Урок мужества «Запомни, этот город – Ленинград! Запомни, эти люди – ленинградцы!»
Пояснительная записка
В последние годы большое внимание уделяется патриотическому воспитанию учащихся. Одно из самых важных и плодотворных направлений этой работы связано с историей Великой Отечественной войны, очень важно, чтобы современные школьники как можно больше знали о подвиге старшего поколения.
Урок мужества «Запомни, этот город – Ленинград! Запомни, эти люди – ленинградцы!», одно из тематических мероприятий, посвященных истории нашей страны в рамках проекта патриотической направленности «И отзовётся в сердце каждого Победа» Детско-юношеского центра «Восхождение». В ходе урока мужества дети знакомятся с хроникой блокадных дней, узнают ранее неизвестные им факты, учатся более внимательному и уважительному отношению к ветеранам войны и жителям блокадного Ленинграда. Использование принципа наглядности, позволяет закрепить полученные знания и побуждает ребят к более углубленному ознакомлению с данной темой. Фоновое музыкальное оформление через живое исполнение на гитаре и выступления чтецов с произведениями о войне помогает создать особую эмоциональную атмосферу, даёт возможность ребятам более глубоко прочувствовать и осмыслить прошлое.
Цель мероприятия: воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну.
Задачи:
- Развивать у ребят познавательный интерес к Отечественной истории.
- Формировать представление о героизме жителей Ленинграда во время блокады.
- Формировать у ребят чувство сопричастности к истории страны.
- Воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины.
- Создавать условия для развития нравственной зрелости учащихся.
Возраст: 11-14 лет
Место проведения: учебный кабинет, актовый зал
Оборудование: мультимедиа, ноутбук
Необходимый реквизит: плакаты о блокадном Ленинграде,
на столе – блокадный хлеб (125 грамм),
свечи, бумажные гвоздики, цветы ветерану, гитара,
презентация, слайды, фонограммы.
Организационная работа по подготовке мероприятия:
- Подбор материала по теме
- Написание сценария
- Подбор видеокадров и видеороликов по теме
- Подбор фонограмм военно-патриотической тематики и песен о Ленинграде
- Приглашение ветерана – очевидца блокадных событий
- Репетиции с ведущими, гитаристом
- Приглашение школьников
- Оформление кабинета
- Изготовление гвоздик для участников
- Приобретение цветов, сувениров ветеранам
- Обеспечение фотосъемки
Продолжительность – 45 мин.
Ход мероприятия
Звучит песня «Слушай, Ленинград» в исполнении Марка Бернеса
Музыка: В.Соловьев-Седой Слова: А.Чуркин.
На мультимедиа кадры Великой Отечественной войны.
Приглашенный ветеран и ребята рассаживаются на места.
Каждому участнику урока мужества на грудь прикрепляется гвоздика.
Звучат фанфары. Появляются ведущие. На мультимедиа фон-заставка.
Ведущий 1:
Говорят, народ, потерявший память, - это народ без будущего. Наверное, поэтому мы возвращаемся к прошлому, к своей истории.
Звучат переборы гитары
Ведущий 2:
Великая Отечественная война знает немало выдающихся битв и сражений, ожесточённых и кровопролитных боёв на пути к победе над агрессором. Особое место среди них и в целом в летописи воинской славы России принадлежит героической обороне Ленинграда. 900 дней и ночей, будучи в блокаде, защитники и жители города отражали натиск превосходящих сил немецко-фашистских войск.
Слайды о блокадном Ленинграде
Ведущий 1:
Захвату города Ленинграда отводилось особое место. Противник стремился захватить побережье Балтийского моря и уничтожить Балтийский флот.
Ранней осенью 41-ого в городе разорвались первые снаряды,
немцы стремительно прорывались к Ленинграду. Из города стали вывозить жителей. Начались бои у стен Ленинграда. В короткий срок Ленинград превратился в город-крепость. Фашистские войска понесли большие потери, и перешли к обороне.
Звучат переборы гитары
Ведущий 2:
И тогда Гитлер уготовил ужасную участь городу. Вот выдержка из секретной документации немецкого военно-морского штаба от 22 июня 1941 года.
«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей» [6, С. 298]. Фашистские войска охватили 200-км кольцом осады непокорной город. Началась блокада.
Нарастание звука гитары
Ведущий 1: Ленинградцы были настоящими бойцами, хоть и не все они встречались с гитлеровцами лицом к лицу. Их противниками были смерть и ее союзники: голод, жажда, холод, тьма… блокада.
Документальный ролик «Начало испытания»
Чтец:
Враг силой не мог нас осилить,
Нас голодом хочет он взять,
Отнять Ленинград у России,
И в плен ленинградцев забрать.
Чтец:
Да, мы не скроем – в эти дни
Мы ели клей, потом ремни,
Но, съев похлебку из ремня,
Вставал к станку упрямый мастер,
Чтобы точить орудий части,
Необходимые войне.
Но он точил, пока рука
Могла производить движенья.
А если падал у станка –
Как падает солдат в сражении.
Звучат переборы гитары
Ведущий 2:
Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.
Слайд «вглядись в эти фотографии…»
Ведущий 1:
Ребята, посмотрите, на этот кусочек хлеба, весом в 125 грамм. Это паек Ленинградцу на один день.
Слайд «Дети, плача хлеба просили…»
Слайд «Без воды, без тепла, без света…»
Звучат гитара
Ведущий 2:
Несмотря на тяжелые условия в первый год тяжелой блокадной зимы, в городе работало 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но и прямо в классе.
Звучит песня «Ленинградские мальчишки» в исполнении хора Ленинградского радио. Музыка: Исаак Шварц. Слова: Вадим Коростылев.
Ведущий 1:
Девочка руки протянула, уснула.
А оказалось – умерла…
Никто не проронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон…
Звучат переборы гитары
Многие знают печальную историю 12-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Блокада отняла у девочки родных.
Слайд «Дневник Тани Савичевой»
В те же жуткие дни Таня сделала в записной книжке такие короткие трагические записи.
«Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 года.
Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 года.
Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года.
Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня 1942 года.
Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года.
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». [4, с. 260]
Музыкальный фон
Ведущий 2:
Таня так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается. Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. В 1945-м году она вернулась в родной дом, и среди голых стен, осколков и штукатурки нашла записную книжку с Таниными записями. Оправился после тяжелого ранения на фронте и брат Миша.
Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе с другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую область. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась.
Ее похоронили на поселковом кладбище, где она и покоится под мраморным надгробием. Рядом — стена с барельефом девочки и страничками из ее дневника.
Таня Савичева родилась 25 января, в день поминовения святой мученицы Татианы.
Ведущий 1:
Нельзя сердцу прекращать помнить, иначе — пресечется род наш человеческий.
Ребята, давайте зажжем свечи в память о детях блокадного Ленинграда.
Ведущие и ребята зажигают свечи
Ролик «Дети блокадного Ленинграда»
Ведущий 2:
Несмотря на большое количество погибших, многим детям посчастливилось выжить в те страшные голодные годы. У нас в гостях Иванушкин Григорий Филиппович, ему в годы блокады было 3 года. Попросим его поделиться тем, что осталось в его памяти о тех страшных днях.
Выступление ветерана Иванушкина Г. Ф.
Ребята задают вопросы Иванушкину Г. Ф.
В подарок нашему гостю - отрывок из произведения Михаила Зощенко «Маленькая мама», читает Кузнецова Александра - призер Городского литературно-поэтического конкурса «Люблю тебя, мой город!»
Музыкальный фон
Ведущий 1:
В дни блокады город не только жил, он давал фронту танки и самолеты. Промышленность города за дни блокады дала фронту множество единиц боевой техники и тяжелых орудий.
Требовались рабочие. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки.
Слайд «Дети за станком»
Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях.
Голодные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.
Ведущий 2:
Фашисты окружили город по суше, но Ладожское озеро оставалось советским. Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. По воде и льду Ладожского озера проложили ленинградцы дорогу, соединившую город с Большой землей, не занятой врагом. Эта дорога названа ДОРОГОЙ ЖИЗНИ.
Слайд «Дорога жизни»
22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.
Ведущий 1:
«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
«Дорогой жизни» многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
Ведущий 2:
Больше двух лет, днем и ночью, шли «Дорогой жизни» корабли и машины, спасая Ленинград от голодной смерти. Все, кто обслуживал ледовую трассу, - водители, дорожники, связисты – работали в необычайно сложных условиях: в стужу, в буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.
Ведущий 1:
Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую землю вывозили детей, раненых, истощенных людей. Сколько людей спасла эта дорога. Народ очень точно назвал ее «Дорогой жизни».
Ведущий 2:
С весной 1942 года в город пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные, измученные за зиму, они приводили в порядок дворы и улицы.
Слайд «Улицы Ленинграда»
Ведущий 1:
В ознаменование подвига войск, массового подвига, героизма и мужества ленинградцев Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года учреждена медаль «За оборону Ленинграда», которой награждено около 930 тысяч человек.
Слайд «Медаль «За оборону Ленинграда»
Ведущий 2:
Ленинградцы выстояли и победили.
27 января 1944 года – день великого ликования ленинградцев, которого упорно ждали все его защитники 900 долгих дней и ночей. Радио объявило: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады!»
Слайд «Объявление Левитана о снятии блокады Ленинграда»
Все выбежали на улицу, кричали: «Ура!»,- поздравляли друг друга. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.
Слайд «Залп салюта»
Чтец:
Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…
Музыкальный фон
Ведущий 2:
Родина высоко оценила подвиги, мужество и самоотверженность защитников и тружеников Ленинграда.
26 января 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Ленинград награждён орденом Ленина. 8 мая 1965 года в честь 20-летия победы в Великой Отечественной войне Ленинграду присваивается почётное звание «Город-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Ведущий 1:
Прошло 70 лет. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных и мемориальных комплексах.
Слайд «Пискаревское мемориальное кладбище»
Ведущий 2:
Священное место для каждого ленинградца – Пискаревское мемориальное кладбище. Здесь похоронены сотни тысяч защитников и жителей города, погибших в годы блокады. Скорбная тишина стоит над длинными холмами братских могил. Горит вечный огонь.
Ведущий 1: Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
Минута молчания, метроном
Ведущий 2: Войну мы вспоминаем не затем,
Чтоб лишний раз Победой похвалиться.
Мы просто повторяем вся и всем -
Подобное не может повториться!
Урок мужества завершается песней «Пока горит свеча»
в исполнении группы «Машина Времени».
Ведущий 1:
Наш урок мужества подошел к концу, приглашаем всех участников для фотографирования.
Литература
1. Берггольц, О.Ф. Стихи и поэмы / Ольга Берггольц; худож. Г.А.В. Траугот. - Л.: Сов. писатель, 1979. - 463 с.: ил.
2. Был город-фронт, была блокада...: Рассказы, стихи, очерки, документы, хроника блокад. дней: Для ст. шк. возраста / Сост. Д. Колпакова и В. Суслов. - Л. : Детская литература, 1984. - 206 с. : ил.
3. Буров, А.В. - Блокада день за днем, 22 июня 1941 г. - 27 января 1944 г. / А.В. Буров; Предисл. М. Дудин. - Л. : Лениздат, 1979. - 478 с. : ил.
4. Глинка, Владислав Михайлович. - Воспоминания о блокаде / Владислав Михайлович Глинка; Оформ. А. Веселов; Ред. М. Глинка. - СПб. : ЛИМБУС ПРЕСС, 2010.- 414 с. : ил.
5. Павлов, Д.В.. - Ленинград в блокаде/ Д.В. Павлов . - 6-е изд., испр. и доп. - СПб. : Лениздат, 1985. - 238 с. : карт., ил., портр.
6. Пивень, З.Г.. - Навечно в памяти народной: Записки работника музея истории Ленинграда /З.Г. Пивень. - СПб. : Лениздат, 1984. - 152 с.
7. Прорыв блокады Ленинграда // Великая Отечественная война. 1941 - 1945. - М., 2005. - Ч. 2. - С. 78 - 87.
8. Рубашкин, А.И.. - Голос Ленинграда: Ленинградское радио в дни блокады /А.И. Рубашкин . - 2-е изд., доп.. - СПб. : Искусство, 1980. - 215 с. : ил.
9. Солянов Д.Н. – Дорога длиною в 1418 дней / Солянов Д.Н. – редакционно-издательский отдел КНОТОК, Хабаровск 2009, 123 с.
10. Сухачев, Михаил Павлович. - Дети блокады: Повесть /Михаил Павлович Сухачев; Худож. Г. Алимов. - М. : Детская литература, 1989. - 176 с. : ил.
Ирина Владимировна Казарцева
Ваниватова Александра Станиславовна
Ирина Владимировна Казарцева