12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шоричева Галина Александровна97
2

Статья на тему «Урок математики в условиях реализации ФГОС» (5–11 классы)

Урок математики в условиях реализации ФГОС

Шоричева Г.А.

преподаватель математики ФГКОУ «МКК

«Пансион воспитанниц МО РФ»

г.Москва

Аннотация. Статья исследует влияние математики на развитие личности учащихся в рамках ФГОС. Освещается, как математика способствует не только усвоению базовых знаний и аналитических навыков, но и развитию таких качеств, как критическое мышление, усидчивость и уверенность. Подчеркивается её роль в формировании гармонично развитой личности, готовой к жизни в современном мире.

 

Ключевые слова: Математика, воспитательный потенциал, ФГОС, развитие личности, критическое мышление, усидчивость, уверенность, образовательный процесс, современное образование

 

В современной российской системе образования, особенно с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), математика получает признание не только за свои образовательные преимущества, но и за ее жизненно важную роль в развитии характера. Традиционно рассматриваемая как дисциплина точных знаний, математика оказывается мощным инструментом формирования личностных качеств учащихся.

Изучение математики существенно влияет на развитие логического мышления и критического подхода у учащихся. В основе математических усилий лежит решение проблем, которое включает в себя нечто большее, чем простое применение формул и теорем. Это требует углубленного анализа, сравнения различных фактов, категоризации данных и обоснования выводов. Этот процесс требует, чтобы учащиеся не только усваивали математические знания, но и развивали способность логически мыслить - фундаментальный навык, который необходим во многих сферах жизни.

Каждый урок обладает значительным воспитательным потенциалом, что обуславливает важность роли учителя в правильном направлении развития ученика. Эффективно организованный урок способствует воспитанию учащихся на каждом этапе. Одной из ключевых задач преподавателя является определение воспитательных целей урока, особенно это актуально при обучении математике. Преподаватель проводит анализ уровня развития каждого ученика и класса в целом, а также обсуждает с детьми те личностные качества, которые будут развиваться в процессе обучения.

Такой подход позволяет ученику осознанно относиться к своему обучению и развитию, что упрощает корректировку воспитательных задач урока. Определен круг воспитательных задач, и наступает сложный этап их реализации. При планировании урока учитель учитывает различные виды деятельности учеников, связанные с поставленными задачами. Важным аспектом является начало урока, так как именно в этот момент формируется мотивационная основа и происходит влияние на потребности учеников, что часто определяет успех всего урока.

Использование эпиграфов, например, цитат известных личностей или линий стихотворений, может стать эффективным инструментом воспитательной работы. Лев Толстой говорил: «Человек подобен дроби: в знаменателе — то, что он о себе думает, в числителе — то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь». Это может стать отправной точкой для начала урока, наполненного воспитательным содержанием. Существует множество способов и приемов начать урок, например, методом «раскручивания формулировки темы», когда учащимся предлагается обдумать и обсудить записанную на доске тему урока.

В диалоговом методе обучения, уроки структурированы таким образом, что учитель и ученики активно взаимодействуют. Этот процесс не только включает обмен мнениями между учащимися, но и предполагает их участие в определении учебных целей. Такой подход способствует развитию креативности, уверенности в собственных суждениях и улучшению речевых навыков у школьников.

Ученики активно включаются в обсуждение, они не боятся высказывать свои мысли вслух. Поскольку при «раскручивании» формулировки темы на поверхность выходят чаще всего понятия, с которыми они уже встречались, то активное участие принимают в обсуждении как «сильные» и «средние» ученики, так и «слабые». Такой прием позволяет создать ситуацию успеха на уроке, реализует нравственное воспитание

Кроме того, регулярные высказывания учеников на уроке способствуют формированию мотивации и рабочего настроя. Это помогает создать продуктивную образовательную среду, в которой каждый ученик чувствует себя вовлеченным в процесс обучения.

Этот метод обсуждения способствует активному участию всех учеников, независимо от их уровня подготовки. Такой подход помогает создать на уроке атмосферу успеха и способствует нравственному воспитанию.

Уроки могут эффективно начинаться с упражнений, создающих интригующие ситуации, которые активизируют мышление учащихся. Рассмотрим, к примеру, уроки математики, где ученики могут самостоятельно исследовать и открывать, как выглядят формулы куба суммы или разности. Такой подход позволяет ученикам не только глубже понимать материал, но и активно применять свои знания в практической деятельности.

Этот метод обучения несет в себе большой воспитательный потенциал. Он не только развивает интеллектуальные способности учеников, но и формирует творческую самостоятельность, настойчивость, трудолюбие и ответственное отношение к учебе. Сам процесс открытия и визуализации формул на доске учит учеников ценить математическую красоту и воспитывает эстетическое восприятие, поскольку они анализируют и сравнивают различные способы вывода формул.

Большую роль в реализации воспитательного потенциала играют задачи, которые решают на уроках учащиеся, задачи интересные по содержанию, богатые идеями, имеющие несколько способов решения. Подбирая специальным образом задачи, осуществляю и нравственное, и экономическое, и экологическое и другое воспитание

Особое внимание уделяется развитию навыков самоконтроля у школьников. К концу 6-го класса цель состоит в том, чтобы учащиеся могли самостоятельно проводить контрольные действия, даже без специальных указаний на самоконтроль. Введение в основные приемы самоконтроля начинается с 5-го класса. На каждой теме я провожу различные самостоятельные работы, включая математические диктанты и мини-тесты. Систематическое проведение контрольных действий является ключевым компонентом подготовки учащихся к самостоятельной трудовой деятельности.

Оценка работы учеников на уроке играет значительную роль в их нравственном воспитании. Разнообразные методы оценки влияют на учеников положительно, как в случае успеха, так и при неудачах. Применяю различные подходы к оценке их работы. После контрольных работ и по итогам учебной четверти создаем с учащимися «лестницу успехов», что доказало свою эффективность на практике. Этот прием помогает учащимся развивать критичность, уважение к другим, радость за успехи других, а также умение критически оценивать себя и своих одноклассников.

На некоторых уроках может быть применена система оценочных жетонов, которые ученики используют для самооценки своих правильных ответов. Этот метод повышает активность на уроке и облегчает подведение итогов, позволяя точно выставить оценки.

Этот метод обучения способствует развитию у учеников таких качеств как ответственность, честность, порядочность и взаимоуважение. В течение урока преподаватель активно использует словесную оценку, включая одобрительные комментарии, а также предусматривает оценку со стороны одноклассников в рамках некоторых видов деятельности. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) основного общего образования, метапредметные результаты должны включать умение учащихся оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Анализ методов обучения математике в средних школах показывает, что часто предпочтение отдается закреплению и обобщению знаний, вместо активного использования рефлексивных методов. Однако, как известно, эффективное обучение требует не простого повторения, а направленной рефлексии. Рефлексивный подход позволяет учащимся вспомнить и осмыслить ключевые аспекты учебной деятельности: ее смысл, методы, возникающие проблемы и способы их решения, достигнутые результаты, а также постановку целей для будущей работы.

Рефлексия является ключевым элементом образовательного процесса, встроенным как в промежуточные, так и в конечные этапы урока. Это время, когда учитель и ученики совместно анализируют урок с точки зрения его воспитательного влияния. В этот момент учитель предлагает свой анализ, ученики делятся оценками и самоанализом, уделяя внимание моральным аспектам, трудовым успехам или неудачам, а также интеллектуальному развитию.

Рефлексия деятельности помогает ученикам осмыслить способы и методы работы с учебным материалом. Для развития этого вида рефлексии используются такие приёмы, как самооценка активности на каждом этапе урока, «Лестница успеха», где ученики оценивают свою работу на каждом этапе, и «Ключевые слова», когда из текста выделяются основные понятия для дальнейшего обсуждения. Ещё один метод - «Я сделал!», где учащиеся анализируют свои достижения и обмениваются мнениями с одноклассниками.

В сфере образования вклад математики выходит далеко за рамки простого предоставления знаний и когнитивного развития. Математика играет жизненно важную роль в формировании личностных качеств, которые имеют решающее значение для успешной социальной интеграции индивида и его вклада в общество. В этом свете роль учителя математики эволюционирует от простой передачи знаний к роли наставника и педагога, который развивает потенциал учащихся и готовит их к взрослой жизни. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, в которых особое внимание уделяется компетентностному подходу, математика служит мощным инструментом всестороннего развития учащихся, подготавливая их к продуктивной и ответственной жизни в современном мире.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.