12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Костина Полина Алексеевна20
Россия, Свердловская обл., Лосиный

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по литературному чтению

на тему: «Сивка-бурка»

УМК «Школа России», 3 класс

 

 

 

Выполнил: Костина П.А.

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2024

Тема: Сивка-бурка.

Перспективная цель: формирование у обучающихся представлений о разделе «Устно народное творчество»; умений анализировать сказки с точки зрения системы образов, выявлять признаки сказки.

Актуальная цель: формирование у обучающихся представлений о сказке «Сивка-бурка»; умений характеризовать героя.


 

Задачи:

Дидактическая - мотивировать на восприятие и изучение сказки «Сивка-бурка»; организовать изучение сказки, как эпического жанра, средств его создания.

Развивающая – развивать умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Воспитательная - воспитывать интерес к чтению; умения ценить дружбу и друзей.


 

Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): знают содержание сказки, видят в произведении признаки народной сказки; давать характеристику героям; развитие навыка работы с текстом.


 

Метапредметные результаты (соответствуют поставленным задачам):

Коммуникативные: будут уметь строить речевые высказывания в соответствии с задачей урока; учатся сотрудничать с учителем и сверстниками.

Познавательные: будут уметь использовать логические операции: обобщения, анализа.

Регулятивные: будут уметь выдерживать цель на протяжении всех этапов урока; будут уметь планировать свою деятельность на урок; будут осуществлять контроль, научатся определять наиболее эффективные способы достижения результата.


 

Личностные (соответствуют поставленным задачам): будут проявлять интерес к литературному чтению.


 

Оборудование: ноутбук, проектор, колонки, учебник.

Тип урока: открытие нового знания.

Вид урока: беседа.

Принципы: здоровьесберегающий, научность, доступность.

Методы, приемы: объяснительно-иллюстрационный, частично-поисковой, репродуктивный.

Литература: УМК «Школа России» Л.Ф. Климанова 3 класс, 1 часть.


 

Технологическая карта

Этапы урока открытия новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

Мотивационный этап

 

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке

Организует положительную мотивацию на урок.

- Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли готовы к уроку русского языка.

- Прочитайте, пожалуйста, стихотворение на слайде.

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

И работать начинаем.

Доброжелательный настрой на урок.

- Приветствуют учителя, проверяют готовность.

- Читают стихотворение.

 

Личностныебудут проявлять интерес к литературному чтению.

 

Актуализация знаний и целеполагание.

 

(Целеполагание и планирование деятельности)

Задача: определение направления работы с текстом на уроке

Определяется целенаправленность работы с художественным произведением

 

- Ребята, перед вами представлены два слова, но буквы перепутались, давайте составим верные слова.

А С К З А К

Д Р О Н А

- А как вы думаете, почему именно эти два слова? Чем они связаны?

 

- А что такое народная сказка?

 

 

 

 

 

 

- Какие народные сказки вы уже изучили в 3 классе?

 

 

- Хорошо, молодцы. Чтобы узнать тему нашего урока, давайте откроем учебник на стр. 40.

- Прочитайте тему нашего урока?

 

- Как вы думаете, к какому жанру относиться «Сивка-бурка»?

- У данной сказки есть автор?

 

- Правильно, сегодня мы познакомимся с ещё одной народной сказкой «Сивка-бурка».

- Давайте поставим цель на наш урок?

 

 

- Отлично, приступаем к реализации нашей цели.

В процессе беседы с учителем определяют направление работы с художественным произведением

- Смотрят на доску, составляют верные слова.

1) Сказка

2) Народ

 

- Мы можем из них составить словосочетание: Народная сказка.

- Народная сказка – это произведение устного народного творчества, в котором изображается чудесное, необычное, раньше передавалась из уст в уста, сейчас в сборниках.

- Мы изучили такие сказки, как «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк».

- Открывают учебник на стр. 40.

 

- Тема нашего урока: «Сивка-Бурка».

- Это сказка.

 

- Автора нет, значит это народная сказка.

- Слушают учителя.

 

 

- Цель урока: познакомиться с народной сказкой «Сивка-бурка».

Предметные: знают содержание сказки, видят в произведении признаки народной сказки; давать характеристику героям; развитие навыка работы с текстом.

Коммуникативные - будут уметь строить речевые высказывания в соответствии с задачей урока; учатся сотрудничать с учителем и сверстниками.

Познавательные - будут уметь использовать логические операции: обобщения, анализа.

Регулятивные - будут уметь выдерживать цель на протяжении всех этапов урока; будут уметь планировать свою деятельность на урок; будут осуществлять контроль, научатся определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Личностные будут проявлять интерес к литературному чтению.

 

Открытие нового знания

 

(Подготовка к восприятию.

Первичное восприятие)

Задача: создание условий для целостного, непосредственного и эмоционального восприятия обучающимися текста

Происходит целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие

- Ребята, а мы можем по названию сказки определить, о ком пойдёт речь?

- А как вы думаете, кто такой «Сивка-бурка»?

- Перед тем, как мы начнём читать сказку, найдите неизвестные вам слова стр.40-41.

(Добрая – зд. очень хорошая.

Иззяб – замерз.

Гаркни – громко крикни.

Каурка – от каурый – светло-каштановый, рыжеватый.

Побрезгать – испытать отвращение.

Потчует – угощает.

Худая – зд. плохая.)

- Где мы сможем узнать значение этих слов?

- Правильно, открываем словарь в конце учебника и ищем определение.

 

- На экране будет представлена сказка с иллюстрациями. Мы прослушаем первую часть сказки, ваша задача следить за текстом, далее мы обсудим прослушанное.

- Ребята, что вы представили, пока слушали сказку?

 

- Как начинается сказка?

 

- Сколько сыновей было у старика?

- Число три — что это за число?

 

- Почему именно пшеницу посеял старик?

 

- Как отец любит своих детей, как он к ним обращается?

- О чём думает Иван, взяв обещание с коня?

 

 

- Как Иван мог найти коня?

Воспринимают произведение

 

 

- В сказке пойдёт речь о «Сивке-бурке».

- «Сивка-бурка» - это конь.

 

- Ищут неизвестные слова на стр. 40-41.

(вещий, каурка)

- Мы сможем узнать значение этих слов в словаре.

 

 

 

 

 

 

- Находят определение в словаре.

(Вещий — предсказывает будущее; каурка — масть лошади рыжеватого цвета).

- Слушают первую часть сказки, следят за текстом.

 

 

 

- Ответы учащихся о их представления после прослушивания.

- Сказка начинается «Жили-были».

- У старика было 3 сына.

- Во всех сказках число 3 – волшебное.

- Старик посеял пшеницу, потому что это было самое дорогое.

- Милые мои дети, двое детей умные, а Иван-дурачок.

- Иван взял обещание с коня, что тот не будет больше топтать пшеницу. И конь пообещал со служить Ивану верную службу.

- Чтобы Сивка-бурка появилась, нужно было сказать: сивка — Бурка — вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой.

Предметные: знают содержание сказки, видят в произведении признаки народной сказки; давать характеристику героям; развитие навыка работы с текстом.

Коммуникативные - будут уметь строить речевые высказывания в соответствии с задачей урока; учатся сотрудничать с учителем и сверстниками.

Познавательные - будут уметь использовать логические операции: обобщения, анализа.

Регулятивные - будут уметь выдерживать цель на протяжении всех этапов урока; будут уметь планировать свою деятельность на урок; будут осуществлять контроль, научатся определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Личностныебудут проявлять интерес к литературному чтению.

Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи.

 

(Выявление первичного восприятия)

Задача: проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание прочитанного

 

(Постановка учебной задачи, проблемного вопроса)

Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы

Организация работы по выявлению первичного восприятия

 

 

- Обратим внимание на картину, которая представлена на стр. 43.

- Кто написал данную картину?

- Какие эмоции у Вас вызывает картина?

- Что происходит на картине?

 

 

- Сивка-бурка – это конь. Какими словами Иван позвал коня?

 

- Как вы думаете, почему коня назвали сивка бурка?

 

 

 

- Ребята, посмотрите на то, какими изобразил Виктор Васнецов людей?

 

- Найдите в тексте то, как описывают внешность коня и прочитайте.

 

- А теперь обратимся к картинке, подходит ли конь под описание?

- Как вы думаете, почему Виктор Васнецов изобразил именно белого коня?

- Посмотрите на картинки других художников, где также изображены кони и они тоже белого цвета.

- Что объединяет все эти картины?

 

- Изображение белого коня не просто так. Писатели использовали это символ, когда хотели показать победу добра.

Отвечают на вопросы учителя, выявляющие уровень первичного восприятия произведения

- Смотрят на картину В. Васнецова.

- Виктор Васнецов.

- Учащиеся рассказывают о эмоциях к картине.

- Иван на коне допрыгнул до высокого терема, в котором сидит царевна и поцеловал её.

- Сивка — Бурка — вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой.

- Коня назвали сивка-бурка, так как такими цветами он окрашен: сива это серый, бурый это коричневый, а каура – это светло-коричневый.

- Виктор Васнецов изобразил людей маленькими, их собралась целая толпа.

- Находят в тексте описания коня: «конь – одна шерстинка серебряная, другая – золотая».

- Нет, здесь конь белый.

 

- Затрудняются ответить.

 

 

- Смотрят на картины.

 

 

- Все эти картины объединяет то, что на них есть белый конь.

- Слушают учителя.

Предметные: знают содержание сказки, видят в произведении признаки народной сказки; давать характеристику героям; развитие навыка работы с текстом.

Коммуникативные - будут уметь строить речевые высказывания в соответствии с задачей урока; учатся сотрудничать с учителем и сверстниками.

Познавательные - будут уметь использовать логические операции: обобщения, анализа.

Регулятивные - будут уметь планировать свою деятельность на урок.

Личностные будут проявлять интерес к литературному чтению.

Закрепление и систематизация знаний (с учителем)

 

Чтение и анализ текста

Задача: анализ произведения с учетом специфики жанра, темы, идеи, возраста обучающихся;

уточнить идею произведения и осмыслить авторскую позицию;

углубить понимание смысловой и эстетической сторон произведения

Обосновывает необходимость вторичного самостоятельного чтения

 

- Открываем стр. 42 и начинаем читать по порядку с первого ряду, по одному предложения. Останавливаемся на незнакомых словах и разбираем их.

- По каким признакам можно определить, что это произведение - сказка?

 

 

 

 

- Каким испытаниям подвергся Иванушка? Сразу ли он добился своей цели? Кто помогал ему?

 

 

 

 

- Так ли прост Иванушка? Чем он отличается от братьев? Какой герой изображён в сказке?

 

 

- Опиши волшебного коня. Что необычного в его изображении? Как Сивка-бурка помогал Иванушке? Какие чудеса происходят в сказке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Хорошо, вы большие молодцы, ответили на все вопросы.

Самостоятельное чтение текста

 

- Читают текст по порядку, разбирают незнакомые слова.

 

 

- Действие происходит в сказочной стране с вымышленными героями. Имеется зачин и концовка. Происходят чудеса и превращения. Имеется волшебный помощник.

- Главному герою предстояло снять с руки красавицу перстень. Это и стало его главным испытанием. Удалось преодолеть с третьего раза. Ивану помогал конь «Сивка-бурка».

- Иван был совсем не простой, он умён, смышлён и находчив. Он намного ловчее и хитрее своих братьев, благодаря чему ему и не поверили братья.

- Шерстинки коня были серебряными и золотыми. Из ушей валил дым, из носа - пламя. Это был могучий конь, под поступью которого дрожала земля. Сивка-бурка умел говорить. Он был волшебным. Если забраться к нему в одно ухо, то из другого вылезешь красавцем. Сивка помог Иванушке допрыгнуть до царевны. Три раза Иванушка лазал в ухо коня. И трижды превращался в красавца. Это чудеса, которые происходят в сказке.

Предметные: знают содержание сказки, видят в произведении признаки народной сказки; давать характеристику героям; развитие навыка работы с текстом.

Коммуникативные - будут уметь строить речевые высказывания в соответствии с задачей урока; учатся сотрудничать с учителем и сверстниками.

Познавательные - будут уметь использовать логические операции: обобщения, анализа.

Регулятивные - будут уметь планировать свою деятельность на урок; будут осуществлять контроль, научатся определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Личностные будут проявлять интерес к литературному чтению.

 

Самостоятельная работа и проверка по эталону

 

 

Обобщение.

Задачи: обобщение по учебной проблеме, по уроку

Организация обобщения изученного материала по поставленной учебной задаче, проблеме

- Ребята, предлагаю вам всем побыть немного художниками. Посмотрите на парты, у вас лежат листы альбомные. Сейчас вам нужно нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку, который мы прочитали.

Нарисуйте то, что вы представляете, пока читаете данный отрывок. На выполнение этого задания, я вам даю 5 минут.

После чего мы устроим с вами выставку ваших работ.

Синтез.

 

 

- Выбирают понравившийся отрывок из сказки. Рисуют иллюстрацию, демонстрируют свои работы.

Предметные: знают содержание сказки, видят в произведении признаки народной сказки; давать характеристику героям; развитие навыка работы с текстом.

Коммуникативные - будут уметь строить речевые высказывания в соответствии с задачей урока; учатся сотрудничать с учителем и сверстниками.

Регулятивные - будут осуществлять контроль.

Личностныебудут проявлять интерес к литературному чтению.

Рефлексия

 

Итог урока

Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Подведение итогов урока с точки зрения развития личности обучающихся

- Вспомните, какой раздел мы изучаем?

 

- С чем мы познакомились?

 

 

- Мы достигли с вами цели урока?

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Все большие молодцы, отлично поработали на уроке.

 

Помогают учителю подвести итоги.

Рефлексия.

- Мы изучаем раздел «Устное народное творчество».

- Мы познакомились со сказкой «Сивка-бурка», народная сказка.

- Да, достигли.

- Ответы детей.

 

- Благодарят учителя.

 

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания

Проведение инструктажа

 

- Открываем дневники, записываем домашнее задание. Вам нужно прочитать всю сказку со стр. 40 – 49, ответить на вопросы на стр. 50 № 5,8.

Осмысление домашнего задания

- Открывают дневники, записывают домашнее задание.

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.