Урок литературного чтения «Э. Успенский "Над нашей квартирой", "Если бы я был девчонкой", "Память"» (2 класс)

0
0
Материал опубликован 12 April 2019

 

министерство образования, НАУКИ и молодёжной политики республики коми

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

 


 


 

Технологическая карта

по литературному чтению


 

Студентки 

Кулиш Валерии Николаевны

 класс 2 

 

 


 

Тема урока: Э.Успенский «Если был бы я девчонкой», «В нашей квартире», «Память»

Учебный предмет:

Класс:

Литературное чтение

2

Цели урока:

Деятельностная: Создать условия для формирования УУД.

Содержательная:Повторить биографию Э. Успенского и проанализировать стихотворения "Если бы я был девчонкой", "над нашей квартирой", "Память"

Технологии, методы:

беседа

Основные понятия, термины:

Стихотворение, автор

Тип урока:

Урок ОНЗ

Планируемый результат:

Предметный

• умеют читать вслух осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте;(пр.)

• умеют выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы;(пр.)

знают биографию Э. Успенского (пр.)

• знают критерии выразительного чтения(пр.)

знать содержание стихотворения "Если бы я был девчонкой", "над нашей кваритирой", "Память"(пр.)

умеют соотносить содержание стихотворения с репродукциями картин(пр.)

Личностный:

• Проявляют интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; (л.)

• Проявляют высокую мотивацию к чтению и изучению литературных произведений; (л.)

• Знают способы оценивания себя и своих одноклассников, пользуются ими, участвуют в разработке критериев оценивания (л.)

Метапредметный:

• Формулируют учебную задачу урока коллективно (р.)

• Самостоятельно определяют границы собственного знания и незнания по теме (р.);

• Анализируют причины успеха/неуспеха (р.);

• Воспринимают на слух художественное произведение, читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание (р.)

• Анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (позн.);

• Прогнозируют содержание раздела (позн.)

• Понимают позицию писателя, в передавании через шутки реальные вещи ( позн.)

• Умеют аргументировать свою точку зрения (к.) ;

• Умеют слышать и слушать своих товарищей (к.)

Организация пространства:

Формы работы по организации деятельности детей:

Фронтальная;

 

Ресурсы:

• Мультимедийная презентация.

• Учебник

• Карточки для рефлексии


 


 

Этапы урока

Задачи этапа

Наглядность, оформление доски

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Организационный этап.

 

 

 

-Доброе утро, ребята.

 

-Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке.

Глазки шире открываем,

Слушаем и запоминаем.

Ни минуты не теряем.

-Меня зовут Валерия Николаевна. Сегодня я проведу у вас урок по литературному чтению.

 

Актуализация знаний

Проявляют высокую мотивацию к чтению и изучению литературных произведений; (л.)

 

 

-Ребята, давайте вспомним,с произведениями какого автора вы познакомились на прошлом уроке?

-Успенский работает во многих жанрах: повести сказочные, фантастические, детективные, приключенческие, учебники, комиксы, стихи, рассказы, пьесы, сценарии мультфильмов, кинофильмов.

- Какие его произведения вы знаете?


 

 

- С Э. Успенским

 

 

 

 

 

-«Чебурашка»

Выход на тему урока. +

Подготовка к первичному восприятию.

Умеют аргументировать свою точку зрения (к.) ;

Прогнозируют содержание раздела (позн.)

Формулируют учебную задачу урока коллективно (р.)

Проявляют высокую мотивацию к чтению и изучению литературных произведений; (л.)

Проявляют интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; (л.)

 

- Откройте учебник на стр.144.Прочитайте названия произведений.
 

- Мы знаем автора и названия произведений, можем ли мы назвать тему нашего сегодняшнего урока?

 

 

-А какую цель мы можем поставить перед собой?

 

 

 

 

- Э.Успенский "Если бы я был девчонкой", "Над нашей квартирой", "память"

-Познакомиться с произведениями Э.Успенского "Если бы я был девчонкой", "Над нашей квартирой", "память"

 

Первичное восприятие+

Анализ текста(1 текст)

Умеют аргументировать свою точку зрения (к.) ;

Понимают позицию писателя, в передавании через шутки реальные вещи ( позн.)

Анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (позн.);

Умеют слышать и слушать своих товарищей (к.) знать содержание стихотворения «Если был бы я девчонкой», «В нашей квартире», «Память»(пр.)

 

 

- Рассмотрите иллюстрацию на странице 144.

- чем мальчик занимается?

-Ребята, а важно ли помогать маме? Бабушке?

-А почему?

-Как вы думаете, о чём будет идти речь в стихотворении?

-От имени кого написано стихотворение?

-Как вы думаете, будет ли шуточным это стихотворение? Давайте это проверим.

- Сядьте как самые вниматели слушатели. Сейчас я прочитаю стихтворение, а вы глазами следите по тексту. (Чиатю текст)

 

Он помогает маме

-Да

 

 

-от имени мальчика

 

 

- О чём это стихотворение? 

 

 

 

- Что он хотел сделать?

- Прочитайте последнее четверостишие. Почему мальчик расстраивается?

- А как вы думаете, только девочки помогают мамам?

-Что вы должны делать всегда, независимо от того, мальчик вы или девочка?

-Что можно посоветовать герою стихотворения?

- Как бы вы поступили на его месте?

- Можно ли сказать, что оно было шутливым?

- А с какой интонацией мы будем читать стихотворение?

-Ребята,прочтите стихотворение про себя. После того как вы прочтете, поднимие свои глаза на меня.

- Это стихотворение о том, как мальчик думал, что было бы, если бы он стал девчонкой

 

 

 

 

 

-Да

 

 

 

-мечтательно

 

 

Первичное восприятие+

Анализ текста(2 текст)

умеют соотносить содержание стихотворения с репродукциями картин(пр.)

Умеют слышать и слушать своих товарищей (к.) Анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (позн.);

Воспринимают на слух художественное произведение, читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание (р.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Ребята, название какого произведения вы видите перед собой дальше?

-Давайте прослушаем данное стихотворение. Сядьте как самые внимательные слушатели (аудиозапись)

- Какие слова повторяются в стихотворении? Почему?

- Кто мешает спать герою стихотворения?

- Кто мешает спать собаке? Кошке? Мышке? Дождику? А тучам?

- Зачем в стихотворении появились печальные тучи? Почему они рыдают?

- Какое это стихотворение, грустное или веселое?

- Найдите в стихотворении словосочетания, которые автор использует в переносном смысле. Давайте вспомним, что такое переносный смысл слова.

- А как мы будем читать это стихотворение?

- Прочитайте его про себя.

 

 

Физминутка. Ребята, встаньте из-за своих парт. Сейчас мы с вами сделаем небольшую ФИЗМИНУТКУ. (видео)


 

 

-"Над нашей квартирой"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Дождик стучит, тучи рыдают, гром стучал кулаком

 

 

 

 

 

 

Первичное восприятие+

Анализ текста(3 текст)

умеют соотносить содержание стихотворения с репродукциями картин(пр.)

Умеют слышать и слушать своих товарищей (к.) Анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (позн.);

Воспринимают на слух художественное произведение, читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание (р.)

 

 

На странице 148 есть еще одно произведние. Прочитайте его название.

-Я прочитаю, а вы сядьте как внимательные слушатели и следите по тексту.

 

- Попробуйте без ошибок быстро  повторить четверостишие про Ваню.

- Чем хвастался малыш?

- Почему то, что повторяет мальчик, вызывает улыбку?

- Как автор относится к герою стихотворения?

- Почему автор так назвал своё произведение?

- Как мы будем читать это стихотворение? Прочитайте его про себя.

 

-"Память"

Вторичное восприятие текста:

знают критерии выразительного чтения(пр.)

умеют читать вслух осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте;(пр.)

умеют выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы;(пр.)

знать содержание стихотворения «Товарищам детям» и «Что красивее всего?»)(пр.)

Знают способы оценивания себя и своих одноклассников, пользуются ими, участвуют в разработке критериев оценивания (л.)

Умеют аргументировать свою точку зрения (к.) ;

 

 

-Давайте еще раз прочитаем эти стихотворения вслух. Чтобы мы смогли красиво прочитать эти стихотворения, давайте для начала повторим памятку выразительного чтения, которая представлена на слайде. Для этого нам нужно:

Памятка "Как читать выразительно".

1. Правильно ставь ударения.

2. Соблюдай паузы.

-Что нам помогает узнать, где при чтении ставить паузу? (точка-длинная пауза, запятая – короткая)

3. Выбери силу голоса (громко, тихо).

4. Определи темп (быстро, медленно)

5. Читай эмоционально. Ребята, с какими эмоциями будем читать это стихотворение?

6. Покажи интонацией свое отношение к произведению.

 

Сначала потренируйтесь в выразительном чтении. Прочитайте стихотворение вполголоса (1-2 минуты). Читаем одно стихотворение из трёх.

-Кто прочитает первое стихотворение? Как вы считаете, удалось ли ребятам прочитать выразительно? Почему? Кто попробует прочитать второе стихотворение? Третье?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение:

знать содержание стихотворения «Если был бы я девчонкой», «В нашей квартире», «Память» (пр.)

Умеют слышать и слушать своих товарищей (к.)

 

-Ребята, в чем главная мысль произведения «Если был бы я девчонкой», «В нашей квартире», «Память»?»

 

 

 

Рефлексия

Анализируют причины успеха/неуспеха (р.);

 

 

-Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, какая тема была на сегодняшнем уроке?

 

-Чем мы занимались на уроке?

-Познакомились с произедениями Э.Успенского «Если был бы я девчонкой», «В нашей квартире», «Память»

-Спасибо вам за то, что вы работали старательно, активно, урок окончен. До свидания!

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.