Урок мужества на тему «Блокадный Ленинград» (5 класс)
Новгородский институт развития образования
Выпускная работа
Слушателя курсов повышения квалификации
«Методы гражданско-патриотического воспитания»
«Урок мужества на тему: «Блокадный Ленинград»
Великий Новгород
2016
Краткая характеристика коллектива
В 5 «в» классе 25 учеников: 12 мальчиков и 13 девочек. Возраст 11-12 лет. Данный коллектив существует с 1 класса. В классе в основном высокая и средняя успеваемость по всем предметам. Так как это 5 класс, то все педагоги-предметники работают с данной группой детей первый год. Классный руководитель знаком с большей частью класса со 2 класса, т.к. преподает английский язык у данных детей. На уроках все учащиеся внимательны, добросовестно относятся к выполнению домашних заданий. Дисциплина на уроках удовлетворительная, активность учащихся на занятиях зависит от предмета, но в целом ученики готовы к урокам, требования учителей-предметников выполняются. Отношение к классному руководителю уважительное, доверительное. Ребята проявляют активность и творчество в проведении классных и школьных мероприятий. Инициативность, активность, живой оклик на новые дела, творческие начинания – вот основные черты классного коллектива. Для выявления наиболее существенных свойств коллектива, межличностных отношений и взаимодействия, а также уровня развития таких общих характеристик, как направленность, организованность, интеллектуальная коммуникативность, психологический климат, было проведено обследование обучающихся 5я класса по методу социометрии. Обработка и интерпретация результатов позволяют сделать вывод о высоком уровне развития коллектива.
Урок мужества
«Блокадный Ленинград»
Дата проведения: 11 октября 2014 г.
Количество учащихся: 23 человека (5 я класс)
Преподаватель: Бобрицкая Анна Александровна
Место проведения МАОУ «Гимназия «Новоскул»
Оборудование: мультимедийное оснащение; карта, соответствующая историческому периоду.
Область применения: классный час.
Формы и методы реализации: урок мужества, информационно-демонстрационный метод (презентация).
Подготовительная работа с детьми: анкетирование учащихся; по желанию ребятам раздавались стихи на военную тематику для заучивания наизусть, предлагалось также нарисовать рисунки, плакаты для создания атмосферы военных лет)
Цели:
знакомство учащихся с историей города-героя Ленинграда
развитие патриотических чувств учащихся.
формирование интереса к истории России, воспитывать чувства любви к Отечеству.
Задачи
Воспитывающие: Содействовать воспитанию личности гражданина- патриота, способного встать на защиту государственных интересов страны;
Развивающие: Развивать творческие способности в разнообразных видах деятельности (декламация, подготовка и проведение мероприятия).
Познавательные: Ближе познакомить с историей города-героя Ленинграда, повысить познавательный интерес к событиям Великой Отечественной войны.
Формирующие: Способствовать формированию чувства патриотизма, уважения к истории Родины и её героям.
Ожидаемые результаты: активизация образования учащихся в области патриотического воспитания.
Подробное описание урока мужества по теме «Блокадный Ленинград», этапы, части, инструкции в приложении 3.
Эффективность патриотического воспитания
Эффективность патриотического воспитания может быть объективно оценена только с учетом мнений самих учащихся об этой работе. Учет их отношения, взглядов и замечаний по рассматриваемой проблеме позволит оценить действенность реализуемых образовательными учреждениями методов воспитания, уровень сформированности у школьников ценностных ориентаций, преданности Родине и своему народу.
Перед занятием учащимся было предложено анонимно ответить на вопросы анкеты (см. Приложении 1). Так из 23 учащихся ответили правильно на следующие вопросы:
Кого можно считать патриотом? |
9 |
Что значит любить Родину? |
6 |
Кто такие ветераны войны? |
22 |
Почему их нужно уважать? |
22 |
Когда была Великая Отечественная война? |
19 |
Что я знаю о Блокадном Ленинграде? |
11 |
После занятия учащимся вновь предложили ответить анонимно на вопросы и заполнить «корзину чувств». Они должны были выбрать словосочетания и эпитеты, которые ассоциируются у них с базовым понятием - Родина и характеризуют ее сегодняшнее состояние. Можно было выбирать несколько ответов одновременно (см. Приложение 2).
Слово “Родина “ вызывает чувство |
Количество ответов |
Гордости своим народом |
22 |
Уважения к своей стране |
21 |
Сострадания к своему народу |
20 |
Гордости за историю, культуру и традиции страны |
23 |
Готовности отдать жизнь за свой народ |
20 |
Безразличия |
0 |
Другое |
0 |
Таким образом, результатами проведения данного «Урока мужества» являются:
Личностные
воспитание гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству)
формирование уважительного отношения к героям Отечества, к людям пожилого возраста Метапредметные:
Регулятивные:
развитие умения оценивать правильность выполнения воспитательной задачи, собственные возможности ее решения -формирование умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.
Познавательные:
развитие познавательного интереса, любознательности учащихся - усиление интереса к истории в целом, истории мира, понимание закономерностей, связь их с современностью -расширение кругозора и восприятие целостной картины мира
Коммуникативные:
формирование умения работать коллективе - формирование умения организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
Предметные
-применять понятийный аппарат;
- знать основные даты;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- аргументировать свое отношение к событиям;
- анализировать историческую информацию;
Все цели, поставленные перед началом урока, были достигнуты.
Оценка результатов и самоанализ педагога
Цель: определить степень позитивного влияния воспитательной деятельности на личностное развитие ученика.
Форма воспитательного мероприятия: Урок мужества
Класс: 5я
Кто проводил анализ: Бобрицкая Анна Александровна
Воспитательный потенциал внеклассного мероприятия заключался в создании условий для воспитания, уважающего историю Родины гражданина России.
На мероприятии проявились:
Интерес к теме у учащихся
Воспитательный материал
Материал подобран в соответствии с возрастом, особенностями контингента и интересно представлен. Материал стимулирует у учащихся развитие таких личностных качеств как уважение, сострадание, доброта.
В организации воспитательной деятельности:
Применялись разнообразные методы и средства воспитания. Методы: поручение (при подготовке), методы формирования сознания: рассказ, убеждение (учащиеся, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на осознание важности исторического прошлого. Убеждению соответствует самоубеждение — метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют собственный комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребенком).
Средства: мультимедийная презентация (включает фотографии, военную фотохронику, плакаты)
Соответствие поставленной цели и задачам:
Цели и задачи были полностью достигнуты. Общий эмоциональный фон мероприятия способствовал решению поставленных цели и задач. Исходя из специфики формы мероприятия – урока мужества– можно утверждать, что использованные воспитательные методы были наиболее оптимальными для достижения цели. В качестве рефлексии после мероприятия был проведено анкетирование среди учащихся, результаты которых говорят о конечном достижении цели (см. Приложение 1, 2).
Список использованной литературы
1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М., Айрис-пресс, 2002
2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование - 2005 - №4
3. Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // - 2005 - №6
4. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников - 2005 -№8
5. Касимова Т.А.,Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников// М., 2005.
Список Интернет-источников
http://tatanovo.68edu.ru/node/209
http://www.newsedu.net/2012/05/17/klassnyj-chas-urok-muzhestva/