Урок литературного чтения на тему «С.Я. Маршак "Автобус номер 26"» (1 класс)
МБОУ СОШ № 138 г.Новосибирск
Класс: 1
Дисциплина: Литературное чтение ,автор Климанова,Горецкий , «Школа России»
Учитель: Михальская Светлана Демьяновна
Тема: С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»
Тип урока: открытие новых знаний
Цели: - углубление знаний учеников о творчестве С. Маршака, знакомство с его произведением «Автобус номер двадцать шесть».
- формирование умения через анализ произведения С. Маршака «Автобус номер двадцать шесть» определять его идею.
Задачи:
Образовательные: 1. Развивать умение правильно, выразительно читать целыми словами; 2. Развивать умение анализировать произведение; 3. Формировать умение предугадывать содержание произведения по его названию, иллюстрациям; 4. Развивать творческие способности, речь, память, мышление; 5. Формировать умение правильно отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; 6. Развивать умение определять главную мысль текста и соотносить её с содержанием произведения |
Развивающие: 1.Развивать умение отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы; 2.Развивать умение понимать смысл произведений; 3. Развивать умение формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока; 4. Развивать умение высказывать своё предположение; планировать пути достижения целей, познавательных задач; 5. Развивать умение опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий; 6. Развивать умение строить высказывания в соответствии с поставленным вопросом; 7. Развивать умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку.
|
Воспитательные: 1. Формировать понимание нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
|
.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Умение правильно, выразительно читать целыми словами; 2. Умение анализировать произведение; 3. Умение предугадывать содержание произведения по его названию, иллюстрациям; 4. Развитие творческих способностей, речи, памяти, мышления; 5. Умение правильно отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; 6. Умение определять главную мысль текста и соотносить её с содержанием произведения |
Личностные: 1. Понимание нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам |
метапредметные |
||
Познавательные: 1. Умение отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы; 2. Умение понимать смысл произведений;
|
Регулятивные: 1. Умение формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока; 2. Умение высказывать своё предположение; планировать пути достижения целей, познавательных задач; 3. Умение планировать пути достижения целей, познавательных задач.
|
Коммуникативные: 1. Умение опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий; 2. Умение строить высказывания в соответствии с поставленным вопросом; 3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку.
|
.
.
Метапредметные:
Оборудование: слайды презентации, учебник.
Образовательный ресурс: Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразоват.организаций. В 2 ч.Ч.2/ [Л.Ф. Лиманова, В.Г. Горецкий,
М.В. Голованова и др.]. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2023 – С. 19-21
План урока:
1. Этап мотивации
1.1. Приветствие
1.2. Эмоциональный настрой
1.3. Проверка готовности к уроку
2. Этап актуализация и пробного учебного действия
2.1. Дыхательная разминка «Свеча»
2.2. «Звукоподражание»
2.3. Работа с чистоговоркой
3. Этап выявления места и причины затруднения
3.1. Отгадывание загадок
3.2. Собирание элементов картинки
3.3. Составление слова
4. Этап построения выхода из затруднения
4.1. Работа над темой урока
4.2. Постановка цели урока
5. Этап реализации построенного проекта
5.1. Рассказ о С.Я.Маршаке
5.2. Работа с иллюстрацией учебника
6. Этап анализа произведения
6.1. Чтение стихотворения учителем
6.2. Проверка первичного восприятия
6.3. Словарная работа
6.4. Подготовка к выразительному чтению
7. Этап обобщения и интерпретации
7.1. Самостоятельное чтение в режиме жужжащего чтения
7.2. Чтение по цепочке
8. Этап рефлексии учебной деятельности
8.1. Рефлексия
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Формы контроля |
Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: создание условий для возникновения у уч-ся потребности включения в УД |
1.1. Приветствие - Здравствуйте, дети! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. А зовут меня Екатерина Витальевна. 1.2. Эмоциональный настрой - Я очень рада встрече с вами! Надеюсь, что сегодня вы порадуете меня. Вижу, у вас блестят глазки, и я уже читаю в них ваши умные мысли. Я верю в то, что на нашем уроке вы будете активными. 1.3. Проверка готовности к уроку - Проверим готовность к уроку. На ваших партах должен лежать учебник по литературному чтению. |
Приветствуют учителя
Проверяют готовность к уроку
|
Фронтальная |
Л1
К3
|
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. |
- Ребята, я предлагаю начать наш урок с речевых разминок, которые помогут нам правильно и чётко произносить те или иные фразы. 2.1. Дыхательная разминка «Свеча» - Представьте, что перед вами яблочный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше свечей, сделав максимальное количество коротких выдохов. 2.2. «Звукоподражание» - Ребята, а теперь слушайте меня внимательно, вспоминайте и воспроизводите: Над ухом звенит комар: з-з-з. Проснулся жук: ж-ж-ж. Рядом ползёт змея: ш-ш-ш. Близко стрекочет сорока: ч-ч-ч (громко). Улетает всё дальше и дальше: ч-ч-ч (тихо) 2.3. Работа с чистоговоркой (1 слайд) - Прочтите чистоговорку на слайде: Ро-ро-ро – на полу стоит ведро. Ор-ор-ор – подмели мы двор. Арь-арь-арь – на стене висит фонарь. - Вслух прочтёт… - Давайте прочтём чистоговорку все вместе, хором. - Теперь попробуем прочитать её быстрым темпом. - А кто сможет ещё быстрее? - Мы выполнили разминку, для того чтобы выработать у себя правильное дыхание и чёткое произношение. |
Проводят дыхательную разминку
Читают чистоговорку |
Фронтальная
Индивидуальная
|
Л1
К3
Л1
К3 |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. |
- Сегодня на уроке мы с вами будем открывать новые тайны темы «Жили-были буквы…» - С чем мы знакомились на прошлых уроках?
- О чем размышляли?
- Чему будем учиться?
- Всё это мы можем усвоить, если будем работать дружно, вместе обсуждать прочитанное и находить общую точку зрения.
3.1. Отгадывание загадок (2 слайд) - Сейчас мы отгадаем загадки, заполним отгадками клеточки кроссворда. А в поле с квадратиками, которое выделено красным цветом, будет спрятано ключевое слово. 1. На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад – Ищет в речке лягушат. (цапля) 2. Все деревья с интересом Изучает доктор леса. Если дерево ест жук, Доктор сразу: тук-тук-тук! (дятел) 3. Выше всех в саванне, Величав, как граф, Ходит утром ранним Вдоль реки… (жираф) 4. У маленькой Катюши Уселся на макушке Не мотылек, не птичка - Над цветком порхает, пляшет Веерком узорным машет. (бабочка) 5. Нету ножек, нету ручек, Нету шерсти и колючек. Он в земле живёт чудак. Как зовут его? (червяк) 6. Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском. Голова и восемь ног, Вот и весь я..... (осьминог) 7. Кто кричит во дворе, Будит нас на заре? У него есть перья - пух! И зовут его… (петух) - Как одним словом назвать все отгадки? - Какое ключевое слово получилось? - Что такое алфавит?
- Как можно назвать алфавит по-другому? - Сколько букв в алфавите? - Назовите 1-ую букву алфавита. - Назовите 5-ую букву алфавита. - Назовите 33-ью букву алфавита.
3.2. Собирание элементов картинки (3 слайд) - Ребята, посмотрите на слайд презентации. - На нём была изображена картинка, но вдруг её элементы рассыпались. Давайте соберём элементы картинки вместе и узнаем, что же на ней изображено. - Как вы думаете, что же изображено на картинке? (4 слайд) - Правильно! Это автобус.
3.3. Составление слова (5 слайд) - Посмотрите на слайд, нам дано интересное задание. Нам даны числа, под каждым которого записана буква. Необходимо расположить числа в порядке возрастания, и тогда мы узнаем, какое слово скрывалось. - Какое слово получилось? (6 слайд) - Давайте проверим со слайдом. - А вы знаете, кто такой Маршак? - Что пишут поэты? |
- С рассказами, сказками, стихотворениями о буквах - О том кто и как может “оживить буквы” - Красиво и правильно читать, но главное понимать прочитанное
Отгадывают загадки
- Животные - Алфавит - Алфавит – это буквы, расположенные в строго определенном порядке - Азбука - 33 буквы - А - Д - Я
- Автобус
- Маршак - Поэт - Стихотворения |
Фронтальная Индивидуальная
|
К1
К2
П1
Р1
К1
П1
К1
Л1
К3
|
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
|
4.1. Работа над темой урока (7 слайд) У нас появилось 4 слова: АЛФАВИТ, МАРШАК, АВТОБУС, ЖИВОТНЫЕ - Мы должны связать эти 4 слова и узнаем, чему будет посвящен наш урок. - Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (8 слайд) - Итак, сегодня мы познакомимся с С.Я. Маршаком, будем читать его стихотворение об автобусе, в котором он спрятал алфавит, а героями, пассажирами автобуса, будут животные, и подумаем о том, как же они будут вести себя в транспорте. 4.2. Постановка цели урока - Какую цель мы можем поставить перед собой? Чего мы должны с вами достичь? |
Предположения детей
- Познакомиться со стихотворением С. Маршака, понять, о чём это произведение |
Фронтальная Индивидуальная
|
К2
Р2
Р1 |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: обеспечить восприятие текста, осмысление событий
|
- А теперь послушайте меня. Я вам немного расскажу о биографии Самуила Яковлевича Маршака. 5.1. Рассказ о С.Я.Маршаке (9 слайд) Самуил Яковлевич родился 3 ноября 1887г. в городе Воронеже. Его семья была небогатой. Отец был простым рабочим на заводе. Но зато семья Маршака была большая и дружная, отец с матерью старались вырастить детей образованными и трудолюбивыми. Послушным мальчиком маленький Маршак никогда не был. Скорее - наоборот. Он очень часто ввязывался в драку во дворе, соседские мальчишки уходили домой со слезами и ссадинами. Дома мог с легкостью разбить банку с вареньем или вазу. Он был сплошной ураган. Будущий поэт рано полюбил стихи, в 4 года он уже пытался сам сочинять стихотворные строчки. А уже в 11 лет он написал настоящие большие произведения. Парень увлекался иностранными языками. Особенно хорошо знал английский, так как учился в одной из школ Англии. Маршак был очень старательным и любил учиться. Учась в гимназии, он увлекался древними языками, литературой, и делал переводы. Самуил Яковлевич очень любил детей. Много написал для детей стихотворений, сказок, загадок, пьес. Одни из первых сказок для детей в стихах - это «Пожар», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый полосатый», «Детки в клетке» и многие другие. Сейчас некоторые произведения его мы и представим. (10 слайд)
5.2. Работа с иллюстрацией учебника - Сейчас мы с вами познакомимся с одним из произведений Маршака. - Прочитайте его название в учебнике на стр.19. - Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. - Предположите, о чём или о ком будет это стихотворение. - Как вы думаете, животные в автобусе будут культурно себя вести или же нет?
Физкультминутка Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, потянулись. Наклонились, выпрямились, потянулись. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись, выпрямись и улыбнись. |
Ответы учащихся |
Фронтальная Индивидуальная
|
Л1
К3
Пр3
Пр4
К1
|
6. Этап анализа произведения Задача: углубление восприятия прочитанного, постижение художественной идеи. |
6.1. Чтение стихотворения учителем - Давайте же мы скорее познакомимся со стихотворением Самуила Яковлевича Маршака «Автобус номер двадцать шесть». - Я вам его сейчас прочту, а вы слушайте меня внимательно. 6.2. Проверка первичного восприятия - О ком это стихотворение? Подтвердились ли ваши предположения? - Что необычного в этом автобусе? Что в нём происходило?
- Понравилось вам произведение? Какие чувства вы испытали, прочитав стихотворение?
6.3. Словарная работа - Вы знаете, кто такой «вол»? (11 слайд) Вол - самец, крупное рогатое животное. То же, что и бык. - А кто такой «гиппопотам»? (12 слайд) Гиппопотам – это млекопитающее животное. В настоящее время обитает только в Африке. - Кто такой «фазан»? (13 слайд) Фазан - птица, которая обитает в лесах и на кустарниковых участках. - Кто такой «хорёк»? (14 слайд) Хорёк – это хищный зверёк из семейства куниц с ценным мехом, очень ловкое и быстрое животное, очень умное, хитрое. - Кто такой «щегол»? (15 слайд) Щегол - птица, обитающая на опушках. Является не перелетной птицей. - Кто такая «выпь»? (16 слайд) Выпь - птица. Обитает на территории Москвы, водится в болотах. - Кто такой «эму»? (17 слайд) Эму - птица, обитающая на большей части материка Австралии. - Кто такой «юрок»? (18 слайд) Юрок - перелетная птица. Обитает на территории России и за ее границами. - Кто такой «як»? (19 слайд) Як - млекопитающее животное. Обитает в Азии.
6.4. Подготовка к выразительному чтению - Ребята, какое это стихотворение по настроению? - Как вы думаете, как нужно читать данное стихотворение? С какой интонацией?
- Что нужно передать при чтении? |
- О животных
- Животные ссорились, толкались, обижали друг друга - Недовольство с той стороны, что животные плохо себя вели по отношению к другим
Предположения учащихся
- Весёлое, интересное - Сначала задорно, весело, интересно, затем серьёзно, местами с испугом - Правильную интонацию, эмоции животных |
Фронтальная Индивидуальная
|
К3
Пр2
П2
П1
Пр4
К2
К1
К2
|
7. Этап обобщения и интерпретации Задача: уточнение идеи произведения и помощь в осмыслении их читательской позиции
|
7.1. Самостоятельное чтение в режиме жужжащего чтения - Ребята, прочитайте обращение автора к читателям, последние 4 строчки стихотворения на стр.20. - Какой совет скрывается в последнем четверостишье? - Посмотрите на слайд презентации. (20 слайд) - И скажите, как же правильно надо себя веси тогда, когда вы едите в общественном транспорте, а как нельзя себя вести?
- Я очень надеюсь, что вы эти правила не только знаете, но и выполняете. - Прочитайте наше стихотворение тихонечко про себя.
7.2. Чтение по цепочке - Обратите внимание на строки в этом стихотворении. Здесь срывается секрет. - Кто догадался, какой секрет скрывается? - Если вы назовете первые буквы каждой строки, то вы отгадаете секрет. - Какой секрет вы открыли?
- Что такое алфавит?
- Сколько букв в алфавите? - Как удалось поэту спрятать в стихотворении алфавит?
Найди в стихотворении строчку: Выпь говорит, что ей темно - Какой пассажир мог бы попасть в строчку на букву “Ё”? - Проверь - может быть, он уже едет в автобусе?
- Почему слово “выпь” попало не в начало, а в конец стихотворения? - Какие буквы алфавита не использовал автор? Почему? - В каких случаях нам пригодится знание расположения букв в алфавитном порядке?
- Давайте с вами прочитаем стихотворение С. Маршака по цепочке. Начинаем с первой пары, каждый человек читает по одной цепочке. Следите внимательно. |
- Как не надо себя вести при поездке в автобусе
- Не толкаться, не наступать на ноги, уступать место старшим, не грубить, не ругаться, не спорить, не драться...
- В стихотворении спрятался алфавит - Буквы, расположенные в строго определенном порядке - 33 буквы - Расположил название животных в алфавитном порядке
- Ёж
- «Свинья заспорила с ежом» (стр.20) - Потому что автор в этом слове выделил «ь» - Ё, Й, Ъ, Ы
- При использовании словаря, чтобы найти свою фамилию или найти книжку в библиотеке |
Фронтальная Индивидуальная
|
Пр5
Пр2
Пр6
Пр4
Пр2
П2
Пр5
К2
Л1
Пр1
|
8. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. |
8.1. Рефлексия - С каким произведением познакомились на уроке?
- Кто был героями стихотворения? - Какой секрет скрывался в этом стихотворении? - Как вы думаете, подтвердилось ли ваше предположение о том, чему будет посвящен урок? - Мне очень интересно узнать, понравился ли вам сегодняшний урок литературного чтения. На ваших столах лежат смайлики. Если вам понравился урок, поднимите жёлтый смайлик, а если не особо понравился, то синий смайлик. - Спасибо за работу на уроке. Мне очень приятно было с вами работать. До свидания. |
- Со стихотворением С. Маршака «Автобус номер двадцать шесть» - Животные - Алфавит
|
Фронтальная Индивидуальная |
К3
Л1
К2 |