Конспект урока по русскому языку в 1 классе «Слова, отвечающие на вопросы кто? что?»
Тема: Слова, отвечающие на вопросы: кто? что?
Цель: формировать умения распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? что?
Регулятивные универсальные учебные действия:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
Учебные универсальные действия:
учить распознавать живые и неживые предметы; совершенствовать каллиграфические навыки;
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
Коммуникативные УУД :
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Личностные УУД:
формирование активной жизненной позиции
умение высказывать личные суждения
Материальное обеспечение: карточки с названием темы, с вопросами кто? что?, лепестки ромашки.
1. Организационный момент
- Добрый день, ребята! Мне хочется начать наш урок с улыбки. Ведь улыбка располагает к приятному общению. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне. А теперь улыбнитесь друг другу, окружающим. (Сажаю детей)
- А теперь настроимся на работу. Откроем ладошки новым знаниям и произнесем волшебную фразу: «Я хочу много знать». Ведь вокруг нас так много интересного, стоит только оглянуться по сторонам. Но в любом деле необходимо соблюдать определенные правила:
Не выкрикиваем!
Не перебиваем друг друга!
Мы слышим друг друга!
Учимся работать сообща!
- Я желаю вам успехов.
2. Актуализация знаний
Словарная работа
– Итак, начнем нашу работу со словарных слов. Сейчас все получат листики со словарными словами. Ваша задача вставить пропущенные буквы.
– Проверим. На доске:
Девочка, собака, корова, фамилия, язык, русский.
– Оцените:
если нет ошибок – зеленый кружок или смайлик
1-2 ошибки – желтый кружок или смайлик
больше 2-х – красный кружок или смайлик
Оценивание проходит на каждом этапе урока
3. Создание проблемной ситуации, поиск решений
– На доске слова: заяц, морковь, мальчик, ромашка
– На какие группы можно разбить эти слова? (живые – неживые; растения, животные, человек)
– По какому признаку можно еще разделить эти слова? (по вопросам кто? что?) Так должно было быть в идеале. Но на уроке я столкнулась с тем, что дети распределяли слова как угодно, но только не так, как требовалось. Предполагая, что урок может пойти не совсем так, как было задумано, пришлось подойти к этому вопросу с другой стороны. Вместе с детьми (по опорным словам ПРЕДМЕТ, ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА, ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА – тема прошлого урока) мы все же вышли на то, что эти слова можно разделить по вопросам кто? что?)
– Попробуем поставить вопрос к каждому слову.
– Как же определить, какой вопрос нужно ставить к предметам?
КТО? – к людям и животным
ЧТО? – к неживым предметам
– Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод. Откройте учебник на стр.39 и прочитайте узелки на память.
4. Постановка темы и целей урока
– Вы догадались, какая тема сегодняшнего урока?
Слова, отвечающие на вопрос кто? что?
– Чему мы должны научиться? (Цель урока)
Правильно ставить вопросы КТО? ЧТО? к словам.
5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
На парте. лежат лепестки ромашки непростые, на каждом написано слово.
- Вам надо распределить эти лепестки в 2 группы, а по какому признаку, вы должны догадаться сами.
-Каждый из вас возьмите лепесток.
( слова: медведь, голубь, муха, пеленгас, ящерица, Незнайка, солнце, снег, вода, камень ).
-По какому признаку вы распределяли слова? ( живые- неживые)
- Проверка (чтение вслух).
У вас получилась ромашка, а у меня остался лепесток со словом ромашка.
-Куда вы поместите само слово ромашка?
-Кто хочет доказать своё мнение?
-Где проверить выводы?
- Готовясь к уроку, я тоже задала себе этот вопрос. А ответ нашла в ЭНЦИКЛОПЕДИИ «БИОЛОГИЯ». Вот что там написано:
« Ответ следует искать в глубокой древности. Наши далекие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое. Поэтому весь растительный мир (живой с точки зрения биологии) оказался в языке неодушевленным.»
- Так в какую группу мы определим слово « ромашка». Чтобы разделить слова на живые и неживые, что надо помнить?
Вывод: Для того чтобы правильно задать вопрос к слову нужно знать, что оно обозначает, на какой вопрос отвечает .
- Ребята, а какой сказочный герой нам встретился среди одушевленных предметов? ( Незнайка)
- Из какой он сказки? ( Приключения Незнайки и его друзей)
- Кто написал это произведение? (Николай Носов)
Ребята, посмотрите Незнайка тоже распределил слова на группы.
- Но что он забыл? Поможем ему исправить ошибки.
- А чем похожи эти слова?
- Вспомните орфографическое правило.
( Дети работают у доски, записывают слова в тетрадь.)
Кто? Что?
чулан чудеса
дочурка чудак
Физкультминутка.
- Я буду читать слова. Если слово отвечает на вопрос кто? мальчики приседают, если слово отвечает на вопрос что? девочки подпрыгивают.
(Солнце, бабочка, дети, скворечник, муравей, дождь, облака, грач.)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
– Как проверить усвоили вы новую тему или нет? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить ее с эталоном для самопроверки)
– Правильно. Откройте тетрадь на стр. 20, упр. 3
Работа с текстом
1) Чтение текста
2) Беседа по содержанию
3) Сравнение текста с погодой на улице
Вывод.
7. Итог урока. Рефлексия
1) Игра «КТО? ЧТО?»
Кто? – хлопок
Что? – топаем
Солнце, звезда, ребенок, мяч, енот, цыпленок, кот, цветы.
2) Рефлексия (кружки)
– Что необходимо сделать, чтобы закончить урок? (Подвести итог нашей работы)
– Какую цель вы ставили в начале урока?
– Вы ее достигли?
– Как вы открывали новое знание?
– Что помогло открыть новое знание?
– Для чего вам понадобятся новые знания, полученные на уроке?
– У вас на партах лежат цветные кружки (зеленый, желтый, красный) Такого рода рефлексию ребята проводят с удовольствием. Если кружки по какой– то причине отсутствуют, можно воспользоваться карандашами.
– Я сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте цвета согласия (зеленый), сомнения (желтый) или несогласия (красный)
– Я знаю, какие слова отвечают на вопрос КТО?, а какие на вопрос ЧТО?
– Я легко справился с самостоятельной работой.
– Я смог понять причину ошибки в самостоятельной работе (если она была допущена).