Урок литературного чтения на тему «Сказки А.С. Пушкина. "Сказка о царе Салтане…"» (3 класс)
Урок 24. Сказки А. С. Пушкина. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
(в сокращении)
Педагогическая цель |
Создать условия для ознакомления со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», совершенствования навыка чтения, работы над развитием выразительной речи, развития творческих способностей, воображения, обогащения словарного запаса; способствовать воспитанию любви к русской классической литературе |
Тип урока |
Усвоение знаний и способов действий |
Планируемые результаты (предметные) |
Понимают литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Дают и обосновывают нравственную оценку поступков героев. Соотносят текст и рисунок, составляют словесный план, составляют словарь устаревших слов и подбирают синонимы. Перечитывают сказку и выявляют ее структурные части |
Личностные результаты |
Устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется) |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Познавательные: общеучебные – владеют приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – выделяют существенную информацию из текста; осуществляют сравнение. Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Основное содержание темы, понятия и термины |
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Структурные части сказки. Выразительное чтение сказки (тона, темп чтения, паузы и логические ударения в стихотворной строке) |
Сценарий урока
Этапы урока |
Цель деятельности |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Планируемые результаты |
I. Организационный момент |
Мотивирование к учебной деятельности |
Приветствует учащихся. Мы начать урок готовы, Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. – Проверим готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
II. Проверка домашнего задания |
Выразительное чтение наизусть |
Организует конкурс «Лучший чтец». Предлагает прочитать выразительно наизусть отрывок «Бой Руслана с головой» |
Выразительно читают наизусть отрывок из поэмы. Высказывают свои мнения о качестве чтения |
Предметные: осознанно Регулятивные: определяют степень успешности |
III. Подготовка к основному этапу занятия |
Антиципация |
– Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой, которая называется «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Предлагает по названию предугадать содержание сказки |
Слушают учителя. Формулируют учебную задачу. Предугадывают предстоящее чтение |
Предметные: прогнозируют содержание текста по заглавию. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
IV. Работа с текстом во время чтения |
Понимание текста на уровне |
Читает текст сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» (в сокращении). Организует чтение сказки учащимися |
Слушают, следят по тексту, описывают свои представ-ления. Читают по цепочке осознанно, выразительно |
Личностные: эмоционально воспринимают произведение. Предметные: воспринимают на слух текст; осознанно читают; находят средства выразительности |
V. Работа с текстом после чтения |
Осуществление анализа произведения. Развитие навыков поискового чтения |
Проводит беседу по вопросам. – Как начинается сказка? Сравните мать-царицу и ее сестер. Как их изображает Пушкин? Прочитайте. – Отчего царь Салтан все время грустил? Как об этом говорит поэт? Найдите ответ в тексте. – О чем печалился князь Гвидон? Ответьте словами сказки. – Как поэт изображает царевну Лебедь? Почему она выполняла все желания Гвидона? В чем проявилась ее волшебная сказка? Объясните |
Отвечают на вопросы. Находят в тексте сказки ответы на вопросы |
Предметные: владеют содержанием сказки. Познавательные: осуществляют сравнение; устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения, пытаются принимать иную точку зрения, приходят к общему решению в результате коллективного обсуждения |
VI. Рефлексия |
Создание ситуации фиксации нового знания |
Подводит итог. – Какие открытия вы сделали для себя на уроке? |
Отмечают новые знания, высказывают их друг другу, классу |
Регулятивные: дают эмоциональную оценку полученного от деятельности на уроке результата |
Домашнее задание |
Развитие памяти. Выразительное чтение наизусть |
Дает задание. – Выучите наизусть отрывок из сказки. Подготовьтесь к инсценированию сказки |
Записывают в дневник домашнее задание |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |