Конспект урока русского языка «Слова, отвечающие на вопросы кто? что?»
Урок проводился в рамках Недели начальной школы, посвящённой Году искусства и культурного наследия народов России.
Конспект дистанционного урока
с обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Дата проведения: 25.01.2022
Учитель: Язенина О.А.
Учебный предмет: русский язык
Обучающаяся: Дарья Б.
Класс: 7 (УО)
Урок 73
Тема урока: "Слова, отвечающие на вопросы кто? и что?"
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель урока: формирование представлений о словах, отвечающих на вопросы кто? что?.
Задачи урока:
Образовательная: познакомить со словами, отвечающими на вопросы кто? что?, формировать умение ставить вопросы кто? что? к словам, обозначающим предметы, научить делить слова на группы по вопросам кто? что?, различать слова-названия одушевлённых и неодушевлённых предметов.
Коррекционно-развивающая: развивать устную речь, память, внимание, воображение, любознательность, расширять словарный запас.
Воспитательная: воспитывать интерес к учебному предмету, прививать чувство прекрасного на примере картин великих русских художников …через использование игровых технологий и ИКТ.
Планируемые результаты:
Предметные умения: умение различать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, одушевлённые и неодушевлённые слова, задавать вопросы к словам-предметам.
Метапредметные:
Личностные: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения, самооценивать свою деятельность на уроке; мотивация к учебной деятельности; осознание роли полученных знаний в жизни.
Регулятивные: определение темы и формулировка цели на уроке, проговариваривание последовательности действий на уроке с помощью учителя; оценивание правильности выполнения действия на уроке; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; внесение необходимых корректив после учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные: умение отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания и использовать их в новых видах работы, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: умение аргументировать своё мнение и объяснять свои действия с помощью учителя, слушать и понимать речь учителя, проявлять готовность к взаимопониманию и дружескому взаимодействию с учителем.
Оборудование и используемые ресурсы: компьютер, клавиатура, Интернет, электронная тетрадь (ссылка на электроную тетрадь), изображения картин известных русских художников, физкультминутка.
Урок 73
Тема урока: “Слова, отвечающие на вопросы кто? и что?”
1. Организационный момент. (0,5 мин.)
Задание 1.
- Здравствуй, Даша! Здравствуйте, Любовь Антоновна! Очень рада вас видеть! У меня для вас сюрприз.
2. Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности (4 мин.)
- Даша, рассмотри картины.
- Первая картина называется "Зимой". Её автором является Константин Алексеевич Коровин. Кто на ней изображён? (Лошадь/конь)
- Вторая картина называется "Цветы и плоды" художника Ивана Фомича Хруцкого. Что ты видишь на этой картине? (Цветы, фрукты, овощи)
- Какие вопросы я задавала? (Кто? и что?)
- Значит, сегодня мы будем изучать слова, которые … (Отвечают на вопросы кто? что?)
- Что мы должны узнать об этих словах? (Что обозначают слова, отвечающие на вопросы кто? и что?)
- Как мы будем строить урок? (Узнаем что-то новое, выполним задания, подведём итоги)
3. Актуализация знаний (5 мин.)
Задание 2.
- Я начала урок с показа картин известных художников. Где можно посмотреть такие картины? (В галерее, на выставке)
- Да, картины известных художников можно увидеть в Третьяковской галерее, в Эрмитаже и в других больших выставочных залах. И сегодня я приглашаю тебя с бабушкой в галерею, где мы познакомимся с картинами, известными всему миру. Они же помогут нам познакомиться с новой темой. Давай рассмотрим картину В. Васнецова "Иван-царевич на Сером Волке". Здесь изображён сюжет к известной сказке. Кого ты видишь на картине? (Ивана-царевича, Елену Прекрасную, Волка)
- Ты назвала Ивана-царевича, Елену Прекрасную, Волка. Какой вопрос можно задать к этим словам? (Кто?)
- Сделай вывод: кого обозначают слова, отвечающие на вопрос кто? (Людей и животных)
- Слова, отвечающие на вопрос кто?, обозначают живые предметы: людей и животных и называются одушевлёнными, то есть имеющими душу. Приведи примеры одушевлённых слов.
- Теперь назови, что окружает главных героев. (Лес, деревья, кусты, земля)
- На какой вопрос отвечают слова "лес", "деревья", "кусты", "земля"? (Что?)
- Это живые или неживые предметы? (Неживые)
- Сделай вывод: что обозначают слова, отвечающие на вопрос что? (Неживые предметы)
- Слова, отвечающие на вопрос что?, обозначают не только предметы (стол, диван, компьютер), но и явления природы (гроза, метель, снегопад), чувства людей (радость, грусть) и называются неодушевлёнными, то есть не имеющими души. Приведи примеры неодушевлённых слов.
4. Физкультминутка (2 мин.)
- Давай немного отдохнём. Если я называю одушевлённое слово, то ты зажмуриваешь глаза, а если неодушевлённое, то моргаешь. Задание понятно?
-Тогда начинаем: зима, лошадь, сани, сестра, мама, велосипед, портфель, волк, лес.
5. Первичное усвоение новых знаний (6,5 мин.)
Задание 3.
- Итак, познакомься с картиной "Опять двойка" Фёдора Решетникова.
- Обрати внимание на виноватый вид главного героя. Семья расстроена, потому что мальчик снова получил "двойку", рада только собака. Я предлагаю провести аукцион слов, которые отвечают на вопросы кто? и что?. Мы по-очереди будем называть слова с этой картины и вопрос, на который оно отвечает. Сначала Даша, потом Любовь Антоновна, а я после вас. Итак, Даша, назови слово с картины. (Девочка, мальчик, сестра, брат, мама, собака, стол, стул, учебник, портфель, коньки, ковёр, велосипед, пол, дверь, цветок, галстук, пальто, фартук…)
- Как много слов, отвечающих на вопросы кто? и что?, мы назвали! Дело в том, в нашей речи таких слов больше всего. Из 10 слов, отвечающих на разные вопросы, 8 слов отвечает на вопросы кто? и что?.
6. Первичная проверка понимания (7 мин.)
Задание 4.
- Сейчас я представлю ещё несколько картин.
- Первая картина "Богатыри" принадлежит Виктору Михайловичу Васнецову. Эта картина является самым настоящим народным шедевром. Мы видим трёх русских богатырей: Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича - знаменитых героей народных былин. Они представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли. Вторая картина называется "Девочка с персиками". Написал её Валентин Серов. На картине изображена 11-летнеяя Вера Мамонтова, дочь знаменитого промышленника - большого друга Валентина Александровича (художника). Сейчас тебе предстоит выполнить задание: с каждой картины ты назовёшь слова, отвечающие на вопросы кто? и что?, и впишешь в таблицу:
КТО? | ЧТО? |
7. Подведение итогов урока, рефлексия (5 мин.)
Подведение итогов урока.
- Что необходимо сделать, чтобы закончить урок? (Подвести итог нашей работы)
- Какую цель мы ставили в начале урока? (Узнать, что обозначают слова, отвечающие на вопросы кто? и что?)
- Мы её достигли?
- Что помогло достигнуть цель? (Полученные знания и упражнения)
- Чему мы учились сегодня на уроке? (Различать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?)
- Ты научилась?
- Как ты работала на уроке?
- Какую оценку ты себе поставишь?
- Ты сегодня работала на уроке … Поэтому я поставлю тебе оценку "..".
- А какое у тебя было настроение на уроке? Сравни его с настроением героинь с картин Виктора Васнецова «Алёнушка» и Федота Сычкова "Подружки".
- Ну вот и подошёл наш урок и знакомство с картинами известных художников к концу. Спасибо за урок! До следующеей встречи!
Потамошнева Наталья Алексеевна
Язенина Ольга Анатольевна
Фокина Лидия Петровна
Язенина Ольга Анатольевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Язенина Ольга Анатольевна
Колышкина Елена Владимировна
Язенина Ольга Анатольевна