12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Косякова Марина Николаевна6162
Учитель начальных классов высшей категории, стаж работы 36 лет.
Россия, Пензенская обл., Сердобск

Урок математики 1 класс, УМК «Школа России»

Методическая тема урока:
«Взаимодействие игровой и учебно – познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»



Тема урока: Единица массы – килограмм.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: создание условий для знакомства с новой величиной – массой и единицей её измерения – килограммом

Задачи:
Образовательные:

- дать представление о величине – массе и единице её измерения – килограмме;

- познакомить с правилами сравнения, сложения и вычитания масс;
Развивающие:

- формировать навыки логического мышления (наблюдение, сравнение);

- учить детей выдвигать гипотезы, находить правильное решение;
Воспитывающие:

- способствовать воспитанию у учащихся коммуникативных умений, чувства

взаимопомощи, стремления преодолевать трудности;

- воспитывать здоровый образ жизни.

Планируемые результаты

Предметные результаты

- научить сравнивать одинаковые внешне предметы по массе;

- научить взвешивать предметы на чашечных весах и записывать их массу;

- развивать вычислительные навыки и умение решать текстовые задачи;

- грамотно использовать в речи математические термины и понятия.

Личностные результаты

- формировать способность оценивать собственные математические знания и умения;

- формировать способность устно  оценивать работу своих одноклассников в виде суждения и объяснения;

- использовать полученные знания при решении жизненных ситуаций

- развивать коммуникативные навыки при коллективном обсуждении выступлений ребят.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

- формулировать цель, задачи учебной деятельности с помощью подводящего диалога учителя

- осознавать и принимать  учебную задачу

- оценивать результат собственной учебной деятельности с помощью листов самоконтроля;

- совместно с учителем составлять план решения задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

- учить формулировать учебную задачу, отвечая на проблемный вопрос;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах ;

- перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний общечеловеческих законов..

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- строить осознанно высказывание в устной форме.

Оборудование: кукла Маша, компьютер, проектор, интерактивная доска, листы самооценки, карточки «масса», «килограмм», «весы», разные виды весов, гири, одинаковые коробки – посылки, карточки – гармошки, карточки для парной работы и индивидуальной работы у доски.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок. Слайд
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Вы за парты дружно сели,

На меня все посмотрели.

Встало солнышко давно,
Слайд

Заглянуло к нам в окно.

На урок торопит нас,

Математика сейчас.

- Ребята, как вы считаете, какие качества помогут вам преодолеть все трудности на уроке? (Сообразительность, смекалка, внимание, память, дружба, старание, взаимовыручка и т.д.)

- Замечательно! Тогда, в путь!

2. Актуализация знаний и умений.

Устный счёт.

- Сегодня к нам пришла новая ученица. Кто она? Вы скажете, если отгадаете загадку:

На одной лесной опушке
Мишка спит зимой в избушке,
Летом в шахматы играет,
Рыбу ловит, не скучает.
Но его привычный быт,
Нарушает смех и визг,

Мяч в окне, компот разлит…
Кто скажите так шалит? (Маша) Слайд

- Маша приглашает нас в гости к Мише. А чтобы идти нам было не страшно, мы будем освещать свой путь фонариками, которые вы будете зажигать, раскрашивая их соответствующим цветом, по ходу выполнения каждого задания. Слайд Эти фонарики находятся у вас в Листах самооценки. Прочтите, что означает каждый цвет. (ученики читают)


лист самооценкиDOCX / 155.03 Кб

- Ребята, прежде, чем мы приступим к устному счёту, откройте тетради и запишите сегодняшнее число, Классная работа. Какое сегодня число? (15)

- Что вы можете сказать об этом числе? (двузначное, нечётное)

- На сколько 5 больше 1? (на 4)

- Какой месяц? (февраль)

- Сколько букв в слове февраль? (7)

Числа 4 и 7 мы и будем писать на минутке чистописания.

- Все готовы? Тогда переходим к устному счёту. Слайд

- Ребята, мы знаем, что Маша очень любит играть и приглашает поиграть с ней нас. Но игры у нее сегодня математические.

- Маша предлагает нам слепить снеговика. В каждый ком вы должны записать ответы на ее задания. Писать начинаем снизу вверх.


Снеговик для устного счётаDOCX / 48.08 Кб

- Первое слагаемое 5, второе 4. Запишите, чему равно значение суммы? (9)
- Запишите число, которое на 1 меньше 7. (
6)
- Маша задумала число, прибавила к нему 3 и получила 7. Какое число задумала Маша? (
4)
- Уменьшаемое 9, вычитаемое 6. Запишите, чему равно значение разности? (
3)
- Запишите, на сколько 7 меньше 9? (
на 2)

- Сравните своих снеговиков с Машиным. Слайд

Презентацию закрыть

- Пора к Мишке. В гости обычно с гостинцами ходят. Мишка очень любит сладкие яблоки. Но у меня яблоки перемешаны. Давайте их быстро рассортируем. На сладких яблоках записаны примеры, ответ которых чётное число, а на кислых – нечётное.


Ящики, яблокиDOCX / 354.55 Кб

- А сейчас Маша предлагает до Мишиного леса доехать. На чём? Отгадайте: Слайд

Десять братцев
Любят кататься.
Первый с трубой
Ведёт всех за собой.
(Поезд) Слайд

- Верно! А какое число вы услышали в этой загадке? (10)
- Что вы можете о нём сказать? (
число 10 двузначное, т.к. состоит из двух цифр, чётное)

- Друзья, случилась беда! Вагоны расцепились, и пока мы их правильно не сцепим, поезд не поедет. (расставить вагоны в порядке структуры задачи)


Структура задачи, поездPDF / 878.11 Кб

- Молодцы! Поехали!

- А чтобы не скучно было ехать, Маша предлагает среди текстов найти задачу и решить её. Слайд

1. В вагоне ехали несколько пассажиров. На остановке зашли ещё 2 пассажира. Сколько всего пассажиров стало в вагоне?

2. В вагоне ехали 7 пассажиров. На остановке зашли ещё 2 пассажира. Была зима.

3. В вагоне ехали 7 пассажиров. На остановке зашли ещё 2 пассажира. Сколько пассажиров стало в вагоне?

- Какой из этих текстов является задачей? Объясните свой выбор.

- Друзья, а нам пора зажечь фонарики на Листах самооценки. Слайд

- Закрасьте соответствующим цветом фонарик , оценив свою работу во время устного счёта.

3. Целеполагание.

- Ну, вот мы и у Миши в гостях. А чем это он занят? (измеряет отрезки ) Слайд

- Но, мне кажется, у Мишки проблемы. Он затрудняется, а Маша смеётся.

- Давайте ему поможем.

- Найдите задание 3 в учебнике на с. 37. Измерьте отрезки и ответьте на поставленный вопрос.

- Каким правилом вы воспользовались, чтобы ответить на вопрос задания? (чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо от большего отнять меньшее)

- Какой величиной вы пользовались при измерении длины отрезка? (сантиметром)

Презентацию закрыть

Физкультминутка Слайд

Утром Маша в лес пошла.
По дороге гриб нашла.
А за ним-то раз, два, три —
Показались ещё три!
И пока грибы срывала,
Маша в школу опоздала.
Побежала, заспешила
И грибы все уронила!

- Ребята, Маше и Мише прислали посылки.

- Посмотрите, они абсолютно одинаковые, но Маша утверждает, что они разные.

- Как вы считаете, в чём их отличие?

- Каким способом можно убедиться, что посылки разные? (взять в руки)

- Да, ребята, есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такое свойство, нужно взять предметы в руки. (Один ученик выходит к доске и проводит эксперимент).

- Что теперь можете сказать? (одна посылка легче, другая тяжелее).

- Как вы считаете, как называется свойство, когда мы говорим, какой предмет легче или тяжелее. (Масса. Карточка вывешивается на доску)

- Ребята, а единицей измерения массы является КИЛОГРАММ. (вывешивается на доску)

- Кто догадался, какова тема нашего урока? (Килограмм) Слайд

- Как вы думаете, каких целей мы должны достичь сегодня на уроке?
(
Мы должны познакомиться с новой величиной – массой и единицей её измерения – килограммом). Слайд
4. Открытие новых знаний.

- Ребята, возьмите в одну руку учебник, а в другую тетрадь. Что легче, а что тяжелее? (Учебник тяжелее тетради, тетрадь легче учебника.)

- Теперь возьмите в одну руку учебник, а в другую – ручку. Что легче, а что тяжелее(Учебник тяжелее ручки, а ручка легче учебника).

- Ребята, а кто догадался, что мы сейчас сравниваем? (Массы предметов).

- Да, правильно, мы сравнивали массы предметов. И поэтому правильно будет говорить, что масса учебника больше массы тетради, а масса тетради… (меньше массы учебника)

- Если масса ручки меньше массы учебника, то… (масса учебника больше массы ручки)

- А каким прибором измеряют массу предметов? (Весами).

- Правильно, массу предметов измеряют весами. Слайд (На доску вывешивается слово «ВЕСЫ»)

- Где в жизни вы встречали весы? ( в магазине, в аптеке, в больнице.) Слайд

- Ребята, весы бывают разные: бытовые, промышленные, медицинские, лабораторные, механические, электронные. (показать весы бытовые электронные, безмен, весы механические)

- Ребята, посмотрите на доску. Слайд

- Прокомментируйте рисунок. (На одной чаше лежит яблоко, а на другой – 5 клубничек. Чаши весов находятся на одном уровне, в равновесии (массы одинаковые)).

- Запишем: 1 ябл. = 5 кл. Слайд

- Но мы знаем, что 1<5. Нет ли здесь ошибки?

- Какой вывод можно сделать?

- Раньше люди пользовались разными мерками: камнями, яблоками и др. Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница. И более 200 лет назад люди придумали мерку и назвали её – килограмм. Слайд

В математике слово «килограмм» принято писать сокращенно: кг, например: 1 кг, 2 кг, 3 кг и т. д.

Прочитайте записи: 3 кг, 4 кг, 6 кг, 7 кг. Слайд

- Чтобы взвесить, например, арбуз, что понадобится? (гири) Слайд

- Есть гири массой 1 кг, 2кг, 5 кг. Существуют и другие единицы измерения веса: граммы, тонны, центнеры. Но основной является килограмм.

- Давайте поиграем в магазин. (один ученик продавец, несколько покупатели. Взвешивают сахар, соль, крупу)

- Итак, ребята, какой вывод мы с вами можем сделать? (Вывод: массу предметов измеряют килограммами при помощи весов.)

- Слайд Давайте зажжём ещё один фонарик на Листах самооценки, показав, как вы поняли новый материал.

5. Первичное закрепление. Работа с учебником

- Откройте учебники на с. 36. Слайд Выполните задание 1 Слайд

Узнайте, что легче: арбуз или гиря?
– Узнай массу пакета с мукой.
(5кг - 2кг = 3кг)

Как можно с помощью гирь в 1кг, 2кг и 5кг взвесить 3кг? 7кг? 4кг?
(3кг =2кг +1кг, 7кг =2кг+5кг, 4 кг=3кг +1кг )

Задание №2 (устно) Слайд

- Сравните две иллюстрации.
- Чем они похожи и чем отличаются?

- Известно, что дыня весит 3 кг, а арбуз 5кг.

- Как привести весы в равновесие?

- Как это показано на рисунке?

- Оцените свою работу по учебнику, и зажгите соответствующий фонарик в Листе самооценки. Слайд
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

- А сейчас поработаем в парах.


карточки для парной работыDOCX / 537.41 Кб

- Выньте из конверта 1 карточку. Внимательно посмотрите, если товар весовой, то обведите его простым карандашом в кружочек. (один ученик работает у доски)

- Посмотрите на доску и проверьте, правильно ли выполнена работа.

- А сейчас, ребята, Маша предлагает самостоятельно найти значение данных величин.

Слайд

5 кг + 3 кг = …кг 6 кг – 1 кг = … кг

3 кг – 2 кг = … кг 4 кг + 3 кг = … кг

- Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание. Слайд

5 кг + 3 кг = 5 кг 6 кг – 1 кг = 5 кг

3 кг – 2 кг = 1 кг 4 кг + 3 кг = 7 кг

- Поднимите руки, кто это задание выполнил без ошибок.

- Зажгите фонарик в Листе самооценки Слайд

Презентацию закрыть

7. Включение нового знания в систему знаний (повторение).

- Ребята, Маша приготовила для вас интересные задания.

- Вы их найдёте в конверте 2.


Карточка-гармошкаDOCX / 1.08 Мб

- Прочтите задачу.

- О чём говорится в задаче?

- Что нам известно?

- Что надо узнать?

- Каким действием будем решать задачу. Запишите решение и ответ.

- Посмотрите на вторую задачу. Слайд

- О чём она? Впишите недостающие данные. (ученик работает у доски)

- Запишите решение задачи и ответ.

Слайд

- Уравновесьте математические весы, записав в кружочке соответствующее число.

- А теперь, ребята, сложите из карточки гармошку. Посмотрите, как Маша оценила вашу работу. Слайд

- Слайд Оцените свою работу и вы, зажгите соответствующий фонарик в Листе самооценки.

8. Подведение итогов. Рефлексия деятельности.

- Итак, ребята, с какой же величиной мы сегодня познакомились?

- Где в жизни вам пригодятся эти знания? (высказывания детей)

Ученица читает стихотворение:

Мы узнали на уроке,
Что такое «килограмм».
Килограммы помогают
Что угодно взвесить нам.
Можем мы узнать, на сколько
Тяжелее кит слона,
Сколько весит кот мой Васька,
Я и Вы, он и она…

- Как вы считаете, достигнута ли цель нашего сегодняшнего урока?

- А сейчас, ребята, посмотрите на свой Лист самооценки и покажите, каких фонариков у вас больше.


ФонарикиDOCX / 161.7 Кб

- Молодцы! Нам с Машей очень понравилось, как вы работали на уроке.

- А на память о себе она решила каждому из вас подарить свой портрет. Он чёрно-белый. Раскрасьте его дома соответствующими цветами, предварительно решив числовые выражения.


Маша - раскраскаDOCX / 76.59 Кб

Окончен урок, и выполнен план.

Слайд Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились



Презентация Единица массы - килограммPPT / 13.21 Мб












Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Галина Владимировна, 22.09.23 в 20:20 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, работа нужная!
Косякова Марина Николаевна, 23.09.23 в 20:31 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Галина Владимировна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.