Урок литературного чтения на тему «Сивка–бурка» (3 класс)
Конспект урока по литературному чтению
на тему: «Сивка-бурка»
УМК «Школа России», 3 класс
Выполнил: Костина П.А.
Екатеринбург
2024
Тема: Сивка-бурка.
Перспективная цель: формирование у обучающихся представлений о разделе «Устно народное творчество»; умений анализировать сказки с точки зрения системы образов, выявлять признаки сказки.
Актуальная цель: формирование у обучающихся представлений о сказке «Сивка-бурка»; умений характеризовать героя.
Задачи:
Дидактическая - мотивировать на восприятие и изучение сказки «Сивка-бурка»; организовать изучение сказки, как эпического жанра, средств его создания.
Развивающая – развивать умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Воспитательная - воспитывать интерес к чтению; умения ценить дружбу и друзей.
Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): знают содержание сказки, видят в произведении признаки народной сказки; давать характеристику героям; развитие навыка работы с текстом.
Метапредметные результаты (соответствуют поставленным задачам):
Коммуникативные: будут уметь строить речевые высказывания в соответствии с задачей урока; учатся сотрудничать с учителем и сверстниками.
Познавательные: будут уметь использовать логические операции: обобщения, анализа.
Регулятивные: будут уметь выдерживать цель на протяжении всех этапов урока; будут уметь планировать свою деятельность на урок; будут осуществлять контроль, научатся определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Личностные (соответствуют поставленным задачам): будут проявлять интерес к литературному чтению.
Оборудование: ноутбук, проектор, колонки, учебник.
Тип урока: открытие нового знания.
Вид урока: беседа.
Принципы: здоровьесберегающий, научность, доступность.
Методы, приемы: объяснительно-иллюстрационный, частично-поисковой, репродуктивный.
Литература: УМК «Школа России» Л.Ф. Климанова 3 класс, 1 часть.
Технологическая карта
Этапы урока открытия новых знаний |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
Мотивационный этап
Задача: подготовка учащихся к работе на уроке |
Организует положительную мотивацию на урок. - Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли готовы к уроку русского языка. - Прочитайте, пожалуйста, стихотворение на слайде. Вот звонок нам дал сигнал, Поработать час настал. Так что время не теряем, И работать начинаем. |
Доброжелательный настрой на урок. - Приветствуют учителя, проверяют готовность. - Читают стихотворение.
|
Личностные – будут проявлять интерес к литературному чтению.
|
Актуализация знаний и целеполагание.
(Целеполагание и планирование деятельности) Задача: определение направления работы с текстом на уроке |
Определяется целенаправленность работы с художественным произведением
- Ребята, перед вами представлены два слова, но буквы перепутались, давайте составим верные слова. А С К З А К Д Р О Н А - А как вы думаете, почему именно эти два слова? Чем они связаны?
- А что такое народная сказка?
- Какие народные сказки вы уже изучили в 3 классе?
- Хорошо, молодцы. Чтобы узнать тему нашего урока, давайте откроем учебник на стр. 40. - Прочитайте тему нашего урока?
- Как вы думаете, к какому жанру относиться «Сивка-бурка»? - У данной сказки есть автор?
- Правильно, сегодня мы познакомимся с ещё одной народной сказкой «Сивка-бурка». - Давайте поставим цель на наш урок?
- Отлично, приступаем к реализации нашей цели. |
В процессе беседы с учителем определяют направление работы с художественным произведением - Смотрят на доску, составляют верные слова. 1) Сказка 2) Народ
- Мы можем из них составить словосочетание: Народная сказка. - Народная сказка – это произведение устного народного творчества, в котором изображается чудесное, необычное, раньше передавалась из уст в уста, сейчас в сборниках. - Мы изучили такие сказки, как «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк». - Открывают учебник на стр. 40.
- Тема нашего урока: «Сивка-Бурка». - Это сказка.
- Автора нет, значит это народная сказка. - Слушают учителя.
- Цель урока: познакомиться с народной сказкой «Сивка-бурка». |
Предметные: знают содержание сказки, видят в произведении признаки народной сказки; давать характеристику героям; развитие навыка работы с текстом. Коммуникативные - будут уметь строить речевые высказывания в соответствии с задачей урока; учатся сотрудничать с учителем и сверстниками. Познавательные - будут уметь использовать логические операции: обобщения, анализа. Регулятивные - будут уметь выдерживать цель на протяжении всех этапов урока; будут уметь планировать свою деятельность на урок; будут осуществлять контроль, научатся определять наиболее эффективные способы достижения результата. Личностные – будут проявлять интерес к литературному чтению.
|
Открытие нового знания
(Подготовка к восприятию. Первичное восприятие) Задача: создание условий для целостного, непосредственного и эмоционального восприятия обучающимися текста |
Происходит целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие - Ребята, а мы можем по названию сказки определить, о ком пойдёт речь? - А как вы думаете, кто такой «Сивка-бурка»? - Перед тем, как мы начнём читать сказку, найдите неизвестные вам слова стр.40-41. (Добрая – зд. очень хорошая. Иззяб – замерз. Гаркни – громко крикни. Каурка – от каурый – светло-каштановый, рыжеватый. Побрезгать – испытать отвращение. Потчует – угощает. Худая – зд. плохая.) - Где мы сможем узнать значение этих слов? - Правильно, открываем словарь в конце учебника и ищем определение.
- На экране будет представлена сказка с иллюстрациями. Мы прослушаем первую часть сказки, ваша задача следить за текстом, далее мы обсудим прослушанное. - Ребята, что вы представили, пока слушали сказку?
- Как начинается сказка?
- Сколько сыновей было у старика? - Число три — что это за число?
- Почему именно пшеницу посеял старик?
- Как отец любит своих детей, как он к ним обращается? - О чём думает Иван, взяв обещание с коня?
- Как Иван мог найти коня? |
Воспринимают произведение
- В сказке пойдёт речь о «Сивке-бурке». - «Сивка-бурка» - это конь.
- Ищут неизвестные слова на стр. 40-41. (вещий, каурка) - Мы сможем узнать значение этих слов в словаре.
- Находят определение в словаре. (Вещий — предсказывает будущее; каурка — масть лошади рыжеватого цвета). - Слушают первую часть сказки, следят за текстом.
- Ответы учащихся о их представления после прослушивания. - Сказка начинается «Жили-были». - У старика было 3 сына. - Во всех сказках число 3 – волшебное. - Старик посеял пшеницу, потому что это было самое дорогое. - Милые мои дети, двое детей умные, а Иван-дурачок. - Иван взял обещание с коня, что тот не будет больше топтать пшеницу. И конь пообещал со служить Ивану верную службу. - Чтобы Сивка-бурка появилась, нужно было сказать: сивка — Бурка — вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой. |
Предметные: знают содержание сказки, видят в произведении признаки народной сказки; давать характеристику героям; развитие навыка работы с текстом. Коммуникативные - будут уметь строить речевые высказывания в соответствии с задачей урока; учатся сотрудничать с учителем и сверстниками. Познавательные - будут уметь использовать логические операции: обобщения, анализа. Регулятивные - будут уметь выдерживать цель на протяжении всех этапов урока; будут уметь планировать свою деятельность на урок; будут осуществлять контроль, научатся определять наиболее эффективные способы достижения результата. Личностные – будут проявлять интерес к литературному чтению. |
Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи.
(Выявление первичного восприятия) Задача: проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание прочитанного
(Постановка учебной задачи, проблемного вопроса) Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы |
Организация работы по выявлению первичного восприятия
- Обратим внимание на картину, которая представлена на стр. 43. - Кто написал данную картину? - Какие эмоции у Вас вызывает картина? - Что происходит на картине?
- Сивка-бурка – это конь. Какими словами Иван позвал коня?
- Как вы думаете, почему коня назвали сивка бурка?
- Ребята, посмотрите на то, какими изобразил Виктор Васнецов людей?
- Найдите в тексте то, как описывают внешность коня и прочитайте.
- А теперь обратимся к картинке, подходит ли конь под описание? - Как вы думаете, почему Виктор Васнецов изобразил именно белого коня? - Посмотрите на картинки других художников, где также изображены кони и они тоже белого цвета. - Что объединяет все эти картины?
- Изображение белого коня не просто так. Писатели использовали это символ, когда хотели показать победу добра. |
Отвечают на вопросы учителя, выявляющие уровень первичного восприятия произведения - Смотрят на картину В. Васнецова. - Виктор Васнецов. - Учащиеся рассказывают о эмоциях к картине. - Иван на коне допрыгнул до высокого терема, в котором сидит царевна и поцеловал её. - Сивка — Бурка — вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой. - Коня назвали сивка-бурка, так как такими цветами он окрашен: сива это серый, бурый это коричневый, а каура – это светло-коричневый. - Виктор Васнецов изобразил людей маленькими, их собралась целая толпа. - Находят в тексте описания коня: «конь – одна шерстинка серебряная, другая – золотая». - Нет, здесь конь белый.
- Затрудняются ответить.
- Смотрят на картины.
- Все эти картины объединяет то, что на них есть белый конь. - Слушают учителя. |
Предметные: знают содержание сказки, видят в произведении признаки народной сказки; давать характеристику героям; развитие навыка работы с текстом. Коммуникативные - будут уметь строить речевые высказывания в соответствии с задачей урока; учатся сотрудничать с учителем и сверстниками. Познавательные - будут уметь использовать логические операции: обобщения, анализа. Регулятивные - будут уметь планировать свою деятельность на урок. Личностные – будут проявлять интерес к литературному чтению. |
Закрепление и систематизация знаний (с учителем)
Чтение и анализ текста Задача: анализ произведения с учетом специфики жанра, темы, идеи, возраста обучающихся; уточнить идею произведения и осмыслить авторскую позицию; углубить понимание смысловой и эстетической сторон произведения |
Обосновывает необходимость вторичного самостоятельного чтения
- Открываем стр. 42 и начинаем читать по порядку с первого ряду, по одному предложения. Останавливаемся на незнакомых словах и разбираем их. - По каким признакам можно определить, что это произведение - сказка?
- Каким испытаниям подвергся Иванушка? Сразу ли он добился своей цели? Кто помогал ему?
- Так ли прост Иванушка? Чем он отличается от братьев? Какой герой изображён в сказке?
- Опиши волшебного коня. Что необычного в его изображении? Как Сивка-бурка помогал Иванушке? Какие чудеса происходят в сказке?
- Хорошо, вы большие молодцы, ответили на все вопросы. |
Самостоятельное чтение текста
- Читают текст по порядку, разбирают незнакомые слова.
- Действие происходит в сказочной стране с вымышленными героями. Имеется зачин и концовка. Происходят чудеса и превращения. Имеется волшебный помощник. - Главному герою предстояло снять с руки красавицу перстень. Это и стало его главным испытанием. Удалось преодолеть с третьего раза. Ивану помогал конь «Сивка-бурка». - Иван был совсем не простой, он умён, смышлён и находчив. Он намного ловчее и хитрее своих братьев, благодаря чему ему и не поверили братья. - Шерстинки коня были серебряными и золотыми. Из ушей валил дым, из носа - пламя. Это был могучий конь, под поступью которого дрожала земля. Сивка-бурка умел говорить. Он был волшебным. Если забраться к нему в одно ухо, то из другого вылезешь красавцем. Сивка помог Иванушке допрыгнуть до царевны. Три раза Иванушка лазал в ухо коня. И трижды превращался в красавца. Это чудеса, которые происходят в сказке. |
Предметные: знают содержание сказки, видят в произведении признаки народной сказки; давать характеристику героям; развитие навыка работы с текстом. Коммуникативные - будут уметь строить речевые высказывания в соответствии с задачей урока; учатся сотрудничать с учителем и сверстниками. Познавательные - будут уметь использовать логические операции: обобщения, анализа. Регулятивные - будут уметь планировать свою деятельность на урок; будут осуществлять контроль, научатся определять наиболее эффективные способы достижения результата. Личностные – будут проявлять интерес к литературному чтению.
|
Самостоятельная работа и проверка по эталону
Обобщение. Задачи: обобщение по учебной проблеме, по уроку |
Организация обобщения изученного материала по поставленной учебной задаче, проблеме - Ребята, предлагаю вам всем побыть немного художниками. Посмотрите на парты, у вас лежат листы альбомные. Сейчас вам нужно нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку, который мы прочитали. Нарисуйте то, что вы представляете, пока читаете данный отрывок. На выполнение этого задания, я вам даю 5 минут. После чего мы устроим с вами выставку ваших работ. |
Синтез.
- Выбирают понравившийся отрывок из сказки. Рисуют иллюстрацию, демонстрируют свои работы. |
Предметные: знают содержание сказки, видят в произведении признаки народной сказки; давать характеристику героям; развитие навыка работы с текстом. Коммуникативные - будут уметь строить речевые высказывания в соответствии с задачей урока; учатся сотрудничать с учителем и сверстниками. Регулятивные - будут осуществлять контроль. Личностные – будут проявлять интерес к литературному чтению. |
Рефлексия
Итог урока Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. |
Подведение итогов урока с точки зрения развития личности обучающихся - Вспомните, какой раздел мы изучаем?
- С чем мы познакомились?
- Мы достигли с вами цели урока? - Что вам больше всего понравилось на уроке? - Все большие молодцы, отлично поработали на уроке.
|
Помогают учителю подвести итоги. Рефлексия. - Мы изучаем раздел «Устное народное творчество». - Мы познакомились со сказкой «Сивка-бурка», народная сказка. - Да, достигли. - Ответы детей.
- Благодарят учителя. |
|
Инструктаж по выполнению домашнего задания Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания |
Проведение инструктажа
- Открываем дневники, записываем домашнее задание. Вам нужно прочитать всю сказку со стр. 40 – 49, ответить на вопросы на стр. 50 № 5,8. |
Осмысление домашнего задания - Открывают дневники, записывают домашнее задание. |
|