Урок «Междометия в предложении» (Русский язык, 8 класс)

1
0
Материал опубликован 12 December 2023


Междометия в предложении. (8кл.)



Учебник: Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2018.



Тип урока: усвоение новых знаний.



Планируемые результаты:

предметные:

знать общие сведенья о междометиях;

уметь опознавать междометия, правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания на письме, производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с междометиями;

метапредметные:

регулятивные УУД: ставить учебную задачу, контролировать способ действия и его результат с заданным эталоном, оценивать, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

познавательные УУД: анализировать и сравнивать языковой материал;

коммуникативные УУД: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами русского языка; аргументировать свою точку зрения;

личностные: обогатить грамматический строй речи.

Оборудование: учебник, доска, презентация к уроку.



Ход урока

1. Оргмомент

Детям раздаются проверенные изложения. Учитель отвечает на возникшие у детей после проверки вопросы. + работа с самыми часто допущенными ошибками:



-Напоминаю, что если имена прилагательные, обозначающие индивидуальную принадлежность, имеют в своём составе суффикс -ск-, они пишутся со строчной буквы: пушкинские стихи, петровские преобразования, булгаковский стиль. ПОЭТОМУ В ВАШИХ ИЗЛОЖЕНИЯХ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ «ГОГОЛЕВСКАЯ «ШИНЕЛЬ»» У БОЛЬШИНСТВА ИЗ ВАС ИСПРАВЛЕННА ОШИБКА.



+многие из вас забывают и о том, что если вы используете в своей письменной речи деепричастия и деепричастные обороты, вы ВСЕГДА выделяете их запятыми.



[Примеры представлены на слайде презентации]



2. Опрос. Проверка домашнего задания

Цель: проверить усвоение знаний и умений прошлого урока.



2.1. Устный фронтальный опрос:

Итак, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.



Что выражают вставные конструкции?

Как они выделяются на письме? В устной речи?

Делают ли вставные конструкции предложение сложным?



2.2. Проверка домашнего задания



-Передайте, пожалуйста, на первую парту тетради с выполненным домашним заданием.



[собрать тетради!]



3. Изучение нового материала



3.1. Подготовка к изучению новой темы

Цель: создать мотивацию к работе через занимательность.



-Обратите внимание на предложения на слайде:



Слайд:

1)Ох, пошлите за доктором! (И. Тургенев)

2) Увы, на разные забавы я много жизни погубил! (А. Пушкин)

3) Эге, да это я совсем не туда попал! (И. Тургенев)



4) Поэта дом опальный, о Пущин мой, ты первый посетил. (А. Пушкин)



- Как вы можете объяснить пунктуацию в данных предложениях? (Почему стоят запятые?)

(Запятые в предложениях выделяют междометия) Чем отличается 4 предложение? Найдите в нем междометие, как вы думаете, почему оно не выделено запятой? (В 4 предложении междометие употреблено с обращением.)



- Верно. Если междометие О употреблено вместе с обращением, то знак препинания после междометия не ставится. Обратите внимание, правило касается только междометия О!



3.2.Запись темы, формулировка цели урока

Цель: учить формулировать тему урока и цель учебной деятельности.



-Верно. Догадались ли вы, какова тема нашего урока? (Междометия в предложении.)



-Хорошо, с междометиями вы уже знакомились в 7-ом классе. Как вы думаете, ребята, что мы должны вспомнить на сегодняшнем уроке? (1.особенности междометия как части речи 2. Знаки препинания при междометии) +синтаксический и пунктуационный разбор (подготовка к контрольному диктанту)



-Прочитайте теоритические сведенья на стр. 215 ваших учебников.



3.3

-Давайте продолжим вспоминать из 7 класса, в чем особенности междометия как части речи?



Если ученики не могут вспомнить, задать наводящие вопросы, например:



-Почему междометие называют особой частью речи? (не относится ни к самостоятельным, ни к служебным) Какова функция междометия в языке? (Выражает чувства, настроения, побуждения, но не называет их.)

Посмотрите на предложения на доске:

Жизнь, увы, не вечный дар. (А. Пушкин)

В лесу слышалось звонкое ау.

Найдите в них междометия, сравните их синтаксические функции. В чем особенность междометия во втором предложении? (Междометия не являются членами предложения, но могут употребляться в значении других частей речи)

На какие 2 группы можно разделить междометия? Приведите примеры. (производные: кошмар, ужас и непроизводные: увы, ах…)

Могут ли междометия изменяться? (междометия не изменяется)

Междометие чаще встречается в устной или письменной речи? (междометие принадлежность устной речи) В письменной речи встречается в каких случаях? (в диалогах)



Появляются на слайде (постепенно):



1) Особая часть речи, ни самостоятельная, ни служебная.

2) Выражает чувства, настроения, побуждения, но не называет их.

3) Междометия не являются членами предложения: Жизнь, увы, не вечный дар. (А. Пушкин), но могут употребляться в значении других частей речи: В лесу слышалось звонкое ау.

4) Производные (из самостоятельных частей речи): Караул! Непроизводные: ах, ох, ну, эй и др.

5) Междометия не изменяются.

6) Междометие — принадлежность устной речи. В художественных произведениях встречаются чаще в диалогах.



4.Закрепление нового материала

Цель: учить применять понятие на новом языковом материале.



-Теперь потренируемся находить междометия в тексте, откройте в своих учебниках упражнение 391.

t1702396471aa.jpg

-Кто готов выразительно прочитать стихотворение? Какова его тема? Настроение? Назовите междометия, которые употребил автор.



[упражнение выполняется устно]



-Следующее упражнение, к которому мы обратимся 392 в ваших учебниках. Здесь мы потренируемся расставлять знаки препинания при междометиях, а также вспомним синтаксический и пунктуационный разборы.



t1702396471ab.gif-Один человек у доски записывает первое предложение и выполняет полный синтаксический разбор. Остальные работают в тетрадях. Второй человек у доски выполняет его пунктуационный разбор. + Еще один человек записывает 5 предложение и выполняет морфемный разбор у доски. Класс работает в тетрадях, оставшиеся предложения проверяются устно.



-Найдите междометие во 2 предложении. Какое чувство оно передает? Прочитайте предложение с соответствующей интонацией. Аналогично 4 и 6 предложение. Знаете ли вы значение слова нега?



t1702396471ac.jpg

-Обратите внимание на слайд, в этих предложениях пропущены знаки препинания. Самостоятельно запишите предложения в тетрадь, расставляя знаки, укажите междометия и их значение.

Слайд:

1) О погляди как та звезда горит горит и потухает. (А. Фет)

2)Ах как хорошо мы научились говорить! Ах как плохо научились слушать! (Р. Рождественский)

3) Увы дворец Бахчисарая скрывает юную княжну. (А. Пушкин)

4) Чу где-то высоко в небе послышался негромкий, протяжный звук. (Г. Скребицкий)

5) Псари кричат Ахти ребята вор! (И. Крылов)

6) Эй откликнись кто идёт? (А. Блок)

7) Ах злые языки страшнее пистолета. (А. Грибоедов)



-Один человек записывает на доске 5 предложение и выполняет его пунктуационный разбор. Еще 2 человека самостоятельно выполняют задание на доске (соответственно 1-3 и 4,6,7 предложения). Остальные в тетрадях.



5.Итог урока

Цель: учить рефлексировать, осмысливать собственные мыслительные операции познания, т.е. учить формулировать новое знание.



-О чем мы говорили на сегодняшнем уроке? Какие особенности междометия мы вспомнили? -Как выделяются междометия в предложении? Какие междометия называют производными? Как отличить производные междометия от самостоятельных частей речи?



6.Задание на дом

Цель: учить определять собственные затруднения и те умения, которые необходимо тренировать.



- Дома вы готовитесь к самостоятельной работе, изучая п. 64., повторяете теорию о междометиях на стр. 215 и письменно выполняете упр. 393 (стр. 216). Обратите внимание на теоритические сведения перед упражнением.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации