Урок литературного чтения в 4 классе: В.В Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Смысл заголовка. Герои произведения
Предмет: Литературное чтение
Класс: 4 «Б»
Технологическая карта урока
Тема урока | В.В Голявкин «Никакой горчица я не ел». Смысл заголовка. Герои произведения. | |
Тип урока | Урок «открытия» новых знаний. | |
Цель урока | Создание условий для знакомства с биографией автора и раскрытия смысла художественного произведения | |
Задачи | Общеобразовательные: познакомить учащихся с биографией В. В. Голявкина и произведением «Никакой я горчицы не ел»; -формировать умение анализировать художественный текст и находить необходимую информацию в тексте. Развивающие: развивать основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение) Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к урокам литературного чтения | |
Планируемые результаты | Предметные умения | Универсальные учебные действия (УУД) |
- определяют главную мысль произведения; - делят текст на части и озаглавливают их; - определяют героя по описанию. | Личностные: - умение оценивать себя и свою деятельность; - умение вступать в диалог с учителем. Метапредметные Познавательные: -ориентироваться в учебном материале; -определять круг своего незнания - работать по заданиям и уметь определять персонажа. Регулятивные: -определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, -соотносить свои действия с поставленной целью; -постановка учебной задачи. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
Основные понятия | Главная мысль произведения | |
Межпредметные связи | Литературное чтение- культура речи – изобразительное искусство | |
Ресурсы | Учебник: Литературное чтение, 4 класс, Л.Ф Климанова, В.Г Горецкий, 2 часть, 2015, раздаточный материал. | |
Организация пространства | Коллективная, индивидуальная работа, наглядная, словесная, практическая работа |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | |
I.Мотивация к учебной деятельности и организация на урок | - Здравствуйте, ребята! -Давайте проверим готовность к уроку. На партах у вас должен быть учебник и пенал. -Я начинаю фразу, а вы заканчиваете. - На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё … - Уши внимательно слушают и всё… -Голова хорошо … - Начинаем наш урок! | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. - Видят. - Слышат. - Думает. | |
II.Актуализация знаний | -Внимательно послушайте стихотворение: Всё для всех Каменщик строит жилища, Юлиан Тувим (перевод с польского Елены Благининой) | Слушают стихотворение, проникаются в его смысл -О профессиях, о труде, о том, что труд очень важен для каждого человека… | |
III.Постановка учебной задачи | - Опираясь на это стихотворение, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? - Верно! Сегодня мы познакомимся с рассказом «Никакой я горчицы не ел». - Посмотрите на ребус и попробуйте отгадать фамилию писателя | - только предположить - не читали -Голявкин -… | |
IV. Построение проекта выхода из затруднения | 1. Формулировка темы и задачи урока - Мы знаем название рассказа, отгадали фамилию автора, а теперь сформулируйте тему урока - Вы можете точно сказать, о чем говориться в рассказе? - Почему возникли затруднения? - Какие задачи перед собой поставите на урок? 2. Подготовка к восприятию а) рассказ об авторе (презентация) Писатель и художник Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 года в городе Баку в семье музыкальных педагогов. Первая литературная публикация Виктора Голявкина состоялась в мае 1958 года - в журнале "Костер" был напечатан рассказ "Как решался сложный вопрос". В 1959 году вышла первая книга рассказов "Тетрадки под дождем". Через десять лет была опубликована книга рассказов для взрослых "Привет вам, птицы!". Иногда свои произведения он иллюстрировал сам. Голявкин не сказочник. Он пишет про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка и сын его такой же. Отдушиной для Голявкина стала детская литература. Когда вы будете читать его рассказы, обратите внимание на игру со словами. Слова двоятся и троятся, отчего изменяется смысл сказанного и благодаря таким изменениям формируется сюжет рассказа. Поэтому произведения Голявкина для детей всегда хорошо принимаются читателями. Умер Виктор Владимирович Голявкин в Петербурге 27 июля 2001 года. б) книжная выставка(Слайд) в) словарная работа - Что такое горчица? (слайд с определением) - А попробуйте изобразить такое лицо, будто вы съели горчицу. | познакомиться с биографией В.Голявкина, прочитать рассказ, выяснить основную мысль рассказа. Знакомство с биографией автора Предположения детей Строят гримасы | |
V. Реализация построенного проекта | 1. Первичное чтение текста (аудиозапись) с постановкой проблемного вопроса (книги закрыты) - А теперь давайте все же узнаем, о чем пойдет речь в рассказе. А после ответьте на вопрос: почему же так назван рассказ? Прослушивание аудио-записи рассказа 2. Ответ на проблемный вопрос Почему же так назван рассказ? | Первичное прочтение рассказа Ответы детей. | |
Физ.ми- нутка | - Я вижу немного устали, давайте отдохнем: Раз - подняться, подтянуться. Два - согнуться, разогнуться. Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре - ноги шире. Пять - руками помахать, Шесть - за стол тихонько сесть. | Выполнение заданий, разминка | |
3. Повторное чтение учащимися по частям с анализом и словарной работой - Скажите, от чьего имени ведется рассказ? - Кто главный герой рассказа? - Мы с вами сейчас перечитаем рассказ и составим план этого рассказа и проанализируем, какие чувства испытывал главный герой в каждой части рассказа. 1 часть (до слов «Ходи себе и ходи».) - - Какие чувства испытывал герой? (план и чувства на слайде) - Как можем озаглавить эту часть? 2 часть (до слов «вздохнул и дальше пошел») - Читаем дальше, 2 часть -Какие чувства испытывал герой после встречи с шофером? - Какое отношение у шофера к мальчику? - Чему научила эта встреча мальчика? - Как можем озаглавить эту часть? 3 часть (до слов «значит, я опоздал немножко») Прочитайте 3 часть -Какие чувства испытывал мальчик? - Как относятся изобретатели к мальчику? - Чему могла научить эта встреча? - Озаглавьте часть. - 4 часть (до слов «Ребят никого не видно») - Какие чувства испытывал мальчик? -Как отнесся дворник к герою? - Чему учит эта встреча? - Сколько встреч еще будет у мальчика? - С кем он встретиться? -Озаглавьте. 4. Работа с таблицей - Давайте прочитаем эти части и заполним таблицу. | - От имени мальчика. Ответы детей - Прогульщик. -Хотел петь, радовался свободе. - Вздохнул и дальше пошел. -Прогнал. Мальчик не умеет ничего, не смог ему помочь, только отвлекал. - Делай то, что умеешь. -Шофер. -Удивление, обида, возмущение. - Смеются над ним. Иронизируют. -В мире много непознанного. Познай! - Изобретатели. -Дворник. -Нечем заняться, скучно, обидно. -Злится, прогнал. Метла для работы. -Не мешай другим работать. - Еще 3 встречи. -Строители, кондуктор, экскаваторщик. | ||
VI. Обобщение знаний | 1. Обобщающая беседа - А сейчас я предлагаю поработать в парах. Выберите в карточке и подчеркните только те прилагательные, которые помогут охарактеризовать мальчика, тем самым мы соберем портрет главного героя. (карточка) - Какой портрет героя получился? (проверка по контрольной паре) - Какова главная мысль данного произведения? -Чему учит нас этот рассказ? - А вы будете поступать так? Хорошо ли это? - Я рада, что вы справились со всеми заданиями! 2. Работа по карточкам с пословицами - А сейчас поработаем в группе. Составьте пословицы, которые могут подойти к данному рассказу. (карточки) -Объясните их смысл. 3. Работа с иллюстрацией в учебнике(Слайд) - Для какой части нашего рассказа подходит эта иллюстрация? - Что хотел сделать мальчик на экскаваторе? |
- Безделье никогда не в радость. -Рассказ учит заниматься своим делом и не мешать другим делать их дела. Учит тому, что прежде чем кем-то стать, нужно учиться. Учит не быть бездельником и лодырем. - к 4 части. - мальчик хотел покататься на экскаваторе. | |
VII. Творческая работа | Словесное рисование - представьте себя художниками. Какие бы иллюстрации к рассказу нарисовали? | ||
VIII. Рефлексия | - Вспомните, какие мы ставили цели? - Всех ли целей мы достигли? - Отметьте галочкой то настроение, которое у вас после урока литературного чтения. | ||
IX/ Дом.задание | С. 29-34 пересказ по плану - Вы молодцы! Спасибо! Урок окончен! |
Карточка 1«Собери портрет главного героя» Щедрый, добрый, старательный, послушный, смелый, любознательный, дружелюбный, болтливый, работящий, честный, обидчивый, лживый, жадный, злой, ленивый, капризный, грубый, хвастливый, драчливый. | Карточка 1«Собери портрет главного героя» Щедрый, добрый, старательный, послушный, смелый, любознательный, дружелюбный, болтливый, работящий, честный, обидчивый, лживый, жадный, злой, ленивый, капризный, грубый, хвастливый, драчливый. |
Карточка 1«Собери портрет главного героя» Щедрый, добрый, старательный, послушный, смелый, любознательный, дружелюбный, болтливый, работящий, честный, обидчивый, лживый, жадный, злой, ленивый, капризный, грубый, хвастливый, драчливый. | Карточка 1«Собери портрет главного героя» Щедрый, добрый, старательный, послушный, смелый, любознательный, дружелюбный, болтливый, работящий, честный, обидчивый, лживый, жадный, злой, ленивый, капризный, грубый, хвастливый, драчливый. |
Карточка 1«Собери портрет главного героя» Щедрый, добрый, старательный, послушный, смелый, любознательный, дружелюбный, болтливый, работящий, честный, обидчивый, лживый, жадный, злой, ленивый, капризный, грубый, хвастливый, драчливый. | Карточка 1«Собери портрет главного героя» Щедрый, добрый, старательный, послушный, смелый, любознательный, дружелюбный, болтливый, работящий, честный, обидчивый, лживый, жадный, злой, ленивый, капризный, грубый, хвастливый, драчливый. |
Карточка 1«Собери портрет главного героя» Щедрый, добрый, старательный, послушный, смелый, любознательный, дружелюбный, болтливый, работящий, честный, обидчивый, лживый, жадный, злой, ленивый, капризный, грубый, хвастливый, драчливый. | Карточка 1«Собери портрет главного героя» Щедрый, добрый, старательный, послушный, смелый, любознательный, дружелюбный, болтливый, работящий, честный, обидчивый, лживый, жадный, злой, ленивый, капризный, грубый, хвастливый, драчливый. |
Карточка 1«Собери портрет главного героя» Щедрый, добрый, старательный, послушный, смелый, любознательный, дружелюбный, болтливый, работящий, честный, обидчивый, лживый, жадный, злой, ленивый, капризный, грубый, хвастливый, драчливый. | Карточка 1«Собери портрет главного героя» Щедрый, добрый, старательный, послушный, смелый, любознательный, дружелюбный, болтливый, работящий, честный, обидчивый, лживый, жадный, злой, ленивый, капризный, грубый, хвастливый, драчливый. |
Сделал дело – гуляй смело. Маленькое дело лучше большого безделья. Скучен день до вечера, коли делать нечего. От безделья собака на ветер лает. |
Сделал дело – гуляй смело. Маленькое дело лучше большого безделья. Скучен день до вечера, коли делать нечего. От безделья собака на ветер лает. |
Сделал дело – гуляй смело. Маленькое дело лучше большого безделья. Скучен день до вечера, коли делать нечего. От безделья собака на ветер лает. |
О тметь плюсиком свое мнение об уроке На уроке было комфортно и все понятно! Н а уроке немного затруднялся, не все понятно. Дворник.На уроке было трудно, ничего не понял. | О тметь плюсиком свое мнение об уроке На уроке было комфортно и все понятно! Н а уроке немного затруднялся, не все понятно. На уроке было трудно, ничего не понял. |
О тметь плюсиком свое мнение об уроке На уроке было комфортно и все понятно! Н а уроке немного затруднялся, не все понятно. На уроке было трудно, ничего не понял. | О тметь плюсиком свое мнение об уроке На уроке было комфортно и все понятно! Н а уроке немного затруднялся, не все понятно. На уроке было трудно, ничего не понял. |
10