12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кривко Ольга Юрьевна36

ГБОУ РФМЛИ









УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

( обучение грамоте)



" Звук [й`], буква Й, й."








Учитель : Кривко О.Ю.













г. Владикавказ 2024 г.



Тема: " Звук [й`], буква Й, й"

Цели и задачи:

познакомить учащихся с мягким согласным звуком [й`],буквой Й, й;

развивать фонематический слух, речь, внимание, логическое мышление, наблюдательность, память;

научить выделять и находить звук [й'] в словах; логично выстраивать характеристику звука [й'];

научить правильному и выразительному чтению слогов, слов, предложений с изученными буквами;

работать над смысловой интонацией предложений;

пополнить и активизировать словарный запас слов.

развивать фонематический слух, речь, внимание, логическое мышление, наблюдательность, память;

воспитывать взаимопомощь, взаимоподдержку

Ход урока

I. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем

Ни минуты не теряем.


II. Повторение.

- С какой гласной буквой мы познакомились на прошлом уроке? (Ёё)

- Почему эта буква особенная? (буква «ё» может обозначать 2 звука, когда стоит в

начале слова, после гласной и после ь и ъ знаков)

- Давайте прочитаем слова с буквой «ё». Сначала про себя. Вслух.

( На доске написаны слова матрешка, орёл, ёж, мёд, ёрш, моё)

- На какие две группы можно разделить эти слова?( где буква ё обозначает 2 звука и где обозначает 1 звук)

- Прочитайте слова, в которых буква Ё обозначает два звука и объясните, почему. (ответы детей)

- Какие слова остались? Что здесь вы можете сказать о букве «ё»? (стоит после согласного, обозначает 1 звук [о] и обозначает мягкость согласного)

- Какие еще гласные буквы могут обозначать два звука?

- Как они называются?(йотированные гласные)


III. Актуализация опорных знаний.

Мотивация учебной деятельности

- Как звали доктора, который день и ночь лечил зверей? (Доктор Айболит.)

- Про него написал нам К.И. Чуковский. От каких слов получилось названиеэтого героя? ( «Ай, болит!»)

- Кто был грозой всех грязнуль? (Мойдодыр.)

- Про него нам также поведал Корней Иванович Чуковский.

- От каких слов образовано это имя героя? («Мой», «до», «дыр».)

- Какой новый звук встретился в именах героев ? (Звук [й`])

IV. Выделение нового звука

 - Звук [й`] мы уже встречали в начале слова или после гласных. Он обозначался буквами е, ё, я.

- Расскажите, что вы знаете про звук [й`].

Это звук согласный, всегда мягкий, звучит звонко.

V . Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы научимся распознавать звук [й`] вне слияния в конце слогов, в середине и в конце слов, научимся читать и писать букву й и слова с этой буквой.

Тема урока "Звук [й`], буква Й, й".

- На какую букву похожа Й? ( на гласную букву И)

- Чем отличается? (сверху галочка)

«Н» надела поясок, Буква «И» наискосок.

«И» надела поясок, Ты ей шапку подари.

Буква «Н» надела ровно, Станет краткой буква «И».

- Букву Й можно на­звать хит­рой пу­те­ше­ствен­ни­цей. Пу­те­ше­ствен­ни­цей потому, что в давние вре­ме­на она то по­яв­ля­лась в нашем ал­фа­ви­те, то ис­че­за­ла, и пер­во­на­чаль­но бук­вой её со­всем не счи­та­ли. И толь­ко в про­шлом веке у неё по­яви­лось свое по­сто­ян­ное место в ал­фа­ви­те, рядом с глас­ной И. Это буква Й (И крат­кое) и звук [й’]. Хит­рой, по­то­му что внешне она очень по­хо­жа на свою со­сед­ку по ал­фа­ви­ту, а еще по­то­му, что звук её умеет хо­ро­шо пря­тать­ся.

VI. Фонетическая подготовка.

Игра "Узнай звук".

- Те­перь по­тре­ни­ру­ем­ся узна­вать этот звук в сло­вах.

- Если есть в слове звук [й`], хлопайте в ладоши, если нет, то руки кладёте перед собой.

Слова: йог, яблоко, лиса, чайник, йогурт, игрок, ножницы, соловей, автобус, хитрый, йог, машина, змей, имя, чай, получай.

В русском языке мало слов, которые начинаются с буквы й. Но они есть, поэтому существует и заглавная буква.

Вам надо запомнить три таких слова: йогурт, йод, йог.

 Игра "Замени звук в середине слог".

чашка - чайка

леска - лейка

лапка - лайка

галка - гайка

речка - рейка

 - На ленте букв буква й изображена зелёным цветом. Для чего? Чтобы помнили, что звук [й`] согласный, всегда мягкий.

Физминутка

VII. Работа по учебнику.

Всё он в один миг решает,
Великий подвиг совершает,
Он за честь стоит горой.
Кто он? Правильно. 
Герой

- Кто такой герой? (человек, который совершил подвиг)

- Откройте учебник на странице 34- 35. Давайте прочитаем текст по цепочке.

- О ком говорится в рассказе?

- Кем был дедушка на войне?

- Какая у дедушки медаль?

- Что говорит о дедушке мама?

- Про кого говорят: «душа у него молодая»? (пожилого человека, который очень

веселый, энергичный)

- А как внук относится к дедушке? (он его любит, гордится)

- Можем ли мы назвать дедушку героем? Почему?

- Давайте и мы еще раз прочитаем этот рассказ с гордостью и подумаем как можно

озаглавить этот рассказ. (Дедушка, солдат, герой)

- В годы Великой Отечественной войны люди проявляли большую смелость, героизм.

Вот и дедушка мальчика совершил подвиг и стал героем.

- «Жить- Родине служить» - как понимаете эти слова?

- Рассмотрите картинку стр 34. Кто изображен на картинке? ( Люди разных профессий)

- Как связана пословица и иллюстрация? ( Люди всех профессий работают на благо Родины, приносят пользу своим трудом, а значит мы можем смело сказать, что они служат Родине).

VIII. Закрепление.

С.34 Работа с пословицами. Почему так говорят?

Родина – мать, умей за неё постоять. (Родина заботится о нас, мы должны её любить и в случае необходимости защищать). Найдите слова, в которых есть буква Й.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. (Дружба будет крепкой, если не врать друг другу, хвалить напрасно.) Найдите слова, в которых есть буква Й.

- Какая пословица больше подойдёт к нашему уроку? Почему? (1 – ая, потому что мы говорили о героях, которые могут защитить нашу Родину.)

IX. Итог урока. Рефлексия.

- С каким звуком мы сегодня познакомились?

- А как называется буква?

- Что нового узнали на уроке?

- С какими заданиями вы справились легко?

- Над чем надо потрудиться?



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.