа на примере народной сказки «Лиса и тетерев»

Планируемые результаты

Предметные:

Cоставлять план, выделять опорные слова и пересказывать текст; Совершенствуют владение приёмами понимания и анализа художественного текста; Характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков.

Метапредметные:

Навыки работы с содержащейся в текстах информацией ( поиск информации, выделение нужной информации для решения практической или учебной задачи; Анализ, систематизация и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование.

Личностные:

Оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей; Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Ресурсы урока:

1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 частях, ч.1;

2.Аудиозапись сказки «Лиса и тетерев», читает актёр театра;

3.Презентация Power Point к уроку;

4.Распечатанный текст сказки по 1 экземпляру для каждого обучающегося;

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

 

Приветствует учеников. Спрашивает, готовы ли они отправиться в исследовательское путешествие по миру русских народных сказок и стать настоящими экспертами сказочного мира.

 

Приветствуют учителя и отвечают на вопрос.

Предлагает проверить, взяли ли ученики с собой багаж знаний, необходимых для путешествия.

Спрашивает, какие они знают виды сказок, что отличает сказки о животных от других видов и в чём отличие народной сказки от авторской?

Отвечают на вопросы учителя.

Загадывает загадки:

 

Рыжая плутовка,

Всех обманет ловко,

Кур сворует и в леса.

И зовут ее...

 

По снежку зимой бежала,

И следы все заметала.

Рыжий мех, а хвост – краса!

Подскажите, кто?

 

Разгадывают загадки.

Предлагает высказать свои догадки, кто же будет одним из героев сказки, которой посвящен сегодняшний урок.

Отгадывают, что одним из героев сказки будет лисица.

Предлагает найти название сказки на странице 39 учебника.

Спрашивает, все ли нашли?

Находят страницу 39 учебника и читают название вместе с учителем.

Предлагает прочитать тему урока на доске : «Устный пересказ русской народной сказки «Лиса и тетерев»». Спрашивает, кто же второй герой этой сказки.

Читают тему урока и отвечают на вопрос.

Спрашивает, кто знает, кто такой тетерев?

 

Высказывают свои предположения.

Организует работу с иллюстрацией на странице 39 учебника и рассказывает, кто такой тетерев. Демонстрирует несколько слайдов с фотографиями тетерева.

Рассматривают сначала иллюстрацию в учебнике, потом слайды, слушают пояснение учителя.

Мотивация к деятельности

 

Создаёт проблемную ситуацию:

«Недавно мы с вами читали о том, что наши любимые русские народные сказки сохранились благодаря нашим предкам, которые передавали их… Каким образом?

Кто из вас помнит, что значит «из уст в уста?».

А что было бы, если бы не нашлось рядом человека, умеющего запомнить и очень хорошо пересказать сказку? А что если не все сказки уже были записаны… Какое же это важное умение - пересказать сказку!

Давайте и мы сегодня научимся пересказывать сказку устно и станем настоящими хранителями сказок. Сначала нам нужно понять, что же такое пересказ и какие задачи нам необходимо выполнить на пути к цели;»

Слушают учителя и отвечают на вопросы.

Организация познавательной деятельности

Раздает листочки с напечатанным текстом сказки ( для того, чтобы можно было работать карандашом)

 

Читает текст до слов «я с дерева не расслышу» вслух, детей просит читать вместе с ним шёпотом и отмечать в тексте (подчёркивать) непонятные слова;

 

Читают вместе с учителем шёпотом, отмечая в тексте непонятные слова;

Организует работу со сложными словами: слова, которые называют обучающиеся, выписывает на доску и поясняет значение.

Называют слова, показавшиеся сложными (слова, которые подчеркнули в тексте).

Предлагает открыть страницу 41 учебника и прочитать первый вопрос. Спрашивает первого готового ответить ученика.

 

 

Читают первый вопрос на странице 41 учебника: «Как лиса и тетерев приветствовали друг друга: весело, доброжелательно, ласково, притворно, грубо? Найди этот эпизод в тексте.» Находят в тексте ответ, поднимают руку.

Спрашивает учеников, как они думают, почему лиса использует слова «дружочек», «тетеревочек», «голосочек», «на травушку» и каким голосом говорит лиса?

Высказывают мнения о том, что лиса обращается к тетереву очень ласково, льстиво.

Отвечают, что читать нужно с такой интонацией, как будто хитрая лиса льстит и заискивает.

Предлагает прочитать второй вопрос в учебнике и ответить на него. Спрашивает первого готового ответить ученика.

Читают вопрос №2 на странице 41 учебника :

«Из каких слов понятно, что лиса хотела обмануть тетерева?»

Высказывают свою точку зрения, аргументируя соответствующими словами в тексте.

Организует выполнение упражнения первой физминутки ( продолжительность 1 минута, 3 лёгких упражнения с 4 повторениями)

Выполняют упражнения.

Предлагает хорошо читающему ученику прочитать несколько предложений, ещё одному – продолжить до слов «теперь уж звери друг друга не трогают».

Читают вместе с учениками, читающими вслух, шёпотом до слов «теперь уж звери друг друга не трогают», отмечая в тексте непонятные слова;

Спрашивает, были ли в тексте непонятные слова ? Предлагает ученикам ответить, как они понимают слово «указ»?

Называют слова, которые подчеркнули в тексте при чтении, слушают пояснения.

Высказывают предположения о значении слова указ.

Читает сказку до конца.

Читают вместе с учителем шёпотом

Задаёт вопрос, знают ли ученики смысл выражения «навострить уши»?

Даёт пояснения и демонстрирует слайды с животными, навострившими уши и прислушивающимися людьми.

Высказывают предположения, слушают пояснения.

Спрашивает, к какому жанру устного народного творчества относятся слова «на языке ледок, а на уме ледок» и отражают ли главную мысль сказки?

Кого из героев сказки они характеризуют ?

Отвечают на вопросы.

Уточняет, какие еще слова и выражения показались сложными ? Поясняет непонятные ученикам слова.

Называют слова, которые подчеркнули в тексте при чтении, слушают пояснения.

Предлагает вернуться к странице 41 учебника и найти вопрос №3, читает вопрос вслух.

Читают вопрос вместе с учителем:

«Поддался ли тетерев на ласковые слова лисы?»

Отвечают на вопрос.

Организует беседу о том, что такое находчивость и в чём отличие находчивости от хитрости?

После разъяснения слова «находчивость», повторно читает вопрос №4.

Высказывают своё мнение по очереди. С помощью учителя приходят к мнению, что хитрость это качество отрицательных героев и она высмеивается в русских народных сказках, а находчивость – наоборот.

Отвечают на вопрос из учебника.

Предлагает прочитать вопрос №4, читает вопрос вслух.

 

 

 

Читают вопрос вместе с учителем: «Найдите слова, которые показывают, как с помощью своей находчивости тетерев перехитрил лису»

Читает вслух прилагательные, характеризующие лису или тетерева, предложив ученикам распределить их в 2 соответствующих столбика.

Записывают в столбики «лиса» и «тетерев» прилагательные, описывающие соответствующего героя:

 

хитрая

льстивая

лживая

умный

сообразительный

предусмотрительный

Предлагает прочитать вопрос №5, читает вопрос вслух.

Читают вопрос вместе с учителем:

«Каким оказался тетерев? Выберите ответ: находчивым, умным, слабым, весёлым». Отвечают на вопрос.

Организует повторное чтение текста и деление его на части по смыслу.

Перечитывают текст и карандашом отмечают начало и окончание каждой части.

Предлагает поставить вопрос к каждой

части текста.

Совместно с учителем, ставят вопрос к каждой части текста.

Предлагает карандашом подчеркнуть ключевые слова каждого предложения.

Перечитывают, находят и подчёркивают опорные слова.

Организует составление плана пересказа текста, основа этого плана -разделение на части и опорные слова.

 

Совместно с учителем, составляют план пересказа.

Предлагает послушать сказку в аудиозаписи и обратить внимание, как передают разговор героев артисты, с какой интонацией и какие слова выделяют.

Слушают текст в аудиозаписи и обращают внимание на то, с какими интонациями читают артисты.

Организует работу в парах. Предлагает прочитать задание №6 на странице 41 учебника, даёт необходимые пояснения и предлагает читать в парах диалог от слов «боюсь я сходить на траву» и до слов «теперь тебе бояться нечего».

Читают задание :

«Разыграйте с другом диалог лисы и тетерева, как в театре.

- сначала подумайте, как надо прочитать слова лисы и тетерева (громко, тихо, льстиво, с насмешкой);

-определите основные слова, которые надо выделить голосом;

Работая в парах, выполняют задание.

 

Предлагает выполнить упражнения первой физминутки ( продолжительность 1 минута, 3 лёгких упражнения с 4 повторениями)

Выполняют упражнения.

Предлагает выполнить творческое задание в парах: пересказать текст, основывая пересказ на составленном плане и опорных словах.

Работая в парах, по очереди пересказывают текст, основывая пересказ на составленном плане и опорных словах.

 

Организует повторное рассказывание текста по частям в группе и выбор лучших рассказчиков.

 

В группах по 4, пересказывают текст по частям. Выбирают лучшего рассказчика группы.

Спрашивает о выбранных в каждой группе лучших пересказчиках и предлагает организовать соревнование на роль лучшего хранителя сказок, объясняет правила.

Под руководством учителя, лучшие рассказчики каждой из групп по очереди по частям пересказывают часть текста один за другим. Остальные ученики в роли экспертной комиссии сказочников, выбирают среди читающих лучших хранителей сказок.

Рефлексия деятельности

Возвращается к проблемной ситуации, описанной в начале урока : «Представьте себе, что во время нашего сказочного путешествия к вам в руки попала бесценная и единственная во всем мире рукопись неизвестной сказки. Вы можете прочитать её только несколько раз прежде, чем рукопись исчезнет. Как вы будете действовать, чтобы научиться хорошо пересказывать эту сказку и, тем самым, сохранить её?».

Ответы учеников, описывающие изученный алгоритм, выписывает на доске.

 

Рассказывают изученный алгоритм действий для подготовки пересказа текста.

Предлагает оценить свою работу и успехи в рамках этого урока.

Высказываются относительно своих успехов и моментов, над которыми еще нужно поработать.

Спрашивает, в каких не сказочных ситуациях нам необходимо умение хорошо пересказывать текст?

 

Под руководством учителя, определяют практическое значение новых знаний.

Дополнительное творческое задание:

Задание №7 на странице 41 в учебнике. Подготовить пересказ от лица тетерева и пересказать в классе на следующем уроке литературного чтения. Организует обсуждение дополнительного творческого задания.

 

Находят упражнение в учебнике, задают уточняющие вопросы.

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за прекрасный материал, отлично оформленную презентацию! Беру в копилочку!

2 February

Похожие публикации