Урок литературного чтения «Обобщение по разделу "Страна детства"»
Открытый урок литературного чтения в 4 «Б» классе. Программа «Школа России»
Учитель: Котельникова О.Б. МАОУ «Лицей «ВЕКТОРиЯ».
Тема: «Обобщение по разделу «Страна детства»
Тип урока: урок ОМН.
Цель: повторить и обобщить изученный материал в разделе “Страна детства” (произведения Б. С. Житкова, М. М. Зощенко, К. Г. Паустовского);
Деятельностная цель: формирование у учащихся нового способа деятельности по структурированию и систематизации знаний по теме «Обобщение по разделу «Страна детства» через составление схемы.
Содержательная цель: обобщение основных элементов знаний по теме раздела для построения модели (схемы).
Планируемые результаты:
Предметные результаты: умение структурировать знания с помощью графического способа - схемы; умение определять автора, название, главную мысль через работу с текстами и разными видами информации.
Л.: адекватно оценивать себя, других.
П.: учиться сравнивать, анализировать, обобщать в результате совместной работы класса и учителя;
Р.: уметь определять и понимать учебную задачу, высказывать своё предположение
К.: учиться точно выражать мысли; слушать и слышать других; взаимодействовать при информационном поиске в паре.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, материалы для составления схемы, ссылки на видеофрагменты.
№ |
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Личностные и метапредметные результаты |
1 |
Мотивации (самоопределения) деятельности 5 мин Цель: выработка на личностно значимом уровне положительного самоопределения ученика к деятельности на уроке. («могу» - учиться и добывать знания самостоятельно и с помощью одноклассников.) |
Поздоровайтесь с гостями (кивок головой). Предлагаю вам послушать фрагмент песни и определить тему урока. Какой раздел мы изучили на литературном чтении? Сегодня на уроке обобщим материал, По известной теме закрепим умения. Чтоб пройденное ранее освоить, без сомнения. Знания по теме приведём в систему, Чтоб в конце урока каждый смог сказать: Я готов к контрольной, всё сделаю на «пять».
(определить тему)
|
- внимательно слушают учителя, комментируют просмотренный фрагмент видео-песни
- вместе с учителем формулируют тему урока - понимают и принимают значимость работы
|
Л. Мотивация к труду. П. выделение и формулирование темы, задач урока. Р. Умение ставить учеб. задачу. К.умение выражать свои мысли в соответствии с задачей урока |
2 |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности 5 мин Цель: актуализация используемых способов действий и подготовка к осознанию потребности в выявлении причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности |
Что вы знаете из данного раздела?
|
- выражают свои мысли, проговаривая свои знания во внешней речи,
-выявляют затруднения и причины их возникновения
|
П. умение делать выводы К. умение слушать и понимать речь других |
- Электронное устройство зафиксировало все ваши мысли. - Что вы можете сказать об этой информации? |
|
|||
3 |
Постановка учебной задачи 2 мин Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими цели урока. |
Удобно ли пользоваться такой информацией? Почему? Система - целое, состоящее из частей. Систематизировать – объединять в группы по определённым признакам. Давайте определим задачи урока. Какую учебную задачу поставим на уроке? Продолжите предложения. Повторить и … Составить … Подготовиться … |
- формулируют задачи урока совместно с учителем: повторить знания по теме урока или систематизировать знания о по разделу «Страна детства» составить схему по разделу подготовиться к контрольной работе - понимают и принимают цель деятельности на уроке
|
Р. умение высказывать своё предположение |
4 |
Построение проекта выхода из затруднения. 10 минут Цель: выбор метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка гипотез. (моделирование информации новым способом)
Физкультминутка: под музыку дети выполняют движения 3 минуты
|
-Как имеющуюся информацию сделать компактной, удобной? - Я предлагаю сегодня сделать схему. Что такое схема? Схема - графический документ; изложение, изображение, представление чего-либо в самых общих чертах. Взгляните на доску. В модели есть вершина-главное слово, нам предстоит построить схему. (повторение правил) Предлагаю поработать в парах по отдельным блокам схемы, а сейчас составим план составления схемы (на доске аншлаги) 1) жанр произведений 2) авторы 3) названия рассказов 4) главные герои 5) главная мысль рассказов 1) Рассмотрите обложки книг. Определите жанр, помещенных в них произведений. Запишите. 2) Соотнеси портрет писателя с его биографией. Проведи стрелку. Запиши Ф.И.О. писателей.
3) Возьмите книгу. Рассмотрите её. Найдите название рассказа, который мы читали на уроке и соотнесите его с автором. 4) 5. Прочитайте главные мысли к прочитанным произведениям. Соотнесите их с пословицами и названием рассказа. |
- отвечают на вопрос, предлагают варианты: схема, таблица, кластер, рисунок, план и др.
повторяют правила работы в парах, группах
составляют план, схему по теме, - обучаются новому способу объединения информации в единую систему. - участвуют в коллективной деятельности (работают в парах), выполняют задания, заполняют часть схемы, используя карточки со словами - используют метод разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвигают и проверяют гипотезы (выстраивают схему по основным моментам раздела)
оценивают свою деятельность
|
Р.умение соотносить способ действия и его результат с данным эталоном |
- Давайте посмотрим, что у нас получилось. Всё ли удалось отразить? Получился ли порядок, система? |
Р. умение сотрудничать, К. слушать и понимать речь других Л. Мотивация к труду |
|||
5 |
Первичное закрепление во внешней речи. 3 минуты Цель: формирование у учащихся способности к новому способу действия, разным формам организации деятельности .
. |
Давайте поучимся пользоваться этой моделью. - Где вы можете использовать данную модель? - Проверим, как вы можете пользоваться этой моделью-схемой. - Предлагаю вам ответить на вопросы, используя новый способ. Работаем фронтально. 1) Кто является главным героем рассказа Б.С.Житкова? 2) Кто автор рассказа, в котором герой-композитор? 3) Какова главная мысль произведения М.М. Зощенко? Задайте свои вопросы. Что вам помогло ответить на вопросы?
|
- в форме коммуникативного взаимодействия проговаривают во внешней речи формулируют и задают вопросы, используя модель проговаривают во внешней речи.\
задают свои вопросы
|
Л.Мотивация к работе на результат К. умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками
К. слушать и понимать речь других |
6 |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 5 мин. Цель: самопроверка усвоения способов действий на воспроизведение полученного результата, индивидуальная рефлексия достижения цели. |
Сейчас вы имеете возможность проверить, имеются ли у вас проблемы при усвоении основных знаний по теме перед контрольной работой. Предлагаю выполнить тест. При выполнении работы можно пользоваться опорной моделью, если в этом будет необходимость. Тест. - создает ситуацию успеха, способствующую включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность. Проверка по эталону: г, б, а, в, а, в. Критерии оценивания: 6 правильных ответов – «5» 5 правильных ответов - «4» 4 правильных ответа - «3» 3 и менее правильных ответов – «2» |
- самостоятельно выполняют задания на воспроизведение полученного результата и его применение в процессе учебной деятельности
выполняют тест самостоятельно
- осуществляют самоконтроль и самооценку выполненной работы (по критериям) оценивают свою деятельность. |
Л.Мотивация к работе на результат, самооценка по критериям
|
7 |
Включение в систему знаний и повторение. 3 мин. Цель: Включение нового способа действия в систему знаний и применение на практике |
- Какие из книг этих авторов вы бы продолжили читать? Задание. 3 «Б» классу дали задание для внеклассного чтения прочитать любую из книг К.Г. Паустовского, Б.С.Житкова или М.М. Зощенко. Третьеклассники пришли к нам и принесли 3 книги. Они попросили у вас совета: какую книгу выбрать для чтения из предложенных. Какой совет им дадите ребятам? Советую прочитать книгу …, потому что… |
- выполняют задания, включающие изучаемые способы действия в систему знаний - при необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках р -проверка зачитыванием или проговариванием.
|
К. умение высказывать предположение П. умение делать выводы в результате совместной работы К. умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками |
8 |
Рефлексия деятельности. 2 мин Цель: самооценка учащимися своей деятельности, метода преодоления затруднений, оценка нового способа действия
Домашнее задание |
- Предлагаю вернуться к поставленным задачам. - Удалось ли достичь задачи? - Чем пользовались на уроке? - Помогла ли эта модель подготовиться к контрольной работе? - Продолжите предложения: Я готов(а) … Я понял(а) … Хочу похвалить … Мне необходимо …
-Придумать свои 3 вопроса по данной модели, подготовиться к контрольной работе
|
- анализируют деятельностные шаги и используемый при этом понятийный инструментарий - осуществляют самооценку деятельности на уроке (Готов ли я…) - фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности - записывают домашнее задание |
Л.Мотивация к работе на результат, самооценка деятельност Р. соотношение способа действия и полученного результата |
Приложение
Готовая схема
Проверочный тест по разделу «Страна детства»
1. Укажи автора рассказа «Как я ловил человечков».
а) К.Г. Паустовский б) В.Ю. Драгунский
в) М.М. Зощенко г) Б.С. Житков
2.Узнай произведение и героя.
Эта девочка вдохновила великого композитора Эдварда Грига.
а) Таня; б) Дагни; в) Лёля
3. Определите жанр произведения "Ёлка".
а) рассказ; б) повесть; в) басня; г) сказка
4. Отметь, каким был главный герой рассказа «Как я ловил человечков».
а) смелым; б) глупым; в) любознательным; г) жадным
5. О ком идёт речь в рассказе К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»?
а) Композитор Эдвард Григ б) Композитор П.И. Чайковский
в) Писатель А.С. Пушкин г) Писатель М.Ю. Лермонтов
6. Укажи рассказ Б.С. Житкова.
а) Ёлка в) Как я ловил человечков
б) Корзина с еловыми шишками г) Главные реки
Карточки с заданиями
1. Рассмотрите обложки книг. Определите жанр, помещенных в них произведений. Запишите. ___________________________________
2. Соотнеси портрет писателя с его биографией. Проведи стрелку. Запиши Ф.И.О. писателей.
Родился 9 августа 1894 года в Петербурге в небогатой, но интеллигентной семье. Отец писателя был художником, а мать – актрисой и писательницей рассказов. В возрасте 18 лет был зачислен юнкером в Военное училище. Обучение было прервано началом Первой Мировой войны, и Михаил ушел на фронт.
Родился 30 августа 1882 г. в Новгороде; его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте, мать – пианистка. объездил полсвета — Россию, Европу, Азию, Японские острова. Он свободно изъяснялся на многих языках.
Родился в Москве, в семье железнодорожного статистика. После череды переездов семья Паустовских поселилась в Киеве. Константин учился в Первой Киевской классической гимназии. В честь писателя была названа малая планета под номером 5269.
4. Рассмотри стоп-кадр из кинофильма (мультфильма). Определи героев, и название произведений.
________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Прочитайте главные мысли к прочитанным произведениям. Соотнесите их с пословицами и названием рассказа.
Названия произведений.
1. «Как я ловил человечков» 2. «Елка» 3. «Корзина с еловыми шишками»
Главные мысли.
А. Надо стремиться к тому, чтобы стать хорошим человеком.
Б. Не надо идти на поводу у своего любопытства и нарушать данное слово.
В. Музыка делает человека лучше, наполняет жизнь смыслом, дарит счастье.
Пословицы.
а) Не дорог подарок, дорога любовь.
б) Лучше бедность, да честность, нежели прибыль, да стыд.
в) Давши слово держись, а не давши крепись.
Например: 1 Б а
Полезные ссылки
https://youtu.be/3672dO2Id_k -Герои рассказа Корзина с еловыми шишками
https://youtu.be/Q6ixQQD716A - Как я ловил человечков
https://youtu.be/cDdW8GdNTLA Елка
https://youtu.be/RAZz4-PeNmk песня о детстве - начало урока
https://youtu.be/ekAJuQ0TMHQ физкультминутка