Урок литературы на тему «Преступление и наказание в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама"» (8 класс)

1
0
Материал опубликован 2 April

Конспект урока по литературе в 8 классе

Тема урока: «Преступление и наказание в повести А. С. Пушкина «Пиковая дама».

Учитель: Аксенова Виктория Викторовна

 

Цель урока: найти и объяснить роль художественных деталей в произведении;

проследить «философию» главного героя: от преступления – до наказания; понять, что привело героя к трагическому финалу через его характеристику и жизненные ориентиры.

Задачи урока:

Личностные

совершенствование духовно- нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе;

совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации.

Метапредметные

развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу;

развивать умение подбирать материал для аргументации собственной позиции, формулировать выводы;

развивать умение работать с разными источниками информации.

Предметные

выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание;

развивать умение понимать и формулировать тему и идею произведения, нравственный пафос произведения;

развивать умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

закрепление умения определять элементы сюжета произведения;

закрепление умения понимать авторскую позицию и формулировать свою позицию по отношению к ней;

закрепление навыка отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог

Оборудование: презентация к уроку, опера П.И.Чайковского «Пиковая дама», опера Ш.Гуно «Фауст», раздаточный материал.                        

 

Ход урока

I. Организация учебной деятельности.

Добрый день, ребята! Скажите, пожалуйста, если бы у вас была возможность получить всё и сразу, что бы это было?

(Ответы учеников).

-Ребята, спасибо за ваши ответы. Сегодня я вам предлагаю посмотреть на пример, который нам покажет, что может стать с человеком, который находится в погоне за призрачным счастьем.

II. Мотивация учебной деятельности. 

-Ребята, у меня на столе находятся очень интересные вещи, которые принадлежат герою одной повести А. С. Пушкина. В каком произведении мы их встречаем?

Конечно, это повесть «Пиковая дама».

Ребята, скажите, пожалуйста, кому из героев данной повести могли бы принадлежать эти вещи? Действительно, главному герою повести – Германну. Ребята, среди карт находится один предмет, которым люди совершают ужасные злодеяния, иными словами преступления. Что это за предмет? (пистолет).

-А что такое «преступление»?

(Ответы учеников).

Давайте обратимся к словарю и посмотрим на определение данного слова.

В словаре Ожегова. Преступление – общественно опасное действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности.

-Ребята, скажите, пожалуйста, происходит ли преступление в повести Пушкина?

(Ответы учеников).

-Ребята, чтобы точно определить для себя, совершает ли Германн преступление, давайте посмотрим на еще одно определение данного слова.

В словаре Синонимов. Преступление – беззаконие, злодеяние, вина, грех, злоупотребление, правонарушение, грешное дело. В словаре Энциклопедии. Преступление – совершенное виновно (с умыслом или по неосторожности) общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное уголовным законом под страхом наказания.

Здесь мы можем выделить ключевые слова. Какие?

Ребята, за любым преступлением следует …? Конечно, наказание. Ребята, как вы думаете, какова же тема сегодняшнего занятия?

Действительно, тема урока «Преступление и наказание в повести А. С. Пушкина «Пиковая дама».

Ребята, ну и на уроке нам предстоит выяснить, совершал ли Германн преступление, и какое наказание последовало за этим, т. е. определим проблему: В чем трагедия Германна?

Как вы считаете, могла ли эта история произойти в реальной жизни?

Действительно, в её исторической основе лежит абсолютно правдивая история.

Обратите внимание на экран, ребята (на слайде фото).

 

В первый каменный дом на углу Малой Морской и Гороховой улиц поселились князья Голицыны. Наталья Петровна Голицына, известная в обществе как «Усатая княгиня», – прототип главной героини повести А.С. Пушкина, который жил по соседству.

Внук её, Голицын, рассказывал Пушкину, что однажды сильно проигрался в карты и пошел на поклон к своей бабушке. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт. Внук поставил на эти карты и отыгрался.

    В этом хвастливом рассказе Пушкин уловил сюжет, вернее, зерно сюжета будущей повести.

III. Работа в группах. 

Ребята, а для начала мы проверим, как вы запомнили сюжет повести. Вам нужно расставить в правильном хронологическом порядке события повести.

(Игра на слайде)

1.Переписка Германна с Лизаветой Ивановной.

2.Игра Германна с Чекалинским.

3.Рассказ Томского.

4.Видение Германна.

5.Сон Германна.

6.Свидание Германна с Лизаветой Ивановной.

7.Проигрыш Германна.

8.Смерть графини.

9.Германн у гроба графини.

Вижу, что сюжет вы запомнили, значит, нам легче будет решить проблему нашего урока.

IV. Образы героев.

-Итак, чтобы решить проблему нам нужно начать с характеристики главного героя.

Перед нами психологический портрет человека во многом противоречивого: в нём совмещаются страсть и сдержанность, огненное воображение и скрытность.

-Ребята, что вы можете сказать о внешности Германна.

Ключ к пониманию характера Германна лежит в двукратном подчеркивании Пушкиным устами своих героев сходства Германна с Наполеоном. Сначала Томский на балу, разговаривая с Лизаветой Ивановной, говорит ей, что у Германна профиль Наполеона, а затем уже и Лизавету Ивановну поражает сходство Германна с Наполеоном.

Подчеркивая внешнее сходство Германна с Наполеоном, Пушкин сближает своего героя с императором по характеристикам. Известно, что Наполеон «охотно» играл в карты.

Германн показался Томскому похожим не только на Наполеона- профилем, но и на Мефистофеля-душой.

Кто такой Мефистофель, ребята?

Мефистофель – это один из духов зла (демон, чёрт, бес, дьявол, чаще всего, по преданию, падший ангел).

Прослушивание отрывка из оперы Ш.Гуно «Фауст» ( куплеты Мефистофеля»)

Герман – Наполеон – Мефистофель

Мефистофель ни во что не ставит людей, никогда не испытывал любви. Мефистофель выражает позицию представителя первоначального накопления капитала, связанного с жестокостью и убийствами.

-Выделяет ли изначально автор однозначно отрицательные черты в характере Германна?

Пожалуй, что нет. Автор предлагает нам своеобразную «формулу жизни» Германна, которая, как герой надеется, приведёт его к успеху: «Нет! расчёт, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!».

Запишем – цель его жизни («покой и независимость»). Загадочные три карты!.. Они менялись на протяжении произведения. Назовите их. Они же – средства достижения цели («расчёт, умеренность и трудолюбие»).

Три карты, которые Германну-игроку должны помочь стать богатым и независимым.

-Давайте вспомним, что отличает героя от других участников игры в начале повествования? Давайте найдем этот момент в тексте (в раздаточном материале).

Сопоставим героя с представителями дворянской молодёжи в повести.

Чем Германн отличается от Томского?  

Германн отличается от Томского и других молодых людей: им всё даётся даром, для Германна жизнь тяжела, он человек скромного достатка и скромного общественного положения. Поэтому и отношение к игре разное.

Что такое игра для Томского? (забава). А для Германна? (сила успеха, деньги, дающие власть).

Прослушивание отрывка из оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама»

Обратим внимание на слово "игра". Это ещё один ключ к разгадке нашей проблемы.

-Чем хотел Германн достичь успеха? Карточной игрой. Сменились обстоятельства, этого оказалось недостаточно - и он включается в другую игру.

- Кто может мне сказать, в какую? Может ли он с Лизой играть в какую-то игру? Любовную игру – записать.

Кем Лиза становится для Германна? Для Германна Лиза лишь орудие тщательно задуманного плана - проникнуть в спальню графини. Не влюблённость - расчёт, не искренность - аккуратно выстроенная лживая игра.

«Расчёт» - слово, повторяющееся не единожды. Его любовные отношения? Тот же расчёт. -Как вы думаете, зачем вводит Пушкин образ Лизы? Без Лизы не сложился бы сюжет повести. Задумывая "Пиковую Даму", Пушкин встал перед вопросом: как выстроить сюжет, чтобы Германн мог с глазу на глаз встретиться с неприступной владелицей манящей тайны? Так возник образ юной воспитанницы.

Герман использует людей, как средства. Идя к своей цели, он начинает преследовать Лизавету Ивановну.

 

Итак, Герман совершает злодейство: убивает Лизавету Ивановну морально, обманывает ее. Это его первое преступление.

-Кто еще становится жертвой Германна? (Старая графиня).

(Отрывок из спектакля, где Германн встречается с графиней).

-Ребята, какие чувства вызывает у вас этот отрывок? Как эта сцена характеризует Германна? Каково значение этого эпизода?

Герман губит другого человека и готов погубить себя, свою душу, он убивает в себе все человеческие чувства.

В эпизоде сразу два злодеяния: смерть графини и духовная смерть самого Германна.

Почему смерть графини является одновременно смертью и для Германна?

Губит другого. При этом сам теряет все человеческое.

-На какую художественную деталь обращает внимание А.С.Пушкин? ( Число 3. Оно имеет символическое значение и повторяется неоднократно)

Для повести число «три» — ключевое: три карты, три главных героя, и, наконец, три (?) злодейства — со слов Томского.

А если быть ещё внимательнее, то вспомним, что составляющих «формулы» Германна тоже три: «расчёт, умеренность и трудолюбие».

-Ребята, графиня убита, но на страницах повести опять появляется ее образ. Видение – это угрызение совести или что-то другое? Символом чего является видение?

Начало его сумасшествия.

V. Раскрытие проблемы.

Фронтальный опрос.

1.Но как же Германн узнал тайну трех карт, если графиня мертва?

2.Что происходит в конце повести? Почему Германн не выиграл?

Пиковая дама является роковой в судьбе Германна, он проигрывает всё.

Давайте вспомним, чего же лишился Германн?

Он выиграл в карты? Нет. Он лишился денег.

Он совершил три злодейства, и лишился души.

Ребята, что происходит с Германном в финале произведения?

Он в конце концов оказался в больнице, лишился разума.

Ребята, А. С. Пушкин писал "Не дай мне бог сойти с ума…». Какое продолжение у этой фразы, кто-нибудь знает?

«Не дай мне бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума..»

Самым страшным Пушкин считал сумасшествие, поэтому обрек главного героя на самое ужасное, на его взгляд, наказание.

К полному краху: должен был открыть туза – открыл даму, хотел стать тузом – его превосходительством, а пиковая дама показала ему: кто он есть и чего стоит на самом деле. И это при том, что он вступил в игру, действуя наверняка. Он знал, что 3 карты, назначенные ему старой графиней, обязательно выиграют и потому поставил на них всё, что имел. Но он не знал, что сам при этом обречён. 

Мечтавший о покое и независимости Германн оказался в больнице для душевнобольных. Это ли не самое суровое наказание для человека?

И словно в назидание другим повторяет названия трех карт, сгубивших его: "Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!"

Итак, что является наказанием для Германна?

Трагедия и наказание Германна в том, что он в погоне за счастьем потерял все: деньги, душу, разум.

Мы нашли ответ на наш проблемный вопрос.

VI. Вывод. Рефлексия.

Ребята, какой вывод мы можем сделать, исходя из сегодняшнего урока?

А.С. Пушкин говорит нам: человек, заразившийся страстью к чему-либо, несчастлив сам, он делает несчастными и других. Страсть превращает его в раба. Происходит нравственная, а позже и физическая гибель человека.

Преступления не помогут нам обрести покой, независимость и счастье.

VII. Домашнее задание.

Ребята, домашнее задание вы получите необычным способом. Каждый вытянет из колоды карту, на которой будет находиться домашнее задание.

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации