Урок литературного чтения в 1 классе «А.С. Пушкин "Сказка о Царе Салтане"»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Заводоуковского городского округа
«Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 1»
А.С. Пушкин «Сказка о Царе Салтане»
Иванова Анастасия Леонидовна, МАОУ «СОШ № 1»,
учитель начальных классов
Заводоуковск, 2018 год
Аннотация
Данная методическая разработка будет полезна учителю начальных классов.
При проведении урока учтены требования к современному уроку и потребностям детей. Исходя от уровня развития детей на данном уроке каждый ребенок, включая высокомотивированных детей, получит новую информацию, которая ранее не была известна.
Тема: Развитие восприятия художественного произведения. Мир сказок. А. Пушкин. Сказка о царе Салтане… Отрывок
Цель: продолжить знакомство с авторской сказкой.
Задачи:
учить определять жанр и тему прослушанного произведения;
правильно называть произведение (фамилия автора, заголовок);
формировать представления исторического времени (с бытом людей, родом занятости);
познакомить с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России;
Трансформация урочной и внеурочной работы за пределами «стен» образовательного учреждения.
Планируемый результат: УУД
Метапредметные:
Предметные результаты: учатся слушать текст; правильно называть произведение (фамилия автора, заголовок), развивать навык чтения, учатся работать над выборочным чтением текста.
Регулятивные: формирование умения планировать действия в соответствии с поставленной задачей, работать по образцу; высказывать свое отношение к произведению.
Познавательные: ознакомление с отрывком стихотворной сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»; формирование представлений исторического времени;
Коммуникативные: учиться формулировать связный полный ответ на поставленный вопрос, выслушивать мнение товарища, не перебивая; учиться правилам поведения на уроке.
Личностные: учиться оценивать себя, уважать собеседника, формировать нравственные понятия о добре и зле
Межпредметные: формируется интерес к предмету история.
Оборудование: учебник «Литературное чтение: уроки слушания» Л.А. Ефросинина, презентация, раздаточный материал (иллюстрации, строки из произведения), рабочая тетрадь по литературному чтению, мелодия П.И. Чайковского «Шум моря», портрет А.С. Пушкина.
Технологическая карта
Цель этапа |
Учебная задача |
Результат |
Мотивация учебной деятельности. Расширять кругозор, осуществлять межпредметную связь (музыка-литературное чтение) |
Прослушивание композиции П.И.Чайковского «Шум моря» |
Беседуют, анализируют. Определяют что это шум моря. |
Постановка проблемы. Определение темы урока. |
Ответить на вопросы, обсудить в парах: В каких литературных произведениях говорится о море? (1 слайд) Из какого произведения эти строки: Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На поднятых парусах? Чей это портрет? |
Беседуют в парах, отвечают на вопросы. Определяют тему урока «А.С. Пушкин «Сказка о Царе Салтане» |
Постановка задач. Прием «Корзина идей» Открытие новых знаний. Работа с презентацией. Физминутка. |
Ответить на вопрос: что бы вы хотели узнать о А.С. Пушкине? Кто может дать ответ, на какой-либо из вопросов? Где можно найти ответы на ваши вопросы? Выполнение заданий по группам. 1 группа «Сделай соответствие» 2 группа Если слышите имя героя сказки А.С.Пушкина хлопаете; Если слышите название сказки А.С.Пушкина прыгаете; Если слышите имя героя или название сказки других авторов создаем тишину. |
Дети задают вопросы, на которые хотели бы получить ответы. В результате, на доске формируется кластер. (Используя полученную схему, учитель строит свою дальнейшую работу). Дети рассказывают какие-то факты биографии А.С. Пушкина.
Ответы детей: спросить у родителей, прочитать в книге, учебнике, Интернете…
Выполняют задания по группам. Выполняют физминутку. |
Включение нового с ранее изученным. Выборочное чтение. Формировать умение работать с текстом. Словарная работа. Игра переводчики. Первичное закрепление. Самостоятельная работа. |
Работа с учебником с 4-5. Прослушивание аудиосказки. Работа с раздаточным материалом. 3 слайд. Объяснение непонятных слов в сказке. ДИ-ВЯТ-СЯ дивятся – удивляются НА-Я-ВУ наяву – сейчас, в данный момент ЗАС-ТА-ВА застава – место въезда в город Формировать умение самостоятельно выполнять задания. |
Чтения отрывка из учебника. Слушают сказку. Подбирают строки к картинкам. Играют в игру и узнают, что значат непонятные слова из словаря. Самостоятельно выполняют задание № 3. |
Итог урока. Обобщить знания детей. |
Подведение итогов на все ли вопросы нашли ответы. |
Делают вывод что не все узнали, что планировали. |
Рефлексия. Развивать способности в осмыслении собственной деятельности, объективно оценивать свою деятельность |
Создать условия для формирования оценочной деятельности учащихся.
|
Дают устную самооценку. |
Экскурсия в исторический парк «История моя – РОССИЯ» Встреча с экскурсоводом. Викторина «Проверь свои знания» |
Найти ответы на поставленные вопросы: Как выглядели царские хоромы? Какое сражение описано в сказке? Как выглядел царский стол, и какая еда были на столе? Прослушивание о жизни эпохи правления Рюриковичей. Закрепление полученных знаний. |
Из экскурсии узнают ответы на поставленные вопросы. Слушают рассказ экскурсовода. Отвечают на вопросы викторины, проводимой учителем. |
Рефлексия по итогам занятия
На данном занятии учащиеся первого класса познакомились с исторической эпохой правления Рюриковичей. Нашли ответы на простые вопросы, которые их интересовали. Использование ресурсов исторического парка позволили подробно изучить и рассмотреть исторические события по освоению русской земли. Реализованы следующие направления: знакомство с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России.
Получилось организовать активное взаимодействие, сотрудничество учащихся, обмен информацией, обсуждение разных точек зрения и т.д. Коммуникативно насыщенная образовательная среда, обеспечила высказывание точек зрения, аргументации, комментариев, описаний.