Урок литературы в 6 классе «Чудесная Рождественская ночь» (по повести Гоголя Н.В. «Ночь перед Рождеством»)
Урок литературы в 6 классе «Чудесная Рождественская ночь» (по повести Гоголя Н.В. «Ночь перед Рождеством»)
Цели:
образовательная: начать знакомство с понятием «юмор», помочь осознать «несоответствие», как составляющую часть юмористического произведения;
воспитательная: способствовать воспитанию положительных черт характера через знакомство с литературными персонажами, их поступками, анализ их образов и действий;
развивающая: способствовать развитию мыслительных процессов: памяти (через разные виды пересказа текста), внимания (через игровую ситуацию), воображения.
Ход урока
По следам домашних заданий.
-
«Опросик» (на знание текста с последующей самопроверкой)
Имя героини-красавицы.
Как зовут кузнеца?
Имя ведьмы, матери кузнеца.
Что кушал Пацук?
Что пытался украсть чёрт?
Что попросила красавица-героиня у кузнеца в подарок?
В какой город отправился кузнец верхом на чёрте?
-
Беседа по тексту (первичное восприятие)
Какие чувства и эмоции оставило произведение после прочтения? Какие эпизоды вызвали у вас улыбку? Почему?
Можно ли считать это произведение юмористическим? Объясните свою точку зрения.
Чтобы свою точку зрения доказать, нужно точно знать, что такое юмор. Обязательно выясним! Вперёд!
Интрига
-
Аналитическая беседа
Кто любит праздники? Как отмечаете их? У кого есть самый любим праздник?
Наверное, я не ошибусь, если скажу, что у большинства из вас самые любимые праздники – это Новый год и Рождество. А чем удивительна ночь перед Рождеством, с точки зрения народных представлений?
Найдите в тексте описание Рождественской ночи. Какая она?
Как начинаются чудеса? Какие художественные средства помогают создать атмосферу волшебства? (Олицетворение – один из основных сказочных приёмов: глянули звёзды, месяц заглядывал и т.д.)
Именно так на страницы повести врывается сказка! Какие сказочные герои появляются на страницах произведения? (Ведьма и чёрт)
Движение темы
-
Работа со сказочными образами-понятиями
Запись на доске (можно сопроводить иллюстрациями)
Чёрт – злой дух, злое начало в образе уродливого человека с рогами и копытами.
Ведьма – колдунья в образе злой, сварливой женщины.
При анализе этих определений, с вашей точки зрения, на какие слова падает логическое ударение, какие слова являются основополагающими? Почему?
-
Аналитическая работа с текстом (одновременное оформление записей в тетради)
Опишите, каким чёрта изобразил автор? Насколько он напоминает чёрта из данного ранее определения? (Совершенно не похож на него! Чёрт у Гоголя Н.В. – смешное, нелепое, даже несколько неуклюжее существо)
Какими средствами автор добивается смягчения образа чёрта? (Особый подбор лексики: употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: узенькая мордочка, кругленький пятачок, рожки)
Как он ведёт себя? (Совсем как человек, не очень удачливый, даже неуклюжий)
Зачем он явился на свет Божий? (Даже месть его смешна и нелепа)
Как думаете, почему автор наделяет его забавными чертами?
Вывод: Чёрт не вызывает отрицательных эмоций. Он забавный, нелепый, смешной. Реакция на него – улыбка читателя. Конечно, поэтому он не оправдывает читательских ожиданий. Так рождается несоответствие- один из юмористических приемов.
-
Самостоятельная работа с текстом
Мы поработали с образом чёрта. Выяснили, что он не оправдал читательских ожиданий. А что же с ведьмой? Предлагаю вам самостоятельно выяснить: она оправдывает читательские ожидания?
Вывод: Ведьма тоже не оправдывает читательские ожидания. Это вовсе не злая, безобразная колдунья. А милая приятная дама. Чёрт с удовольствием, галантно за ней ухаживает!
Подведение итогов. Домашнее задание
-
Итоги урока.
Что нового узнали на уроке?
Объясните, почему же чёрт и ведьма смешны?
-
Домашнее задание
Нам надо познакомиться с остальными юмористическими приёмами. Для этого вы потрудитесь дома. Подробный пересказ эпизода вам поможет: путешествие Вакулы.