УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ( обучение грамоте) " Звук [й`], буква Й, й."
ГБОУ РФМЛИ
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
( обучение грамоте)
" Звук [й`], буква Й, й."
Учитель : Кривко О.Ю.
Тема: " Звук [й`], буква Й, й"
Цели и задачи:
познакомить учащихся с мягким согласным звуком [й`],буквой Й, й;
развивать фонематический слух, речь, внимание, логическое мышление, наблюдательность, память;
научить выделять и находить звук [й'] в словах; логично выстраивать характеристику звука [й'];
научить правильному и выразительному чтению слогов, слов, предложений с изученными буквами;
работать над смысловой интонацией предложений;
пополнить и активизировать словарный запас слов.
развивать фонематический слух, речь, внимание, логическое мышление, наблюдательность, память;
воспитывать взаимопомощь, взаимоподдержку
Ход урока
I. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.
II. Повторение.
- С какой гласной буквой мы познакомились на прошлом уроке? (Ёё)
- Почему эта буква особенная? (буква «ё» может обозначать 2 звука, когда стоит в
начале слова, после гласной и после ь и ъ знаков)
- Давайте прочитаем слова с буквой «ё». Сначала про себя. Вслух.
( На доске написаны слова матрешка, орёл, ёж, мёд, ёрш, моё)
- На какие две группы можно разделить эти слова?( где буква ё обозначает 2 звука и где обозначает 1 звук)
- Прочитайте слова, в которых буква Ё обозначает два звука и объясните, почему. (ответы детей)
- Какие слова остались? Что здесь вы можете сказать о букве «ё»? (стоит после согласного, обозначает 1 звук [о] и обозначает мягкость согласного)
- Какие еще гласные буквы могут обозначать два звука?
- Как они называются?(йотированные гласные)
III. Актуализация опорных знаний.
Мотивация учебной деятельности
- Как звали доктора, который день и ночь лечил зверей? (Доктор Айболит.)
- Про него написал нам К.И. Чуковский. От каких слов получилось названиеэтого героя? ( «Ай, болит!»)
- Кто был грозой всех грязнуль? (Мойдодыр.)
- Про него нам также поведал Корней Иванович Чуковский.
- От каких слов образовано это имя героя? («Мой», «до», «дыр».)
- Какой новый звук встретился в именах героев ? (Звук [й`])
IV. Выделение нового звука
- Звук [й`] мы уже встречали в начале слова или после гласных. Он обозначался буквами е, ё, я.
- Расскажите, что вы знаете про звук [й`].
Это звук согласный, всегда мягкий, звучит звонко.
V . Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы научимся распознавать звук [й`] вне слияния в конце слогов, в середине и в конце слов, научимся читать и писать букву й и слова с этой буквой.
Тема урока "Звук [й`], буква Й, й".
- На какую букву похожа Й? ( на гласную букву И)
- Чем отличается? (сверху галочка)
«Н» надела поясок, Буква «И» наискосок.
«И» надела поясок, Ты ей шапку подари.
Буква «Н» надела ровно, Станет краткой буква «И».
- Букву Й можно назвать хитрой путешественницей. Путешественницей потому, что в давние времена она то появлялась в нашем алфавите, то исчезала, и первоначально буквой её совсем не считали. И только в прошлом веке у неё появилось свое постоянное место в алфавите, рядом с гласной И. Это буква Й (И краткое) и звук [й’]. Хитрой, потому что внешне она очень похожа на свою соседку по алфавиту, а еще потому, что звук её умеет хорошо прятаться.
VI. Фонетическая подготовка.
Игра "Узнай звук".
- Теперь потренируемся узнавать этот звук в словах.
- Если есть в слове звук [й`], хлопайте в ладоши, если нет, то руки кладёте перед собой.
Слова: йог, яблоко, лиса, чайник, йогурт, игрок, ножницы, соловей, автобус, хитрый, йог, машина, змей, имя, чай, получай.
В русском языке мало слов, которые начинаются с буквы й. Но они есть, поэтому существует и заглавная буква.
Вам надо запомнить три таких слова: йогурт, йод, йог.
Игра "Замени звук в середине слог".
чашка - чайка
леска - лейка
лапка - лайка
галка - гайка
речка - рейка
- На ленте букв буква й изображена зелёным цветом. Для чего? Чтобы помнили, что звук [й`] согласный, всегда мягкий.
Физминутка
VII. Работа по учебнику.
Всё он в один миг решает,
Великий подвиг совершает,
Он за честь стоит горой.
Кто он? Правильно. Герой
- Кто такой герой? (человек, который совершил подвиг)
- Откройте учебник на странице 34- 35. Давайте прочитаем текст по цепочке.
- О ком говорится в рассказе?
- Кем был дедушка на войне?
- Какая у дедушки медаль?
- Что говорит о дедушке мама?
- Про кого говорят: «душа у него молодая»? (пожилого человека, который очень
веселый, энергичный)
- А как внук относится к дедушке? (он его любит, гордится)
- Можем ли мы назвать дедушку героем? Почему?
- Давайте и мы еще раз прочитаем этот рассказ с гордостью и подумаем как можно
озаглавить этот рассказ. (Дедушка, солдат, герой)
- В годы Великой Отечественной войны люди проявляли большую смелость, героизм.
Вот и дедушка мальчика совершил подвиг и стал героем.
- «Жить- Родине служить» - как понимаете эти слова?
- Рассмотрите картинку стр 34. Кто изображен на картинке? ( Люди разных профессий)
- Как связана пословица и иллюстрация? ( Люди всех профессий работают на благо Родины, приносят пользу своим трудом, а значит мы можем смело сказать, что они служат Родине).
VIII. Закрепление.
С.34 Работа с пословицами. Почему так говорят?
Родина – мать, умей за неё постоять. (Родина заботится о нас, мы должны её любить и в случае необходимости защищать). Найдите слова, в которых есть буква Й.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. (Дружба будет крепкой, если не врать друг другу, хвалить напрасно.) Найдите слова, в которых есть буква Й.
- Какая пословица больше подойдёт к нашему уроку? Почему? (1 – ая, потому что мы говорили о героях, которые могут защитить нашу Родину.)
IX. Итог урока. Рефлексия.
- С каким звуком мы сегодня познакомились?
- А как называется буква?
- Что нового узнали на уроке?
- С какими заданиями вы справились легко?
- Над чем надо потрудиться?