Урок математики на тему «Доли» (3 класс)
УРОК МАТЕМАТИКИ
Тема урока. Доли.
Цели: формировать у учащихся представление о делении на равные части ( доли) предметов, геометрических фигур;
Задачи:
- формировать умение читать, записывать и сравнивать доли (на наглядной основе)
- совершенствовать навыки устных вычислений (повторить табличное умножение и деление; единицы измерения длины,
правила нахождения периметра и площади прямоугольника; сравнение чисел;)
- развивать внимание, логическое мышление (приемы сравнения, умении анализировать, делать выводы),математическую речь,память
- развивать самостоятельность, логическое мышление;
- воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки и самостоятельность.
Формирование УУД на уроке.
1. Познавательные УУД.
Развивать умения:
1- самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей;
2- строить вспомогательные модели к задачам в виде схематических рисунков;
3- анализировать краткую запись задач и решать их составлением выражения;
4- самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в жизненных ситуациях;
5- умение ориентироваться в системе знаний.
11. Регулятивные УУД.
Развивать умения:
1- принимать участие в обсуждении, формулировании цели конкретного задания;
2- выполнять работу в соответствии с заданным планом;
3- участвовать в оценке и обсуждении полученного результата.
4- определять правильность выполнения задания на основе сравнения с предыдущими заданиями
5- оценка выполнения своего задания по параметрам, представленным учителем.
111. Коммуникативные УУД.
Развивать умения:
1- работать в паре, договариваться друг с другом, вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
2- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению и понимать точку зрения другого;
3- ясно формулировать ответы на вопросы учителя.
1У. Личностные УУД. Создавать условия для формирования умения:
1- понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
2- ценить и принимать следующие базовые ценности: «терпение», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»
3- не бояться собственных ошибок.
4-включаться в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
Оборудование:
Для учителя: компьютер, интерактивная доска, презентация, демонстрационный материал: яблоко, дольки апельсина из картона.
Для учащихся: цветные карандаши, карточки с числами, полоска бумаги у каждого ученика; учебник М.И. Моро «Математика».
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Название этапа урока |
Цели этапа |
Формирование УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Мотиви- рование к учебной деятель- ности
_________
2.Актуали- зация знаний и осознание границ знания-незнания
_________
3.Построе ние проекта выхода из затрудне ния .
_________
4.Реализа- ция построен- ного проекта
_________
5.Первич- ное закрепле- ние с проговари-ванием во внешней речи
_________
6.Самосто- ятельная работа с проверкой по эталону.
_________
7.Включе- ние в систему знаний .
_________ 8.Физ- культми- нутка.____ 9.Повторе-ние ранее изучен-ного материала
_________
10. Итог урока. Рефлексия.
Домаш- нее задание
|
Формировать у учащихся потребность в приобретении новых знаний.
_______________________________
Актуализировать у учащихся, полученные ранее знания, необходимые для изучения нового материала.
Создать условия для возникновения проблемной ситуации, осознания детьми противоречий. Мотивировать к пробному учебному действию Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия; Зафиксировать место индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.
_______________________________
Организовать диалог с детьми в ходе которого формулируются тема и проблема урока.
______________________________
Организовать проведение исследования Формирование умения работать с информацией.
_______________________________
Создать условия для закрепления учениками нового способа действий. Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности на уровне применения в измененной ситуации. Развивать умение работать в паре.
_______________________________
Формировать умение применять полученные знания
______________________________
Обеспечить повышение уровня осмысления учащимися изученного материала, глубины его усвоения.
______________________________
_______________________________
Повторить умение составлять задачи по данной краткой записи и решать составлением выражения
_______________________________
Организовать рефлексию и самооценку учебной деятельности. Выявить качество и уровень овладения знаниями и способами деятельности.
|
1У.4
_________
1.5 11.3,5
111.1
_________
1.4
11.1
________ 1.1 111.2
_________
1.4
11.2
111.1,2
_________
111.2 1У.3
_________
1.1
11.1,2,3
_________
__________
1.1,3
111,2
_________
111.3
1У.1
|
- Веселый прозвенел звонок . Начинаем наш урок. Все ль на месте? Все ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадка? Время движется вперед. Начинаем устный счет.
__________________________________
Устный счет. 1. (Слайд 2) - Если вы согласны с утверждением,то рисуем ____ Если не согласны,то рисуем - дугу
Верно ли утверждение, что произведение чисел 6 и 7 равно 42? Верно ли утверждение, что в 1 метре 10 см? Верно ли утверждение, что чтобы получить число 35 надо 5 увеличить в 7 раз? Верно ли утверждение, что чтобы найти периметр прямоугольника, надо длину умножить на ширину? Верно ли утверждение, что частное чисел 81 и 9 равно 8? Верно ли утверждение, что чтобы найти стоимость, надо цену умножить на количество? Верно ли утверждение, что чтобы узнать во сколько раз одно число > или < другого надо большее число разделить на меньшее?
Проверка выполнения задания, выставление оценок.
2. Работа с карточками - Прочитайте выражение, карточками покажите его значение.( Слайд 3) 35:7 72:9 48:8 10:5 24:8 1:5 (не делится)
- Какой вопрос вы мне хотите задать? ____________________________________ -Что это за шум на лесной полянке? (Слайд 4) (после того, как животные разбежались, у меня на столе остаются, сделанные из картона большие дольки апельсина)
- Что пришлось делить героям сказки?
- Почему надо было делить этот целый апельсин? (Слайд 5) - Как в сказке называлась каждая часть апельсина? - Что же мы будем изучать сегодня, какова тема урока? Слайд 6 с названием темы урока. ___________________________________ - А теперь давайте вернемся к нашему примеру, который мы не смогли решить раньше. 1:5
- Смогли ли мы один целый апельсин разделить на 5 частей? - Теперь нам надо понять, как записать ответ в этом примере. -А можем ли мы записать долю числом? В математике знак «:» еще заменяют горизонтальной чертой «--» и выражение 1:5 записывают в виде дроби 1 , 5 - Кто попробует расшифровать эту запись, что обозначают числа?
-Позже будете называть «знаменатель»
-Позже будете называть «числитель». - Читается «одна пятая».
- Назови эту долю (показываю дольку апельсина). - Назови эту долю (показываю еще одну дольку апельсина) и т.д. - Сколько всего долей?
____________________________________ Работа в парах. - Возьмите полоску бумаги, (лежит у каждого на столе). Разделите ее на две части. - Как можно это сделать?
-Как называются получившиеся части?
- Сколько их? - А теперь сложите еще раз. Разверните. На сколько частей теперь разделилась полоска бумаги? - Как назовем каждую получившуюся часть?
- А теперь один ученик, из сидящих за одной партой, заштрихует 1 2 долю, а его товарищ заштрихует 1 4 долю. Напишите на своей полоске, какую дробь вы раскрасили.
Проверка. - Поднимите и покажите мне 1, 2 а теперь покажите 1 4 - Проверим, как записали. (Слайд 7.) - А теперь давайте сравним, какая доля больше: одна вторая или одна четвертая?
Почему?
___________________________________ Работа с учебником. 1.- Откройте учебник на стр. 80 и прочитайте правило. (При проверке, я режу яблоко на доли) - На сколько равных частей разделили яблоко сначала? - Как можно назвать каждую часть яблока? -Как разделили яблоко потом?
- Как можно назвать каждую получившуюся теперь часть яблока?
___________________________________ 2. Стр.80, № 1, 1). (Слайд 8)
3. Стр.80. № 2. ( Слайд 9)
__________________________________
__Слайд10. __________________________________ 1. - Составьте задачу по краткой записи. (Слайд 11)
- Можем сразу ответить на вопрос задачи? - Почему? - Запишите в тетради решение задачи выражением. Проверка. 2. Стр. 81, №5.( Слайд 12) - Что значит решить уравнение, подбирая значение х?
Проверка: правильные ответы появляются на слайде. ____________________________________ -Что нового для себя узнали на уроке? - Что такое доля? - Что понравилось на уроке? - В чем затруднялись? - Встаньте, кто доволен своей работой на уроке? ___________________________________ (Слайд 13) Стр. 81,№3, 7. Задание на смекалку: Как разрезать головку сыра на 8 равных долей, сделав только три разреза?
|
Приветствие Положительный настрой на урок
___________________________
Ученики выполняют задание в тетрадях
Ученики меняются тетрадями, проверяют и ставят оценку товарищу? (нет ошибок – 5, одна ошибка – 4 и т.д.). Дети показывают ответ карточками с числами, ответ на слайде вылетает, после того, как учитель проверил ответы
Дают ответ: - Как 1 разделить на 5? __________________________ Дети в масках показывают сценку-сказку «Мы делили апельсин»
Отвечают на вопросы: - Апельсин
- Животных много, а он один.
- Долька, доля.
Формулируют тему « ДОЛИ»
__________________________
Соглашаются
(затрудняются ответить)
- Внизу под чертой пишем число, которое показывает на сколько равных частей разделили,
а над чертой – число, которое показывает сколько таких частей взяли. Овечают на вопросы: - Одна пятая
- Одна пятая
- Всего долей – 5.
___________________________
Предлагают разделить сгибанием.
Отвечают на вопросы: 1 2 доля - Две.
- На четыре
- Одна четвертая.
Ученики сами договариваются, кто какую долю будет раскрашивать.
Ученики накладывают одну долю на другую и сравнивают. В тетради запись:
1 > 1 2 4 Ученики делают вывод: чем на большее количество частей делим, тем части получаются меньше. __________________________
Ученики самостоятельно читают правило в учебнике. Отвечают на вопросы - На две.
- Половина, одна вторая доля.
- Каждую половинку разрезали еще пополам. Получилось 4 части.
- Четверть, одна четвертая доля.
__________________________ Дети рассматривают иллюстрацию, делают вывод о том, что получится одна двенадцатая доля, записывают ее в тетради
На наглядном материале дети рассматривают доли, сравнивают их и записывают в тетради и на доске:
1 > 1; 1 < 1; 1 < 1 3 8 3 2 8 4
________________________ Ученики устно составляют задачу.
Дают отрицательный ответ
Ученики читают задание. Проговаривают правило: - Подобрать такое число, которое если вставить вмето х в уравнение, то получится верное равенство.
Ребята карточками показывают, чему равно значение х. __________________________
___________________________ |