Урок обучения грамоте в 1 классе «Письмо. Слова, отвечающие на вопросы: "Что делать?", "Что сделать?"»
Конспект урока по предмету Обучение грамоте. Письмо. УМК «Школа России». 1 б класс.
Тема урока: Слова, отвечающие на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?».
Цель урока: формировать представление о словах-предметах и словах-действиях.
Задачи:
Образовательные: закрепить умение ставить вопросы кто? что? к словам – предметам и учиться ставить вопросы что делать? что сделать? к словам-действиям;
формировать умение отличать слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?;
продолжать формировать умение составлять звуко-буквенный анализ слов.
Воспитательные: воспитывать интерес к учебному процессу; аккуратность и прилежание.
Развивающие: познакомить со схематическим изображением слов-предметов и слов-действий.
Тип урока: первичный, Изучение новых знаний.
Структура урока:
Оборудование: презентация Power Point; карточки со словами, схемы слов-действий и слов-предметов.
Формируемые УУД:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
УУД |
Орг. момент. |
Слайд 2.Прозвенел звонок для нас! Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. |
Повторяют вместе с учителем. |
Коммуникативные УУД: Умение слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД: Волевая саморегуляция. |
Актуализация знаний. |
На слайде 3 картинки с предметами. Какие это предметы? Вспомните, что объединяет эти предметы? Верно. А что они обозначают? Молодцы! Верно. А на какой вопрос отвечают слова – предметы? Следующий слайд 4 с картинками действий. Что изображено на картинке? Да вы достаточно верно объяснили действие каждого персонажа. Как вы думаете, что может объединять эти картинки? И здесь вы правы! Какие вы внимательные! Так и есть! Тогда какой же вопрос задать к действию? |
Стол, ложка, бусы, маяк. Они не живые. Предмет. На вопрос – «Что?» Мальчик поливает грядку. Девочки прыгают на скакалке. И еще мальчик хочет прыгнуть в воду. То, что на этих картинках дети изображены в действии. Каждый занят своим делом. Ребята не знают ответ. |
|
Мотивационный этап. |
А вот это нам и предстоит сегодня узнать! Предположите, какая сегодня будет тема урока? Верно! Слайд 5. Тема урока: Слова, отвечающие на вопрос «Что делать?», «Что сделать?». Зная тему урока, какие цели мы, перед собой поставим, для дальнейшей продуктивной работы? Слова помощники на слайде 6. Молодцы, интересные цели и продуктивные. Но давайте сравним, сходятся ли ваши цели с моими? Вы молодцы, сумели спрогнозировать цели урока. Слайд 7. Девиз урока. |
Я думаю, что тема урока называется: Слова, обозначающие действия. - Уметь писать. - Различать слова-предметы и слова-действия. - Уметь составлять звуко-буквенный анализ слова. Уметь ставить вопросы что делать? что сделать? к словам-действиям. Знать как составляется звуко-буквенный анализ слова. Учиться различать слова-предметы и слова-действия. Пишем старательно, Читаем внимательно, Сидим ровно! |
|
Подготовка руки к письму. |
Наши пальчики сплетем, Руки вытянем потом. Пальцы выгнутся чуть-чуть – их расслабить не забудь. |
Дети сплетают пальцы рук, затем вытягивают руки вверх, тыльными сторонами ладоней к себе. При этом указательный, средний и безымянный пальцы прогибаются. После выполнения встряхиваем руками, расслабляем пальцы. |
|
Чистописание. |
Прочитайте буквы, записанные на доске. Какую букву следовало бы записать после буквы «г»? Как вы догадались? Верно! А кто заметил «лишнюю» букву? Докажи почему? Убедительное доказательство! Молодец! Составьте, пожалуйста, слоги используя этот набор букв. Запишите их. Какие слоги вы записали? Придумайте слова с имеющие такие слоги. Учитель записывает слова на доске, а ребята в тетради. |
А, б, в, г… Д Потому что, буквы записаны по алфавиту. Лишняя буква-А Потому что она гласная. Ба, ва, га, да. Труба, гараж, ванна, карандаш, корова. Записывают слова. |
|
Работа по теме урока. Изучение нового материала. |
На слайде 8 записаны вопросы: Кто это? Что это? Учитель: распределите слова, которые вы придумали на два столбика. Запишите их в тетради. По какому принципу их распределили? А какие вопросы помогли в распределении? Составьте предложения с придуманными словами. На слайде 9 записаны вопросы: что делает? Что сделает? Учитель записывает предложения на доске. Найдите в предложениях слова, отвечающие на вопросы кто? что? и на вопросы что делает? что сделает? На слайде 10. Картинки с изображением подчеркивания слов-предметов и слов-действий. Учитель объясняет и дублирует на доске, какие слова и как подчеркнуть. |
Один столбик: труба, ванна, гараж, карандаш, а второй столбик это слово корова. Распределила по принципу живое не живое. Кто это? И что это? В гараже стоит машина. Маша купает куклу в ванной. Из трубы идет черный дым. Мама доит корову. Дети подчеркивают слова в тетрадях. |
|
Первичное закрепление. |
Распределите слова на группы. Верно! Составьте звукобуквенный анализ двух слов-предметов. 1 вариант назовите по цепочке слова-предметы с вопросом 2 вариант назовите слова-действия с вопросом |
Получилось две группы: слова-предметы и слова-действия. Дети работают в тетради, а затем первый закончивший выполняет работу на доске. Дети называют – что? труба, кто? Корова? И т.д. Дети проговаривают – что делать? Идти. Что сделать – Пройти. |
|
Физминутка. |
Слайд 11. Выполним разминку с крабом. |
Дети выполняют движения под музыку. |
|
Вторичное закрепление. Дифференциация. Проверка по эталону. |
Учитель раздает заранее приготовленные карточки с работой. Карточка 1. Маша чистит зубы. Коля идет домой. Шофер водит машину. Карточка 2. Желтела листва. В огороде скачет кузнечик. Доктор лечит больных. Карточка 3. Корова, туча, идет, мычит, льет, дождь. Ребята вы получили карточки с предложениями и словами. Ваша задача сейчас найти слова-предметы и слова действия и подчеркнуть их. На слайде 12 появляются правильные ответы. Оцените вашу работу карточками: Зеленый – все правильно Желтый – одна ошибка Красный – ничего не понял |
Дети выполняют работу на листочках. Карточка 1 –это 1 вариант, карточка – 2 –это второй вариант и карточка 3-это плохо-читающие дети. Дети выполняют самопроверку по эталону. Отмечают плюсом – правильный ответ, минусом – неправильный. Дети поднимают вверх сигнальные карточки. |
|
Рефлексия учебной деятельности |
С какими новыми словами мы сегодня познакомились? Что делали на уроке? Что больше всего понравилось? Спасибо, ребята, за интересный урок! |
Со словами – действиями. Учились задавать вопросы и подчеркивали слова-предметы и слова-действия. Самостоятельная работа. |
Регулятивные УУД: Оценка-выделение и осознание учащимися того, что изучалось на уроке, осознание и оценка качества и уровня усвоения. |