12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена79
Россия, Свердловская обл.
Материал размещён в группе «Кабинет русского языка и литературы. »
6

Урок-игра по повести Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством» (заключительный)

Урок-игра по повести Николая Васильевича Гоголя

Ночь перед Рождеством” (заключительный)

Цель урока: проверить знание текста учащимися, развивать интерес к русской литературе, формировать у учащихся способность к внимательному прочтению произведения.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы заканчиваем изучение повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Цель нашего урока – проверить, насколько внимательными читателями вы можете быть. Для начала мы должны разделиться на 5 команд, дать им название и выбрать капитана каждой команды. Наша игра будет состоять из нескольких туров.

(Чтобы разделить участников на команды, беру пять разных иллюстраций к повести Н.В.Гоголя, распечатываю на количество участников и устраиваю жеребьевку. Кто какую картинку вытянет, тот к той команде и направляется).

Например, такие:

На парты распечатываю такие же картинки, только большим размером, чтобы участники смогли сориентироваться, где будет их команда.

Так же распечатываю для игры жетоны.

Когда все готовы, расселись, выбрали капитана и придумали название, начинаем нашу игру.

1 тур. “Викторина” (за каждый правильный ответ – 1 жетон (см.приложение)

Вопросы для 1 команды:

Должностное лицо, которому кузнец Вакула выкрасил дощатый забор в Полтаве (Сотник).

Предмет домашнего обихода, в котором хранили добро (сундук).

Казак, который, согласно молве, был «немного сродни черту» (Пацюк).

За какую одежду Пацюка прозвали Пузатым? (за шаровары).

Что спрятал черт в карман? (месяц).

Вопросы для 2 команды:

Имя одного из поклонников Солохи, отца Оксаны (Корний Чуб).

В какой город поехал Вакула за подарком для Оксаны? (в Петербург).

Где находился чёрт, когда Вакула попал к царице? (в кармане).

Зачем отправился Вакула к царице? (за черевичками).

Песни, которые распевали в канун Рождества (колядки).

Вопросы для 3 команды:

Название трубки для курения (люлька).

Что или кто помешало Чубу пойти к дьяку на кутью? (метель).

Фамилия придворного царицы, полководца, гетмана Украины (Потемкин).

         Какой подарок готовил кузнец Оксане? (сундук расписной).

         Кто такие “парубки”? (парни).

Вопросы для 4 команды:

         Зачем черту нужно украсть месяц с неба? (отомстить Вакуле).

         Какое условие ставит Оксана кузнецу? (выйдет замуж, если он достанет черевички, как у царицы).

         Как звали мать кузнеца? (Солоха).

         Как к известию о смерти кузнеца отнеслась Оксана? (встревожилась).

         Блюдо, которое смаковал Пацюк (галушки).

Вопросы для 5 команды:

         Как звали возлюбленную кузнеца? (Оксана).

         Кто такой стряпчий? (чиновник по судебным делам в 19 веке).

         Что хотел заключить черт с Вакулой? (контракт). 

         Как называется деревня, в которой происходят события повести? (Диканька).

         Куда прятала своих гостей Солоха? (в мешки).

2 тур. Подбери иллюстрацию к описанию героя (за каждый правильно подобранный ответ – 1 жетон). Время выполнения – 3 минуты.

Распечатываю каждой команде по экземпляру и выдаю капитанам команд.

Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире…

Он был богобоязливый человек и писал часто образа святых: и теперь еще можно найти в Т… церкви его евангелиста Луку. Но торжеством его искусства была одна картина, намалеванная на стене церковной в правом притворе, в которой изобразил он святого Петра в день Страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа…

Ей не минуло еще и семнадцати лет, как во всем почти свете, и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про нее. Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было еще никогда и не будет никогда на селе. Если бы она ходила не в плахте и запаске, а в каком-нибудь капоте, то разогнала бы всех своих девок.

Она имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж она так умела причаровать к себе самых степенных козаков. И, к чести ее сказать, она умела искусно обходиться с ними. Ни одному из них и в ум не приходило, что у него есть соперник.

Он был вдов; восемь скирд хлеба всегда стояли перед его хатою. В сундуках у него водилось много полотна, жупанов и старинных кунтушей с золотыми галунами: покойная жена его была щеголиха. В огороде, кроме маку, капусты, подсолнечников, засевалось еще каждый год две нивы табаку.

3 тур. Угадай, кому принадлежит предмет или вещь? (за каждый правильный ответ – 1 жетон).

Показываю сама картинки. Первый, кто поднял руку, отвечает. Кто выкрикивает, минус жетон.

Царице Оксане Солохе Вакуле

4 тур. Собери паззл. Время выполнения – 4 минуты (можно увеличить).

Каждой команде выдаю конверт, в котором находится разрезанная на части картинка (формат паззла А4). Картинку заранее не показываю.

5 тур. Черный ящик.

В “Черный ящик” я положила вареник (можно слепить из пластилина или слоеного теста, можно распечатать картинку вареника).

Загадка о варенике. За правильный ответ предлагаю сразу 5 жетонов.

То, что находится в “Черном ящике”, имеет древнее русское название: красноватый аметист. В торговой книге XVI в. о нем сказано: "А … знати: хотя и красен, ино целое место светит бело, как и всякий хрусталь, а кой весом же тянет … четыре золотника и только бы таковы велики, как яхонты, и цветом в ту же краску как лал, купити 2 камня в 100 рублей и дороже, а один, как яхонт, купити на тот же образец в 50 рублей".

Если детям трудно угадать по этой загадке, снижаю “стоимость” до 3 жетонов и загадываю следующую загадку: В них может находиться все, что угодно: кольцо, чешуя от рыбы, пуговица, длинная или короткая нитка – в зависимости от пожелания человеку.

(Если угадывают, зачитываю, к чему все эти предметы: кольцо – к свадьбе; чешуя от рыбы – к ребенку; нитка длинная и короткая — соответственно к длинной или короткой дороге; пуговица — к обновке).

Если и это не угадывают, снижаю “стоимость” вопроса до 1 жетона и загадываю следующую загадку: славянское блюдо из пресного теста с начинкой из рубленого мясаовощейгрибовфруктовтворога, и ягод.

 

Подведение итогов. Рефлексия.

 

Примечания

Жетоны я делала такие же, как для жеребьевки. Можно и другие. Какие понравятся. Сделала 60 штук (на всякий случай).

Проводила я эту игру в образе Оксаны: в красной юбке, переднике, блузке, с лентами на голове.

 

Можно включить музыкальное сопровождение (раз повесть рождественская, включить песни-колядки).

 

При выносе “Черного ящика” можно включить мелодию из передачи “Что? Где? Когда?”

Материал для 2 и 4 туров раздавала в конвертах капитанам команд. На конвертах была такая надпись:

Николай Васильевич Гоголь

Ночь перед Рождеством

Опубликовано в группе «Кабинет русского языка и литературы. »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.