Урок литературы в 10 классе «Обломов и Ольга Ильинская: испытание любовью»
Пояснительная записка Методическая разработка урока литературы в 10 классе
(Литература. 10 класс / 2части, В.П. Журавлёв, Ю.В. Лебедев М.: Просвещение, 2017)
Темы уроков:
- Обломов и Ольга Ильинская: испытание любовью (обучение анализу произведения).
Литература. 10 класс по редакцией В.П Журавлёва, Ю.В. Лебедева
М.: Просвещение, 2019
Главной задачей российской школы является не только формирование конкурентоспособной личности, но и формирование личности, способной самостоятельно добывать новые знания, применять их в разнообразной деятельности. Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача: формирование личности с развитыми коммуникативными способностями, обладающей внутренней культурой, способной ориентироваться на духовно-нравственные ценности. В связи с этим возрастает роль литературы, которая занимает особое место в формировании личности.
Актуальность проблемы нравственного и духовного развития неоспорима, ведь ни для кого не секрет, что в последние десятилетия у молодёжи искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Учащиеся проживают в мощном информационном поле и становятся носителями визуальной культуры. Компьютер, телевизор, сотовый телефон превалирует над вдумчивым, осознанным чтением и пониманием произведения.
Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, и урок остаётся главной формой организации учебного процесса. Но он должен стать новым, современным. Учитель на уроке литературы является посредником между учеником и книгой. Задача учителя привлечь учащихся к внимательному, осознанному чтению. В отличие от других школьных предметов литература предполагает достижение не только предметных, но и личностных результатов - обретение ценностных ориентиров и смыслов через работу со Словом и произведением в целом, расширение представлений о философских понятиях.
Лексическая работа (работа с толковым словарём, составление таблицы «нравственных ценностей», составление словосочетаний) позволяет пополнить словарный запас, воспитывает уважительное отношение к Слову и помогает построить цепь рассуждений. Эвристическая беседа, сопоставительная характеристика героев произведения позволяет активизировать познавательную и мыслительную активность ребят, развивает умение анализировать и интерпретировать произведение. Синквейн как метод обучения универсален, так как вид этой работы можно использовать с детьми любого возраста и уровня развития и, вместе с тем, синквейн относят к очень мощному инструменту рефлексии. Все записи на уроках ведутся в рабочих листах, что способствует созданию ситации успеха для каждого ученика
Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Новороссийский казачий кадетский корпус
Методическая разработка урока литературы в 10 классе
(Литература. 10 класс / 2части, В.П. Журавлёв, Ю.В. Лебедев М.: Просвещение, 2017)
Тема: Ольга Ильинская и Обломов: испытание любовью
Автор разработки: учитель русского языка и литературы
Мамонова Любовь Геннадьевна
г.Новороссийск
Этапы урока |
Виды работы, формы, методы, приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Предметные УУД |
Личностные УУД |
Этап мотивации |
(можно предложить работу с толковым словарём) |
Сегодняшний урок я традиционно хотела бы начать с работы над Словом. «Вначале было Слово, и слово было у Бога, и Слово было Бог». Вы когда-нибудь задумывались над словом «урок»? Предлагаю вам составить как можно больше словосочетаний со словом «урок» + прилагательное
|
Составляют ссч и анализируют их значения (Приложение 1: Рабочие листы) |
Уметь работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. |
Формирование мотивационной основы учебной деятельности |
Актуализация знаний |
|
Скажите, пожалуйста, какие ссч мы можем использовать на уроке литературы сегодня? |
Анализируют свои работы. Из всех ссч выбирают: нравственные уроки, жизненные уроки |
Уметь удерживать учебную задачу, структурировать материл |
|
|
|
А теперь давайте вспомним таблицу нравственных ценностей, которую мы заполняем в течение всего учебного года на уроках литературы. В ваших рабочих листах она есть. О каких нравственных ценностях мы будем с вами говорить в связи с главными персонажами романа Гончарова «Обломов»? Что их связывает? |
Анализируем таблицу нравственных ценностей и делаем записи в рабочих листах(Приложение2)
Дружба, любовь |
Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность.
|
Формирование навыков личностных учебных действий. Воспитание уважительного отношения к Слову и литературе в целом. |
Проверка д/з Эвристическая беседа.
Усвоение новых знаний
|
Эвристическая беседа. |
Назовите главных героев
Можем ли мы назвать Штольца настоящим другом? Приведите аргументы и примеры из произведения.
Дружба Штольца помогла Обломову изменить его жизнь?
Что ещё предпринял Штольц? Как развивались отношения Ольги и Обломова? |
Называют главных героев: Илья Ильич Обломов, Андрей Иванович Штольц, Ольга Сергеевна Ильинская, Агафья Матвеевна Пшеницына (Приложение №3)
Да, Штольц единственный и верный друг Обломова. Они росли, учились и жили вместе. Несмотря на это были очень разными людьми. Но Обломов считал Штольца самым близким человеком, который был ему защитой и в физическом и нравственном отношении. Штольц пытался вытащить своего друга из постели, он испробовал все возможные способы, но его усилия оказались напрасными.
Познакомил Обломова и Ольгу Ильинскую. У них завязались романтические отношения. |
Уметь сравнивать, анализировать, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции
Уметь анализировать эпизоды, строить устное высказывание |
Формирование познавательной инициативы. Конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. |
Объяснение новой темы.
Первичная проверка понимания. Эвристическая беседа. |
Формулировка темы урока. |
Работа с таблицей нравственных ценностей. О какой любви идёт речь в романе «Обломов»? Привести аргументы и примеры.
Как развивались их отношения?
Мы можем сказать, что любовь Ольги была испытанием для Обломова?
Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.
Как вы думаете, почему отношения этих героев не сложились, несмотря на то, что герои, как будто, созданы для друг для друга. На это очень тонко намекает сам автор, дав им созвучные имена, Илья Ильич и Ильинская.
Что это за благословенный уголок земли?
Где всё это нашёл главный герой?
|
О разрушительной родительской любви. (В детстве Илюшу всячески баловали, опекали, ограждали от малейших волнений и проявлений самостоятельности) Романтическая любовь Ильи Обломова и Ольги Ильинской ( к сожалению, эти отношения заканчиваются разрывом из-за непобедимой лени главного героя.
Учащиеся говорят о том, что в начале их отношений Обломов на самом деле изменился: он меньше спит, стал красиво одеваться, даже прочёл несколько книг. Но со временем Обломов начинает сомневаться в искренности Ольги, ему кажется, что его невозможно полюбить (ребята приводят аргументы и примеры из романа). Иногда Обломов устаёт от той жизни, которую навязывает деятельная Ольга.
В какой-то степени, да. Постепенно Любовь к Ольге кажется главному герою службой. В этот момент Обломов проявляет малодушие, он не находит душевных сил, чтобы встретиться с Ольгой и пишет ей письмо, в котором отказывается от любви Ольги. Тема урока: Обломов и Ольга Ильинская: испытание героя любовью. Деятельная любовь Ольги оказалась непосильной ношей для Обломова. Он так и не смог измениться даже ради большой любви. Ильинская ждала от Обломова решительных действий, но для Обломова высшая гармония-это покой, сближающий его с Обломовкой, где он вырос. В Обломовке смысл жизни укладывается в мысли о еде, о сне, в праздных разговорах, в заботе и тепле. В Агафье Матвеевне Пшеницыной. Жизнь под одной крышей сближает героев. Агафья любит Обломова таким, какой он есть. Она не стремится его переделать. Постепенно Герой влюбляется в Агафью, хотя и стесняется признаться в этом Штольцу, который считает эту малообразованную женщину не подходящей парой для его друга. На все вопросы Штольца по этому поводу Обломов отшучивается. |
Уметь анализировать и интерпретировать произведение, понимать авторскую позицию, воспитывать эстетический вкус, понимать русское слово в его эстетической функции, самостоятельно формулировать ответы на поставленные вопросы. Обладают навыками построения логической цепи рассуждений.
Извлекают необходимую информацию из произведения, самостоятельно формулируют ответы на вопросы, высказывают и аргументируют своё мнение.
|
Совершенствовать духовно-нравственные качества через работу со Словом и произведением в целом. Расширение представлений о философских понятиях. |
Первичное закрепление
Рефлексия |
Работа с синквейном: Агафья Пшеницына |
Мы говорим с вами о том, что Агафья трудолюбивая. Скажите, что значит для неё труд?
Как сам автор относится к своей героине?
В начале урока мы говорили с вами о значении слова «урок». Какие жизненные, нравственные уроки мы получили сегодня, изучая роман «Обломов»?
Какие понятия можем дописать в нашу таблицу? Аргументируйте свои ответы. |
Для Агафьи труд естественная стихия, труд добровольный и радостный, согретый любовью к близким. Она не мечтает о счастье и благе всего человечества, она заботится о своей семье, о своём любимом человеке. Автор очень тепло говорит об Агафье. Он называет её простой женщиной, имея ввиду, что таких настоящих женщин на Руси много, которые хранят очаг семьи, управляются с хозяйством, успевают делать заготовки, воспитывают детей и умеют любить своего мужа со всеми его недостатками. Именно о такой женщине мечтал Обломов.
Гончаров не даёт нам прямого ответа на вопрос: Какая любовь является настоящей: деятельная и требовательная любовь Ольги или жертвенная, согревающая душу любовь Агафьи. Нельзя человека заставить любить, любовь-это трудная душевная работа, трудно удержать любовь. Если человек готов с удовольствием делать что-то для своего любимого, то есть надежда на долгие искренние отношения и.т.д.
Лень-трудолюбие (у Обломова в романе есть антипод-это Андрей Иванович Штольц, который считает труд и активность основными действующими силами) Смелость- трусость (Обломов проявил трусость, когда не захотел встретиться с Ильинской, чтобы объясниться, а пишет письмо, в котором отказывается от любви Ольги. Бумага стерпит всё). Добровольность-принуждение( Ольга пытается переделать натуру Обломова, насильно принуждает его делать то, что несвойственно герою. Вероятно, по этой причине их отношения обречены. А вот Пшеницына добровольно взяла на себя заботу об Илюше, и это приносит ей радость. Именно с ней Обломов обретает счастье и покой) Жизнь-смерть ( заканчивается роман смертью главного героя). |
Обладают навыками самостоятельно делать выводы. Владеют навыками творческой работы.
Уметь строить своё высказывание, понимать связи литературных произведений с эпохой, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие ценности и понимать их современное звучание. |
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам. |
|
|
В эпилоге автор говорит о смерти Обломова. Как вы думаете, почему Добролюбов закончил роман именно так? |
Наверное, таким образом автор хотел показать трагичную историю угасания человека, который ничего не хотел менять в своей жизни, ни к чему не стремился даже ради высокой любви. |
|
|
|
|
Какой самый важный жизненный урок мы получили, анализируя роман? |
Многим людям, в особенности молодым, роман покажется скучным, устаревшим и растянутым. Автору было важно показать всю жизнь Обломова, от начала до конца, чтобы читатель задумался о смысле жизни. Очень трудно ответить на вопрос: Для чего человеку дана жизнь? Но сегодня мы с полной уверенностью можем сказать: «Обломов»-это социальный роман, из которого каждый должен вынести свой урок. Общество всегда будет делиться на обломовых и штольцей, «обломовщина» никуда не ушла, некоторые люди боятся перемен, трудно расстаются с прошлым, не умеют дружить, любить, верить. Но обязательно рядом появится тот, кто изменит твою жизнь. |
Умеют обобщать материал |
|
|
д/з Подготовиться к сочинению |
|
Составить план сочинения. Аргументы, примеры из текста |
|
|
Приложение 1 (10 класс)
Составить словосочетания со словом «урок» + прилагательное.
Варианты учащихся: новый урок, заданный урок, серьёзный урок, исторический урок, важный урок, духовный урок, великий урок, нравственный урок, правильный урок, жизненный урок и т.д.
Приложение 2 (10 класс)
Назвать главных героев:
Добро |
Зло |
любовь |
ненависть |
дружба |
вражда |
верность |
предательство |
правда |
ложь |
милосердие |
равнодушие |
щедрость (5 класс) |
жадность |
благожелательность |
зависть |
благодарность |
упрёк |
Вера (7 класс) |
неверие |
честь |
бесчестие |
долг (как осознание своего предназначения) |
непонимание (неосознанность) |
патриотизм |
неверность |
трудолюбие (10класс) |
лень |
смелость |
трусость |
добровольность |
принуждение |
жизнь |
смерть |
Приложение 3.
Синквейны по роману «Обломов»: Обломов и Штольц
- Обломов 1. Штольц
- Избалованный, ленивый 2. Деятельный, целеустремлённый
- Лежит, нежится, опускается 3. Учится, работает, достигает
- Во сне видит Обломовку 4. Искренне помогает Обломову
- Барин 5. Настоящий друг
Сравнительный анализ Обломова и Штольца ( в стихотворной форме- д\з ученика 10 класса)
Штольц |
Обломов |
Трудился там, трудился тут, Несётся в разные пределы! Дела великие не ждут, Нет времени лежать в постели. О чувствах надо позабыть, В семье не этому учили. Что толку думать: «Быть – не быть, Тебя любили – не любили? В труде опора жизни всей, Но не душа должна трудиться. И снова бюргер молодой За барышом вперёд стремится.
|
Какой плохой я! Надо встать, Вчера ведь дал я обещанье. А может быть, ещё поспать? К чему столь раннее вставанье? Захар, бумаги дальше спрячь, А то они меня тревожат. Не трогай пыль. Купи калач И барину подай. Ух, рожа! Зачем тебя я в слуги взял? С делами вечно ко мне лезешь, Я столько думаю! Устал… Когда ты масло мне отрежешь? С дивана встану – отлуплю, Совсем, хрыч старый, распустился! Я делом занят: Штольца жду! Иди! Я что-то утомился…
|
Синквейны по роману «Обломов»: Ильинская и Пшеницына.
- Ольга 1. Агафья
- Деятельная, прогрессивная 2. Светлая, трогательная
- Помогает, преодолевает, влюбляется 3. Кормит, трудится, ухаживает
- Пытается изменить Обломова 4. Заботится об Обломове
- Женщина 5. Женщина-клад
Заключение
На всех уроках литературы учащиеся поэтапно формируют свои навыки и умения: осознанного творческого чтения и интерпретации художественных произведений, умения комментировать, сопоставлять, обобщать материал и самостоятельно делать выводы.
Эвристическая беседа позволяет активизировать познавательную и мыслительную активность ребят. Поиск ответов осуществляется учениками при частичном руководстве учителя самостоятельно. Такой поиск ориентирован на способы получения знаний. Цепь вопросов предполагает ответы на каждый из них, и в результате они приводят к правильной и точной формулировке темы урока, к определённому выводу. У каждого ученика на столе рабочие листы, в которых они самостоятельно работают.
Работа со словарём, работа со Словом, подбор антонимов пополняет словарный запас и способствует формированию целостного мировоззрения, ответственного отношения к учению.
На уроках большое внимание уделяется умению понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, сопоставлять и характеризовать его героев, понимать авторскую позицию и формулировать собственное отношение к произведениям литературы.
Таким образом происходит приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русской литературы, и через работу со Словом и произведением в целом обретаются нравственные смыслы и ориентиры.