Урок по математике на тему «Перестановка слагаемых» (1 класс)
Урок Математики . 1 класс.
Тема: Перестановка слагаемых.
Цель: вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не меняется.
Планируемые результаты (предметные):
Знать правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется
УУД:
Личностные:
Умение делать выбор, как поступить в предложенной ситуации.
Регулятивные:
Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности
Познавательные:
Умение применять базовые знания для решения конкретной проблемы; использовать алгоритм в практической деятельности.
Коммуникативные:
Приобретения навыков учебного сотрудничества в процессе работы в паре и в группе.
Каллиграфическая минутка
732 составить все двузначные числа 73 72 32 37 27 23
2. Математический диктант
- Какое число на 1 больше 4-х? (5)
- Какое число на 1 меньше 8-ти? (7)
-Увеличить 4 на 3.(7)
-Уменьшить 10 на 2 (8)
- Первое слагаемое 3, второе 2. Найти сумму (5)
Сумма чисел 5 и 3
– Я задумала число, прибавила еще столько же и получила 8. Какое число я задумала?(4)
Устный счет
За кустом спрятались котята. Видно 8 лапок. Сколько было котят? (2)
- Из будки торчат хвостики всех щенков. Сколько щенков в будке, если мы видим 5 хвостиков? (5)
Работа с планшетом :
Решение задач
Что общего?
– Посмотрите на доску:
7+3 2+5 3+4
7+1 3+2 3+7
–Что общего у всех выражений, записанных на доске??
–Как называются компоненты при сложении?
-Посмотрите на выражения. Прочитайте их.
-Что вы заметили? (слагаемые поменялись местами)
3.Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знания.
Постановка проблемы.
- Леопольд поймал 5 рыбок, а Матроскин -3 рыбки. Сколько всего рыбок поймали коты?
Запишите решение на доске.
Фиксирование затруднения
- Коты устроили спор. Леопольд утверждает, что верное решение 5 + 3, а Матроскин, что 3 + 5 . Кто прав?
- Подумайте, что произошло?
(Слагаемые поменялись местами.)
- А можно ли так поступать в математике?
- Нам необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые.
Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю провести исследование.
Практическая работа.
4. Работа в паре
План исследования:
1. Нарисовать 5 красных квадратов и 1 синий квадрат
2.Составить два примера на сложение.
3. Записать их в тетрадь
4 .Сравнить результаты.
5.Сделать вывод
- Сравните выражение: чем они похожи и чем отличаются? (Слагаемые одни и те же только поменяли местами, результат остается тот же)
- Какое выражение легче и быстрее сложить, решить? ( к большему прибавить меньшее)
- Так, кто ж из котов прав: Леопольд или Матроскин? (Оба.)
- Объясните почему. (От перестановки слагаемых сумма не меняется.)
Как вы думаете, чтобы сделать вывод, достаточно наблюдения над одним случаем перестановки слагаемых? (Нет, не достаточно.)
Эксперимент:
- К доске выйдут 1 мальчика и 3 девочки. Сколько всего детей?(4)
- Какое мы составим выражение и запишем в тетради? ( запись в тетради и у доски)
- Поменяйтесь местами. Изменилось количество детей? (нет)
- Какое мы составим выражение запишем в тетради? ( запись в тетради и у доски)
- Вывод? (От перестановки слагаемых сумма не изменилась)
5.Работа с учебником
Учебник на стр.14.
Совпадает наше открытие с правилом в учебнике? (да)
-К какому выводу вы пришли? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется)
- Эту особенность ученые заметили давно. Они даже назвали ее математическим законом. Потому что закон выполняется всегда. Получается, что мы с вами, без посторонней помощи сделали научное открытие!
- И так, тема нашего урока: Перестановка слагаемых.
(Самостоятельная постановка цели урока )
Мы должны научиться решать примеры с помощью перестановки слагаемых.
- Как можно использовать новое правило. Выполним задание, которое поможет его запомнить.
- Для чего нам нужно знать правило перестановки слагаемых? (легче к большему числу прибавить меньшее).
6. Закрепление новых знаний.
На столах карточки с примерами. ( работа в парах)
8+2 2+8
9+2 6+3
1+4 9+2
3+6 4+1
- Соедините пары примеров с одинаковым ответом, не вычисляя их.
- Найдите значение выражения применяя правило.
3+7 2+6 1+9 4+5
3+5 4+6 2+8 3+6
(Дети формулируют алгоритм действий: легче к большему числу прибавить меньшее, т.к. от перестановки слагаемых сумма не изменяется.)
7. Закрепление
Раздели деньги между 3 детьми
Что такое товар? Все, что продается
Цена? Это то, сколько стоит товар
Деньги? Это особый товар, который можно поменять на любой другой товар и услуги
Цветочный магазин. Купим для мамы 3 красные розы.
На остальные деньги мы подкрепимся в кафе
Торт – 4 рубля
Сок – 2 рубля
Конфета – 1 рубль
Пирожное – 3 рубля
Записать свой вариант в таблицу
|
Цена |
Количество |
стоимость |
Торт |
|
|
|
Сок |
|
|
|
Конфета |
|
|
|
Пирожное |
|
|
|
8 .Рефлексия. Итог
- Какие новые знания вы открыли на уроке? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется. К большему числу легче прибавить меньшее.
- А теперь оценим свою работу
- Поставьте себя на третье место, если было на уроке сложно и не понятно, поставьте себя на второе место, если было понятно, но где-то допускали ошибки,
на первое место, если на уроке было все понятно и нигде не было допущено ошибок.