Урок литературного чтения «Э. Успенский "Над нашей квартирой", "Если бы я был девчонкой", "Память"» (2 класс)
министерство образования, НАУКИ и молодёжной политики республики коми
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Технологическая карта
по литературному чтению
Кулиш Валерии Николаевны
класс 2
Тема урока: Э.Успенский «Если был бы я девчонкой», «В нашей квартире», «Память»
Учебный предмет: Класс: |
Литературное чтение 2 |
||
Цели урока: |
Деятельностная: Создать условия для формирования УУД. Содержательная:Повторить биографию Э. Успенского и проанализировать стихотворения "Если бы я был девчонкой", "над нашей квартирой", "Память" |
||
Технологии, методы: |
беседа |
||
Основные понятия, термины: |
Стихотворение, автор |
||
Тип урока: |
Урок ОНЗ |
||
Планируемый результат: |
|||
Предметный • умеют читать вслух осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте;(пр.) • умеют выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы;(пр.) знают биографию Э. Успенского (пр.) • знают критерии выразительного чтения(пр.) знать содержание стихотворения "Если бы я был девчонкой", "над нашей кваритирой", "Память"(пр.) умеют соотносить содержание стихотворения с репродукциями картин(пр.) |
Личностный: • Проявляют интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; (л.) • Проявляют высокую мотивацию к чтению и изучению литературных произведений; (л.) • Знают способы оценивания себя и своих одноклассников, пользуются ими, участвуют в разработке критериев оценивания (л.) Метапредметный: • Формулируют учебную задачу урока коллективно (р.) • Самостоятельно определяют границы собственного знания и незнания по теме (р.); • Анализируют причины успеха/неуспеха (р.); • Воспринимают на слух художественное произведение, читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание (р.) • Анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (позн.); • Прогнозируют содержание раздела (позн.) • Понимают позицию писателя, в передавании через шутки реальные вещи ( позн.) • Умеют аргументировать свою точку зрения (к.) ; • Умеют слышать и слушать своих товарищей (к.) |
||
Организация пространства: |
|||
Формы работы по организации деятельности детей: Фронтальная;
|
Ресурсы: • Мультимедийная презентация. • Учебник • Карточки для рефлексии |
Этапы урока Задачи этапа |
Наглядность, оформление доски |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащихся |
Организационный этап.
|
|
-Доброе утро, ребята.
-Прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушке. Глазки шире открываем, Слушаем и запоминаем. Ни минуты не теряем. -Меня зовут Валерия Николаевна. Сегодня я проведу у вас урок по литературному чтению. |
|
Актуализация знаний Проявляют высокую мотивацию к чтению и изучению литературных произведений; (л.)
|
|
-Ребята, давайте вспомним,с произведениями какого автора вы познакомились на прошлом уроке? -Успенский работает во многих жанрах: повести сказочные, фантастические, детективные, приключенческие, учебники, комиксы, стихи, рассказы, пьесы, сценарии мультфильмов, кинофильмов. - Какие его произведения вы знаете?
|
- С Э. Успенским
-«Чебурашка» |
Выход на тему урока. + Подготовка к первичному восприятию. Умеют аргументировать свою точку зрения (к.) ; Прогнозируют содержание раздела (позн.) Формулируют учебную задачу урока коллективно (р.) Проявляют высокую мотивацию к чтению и изучению литературных произведений; (л.) Проявляют интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; (л.) |
|
- Откройте учебник на стр.144.Прочитайте названия произведений. - Мы знаем автора и названия произведений, можем ли мы назвать тему нашего сегодняшнего урока?
-А какую цель мы можем поставить перед собой?
|
- Э.Успенский "Если бы я был девчонкой", "Над нашей квартирой", "память" -Познакомиться с произведениями Э.Успенского "Если бы я был девчонкой", "Над нашей квартирой", "память" |
Первичное восприятие+ Анализ текста(1 текст) Умеют аргументировать свою точку зрения (к.) ; Понимают позицию писателя, в передавании через шутки реальные вещи ( позн.) Анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (позн.); Умеют слышать и слушать своих товарищей (к.) знать содержание стихотворения «Если был бы я девчонкой», «В нашей квартире», «Память»(пр.)
|
|
- Рассмотрите иллюстрацию на странице 144. - чем мальчик занимается? -Ребята, а важно ли помогать маме? Бабушке? -А почему? -Как вы думаете, о чём будет идти речь в стихотворении? -От имени кого написано стихотворение? -Как вы думаете, будет ли шуточным это стихотворение? Давайте это проверим. - Сядьте как самые вниматели слушатели. Сейчас я прочитаю стихтворение, а вы глазами следите по тексту. (Чиатю текст) |
Он помогает маме -Да
-от имени мальчика
|
|
- О чём это стихотворение?
- Что он хотел сделать? - Прочитайте последнее четверостишие. Почему мальчик расстраивается? - А как вы думаете, только девочки помогают мамам? -Что вы должны делать всегда, независимо от того, мальчик вы или девочка? -Что можно посоветовать герою стихотворения? - Как бы вы поступили на его месте? - Можно ли сказать, что оно было шутливым? - А с какой интонацией мы будем читать стихотворение? -Ребята,прочтите стихотворение про себя. После того как вы прочтете, поднимие свои глаза на меня. |
- Это стихотворение о том, как мальчик думал, что было бы, если бы он стал девчонкой
-Да
-мечтательно
|
|
Первичное восприятие+ Анализ текста(2 текст) умеют соотносить содержание стихотворения с репродукциями картин(пр.) Умеют слышать и слушать своих товарищей (к.) Анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (позн.); Воспринимают на слух художественное произведение, читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание (р.)
|
|
-Ребята, название какого произведения вы видите перед собой дальше? -Давайте прослушаем данное стихотворение. Сядьте как самые внимательные слушатели (аудиозапись) - Какие слова повторяются в стихотворении? Почему? - Кто мешает спать герою стихотворения? - Кто мешает спать собаке? Кошке? Мышке? Дождику? А тучам? - Зачем в стихотворении появились печальные тучи? Почему они рыдают? - Какое это стихотворение, грустное или веселое? - Найдите в стихотворении словосочетания, которые автор использует в переносном смысле. Давайте вспомним, что такое переносный смысл слова. - А как мы будем читать это стихотворение? - Прочитайте его про себя.
Физминутка. Ребята, встаньте из-за своих парт. Сейчас мы с вами сделаем небольшую ФИЗМИНУТКУ. (видео)
|
-"Над нашей квартирой"
- Дождик стучит, тучи рыдают, гром стучал кулаком
|
Первичное восприятие+ Анализ текста(3 текст) умеют соотносить содержание стихотворения с репродукциями картин(пр.) Умеют слышать и слушать своих товарищей (к.) Анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (позн.); Воспринимают на слух художественное произведение, читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание (р.)
|
|
На странице 148 есть еще одно произведние. Прочитайте его название. -Я прочитаю, а вы сядьте как внимательные слушатели и следите по тексту.
- Попробуйте без ошибок быстро повторить четверостишие про Ваню. - Чем хвастался малыш? - Почему то, что повторяет мальчик, вызывает улыбку? - Как автор относится к герою стихотворения? - Почему автор так назвал своё произведение? - Как мы будем читать это стихотворение? Прочитайте его про себя.
|
-"Память" |
Вторичное восприятие текста: знают критерии выразительного чтения(пр.) умеют читать вслух осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте;(пр.) умеют выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы;(пр.) знать содержание стихотворения «Товарищам детям» и «Что красивее всего?»)(пр.) Знают способы оценивания себя и своих одноклассников, пользуются ими, участвуют в разработке критериев оценивания (л.) Умеют аргументировать свою точку зрения (к.) ;
|
|
-Давайте еще раз прочитаем эти стихотворения вслух. Чтобы мы смогли красиво прочитать эти стихотворения, давайте для начала повторим памятку выразительного чтения, которая представлена на слайде. Для этого нам нужно: Памятка "Как читать выразительно". 1. Правильно ставь ударения. 2. Соблюдай паузы. -Что нам помогает узнать, где при чтении ставить паузу? (точка-длинная пауза, запятая – короткая) 3. Выбери силу голоса (громко, тихо). 4. Определи темп (быстро, медленно) 5. Читай эмоционально. Ребята, с какими эмоциями будем читать это стихотворение? 6. Покажи интонацией свое отношение к произведению.
Сначала потренируйтесь в выразительном чтении. Прочитайте стихотворение вполголоса (1-2 минуты). Читаем одно стихотворение из трёх. -Кто прочитает первое стихотворение? Как вы считаете, удалось ли ребятам прочитать выразительно? Почему? Кто попробует прочитать второе стихотворение? Третье? |
|
Обобщение: знать содержание стихотворения «Если был бы я девчонкой», «В нашей квартире», «Память» (пр.) Умеют слышать и слушать своих товарищей (к.) |
|
-Ребята, в чем главная мысль произведения «Если был бы я девчонкой», «В нашей квартире», «Память»?»
|
|
Рефлексия Анализируют причины успеха/неуспеха (р.);
|
|
-Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, какая тема была на сегодняшнем уроке? |
|
-Чем мы занимались на уроке? |
-Познакомились с произедениями Э.Успенского «Если был бы я девчонкой», «В нашей квартире», «Память» |
||
-Спасибо вам за то, что вы работали старательно, активно, урок окончен. До свидания! |
|