12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Коярина Мария Александровна20

Класс: 4 «г» (4 четверть)

УМК: «Музыка» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Раздел: «В музыкальном театре».

Тема урока: «Балет «Петрушка»».

Цель: ознакомление с содержанием балета «Петрушка» И.Ф.Стравинского.

Задачи:

Дидактические:

осознать жизненное содержание балета «Петрушка», его связь с народными традициями;

воплощать образы балета в пластических композициях;

формировать вокально-хоровые навыки пения.

Развивающие:

активизировать эмоциональный отклик на музыку;

развить музыкальные способности, умение анализировать, сравнивать музыкальные произведения;

развивать своё отношение к музыке балета в развёрнутых речевых высказываниях, аргументации своего собственного отношения к музыке И. Стравинского;

Воспитательные:

воспитать у обучающихся любовь к классическому музыкальному искусству;

воспитывать любовь к Родине, народным традициям;

привить основы художественного вкуса к классической музыке.

Тип урока: открытие нового знания.

Вид урока: традиционный.

Жанр урока: тематический.

Оборудование: интерактивный комплекс, презентация по теме урока, учебник «Музыка» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина для 4 класса.

Музыкальный материал: русская народная плясовая «Танец петрушек»; И.Ф. Стравинский «Русский танец» (2 картина); 3 картина - портреты Арапа и Балерины; 4 картина – «Сцена на улице» из балета «Петрушка», Л. Мельникова «Прощание с начальной школой».


Планируемые результаты:

Предметные:

по звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе, находить нужные слова для передачи настроения;

сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки;

знать названия произведений, звучащих на уроке и их авторов;

формировать общее понятие о значении музыки в жизни человека;

эмоционально выражать своё отношение к музыкальным произведениям.

Личностные результаты:

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

наличие эмоционально − ценностного отношения к искусству;

реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;

позитивная оценка своих музыкально − творческих способностей.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме (в соответствии с требованиями учебника);

осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;

умение формулировать собственное мнение и позицию;

оценка результатов собственной музыкальной деятельности.

Познавательные:

умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;

умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;

осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника;

развитие интонации, унисона, музыкального слуха, вокально − хоровых навыков.

Коммуникативные:

находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально − творческих задач;

формировать умения грамотно строить речевые высказывания;

формирование умения слушать и слышать;

учиться участвовать в коллективной деятельности.


План:

Организационный момент (2 мин);

Организация учебной мотивации (1 мин);

Постановка цели урока (2 мин);

Актуализация знаний (2 мин);

Открытие новых знаний (26 мин);

Закрепление (4 мин);

Контроль и оценка (4 мин);

Рефлексия (1 мин);

Домашнее задание (1 мин);

Организационный момент (2 мин).

Ход урока

Этап

урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические

средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

(Предметные, метапредметные, личностные)

Организационный момент.

Вход в класс под русскую плясовую «Танец петрушек»

Создать условия для включения обучающихся в учебную деятельность.

Метод музицирования.

Метод «пластического интонирования»

Учитель строит детей около входа в класс, настраивает детей на восприятие музыки.

- Смотрим на экран, выполняем движения, соответствующие характеру пляски петрушек.

- Садитесь. Начнём работу.

Дети строятся, выполняют движения, которые подсказывает музыка.


Ф.

Аудиозапись

Самоконтроль

Личностные:

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Организация учебной мотивации

Концентрировать внимание учащихся на изучаемом материале.

С: Беседа


- Сегодня на уроке мы совершим путешествие в музыкальный театр.

Но сначала послушайте стихотворение:

Я веселый паренек,

К вам зашел на огонек.

У меня колпак цветной,

Как и я же, озорной.

Я-Петрушка, гость почетный,

Веселиться я горазд.

Всем мальчишкам и девчонкам

Леденцы Петрушка даст

-Как вы думаете, о ком идет речь?

-А кто такой петрушка?



Посмотрите на афишу. О чём рассказывает афиша?

- Кто композитор?

-Ребята, как вы думаете, где впервые появился Петрушка?

И не просто на ярмарке, а на русской ярмарке. В какое время года?

Петрушка - был в ярком наряде. Посмотрите на картину. В чем одет Петрушка?

Он созывал гостей на ярмарку, пел веселые частушки и развлекал гостей русскими плясками.


.










-Об озорном Петрушке

-Озорной человечек, который развлекает людей.

-О балете «Петрушка»


-Игорь Фёдорович Стравинский

-На ярмарке


-Весной на Масленице


-Петрушка одет в яркую одежду, а на голове колпак

Ф;

И.

Презентация

Самоконтроль, текущий

Личностные:

наличие эмоционально − ценностного отношения к искусству.

Постановка цели урока

Поставить цель, подвести обучающихся к теме урока.

С: Беседа

Н: иллюстрация

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

-Поставим цель урока: ознакомление с содержанием балета «Петрушка» И.Ф. Стравинского.

-Предположите тему урока.

-Давайте проверим, прочитав тему на странице 104 учебника.




О балете «Петрушка»


Познакомиться с балетом «Петрушка»


Балет «Петрушка»

Ф.

Учебник

Самоконтроль

Регулятивные:

умение строить речевые высказывания о музыке в устной форме.

Познавательные:

осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.

Предметные:

Формировать общее понятие о значении музыки в жизни человека.

Актуализация знаний

Актуализировать прежние ЗУН непосредственно связанные с темой урока.

С: Беседа


Чтобы отправиться в музыкальный театр и посмотреть какой-либо спектакль, надо знать краткое содержание спектакля – либретто.

- А кто знает, что означает слово «либретто» в переводе с итальянского?

- Откроем словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова и прочитаем значение слова либретто.

-В переводе с итальянского слово «либретто» означает «маленькая книжечка».

-Прочитаем на странице 104 учебника либретто балета «Петрушка» И.Ф. Стравинского.

-Прочитайте историю создания балета «Петрушка» на странице 104 в самом верху.




-либретто — это краткое содержание спектакля












Ф;

И.

презентация, видео

Самоконтроль,

Контроль со стороны учителя


Предметные:

формировать общее понятие о значении музыки в жизни человека.

Коммуникативные:

формировать умения грамотно строить речевые высказывания.

Открытие новых знаний

осознать жизненное содержание балета «Петрушка», его связь с народными традициями;

воплощать образы балета в пластических композициях;


С: Беседа

Метод музицирования Метод «Пластического интонирования» Метод погружения в музыку

Метод содержа тельного анализа произведения

И. Ф. Стравинский «Русский танец» -слушание

I. Беседа

-Рассмотрите потрет И.Ф. Стравинского.

Это русский композиторе или зарубежный?

И. Ф. Стравинский - русский композитор. Он родился в Петербурге, в семье известного певца. Музыкальная обстановка в семье, встречи с выдающимися музыкантами, знакомство с богатой библиотекой отца, посещение оперного театра – всё, это способствовало раннему увлечению мальчика музыкой. К 10 годам он хорошо играл на рояле и начал сочинять музыку. Занятия в юношеские годы с композитором Н. А. Римским-Корсаковым завершили музыкальное образование И. Стравинского.

В начале XX в. русский композитор Игорь Фёдорович Стравинский сочинил балет «Петрушка» («Потешные сцены»). Этот балет не только ставят в театрах, но и исполняют в концертных залах как симфоническую сюиту.

Обратите внимание, на портрет Александра Бенуа – это художник, автор сценария, костюмов и декораций к балету «Петрушка».

-Начинаем знакомство с содержанием спектакля.

Кто будет главными героями балета?

Прочитаем в учебнике на с.104

Действие происходит в четырех картинах.

Картина первая - народное гуляние, ярмарка.

- Скажите, пожалуйста, что такое ярмарка?

- Как вы представляете себе ярмарку?

-Посмотрите на иллюстрацию

-Ярмарка – сезонная распродажа товаров, рынок. На ярмарке можно было купить все: бублики, валенки, бочки для засолки, мед. На Руси ярмарки проводили в разное время года.

Каждый продавец расхваливал свой товар, зазывая покупателей.

На ярмарках не только продавали и покупали разные товары, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерились, ремеслом хвалились, разыгрывали театральные представления.

-Вернемся к нашему спектаклю. Барабанный бой возвещает о начале фокуса. И тут появляется старый фокусник. Он играет на флейте. Занавес раздвигается, толпа видит трех кукол: Петрушку, Арапа и Балерину. Фокусник оживляет их прикосновением своей флейты. К великому удивленью толпы, Петрушка, Арап и Балерина дружно пускаются в пляс.

Начинается представление.

-Посмотрите видеофрагмент балета «Петрушка»

II. Слушание

-Вспомните правила слушания музыки.

-Как мы слушаем музыку?


-Определите, как звучала музыка этой сцены.







III. Анализ

-Чтобы передать эту картину И.Ф.Стравинский написал множество мелодий, которые напоминают русские народные песни, танцы, наигрыши. Поэтому особенность музыки Стравинского в том, что она написана в народном стиле. Музыка в народном стиле – композиторская музыка, но очень похожая на народную.

-Подберите правильные слова для описания данной картины, я начну, а вы продолжите. Задорно…

-Какие танцы танцуют Петрушка, Арап и Балерина?


-Какие русские танцевальные движения

исполнял Петрушка?

-Как называется танец, который мы исполняли с Петрушкой?

-Продолжим знакомство с содержанием балета:

3 картина - портреты Арапа и Балерины-слушание

I. Беседа

-Рассмотрите картинки в учебнике на странице 105.

-Как выглядит Арап, похожа ли его одежда на одежду Петрушки?







-Как выглядит Балерина?


-Как называются ее балетные тапочки?


- Глупый, злой, но нарядный Арап нравится Балерине, которая всячески старается его очаровать. Петрушка взбешён от ревности. Куклы ссорятся.

II. Слушание

-Определите по характеру музыки, как ведут себя куклы Арап и Балерина?






III. Анализ

-Назовите, какой танец танцуют Арап и Балерина?

-Какой темп?

-Динамика?

-Как развивается музыка?

-Каким словосочетанием можно назвать эту сцену в балете?

-Вспомните, как на Руси праздновали Масленицу?








-Какие песни пели?

-Какие танцы танцевали?




-Народное гуляние на Масленицу называется «разудалая масленица».

-Объясните, почему так называют?



-Переходим к картине 4

4 картина – «Сцена на улице» - слушание

I. Беседа

-Народ пляшет – мужик с медведем, купец с двумя цыганками, кучера с конюхами и, наконец, ряженые. В момент наивысшего разгула ожившие куклы выбегают на улицу. -Арап поражает Петрушку ударом сабли. Петрушка умирает в окружении толпы гуляк.

-Но неожиданно он вновь появляется на крыше балагана. Он показывает «нос» толпе. «Дух Петрушки всё ещё протестует».

II. Слушание

-Послушайте музыку и составьте небольшой рассказ «Сцена на улице»

III. Анализ

-Расскажите о том, как вы представили «Сцену на улице».

-Как ведут себя куклы Арап и Петрушка?

-Мы внимательно слушаем ваш рассказ







-Как называется балет И.Ф. Стравинского?


Л. Мельникова «Прощание с начальной школой»-разучивание

I. Вступительное слово учителя

-Ребята, совсем скоро вы закончите начальную школу.

-Позади останутся неудачи, трудности и 4 долгих учебных года.

-Если бы вы были композиторами, какую по настроению музыку сочинили?

-Композитор Л. Мельникова сочинила песню «Прощание с начальной школой».

II. Показ песни

-Внимательно прослушайте и подумайте, о чём эта песня?

-Принимаем позу слушателя.

III. Анализ (разбор)

-Ребята, о чем же эта песня?




-А что вы чувствовали, когда слушали данную песню?


-А какой у нее характер?

-Что удобно под нее делать?

IV. Разучивание песни

-Сегодня мы с вами разучим эту песню

- Послушайте запев:

Наступило время, мы постарше стали
За четыре года много мы узнали
Нам с начальным классом нужно попрощаться,
Как бы нам хотелось с ним ещё остаться.

- Послушайте первую фразу:

- Слушайте внимательно, как она звучит.

Наступило время, мы по старше стали

- Подпевайте! (2 раза)

- Поют только девочки.

- Молодцы. Теперь только мальчики.

- Молодцы. Повторим все вместе.

- Послушайте вторую фразу:

За четыре года много мы узнали

- Подпевайте!

- Теперь все вместе.

- Молодцы.

-Соединяем первую и вторую фразу вместе.

- Послушайте, как поётся третья фраза:

Нам с начальным классом нужно попрощаться

- Подпевайте!

- Поёт первый ряд.

- Молодцы! Теперь второй ряд.

- Молодцы! Теперь только третий ряд.

- Молодцы!

- Послушайте, как поётся четвертая фраза:

Как бы нам хотелось с ним ещё остаться. - Подпевайте!

- Теперь одни.

-Соединяем третью и четвертую фразы.

- Исполняем запев.

- Молодцы!

- Послушайте припев:

Солнце всходит и заходит

Жизнь бежит за часом час

До свиданья, до свиданья

Дорогой начальный класс.

- Слушайте внимательно, как поётся первая фраза:

Солнце всходит и заходит

- Подпевайте!

- Поют только девочки.

- Молодцы. Теперь только мальчики.

- Молодцы. Повторим все вместе.

- Послушайте вторую фразу:

Жизнь бежит за часом час

- Подпевайте!

- Теперь все вместе.

- Молодцы.

-Соединяем первую и вторую фразу

- Послушайте третью фразу:

До свиданья, до свиданья

- Поёт первый ряд.

- Теперь второй ряд.

- Только третий ряд поёт.

- Все вместе.

-Послушайте, как поётся четвертая фраза:

Дорогой начальный класс.

- Подпевайте!

- Теперь все вместе.

- Молодцы.

- Исполняем припев.

- Молодцы!

- Теперь споём первый куплет

- Молодцы!

V. Исполнение песни целиком.

-Встали, исполняем песню как на концерте





— Это русский композитор



























-Главные герои балета-Петрушка, Арап и Балерина




-Ярмарка — это распродажа товаров

-Я представляю ярмарку так, много прилавков с различными товарами, большое количество людей и играет веселая музыка
























-В тишине


-Когда появился фокусник музыка звучала напряженно, но с появлением Петрушки, Арапа и Балерины, музыка стала звучать громко, весело.












-Задорно, оживленно, весело, радостно.

-Петрушка, Арап и Балерина танцуют народные танцы

-Присядки


-Русский народный-плясовой







-Арап и Петрушка схожи, их одежда выделяется своей яркостью. Но все же есть некоторые отличия, например Арап носит серьги


-Балерина одета в красивое платье

-Пуанты







-Балерина пытается добиться любви Арапа, но ей это не сразу удается, но все же она смогла его очаровать



-Арап и Балерина танцуют пляску

-темп умеренный

-динамика от тихого к громкому и наоборот

-Потешная сцена

-  веселились все, от мала до велика, – поздравляли друг друга, делали покупки на ярмарках. Устраивали кулачные бои, катались на санях с гор и просто по улицам.

-русские-народные

‑ Два традиционных танца на Масленицу - хоровод и ручеёк.


-«Разудалая масленица» - праздник с размахом и поистине русской душой. Весёлые гулянья, катания на санях и забавы.




















-Составляют

-Читают получившийся рассказ

-Они напряжены. Арап зол на Петрушку. Петрушка от него убегает, Арап его догоняет и поражает саблей.


-Балет «Петрушка», второе название «Потешные сцены»








-Грустную, потому что не хочется уходить из школы





-О школе, об окончании начальной школы


-грусть, не хочется уходить из начальной школы


-Песенно-танцевальный





Слушают исполнение запева





Слушают первую фразу запева.


Поют



Слушают вторую фразу запева.


Поют


Слушают третью фразу запева


Поют






Слушают четвертую фразу запева


Поют




Слушают припев




Слушают первую фразу припева


Поют




Слушают вторую фразу припева


Поют




Слушают третью фразу припева



Поют






Слушают четвертую фразу припева



Поют



Поют

Ф;

И.

Презентация, учебник

Самоконтроль, текущий.

Личностные:

реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;

позитивная оценка своих музыкально − творческих способностей.


Регулятивные:

умение строить речевые высказывания о музыке в устной форме;

оценка результатов собственной музыкальной деятельности.


П: формировать общее понятие о значении музыки в жизни человека; воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания.


Коммуникативные: находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач; учиться участвовать в коллективном пении.

Закрепление

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

С: Беседа

Метод погружения


- Ребята, вы хорошо потрудились на уроке и узнали много нового. А теперь я предлагаю вам ответить на вопросы музыкальной викторины.

-Правильно ответит тот, кто был внимательным.

-Спрашивать буду только тех, кто поднимает руку.

1) 3 картина - портреты Арапа и Балерины

2) 4 картина – «Сцена на улице»

3) 2 картина «Русский танец».


Ф.

Презентация.

Текущий.

Регулятивные: способность принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности;

Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

Контроль и оценка

Провести рефлексивный анализ учебной деятельности.

С: Беседа

Метод музицирования


Исполняем песню «Прощание с начальной школой» на оценку у доски.

Пришло время оценить вашу работу.

Оценим пение одноклассников.

Я согласна с вашим мнением, ставлю оценку за пение

Выходят петь по рядам, в мини − группах

П,

И,

Ф.

Аудиозапись

Текущий

Коммуникативные:

умение участвовать в коллективной деятельности.

Рефлексия

Оценить настроение, восприятие учебного материала.

С: Беседа


С каким музыкальным произведением мы сегодня познакомились на уроке?

Назовите композитора балета «Петрушка».

Перечислите героев балета «Петрушка».

В чем особенность музыки И.Ф. Стравинского?

С каким настроением вы уходите с урока?

Что больше всего вам понравилось?

Что вы расскажете дома родителям?

-Балет «Петрушка»

-И.Ф. Стравинский

-Петрушка, Арап и Балерина


-В том, что она написана в народном стиле.

-С позитивным

-Петь песню

-Дома мы расскажем о балете «Петрушка»

Ф;

И.


Текущий контроль

Личностные:

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Домашнее задание

Ориентировать на закрепление навыков учащихся.

С: Объяснение

Откройте дневники, запишите домашнее задание.

- Дома вам нужно будет нарисовать Петрушку так, как его изображает музыка

-Записывают домашнее задание

Ф;

И.


Текущий контроль

Личностные:

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Организационный момент

Выход из класса под русскую плясовую «Танец петрушек»

Организовать учащихся на перемену.

Метод «Пластического интонирования»

- Встаём из-за парт и выполняем движения, которые подсказывает музыка.

Дети строятся, выполняют движения, которые подсказывает музыка.


Ф.


Самоконтроль

Личностные:

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.