Урок литературы по теме «История о любви и упущен¬ном счастье в рассказе А.П. Чехова «О любви»

11
4
Материал опубликован 23 August 2023

Урок литературы в 8 «а» классе на тему

«История о любви и упущен­ном счастье в рассказе

А.П. Чехова «О любви»


Слово учителя, беседа с элементами дискуссии

Сегодня работаем в группах, руководителей выберите сами. На столах лист оценки. Руководитель группы заносит баллы. В конце урока обсуждаем , кто как поработал


1.Яркое пятно, включение в проблему. Учитель читает фрагмент стихотворения


Когда –нибудь..возможно…может быть…

Скорей всего..Не факт..что- вероятно

Сомнения…Как можно с ними жить,

Не зная убеждённости в обратном.


Душою погрузившись в темноту

Сомнений, в неуверенности омут,

И с этим на корню губить мечту,

Не признавая то, что всё возможно.


И отрицать могущество своё,

Которое даётся изначально

Для многих дел, для многого того,

Чего, порою, мы не замечаем…



Вопросы классу

о чем эти строчки? (о сомнении), о ситуации выбора

А что такое сомнение (СЛАЙД 1)

Прочитайте, что думают великие философы и писатели о сомнении (тексты на столах учащихся, работающих в группах) Обсудите, какое из высказываний вам более импонирует, понятно, и вы с ним согласны. (1-2 минуты)

СЛАЙД 2

«Сделайте микровывод: сомневающийся человек-это сильный или слабый? Нужно ли человеку сомневаться? Сомнение- начало мудрости или хуже смерти



«Усомниться- значит утратить силу» (О. Бальзак)

«Сомнение доставляет мне не меньшее наслаждение, чем знание» (А. Данте)

«Сомнение есть правило, которого следует часто придерживаться в истории, как и в философии» (ф. Вольтер)

«Наши сомнения- предатели, заставляют нас лишаться многого, чего мы могли бы достичь, из- за страха попытаться это сделать» (У. Шекспир)






Примерный ответ: с одной стороны, сомнение отравляет жизнь человека, делает его слабым, беззащитным; с другой- дает человеку, человечеству импульс к развитию; но, возможно, есть ситуации, такие моменты в жизни, когда не место сомнению, а у человека должно быть собственное мнение, ответственный выбор; возможно, мнение и сомнение могут мирно сосуществовать: идет становление, развитие личности, когда сомнение порождает собственное мнение человека.


СЛАЙД 3

2. Вопрос классу

Поскольку сегодня мы с вами работаем с рассказом А.П. Чехова «О любви», входящим в цикл «Рассказы о футлярной жизни», то какое отношение к нему имеет наше рассуждение о сомнении?


Примерный ответ: Рассказ возвращает нас к вопросу о том, что приносят человеку сомнения, какую роль они могут сыграть в человеческой жизни.



3.Итак, сформулируйте тему урока.


СЛАЙД 4

История о любви и упущенном счастье (по рассказу А.П.Чехова «О любви»


4.Задачи урока:

Проанализировать рассказ и выявить философский смысл рассказа «О любви»

Проследить развитие чувств героев произведения;

Сделать вывод, почему главный герой упустил своё счастье

Определить особенности писательской манеры автора

Какую роль могут сыграть сомнения в человеческой жизни


5.Слово учителя.

Культура XIX – начала XX века определяла трепетное отношение к любви, уважительное отношение к женщине, воспитывала высокие нравственные ценности в подрастающем поколении. При анализе текста прошу вас помнить об этом.

Литературное наследство Чехова составляет всего несколько драм и множество мелких коротких произведений, в которых он словно торопился поведать читателю всё, что он думал. Краткость формы и талантливость для него были синонимами. Всего на нескольких страницах он сумел заглянуть в подсознание человека в подтексте отношений с людьми. Показать трагическое противоречие мечты и жизни,, любви и долга, счастья и несчастья.


Домашнее задание вы получили разноуровневое. Сделать запись в читательском дневнике по предложенному плану

Проблема, говорящие детали

Часть из вас, готовясь к уроку, должна была выполнить творческое задание: создать страничку главных героев Алёхина и Анны в Инстаграм



6.Проверка домашнего задания- полилог с учащимися

Назовите проблемы, которые поднимает автор в рассказе

СЛАЙД 5

(Какую роль играет в жизни человека любовь? Роль сомнений в жизни героев) Каким должен быть человек, чтобы стать счастливым? Какую роль могут сыграть сомнения в жизни человека? Всегда ли любовь может осчастливить человека?)

Что должна делать с человеком любовь? (Оживлять, вести вперёд)

Что случилось с героем, когда он полюбил?


7.Слово учителя

Чтобы осмыслить все эти проблемы, необходимо проанализировать ту ситуацию, в которой оказались герои. Надо понимать, что любовь многолика. Обратимся к той грани любви, которая возникает между мужчиной и женщиной. Ну, а для надо знать, кто перед нами, какие качества присущи главным героям

-Каким рисует автор Алёхина? (спрашиваю у учащихся)


Обратимся к образам героев. Приоткроем страничку Дневника Алёхина

-Это может быть Дневник событий, происходящих с ним

-Это его мысли о любви

АЛЕХИН

Предполагаемые ответы

По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник. Я вынужден заниматься имением, чтобы расплатиться с долгами отца. Для меня это вопрос чести. Я не оставлял в покое ни одного клочка земли, я сгонял всех мужиков и баб из соседних деревень, работа у меня тут кипела неистовая; я сам тоже пахал, сеял, косил и при этом скучал и брезгливо морщился, как деревенская кошка, которая с голоду ест на огороде огурцы; тело мое болело, и я спал на ходу. В первое время мне казалось, что эту рабочую жизнь я могу легко помирить со своими культурными привычками; для этого стоит только, думал я, держаться в жизни известного внешнего порядка. Я поселился тут наверху, в парадных комнатах, и завел так, что после завтрака и обеда мне подавали кофе с ликерами и, ложась спать, я читал на ночь «Вестник Европы». .Мне чужда и неприятна моя новая жизнь:  но я работаю, правда, «не без некоторого отвращения», иногда «скучаю и брезгливо морщусь», «сплю на ходу». Образ жизни не позволяет мне часто бывать в городе, иметь много друзей. Единственные близкие знакомые мои – семья Лугановичей. Там мне всегда подавали кофе с ликерами. Старался помирить работу с культурными привычками.

(ЗАГЛЯНЕМ на его страничку в Телеграм канале)

«Как зарождается любовь?»

«…когда любим:…честно это или нечестно, умно или глупо, к чему поведет эта любовь»

«Куда бы я мог вести ее?»

«И как бы долго продолжалось наше счастье?»

«Что было бы с ней в случае моей болезни, смерти или, просто, если бы мы разлюбили друг друга?» «тайна сия велика есть»

«Все видели во мне благородное существо»

«…как не нужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить…»

«Я понял, что когда любишь, …нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье…» НО: «Поезд уже ушел»

«Я сел в соседнем купе,- оно было пусто…»



Что это такое? Это сомнения.

8.Пора обратить внимание на Анну Алексеевну

Откроем страничку ее дневника-исповеди, где она раскрывает свои чувства к герою

(Здесь инд. подход ученика. Уместно будет написать только об ее переживаниях и задать вопрос : «Как же мне быть? Подскажите)


При встрече с Алёхиным чувствую робость, сердце начинает учащенно биться. Мне кажется, что мой взгляд, изящная, благородная рука, которую я подавала ему, моё домашнее платье, прическа, голос, шаги всякий раз производили на него впечатление чего-то нового, необыкновенного и важного в жизни. Мы беседовали подолгу и подолгу молчали, думая каждый о своем, или же я играла ему на рояле. У меня всякий раз с утра было какое-то особенное чувство, я угадывала, что он приедет. Мы подолгу говорили, молчали, но мы не признавались друг другу в нашей любви и скрывали ее робко, ревниво. Мы боялись всего, что могло бы открыть нашу тайну нам же самим.

Я думала о муже, о детях, о своей матери, которая любила моего мужа, как сына. Если б я отдалась своему чувству, то пришлось бы лгать или говорить правду, а в моём положении то и другое было бы одинаково страшно и неудобно.


И меня мучил вопрос: принесет ли мне счастье эта любовь, не осложнит ли она моей жизни ? Мне казалось, что я уже недостаточно молода для него, недостаточно трудолюбива и энергична, чтобы начать новую жизнь

О чем это говорит нам Анна Алексеевна? Это ее сомнения

9.Один из приёмов характеристики действующего лица - его речь. Она помогает понять и его чувства, его социальное положение, уровень культуры...

Исследовательское задание: спрашиваю учеников –из домашнего задания (это минигруппа делала)

Охарактеризуйте речь Алёхина с точки зрения лексики. (Общая характеристика: содержательна, точна, правильна, богата, выразительна).

Вывод: речь культурного, умного, образованного человека. Так ли это?

(Зачитываются примеры, доказывается использование различных пластов:

разговорно-бытовая лексика: холостяки, батраки, без гроша, убыток, няня, почём говядина…

просторечные слова: спаньё в санях, мужики, бабы…

просторечно-вульгарные слова: мурло...

просторечные фразеологические обороты: говорил бог знает что, выпил в один присест, как белка в колесе...)

Вывод: вложив в уста героя просторечные слова и выражения, Чехов приземляет героя, не идеализирует.

«Во мне все видели благородное существо».

Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним, иллюзорным. Соблюдение приличий, морали, неверие в себя и любимого человека привели к тому, что истинное чувство разрушено, герои лгут себе и другим

Изменили ли сомнения героиню?

Слово учителя

Изменились ли герои, когда полюбили, обнаружили тягу друг к другу?

(изменились, Алёхин опустился , Анна получила нервный срыв)


А почему это произошло? Они скрыли от себя любовь. Спрятали ее в футляр.



10.Слово учителя

Писатель- Мастер художественной детали, которые помогают раскрыть авторский замысел.


На столах на листке с кьюаркодами вы найдёте вопрос


10.Что подчеркивает автор этими художественными деталями

Давно я уже не мылся... – повторил Алехин конфузливо и еще раз намылился, и вода около него стала темно-синей, как чернила».)

Чехов говорил: «Мое святая святых – это человеческое тело, здоровье...» . Алехин не мылся несколько месяцев – это говорит о том, что он боится признать необходимость уделять внимание своему физическому состоянию, боится признать сам факт наличия у себя тела.

В сознании современного человека чистота тела тесно связана с понятием о чистоте души. Алехин моется: он наконец обращает внимание не себя.

Но проходит всего лишь несколько месяцев и…я стал обедать внизу, в людской кухне, а засыпал в сарае, в санях, в лесной сторожке.

поздняя осень, серое небо, деревья, мокрые от дождя

Помните, при знакомстве с Анной герой вспоминает об альбоме матери, в котором, как ему кажется, он видел фотографию Анны Алексеевны (он почувствовал близкое, родное существо)

. И вновь деталь - корзинка, забытая было героиней на перроне при прощании.

Корзинка- это желание снова увидеть любимую женщину Корзинка - это повод для героя увидеть Анну Алексеевну последний раз наедине, наконец открыть ей явно свои чувства, признаться ей в любви). Как видим, оба героя несчастны.

Серый, унылый пейзаж- серая, скучная жизнь

Автор мелкими штрихами помогает нам понять героев, осмыслить проблемы, которые стоят перед ними



Давайте сделаем вывод:

Какую роль могут сыграть сомнения в жизни человека? Они могут привести к несчастью. Любовь- открытость, жертвенность. Любовь показала обратное, на что способны люди..Готовы ли они были сохранить это чувство?Этот дар любить?Уметь пользоваться этим даром?

И только спустя долгие годы Алехин осознает: «Я понял, что когда любишь, …нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье…». Но «Поезд уже ушел»…)



Показываю футляр и спрашиваю, о чем говорит этот предмет? Какие ассоциации возникают? На ассоциативном уровне герои спрятали свои чувства туда. Это символ гибели любви


А.П. Чехов не дает чудодейственного рецепта; у каждого из нас должны быть в жизни сомнения, но за ними обязательно должно следовать мнение; бесцельна, бессмысленна жизнь, наполненная одними только сомнениями; и в то же время срывание «цветов удовольствия»- не способ избежать пустого вагона…)


ЕСЛИ успеем, обсудим название, если нет- это часть домашнего задания



Почему же автор не назвал его так? В чем разница, например, «Про любовь»- «О любви»? Всего лишь только разные предлоги (про- о. Какие смысловые оттенки они придают слову «любовь»?), разные падежи (винительный- предложный. Почему автор предпочел второй?). Вероятно, за этим «лишь только» скрывается что- то глубинное. Что именно? Что хотел сказать нам писатель, о чем предлагает задуматься? Почему из названия нельзя убрать предлог «о», может быть, тогда оно звучало бы более романтично- «Любовь»… Но… кто из героев рассказа не побоялся условностей, внешних приличий, ненужных рассуждений, сомнений, кого не удовлетворяла роль «благородного существа»? К сожалению, никто; все только рассуждают о любви, но «Поезд уже ушел»… Судьба дарила героям такие мгновения, когда еще можно было оказаться не в «пустом купе», но… сомнения: «…принесет ли мне счастье ее любовь, не осложнит ли она моей жизни…», «…когда любим:…честно это или нечестно, умно или глупо, к чему поведет эта любовь»…





К чему может привести наша любовь?, если у нас не хватит сил бороться с нею; мне казалось невероятным, что эта моя тихая, грустная любовь вдруг грубо оборвет счастливое течение жизни ее мужа, детей, всего этого дома, где меня так любили и где мне так верили. Честно ли это? Она пошла бы за мной, но куда? Куда бы я мог увести ее? Другое дело, если бы у меня была красивая, интересная жизнь, если б я, например, боролся за освобождение родины или был знаменитым ученым, артистом, художником, а то ведь из одной обычной, будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более будничную. И как бы долго продолжалось наше счастье? Что было бы с ней в случае моей болезни, смерти или просто если бы мы разлюбили друг друга?



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Достойная работа, но вы забыли прикрепить презентацию.

1
23 August 2023

Нет презентации, на которую ссылаетесь

1
24 August 2023

Хотелось бы ознакомиться с пояснительной запиской, которая бы повысила ценность ресурса.

0
24 August 2023

Хороший урок, очень привлекло стихотворение. Жду презентацию, коллега!

0
25 August 2023

Похожие публикации