12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Загородских Лариса Витальевна83
3

Урок «Картины народной жизни в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»»



Тема урока: «Картины народной жизни в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»»

Учебный предмет: Литература.

Класс: 5.

Продолжительность: 2 урока.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-вернисаж творческих мини-проектов.

Цель урока: создание условий для представления учащимися неповторимого национального колорита повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" посредством включения их в исследовательскую деятельность.

Задачи урока:

формировать у учащихся умения поисковой и исследовательской

деятельности: работать с текстом (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части); развивать у учащихся навык работы со справочными источниками;

развивать умения: строить устное высказывания; готовить

выступление; анализировать прочитанное; делать обобщение и выводы; выражать своё отношение к прочитанному;

формировать умение видеть особенности художественного образа,

анализировать характер героев по их речи, костюму, поступкам;

развивать умение готовить мультимедийную презентацию;

познакомить учащихся с национальными особенностями быта,

фольклора, верований украинцев;

обобщить знания, полученные на уроках.

Планируемые результаты обучения:

личностные: повышение интереса к изучению литературы и к познавательной деятельности в целом, формирование желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

предметные: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, давать характеристику героям, знать изобразительно-выразительные средства.

метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение; развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; развитие исследовательской деятельности, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, соотнесение речевого образца и картинки; решение проблем творческого и поискового характера.

Техники и технологии: технология проблемного обучения, технология развития критического мышления, технология сотрудничества, словарная работа, заполнение таблиц для характеристики героев, работа в группах.

Ресурс: текст повести; персональный компьютер для 2,3 группы; мультимедийный проектор, карточки с заданиями, материалы для творчества (пластилин, картон, карандаши, клей, ленты и т.д.)

Ход урока:

Орг.момент.

Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся на вернисаж. А что такое вернисаж? (предполагают, называют ассоциации)

Словарь С.И.Ожегова нам «говорит», что «вернисаж – это торжественное открытие художественной выставки». У библиотекарей, в словаре форм массовой работы, вернисаж — мероприятие, посвященное художественному творчеству, проводимое в торжественной обстановке, на котором присутствуют специально приглашённые лица. Ну, как, совпали ваши представления о том, что такое вернисаж, с теми, что предлагают словари?

Что ж, оба определения сегодня на уроке актуальны. Итак, в путь.

Экскурсия на вернисаж – необычная, потому что - литературная. К тому же мы сами будем её организаторами.

Что прежде всего нужно, чтобы выставка состоялась? (Тема).

А что может стать темой выставки, если она литературная? (Произведение).

Актуализация изученного

В руках у меня мешочек. В нем находятся картинки с изображёнными на них предметами. Я буду по очереди их доставать, а ваша задача назвать предмет, прокомментировать, кому он мог принадлежать. Назвать произведение и автора.

1) Зеркало (предмет, который больше всего любила главная героиня повести Оксана)

2) Люлька – трубка (предмет, который любили курить запорожцы)

3) Черевички (обувь, за которой Вакула по желанию Оксаны отправляется на чёрте к царице в Петербург)

4) Вареники со сметаной (то, что ел Пузатый Пацюк)

5) А сам мешок как-то связан с произведением? (В него прятались гости Солохи)

Из какого произведения все эти предметы? Кто его автор? («Ночь перед рождеством» Н.В.Гоголь).

Молодцы, вот теперь я понимаю, что повесть вы прочитали.

Проверим, что у нас есть для организации выставки. Есть тема – повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Целеполагание

Тема достаточно широкая. Я предлагаю сузить тему для выставки. Для этого посмотрим одно видео.

Итак, вы посмотрели сцены из известного фильма, поставленного по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Какой общей темой они объединены? (Это народная тема. Тема деревни. Тема зимы. Тема празднования Рождества.)

Действительно, Рождество Христово - это богатый своими традициями праздник. Жаль, в наше время мы всё чаще забываем, какие исконные обычаи с ними связаны… Но сегодняшний урок поможет нам приблизиться к народным истокам, и поможет нам в этом произведение Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

В своём произведении Гоголь живописно воссоздал образ жизни украинцев, их быт, традиции и обычаи. Следует отметить, что далеко не каждый нынешний украинец знает их так, как знал Гоголь.

Вот например, украинские названия различных хлебов, употребленных в повестях Гоголем: гречаник, кныш, паляниця, буханец, маковник. Кто теперь сможет показать их отличия? Многие ли знают, что общеизвестные украинские галушки ели с помощью длинных деревянных «спичек»? Чуть ли не «китайскими палочками». Об этом можно прочитать в повести «Майская НОЧЬ или утопленница».

Вот и мы сегодня на уроке погружаемся в ещё одну ночь… «Ночь перед рождеством», где перед читателем также предстает украинский народ с его прошлым и настоящим, самобытной и колоритной речью, пересыпанной пословицами и поговорками, обычаями и традициями.

Сформулируйте, ребята, тему нашего урока-вернисажа (Тема нашего урока-вернисажа: «Картины народной жизни в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»).

Итак, мы – организаторы выставки «Картины народной жизни в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Какую цель поставим мы перед собой (Создание неповторимого национального колорита повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" через исследовательскую деятельность).

Мотивация деятельности

Скажите, а что по данной теме может быть представлено на выставке? (Предположения обучающихся).

Итак, сегодня мы создадим с вами 6 выставок, экспонаты для которых вы подготовите, работая в группах.

Где происходят действия, описанные в повести (в какой стране)? (В Украине). Верно. Как вы думаете, если мы живём в России, помогут ли картины украинской жизни нам понять истоки наших, русских, обычаев? (Да. Наши народы родственны и имеют общие славянские корни. Многие традиции и обычаи у нас похожи.)

Первый зал нашей выставки поможет нам перенестись в мир украинского села. Для этого рабочая группа ознакомится с информацией, воспользуется предложенными материалами и расскажет нам каково оно, село украинское? Как называется? Какие там дома? Результат работы группа представит нам в виде небольшой панорамы.

В какое время суток происходят события? (Ночью)

Ночь – главная героиня повести Н.В.Гоголя. Можно ли предположить, прочитав самое начало повести, какой будет история, рассказанная в ней? (Доброй или злой, страшной или смешной? Ответы обучающихся)

Почему Гоголь начинает свою повесть с описания зимней ночи. Как вы думаете, для чего он это делает? (Чтобы сразу создать у читателя настроение таинственности и загадочности).

Итак, второй зал, мы посвятим описанию деталей рождественской ночи в повести Гоголя, определимся с количеством картин, а для этого нужен текст, подберем изображения для их оформления, «оживим» их и дадим общее название выставке. Информацию по данной теме группа представит в виде презентации.

Почему Н.В.Гоголь рассказывает в своей повести о последней ночи перед Рождеством? (именно в последнюю ночь перед Рождеством происходят чудесные, волшебные события, на земле ещё господствует нечистая сила, зло, но оно будет побеждено, ведь Рождество вот-вот наступит).

А что такое Рождество? (праздник). Какие рождественские традиции и обычаи украинцев описывает Гоголь в своей повести? (колядование, переодевание в праздничные наряды, массовые гуляния, национальные блюда, рождественские угощения). Вот третий зал нашего вернисажа и расскажет нам о традициях празднования Рождества на Украине, подготовив для нас презентацию.

Чтобы точнее представить народные характеры в повести, достаточно обратить внимание на главных её героев. Кто это? Это следует выяснить рабочей группе четвёртого зала. Работа им предстоит непростая, так как описания портретов главных героев повести оказались перепутаны. Нужно восстановить эти описания, опираясь на текст, сгруппировать их в таблицу, подобрать иллюстрацию, охарактеризовать. Данную информацию группа представит нам в виде таблицы.

Одна из главных героинь повести – Солоха – она же мать Вакулы – она же ведьма - кроме всего прочего была хорошей хозяйкой. "…как не зайти к Солохе, не поесть жирных со сметаной вареников и не поболтать в тёплой избе с говорливой и угодливой хозяйкой…" Заглянуть в хаты к хлебосольным украинцам и узнать, каково оно, знаменитое рождественское угощение предстоит нам в пятом зале нашего вернисажа «Украинская кухня». Работу группа представит в виде выставки картин.

У каждого народа есть свои традиции в одежде и строгие правила её ношения. Особенности украинского костюма мы узнаем от экскурсовода в шестом зале нашей выставки. Здесь ребята не только расскажут о традиционном костюме украинцев, но и покажут изготовленные своими руками яркие дополнения к женскому костюму.

Физкультминутка.

Давайте прервем нашу работу и немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста. Сейчас мы с вами выполним несколько упражнений.

1-ое упражнение – потягивание. Представьте себя в роли черта. Вам нужно собрать как можно больше звезд. Прямо над собой достаем звезду, слева, справа (3 раза)

Следующее упражнение – ходьба на месте. Вы – Чуб и кум, идущие по зимнему хутору в гости к Солохе. Итак, начали…

3 упражнение - дыхательная гимнастика. Подул сильный ветер. Выдыхаем воздух. Ветер стал поднимать снег. Ничего не стало видно. Закрыли глаза. Открыли.

4 упражнение – приседание. Наконец-то вы оказались в доме Солохи. Но постоянно в дверь ее хаты кто-то стучится. Солоха вынуждена прятать вас в мешок. А для этого вам надо присесть. Итак, выполняем 5 приседаний.

Работа в группах

Что ж, самое время приступить к практической работе.

Посмотрите ещё раз на то, над чем вам предстоит работать. Я поднимаю карточку с описанной в ней инструкцией к работе, один от группы, решившей заняться оформлением зала, подходит и забирает карточку. Распределяя между собой роли, группа начинает свою работу.

(Техническое задание для 1 группы)

Внимательно прочитайте задания и заранее распределите роли.

Выберите соответствующий фон для вашей панорамы, вырежьте картинку и приклейте к основанию панорамы.

 

Зал 1

Выставка-панорама «Мир украинского села»

Внимательно прочитайте текст. Выделите в нём ключевые фразы, которые помогут вам создать макет украинской хаты.

Украинское село – хутор. Все реже и реже сейчас можно увидеть настоящую украинскую мазанку. Да это и понятно, время-то идёт. Только по небольшим сёлам и хуторам можно ещё найти эти самобытные, покосившиеся от времени, врастающие в землю, чернеющие старыми соломенными стрихами хаты. Грустно доживают они свой век, осыпаясь под солнцем, поскрипывая ставнями на ветру, будто бы вздыхая о прошлом, ушедшем…

Материал для строительства дома, внешний вид и способ устройства самой хаты напрямую зависел от местности и её особенностей. В северных губерниях, богатых лесом, чаще строили срубные, бревенчатые хаты, в южных, степных районах, широко использовали в строительстве глину, солому и камыш.

Большую роль в выборе материала играл также достаток семьи.

Для предохранения нижних частей дома от сырости, по низу, на расстоянии 35-40 см от стены, весь дом оплетали плетнём, высотой, обычно, не выше колена. Образующееся пустое пространство заполняли сухой песчаной землёй. Получившуюся ступеньку – призбу - обмазывали жёлтой глиной.

Весь дом, снаружи и внутри, по сделанным топором зарубкам, обмазывали сначала толстым слоем жёлтой глины, смешанной с навозом, половой и мелкой соломой. Когда первая смазка высыхала, смазывали второй раз, тщательно выглаживая пальцами. После полного высыхания второго слоя стены выбеливали белой глиной или мелом, придававшем хате опрятный и нарядный вид.

Четырёхскатную крышу – стрiху – укладывали из камыша или соломы, сжатой серпами и связанной аккуратными снопами.

Иногда крыши покрывали просто вымолоченной соломой, используя при этом так называемые перекладины или вязки – длинные брёвна, положенные в разных направлениях по крыше, для предохранения её от растаскивания ветром.

Солому использовали только ржаную, благодаря её прочности и устойчивости к гниению.Такая крыша служит хозяину своему целые десятки лет (лет сорок).

На зиму стены обычно обставляли соломенными снопами - простой и эффективной защитой от холода.

Пол - долiвка - был чаще всего земляным, сверху густо обмазанным глиной. Уже позже сверху на землю стали укладывать дощатый настил.

Окна хаты украшали ставнями, окрашенными в красный или зелёный цвет.

Побелку и подновление стен проводили, обычно, три раза в год: к Троице, к Покрову и перед наступлением зимних морозов.

Подготовьте макет к презентации.

Подготовьте рассказ для экскурсовода, который познакомит с особенностями строения украинской хаты.

(Техническое задание для 2 группы)

Зал 2:

«Украинская ночь»

Ночь – главная героиня повести Н.В.Гоголя. Во всем чувствуется дыхание сежей морозной ночи, её сияние. Ночи искрится, переливается светом, создавая чарующую атмосферу, в которой только и могут происходить чудеса. «Зимняя, ясная ночь» - первые слова описания ночи. «Глянули звёзды», «Весело смеющаяся ночь», Чуб говорит о ночи: «Нарочно, сидевши в хате, глядел в окно: ночь – чудо! Светло; снег блещет при месяце».

Гоголь тонко чувствует звучание слова, поэтому создаёт фонетический рисунок, согласующийся с изображаемой картиной. Такой приём в литературе называется аллитерацией.

     Задание1:

     Обратитесь к описанию пейзажа в начале текста.

     Вопрос: «Какие звуки создают мелодию сияния, играющих бликов снега?»

Рождественская ночь традиционно объединяет свет и мглу, однако даже непроглядная тьма, когда чёрт крадёт месяц, не делает эту ночь страшной, грозной; метель и мороз запутывают, лукаво играют с людьми, создавая кутерьму, неразбериху, что влечёт нелепые ошибки (Чуб во тьме не узнал своей хаты и был пребольно поколочен Вакулой, который тоже не разглядел отца своей любимой).

В описании ночи чувствуется троичность: свет-тьма-свет., что выражает веру автора в победу добра.

     Задание2: Почему свою повесть Гоголь назвал «Ночь перед Рождеством», а не        

   «Черевички», например?

   Задание3: Подготовьте краткий пересказ данного текста, по ходу отвечая на поставленные вопросы  (Я думаю… Мне кажется… По моему мнению…).

     Задание4: Вам предстоит создать презентацию описания рождественской НОЧИ.

     Какое количество слайдов вы предложите и почему?

     Включите компьютер.

     На «рабочем столе» найдите папку с рабочими материалами ЗАЛ 2.

     Выберите из предложенных репродукций картин оформление для каждого слайда.     

     Прокомментируйте ваш выбор. Проиллюстрируйте его примером из текста.

     Предложите общее название презентации.

     Как эта НОЧЬ участвует в событиях повести?

(Техническое задание для 3 группы)

Зал 3

«Традиции празднования Рождества»

Внимательно ознакомьтесь с текстом.

Подготовьте презентацию по тексту.

Подберите соответствующие иллюстрации из ряда предложенных.

Рождество в Украине – это праздник, который пропитан множеством традиций и обрядов. Начинают праздновать Рождество 6 января в Сочельник. В этот же день заканчивается рождественский 40дневный пост. По традициям рождественские праздники длятся 12 дней, и каждый день отмечают по-своему. Однако, так как со временем многие традиции уже канули в лету, расскажем о праздновании только самых основных дней – 6 и 7 января.

Традиционный ужин в Сочельник и на Рождество: в чем отличия?

Целый день перед Рождеством верующим нельзя ни есть и ни пить. Садиться за стол следует только после появления на небе первой звезды, в память о Вифлеемской звезде, которая сообщила пастухам о рождении Христа.

Современная хозяйка не должна путать ужин в Сочельник с рождественским ужином.

В Украине накануне Рождества 6 января еще на рассвете хозяин и хозяйка готовили Божью еду — кутью и узвар.

Кутья готовится из пшеницы с добавлением меда, изюма и мака. Что касается узвара, то он традиционно варился из сухофруктов.

Так, в Сочельник принято накрывать стол постными блюдами. Всего их должно быть 12. В старину в этот день на столе присутствовали такие яства, как постный борщ с грибами, горох, капустник, рыбные блюда, вареники с капустой, гречневая каша, постные голубцы и блины, грибы и разнообразные пироги.

Что касается самого Рождества, то в этот день на стол уже можно поставить блюда из мяса. Так, традиционно на столе могут стоять: домашняя колбаса, жареный поросенок или фаршированный гречневой кашей, гусь или утка с капустой, студень, окорок, буженина, бараний бок с кашей.

Обычаи и обряды на Сочельник.

Общепринято, чтоб первым за стол обязательно садился хозяин, а за ним по старшинству садятся другие члены семьи. Во время ужина изза стола могла вставать только хозяйка дома.

В Святой вечер в гости ходить было запрещено, вся семья должна была собираться вместе за одним большим столом.

Начинал ужин хозяин, который, говоря молитву, набирал из общего горшка кашу в чистую миску, добавлял тертый мак и мед, а после — ставил на стол. После этого глава семьи с молитвой приглашал духов умерших предков за стол, и ужин можно было считать начатым.

Считалось доброй приметой, если на Святую Вечерю приходили одинокие, бедные, неприкаянные люди. Их щедро принимали и кормили.

После обеда дети относили кутью родственникам и шли колядовать. Хозяйке и хозяину запрещалось выходить из дома. Кроме того, они не должны были засыпать и поэтому в постель хозяева ложились одетыми, а свеча горела всю ночь.

Празднование Рождества

Главный праздник Рождество в Украине празднуют 7 января.

Утром хозяева ждали мальчиков виншувальников, потому что в дом первым должен был зайти мужчина. Приходу виншувальников очень радовались и одаривали их подарками, конфетами и деньгами.

После этого вся семья собиралась и шла в церковь. По приходу домой на стол накрывался постный обед, затем семье уже можно было разговеться и тогда на стол подавались блюда из мяса. Кроме мяса обязательно подавалось одно блюдо из молока.

Вечером парни собирались на общую коляду возле церкви или школы. Парни выбирали руководителя — Березу (Березая), латкового (собирателя сала и колбасы), хлебоношу, казначея, звездочета (носящий звезду), звонарей, танцоров, скрипачей. Колядовать следовало несколько ночей, пока каждое жилище в поселении не обойдут.

В современности, к сожалению, такие традиции уже не соблюдаются, однако воплотить их в жизнь не сложно. Достаточно помнить и чтить наследие наших предков и нашу украинскую историю.

(Техническое задание для 4 группы)

Зал 4

Народные характеры

          

Внешность

       

Черты характера и поступки

       

Вывод

       

ей около сорока лет

дочь Чуба

кузнец, влюблённый в Оксану

ни хороша, ни дурна собою

красавица, которой не исполнилось ещё 17 лет

талантлив, красив собой

существо, покрытое чёрной шерстью, с рогами, хвостами и копытами

капризна и надменна

глубоко верующий человек

Заполните таблицу. Подумайте о каких героях повести пойдет в ней речь? (ниже слова для справок). Что вы можете рассказать о народных характерах, представленных в повести?

Примерный вывод: Гоголь показывает дух вольности, широту натуры, гордость, живущие в вольных казаках, мощь и силу человека, способные победить злые силы, которые хозяйничают в природе и вмешиваются в жизнь людей.

Ребята, как вы считаете, почему Вакула всё же добивается своей цели? В чём была его сила? (Он храбр и решителен, но самое главное – он искренне любил. А настоящие и искренние чувства помогают людям добиваться в жизни своего.) Оксана в конце повести прозрела. Я надеюсь, что после прочтения этой повести мы станем друг к другу добрее и терпимее.

(Техническое задание для 5 группы)

Зал 5

Рождественский стол или Украинская кухня

Внимательно прочитайте текст.

Подготовьтесь рассказать информацию, сопровождая её иллюстрациями.

Иллюстрации должны быть аккуратно оформленными (обязательно наличие паспарту, подписи с названием блюда).

Рождественский стол имеет обыкновение меняться со временем. Это его свойство легко обнаруживается при сравнении поваренных книг разных веков. Но стоит приглядеться внимательно, и выявится общая схема, которая при всех конкретных различиях в блюдах разных эпох и народов сохраняется неизменно. 

Эта схема такова:

Горячее жидкое блюдо и  пирог, ему соответствующий;

Холодное рыбное кушанье с соответствующими приправами и напитками;

Жаркое, имеющее парадный характер, из целого животного, птицы или целой части крупного животного (например, задней ноги). К жаркому — гарнир из разнообразных овощей и зелени.

Сладкое из фруктов и ягод;

Сладкое кондитерское блюдо.

Для стола, составленного по этой схеме, на Святую вечерю готовили традиционно 12 блюд (по числу Апостолов).  В Украине Рождество часто встречали такими блюдами:

Кутья

Вар или узвар

Капустняк, заправленный постным маслом и пшеном.

Горох, сваренный до мягкости.

Постный борщ с карасями и грибами.

Запечённый поросёнок с яблоками.

Холоженная рыба.

Вареники со сливами, грушами, вишнями и черешнями.

Блины (к борщу).

Каша пшенная или гречневая, приготовленная особым способом.

Постные пироги с капустой, сливами, грушами и т. д.

Голубцы (постный вариант с овощами и крупами, часто с рисом, реже с пшеном или гречкой).

Кроме того, как вариант подавали вареную фасоль или бобы, отварные грибы с маслом. Все блюда, которые подавали на Святвечер, имели одну магическую функцию  - обеспечить благополучие на целый год.

(Техническое задание для 6 группы)

Зал 6

Детали украинской одежды

Внимательно прочитайте текст.

Подберите соответствующую иллюстрацию, подготовьте сообщение для экскурсовода, опираясь на информацию в тексте.

Из подготовленных материалов сделайте венок.

Разнообразной и красочной была народная одежда Украины. Женский костюм состоял из вышитой рубахи (сорочки) и поясной одежды – дерги, запаски, плахты, с 19 в.- юбки (спидницы), к которой в прохладную погоду добавляли безрукавки (корсетки, киптари и др.). Девушки заплетали волосы в косу, укладывали вокруг головы, украшая цветами, венком из бумажных цветов, пёстрыми лентами. Женщины носили различных видов чепцы, покрывая их длинной полотенце образной накидкой или платком. Мужской костюм состоял из сорочки и штанов (на Полесье и в Карпатах узких, на остальной территории- преимущественно типа шаровар) с добавлением также безрукавок (у гуцулов и др. горцев – меховых). Головным убором служили соломенные шляпы – брыли, войлочные или барашковые шапки.

Венок – один из основных атрибутов женского украинского национального костюма, наряду с плахтой и красными сапожками. Венок – это символ непорочности, юности и чистоты, он же также является неотъемлемой частью свадебного обряда. Особенности национальной одежды. Украинский национальный костюм – это не просто одежда. Это символ нации, это искусство и народное достояние. Это память предков, возрождающаяся на пяльцах рукодельниц. Это – гордость украинского народа. Это мастерство, пережившее годы. Национальная одежда представляет соборную Украину; она является таким же символом нации, как язык, вера, обычаи. Основа украинской национальной одежды – стиль барокко, который проявляется в преувеличениях основных форм. Вспомним хотя бы вышитые рукава женской сорочки, орнамент вышивок, кружева, специальные декоративные ткани, плахты. Разноцветные ленты и нитки бус дополняют убор, придают ему праздничности.

Итог урока

В конце нашего урока я бы хотела вернуться к вопросу об актуальности нашей выставки. Будет ли она важной и полезной для вас и других людей в будущем? Почему?

(То, что мы сегодня делаем пригодится другим при изучении повести, благодаря этой информации они смогут познакомиться с народными обычаями и традициями Украины. Ведь сегодня любить родину — значит уважительно относиться к другим народам (их национальным культурам)

К тому же такая работа полезна в том плане, что мы внимательно читая информацию, текст произведения, учимся выделять главное, делать выводы. Это позволило нам понять замысел автора, само произведение).



 


Презентация к уроку
PPTX / 7.35 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.