Урок «Междометия в предложении» (Русский язык, 8 класс)
Междометия в предложении. (8кл.)
Учебник: Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Планируемые результаты:
предметные:
знать общие сведенья о междометиях;
уметь опознавать междометия, правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания на письме, производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с междометиями;
метапредметные:
регулятивные УУД: ставить учебную задачу, контролировать способ действия и его результат с заданным эталоном, оценивать, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;
познавательные УУД: анализировать и сравнивать языковой материал;
коммуникативные УУД: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами русского языка; аргументировать свою точку зрения;
личностные: обогатить грамматический строй речи.
Оборудование: учебник, доска, презентация к уроку.
Ход урока
1. Оргмомент
Детям раздаются проверенные изложения. Учитель отвечает на возникшие у детей после проверки вопросы. + работа с самыми часто допущенными ошибками:
-Напоминаю, что если имена прилагательные, обозначающие индивидуальную принадлежность, имеют в своём составе суффикс -ск-, они пишутся со строчной буквы: пушкинские стихи, петровские преобразования, булгаковский стиль. ПОЭТОМУ В ВАШИХ ИЗЛОЖЕНИЯХ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ «ГОГОЛЕВСКАЯ «ШИНЕЛЬ»» У БОЛЬШИНСТВА ИЗ ВАС ИСПРАВЛЕННА ОШИБКА.
+многие из вас забывают и о том, что если вы используете в своей письменной речи деепричастия и деепричастные обороты, вы ВСЕГДА выделяете их запятыми.
[Примеры представлены на слайде презентации]
2. Опрос. Проверка домашнего задания
Цель: проверить усвоение знаний и умений прошлого урока.
2.1. Устный фронтальный опрос:
–Итак, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.
– Что выражают вставные конструкции?
– Как они выделяются на письме? В устной речи?
–Делают ли вставные конструкции предложение сложным?
2.2. Проверка домашнего задания
-Передайте, пожалуйста, на первую парту тетради с выполненным домашним заданием.
[собрать тетради!]
3. Изучение нового материала
3.1. Подготовка к изучению новой темы
Цель: создать мотивацию к работе через занимательность.
-Обратите внимание на предложения на слайде:
Слайд:
1)Ох, пошлите за доктором! (И. Тургенев)
2) Увы, на разные забавы я много жизни погубил! (А. Пушкин)
3) Эге, да это я совсем не туда попал! (И. Тургенев)
4) Поэта дом опальный, о Пущин мой, ты первый посетил. (А. Пушкин)
- Как вы можете объяснить пунктуацию в данных предложениях? (Почему стоят запятые?)
(Запятые в предложениях выделяют междометия) Чем отличается 4 предложение? Найдите в нем междометие, как вы думаете, почему оно не выделено запятой? (В 4 предложении междометие употреблено с обращением.)
- Верно. Если междометие О употреблено вместе с обращением, то знак препинания после междометия не ставится. Обратите внимание, правило касается только междометия О!
3.2.Запись темы, формулировка цели урока
Цель: учить формулировать тему урока и цель учебной деятельности.
-Верно. Догадались ли вы, какова тема нашего урока? (Междометия в предложении.)
-Хорошо, с междометиями вы уже знакомились в 7-ом классе. Как вы думаете, ребята, что мы должны вспомнить на сегодняшнем уроке? (1.особенности междометия как части речи 2. Знаки препинания при междометии) +синтаксический и пунктуационный разбор (подготовка к контрольному диктанту)
-Прочитайте теоритические сведенья на стр. 215 ваших учебников.
3.3
-Давайте продолжим вспоминать из 7 класса, в чем особенности междометия как части речи?
Если ученики не могут вспомнить, задать наводящие вопросы, например:
-Почему междометие называют особой частью речи? (не относится ни к самостоятельным, ни к служебным) Какова функция междометия в языке? (Выражает чувства, настроения, побуждения, но не называет их.)
Посмотрите на предложения на доске:
Жизнь, увы, не вечный дар. (А. Пушкин)
В лесу слышалось звонкое ау.
Найдите в них междометия, сравните их синтаксические функции. В чем особенность междометия во втором предложении? (Междометия не являются членами предложения, но могут употребляться в значении других частей речи)
На какие 2 группы можно разделить междометия? Приведите примеры. (производные: кошмар, ужас и непроизводные: увы, ах…)
Могут ли междометия изменяться? (междометия не изменяется)
Междометие чаще встречается в устной или письменной речи? (междометие принадлежность устной речи) В письменной речи встречается в каких случаях? (в диалогах)
Появляются на слайде (постепенно):
1) Особая часть речи, ни самостоятельная, ни служебная.
2) Выражает чувства, настроения, побуждения, но не называет их.
3) Междометия не являются членами предложения: Жизнь, увы, не вечный дар. (А. Пушкин), но могут употребляться в значении других частей речи: В лесу слышалось звонкое ау.
4) Производные (из самостоятельных частей речи): Караул! Непроизводные: ах, ох, ну, эй и др.
5) Междометия не изменяются.
6) Междометие — принадлежность устной речи. В художественных произведениях встречаются чаще в диалогах.
4.Закрепление нового материала
Цель: учить применять понятие на новом языковом материале.
-Теперь потренируемся находить междометия в тексте, откройте в своих учебниках упражнение 391.
-Кто готов выразительно прочитать стихотворение? Какова его тема? Настроение? Назовите междометия, которые употребил автор.
[упражнение выполняется устно]
-Следующее упражнение, к которому мы обратимся 392 в ваших учебниках. Здесь мы потренируемся расставлять знаки препинания при междометиях, а также вспомним синтаксический и пунктуационный разборы.
-Один человек у доски записывает первое предложение и выполняет полный синтаксический разбор. Остальные работают в тетрадях. Второй человек у доски выполняет его пунктуационный разбор. + Еще один человек записывает 5 предложение и выполняет морфемный разбор у доски. Класс работает в тетрадях, оставшиеся предложения проверяются устно.
-Найдите междометие во 2 предложении. Какое чувство оно передает? Прочитайте предложение с соответствующей интонацией. Аналогично 4 и 6 предложение. Знаете ли вы значение слова нега?
-Обратите внимание на слайд, в этих предложениях пропущены знаки препинания. Самостоятельно запишите предложения в тетрадь, расставляя знаки, укажите междометия и их значение.
Слайд:
1) О погляди как та звезда горит горит и потухает. (А. Фет)
2)Ах как хорошо мы научились говорить! Ах как плохо научились слушать! (Р. Рождественский)
3) Увы дворец Бахчисарая скрывает юную княжну. (А. Пушкин)
4) Чу где-то высоко в небе послышался негромкий, протяжный звук. (Г. Скребицкий)
5) Псари кричат Ахти ребята вор! (И. Крылов)
6) Эй откликнись кто идёт? (А. Блок)
7) Ах злые языки страшнее пистолета. (А. Грибоедов)
-Один человек записывает на доске 5 предложение и выполняет его пунктуационный разбор. Еще 2 человека самостоятельно выполняют задание на доске (соответственно 1-3 и 4,6,7 предложения). Остальные в тетрадях.
5.Итог урока
Цель: учить рефлексировать, осмысливать собственные мыслительные операции познания, т.е. учить формулировать новое знание.
-О чем мы говорили на сегодняшнем уроке? Какие особенности междометия мы вспомнили? -Как выделяются междометия в предложении? Какие междометия называют производными? Как отличить производные междометия от самостоятельных частей речи?
6.Задание на дом
Цель: учить определять собственные затруднения и те умения, которые необходимо тренировать.
- Дома вы готовитесь к самостоятельной работе, изучая п. 64., повторяете теорию о междометиях на стр. 215 и письменно выполняете упр. 393 (стр. 216). Обратите внимание на теоритические сведения перед упражнением.