Конспект урока русского языка «Слова, отвечающие на вопросы кто? что?»

16
8
Материал опубликован 25 January 2022 в группе

     Урок проводился в рамках Недели начальной школы, посвящённой Году искусства и культурного наследия народов России.

Конспект дистанционного урока 

с обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


Дата проведения: 25.01.2022

Учитель: Язенина О.А.

Учебный предмет: русский язык

Обучающаяся: Дарья Б.

Класс: 7 (УО)

Урок 73

Тема урока: "Слова, отвечающие на вопросы кто? и что?" 

Тип урока: урок усвоения новых знаний   


Цель урока: формирование представлений о словах, отвечающих на вопросы кто? что?.

Задачи урока: 

Образовательная:  познакомить со словами, отвечающими на вопросы кто? что?, формировать умение ставить вопросы кто? что? к словам, обозначающим предметы, научить делить слова на группы по вопросам кто? что?,  различать слова-названия одушевлённых и неодушевлённых предметов. 

Коррекционно-развивающая: развивать устную речь, память, внимание, воображение, любознательность, расширять словарный запас.

Воспитательная: воспитывать интерес к учебному предмету, прививать чувство прекрасного на примере картин великих русских художников …через использование игровых технологий и ИКТ.


Планируемые результаты:

Предметные умения: умение различать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, одушевлённые и неодушевлённые слова, задавать вопросы к словам-предметам.

Метапредметные:

Личностные: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения, самооценивать свою деятельность на уроке; мотивация к учебной деятельности; осознание роли полученных знаний в жизни.

Регулятивные: определение темы и формулировка цели на уроке, проговариваривание последовательности действий на уроке с помощью учителя;  оценивание правильности выполнения действия на уроке;  планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; внесение необходимых корректив после учёта характера сделанных ошибок. 

Познавательные: умение отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания и использовать их в новых видах работы, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: умение аргументировать своё мнение и  объяснять свои действия с помощью учителя, слушать и понимать речь учителя, проявлять готовность к взаимопониманию и дружескому взаимодействию с учителем.


Оборудование и используемые ресурсы: компьютер, клавиатура, Интернет, электронная тетрадь (ссылка на электроную тетрадь), изображения картин известных русских художников, физкультминутка.​​​​​​​

Урок 73

Тема урока: “Слова, отвечающие на вопросы кто? и что?”

1. Организационный момент. (0,5 мин.)

Задание 1.

- Здравствуй, Даша! Здравствуйте, Любовь Антоновна! Очень рада вас видеть! У меня для вас сюрприз.

2. Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности (4 мин.)

- Даша, рассмотри картины.  

z9MjPQgRq5VM8kMgOvoEYWsfTjk91nSfDbbM5NEAaBpjJao7J7VY2CfDysk5q8tdVwLTMJP-AwHSMa2I31bdAEzpfz-wwcO_U-GL4YUtZa3v6EVT9eVqPMb0TSIagJAhlLlaTkXK  X6EHR6nE4lLM8NoOD2roT3aNHwN3wUmnKNBxnytnOCsDPuPPFGSBYTaxG8fhelpEyiuFE4f3ZObNLjWg1SnimqP2QGciW1NSif6QBQ5MQWeYgP-69Gq0q4n3DxsUOGlwrNljubr9

- Первая картина называется "Зимой". Её автором является Константин Алексеевич Коровин. Кто на ней изображён? (Лошадь/конь)

- Вторая картина называется "Цветы и плоды" художника Ивана Фомича Хруцкого. Что ты видишь на этой картине? (Цветы, фрукты, овощи)

- Какие вопросы я задавала? (Кто? и что?)

- Значит, сегодня мы будем изучать слова, которые … (Отвечают на вопросы кто? что?)

- Что мы должны узнать об этих словах? (Что обозначают слова, отвечающие на вопросы кто? и что?)

- Как мы будем строить урок? (Узнаем что-то новое, выполним задания, подведём итоги)

3. Актуализация знаний (5 мин.)

Задание 2.

- Я начала урок с показа картин известных художников. Где можно посмотреть такие картины? (В галерее, на выставке)

- Да, картины известных художников можно увидеть в Третьяковской галерее, в Эрмитаже и в других больших выставочных залах. И сегодня я приглашаю тебя с бабушкой в галерею, где мы познакомимся с картинами, известными всему миру. Они же помогут нам познакомиться с новой темой. Давай рассмотрим картину В. Васнецова "Иван-царевич на Сером Волке". Здесь изображён сюжет к известной сказке. Кого ты видишь на картине? (Ивана-царевича, Елену Прекрасную, Волка)

GWSJJJCh7KkJJjWbF1YCeeuBJ_HgFYtc0JS76hsS5pCWSUueHeHtuQ-l8XYUZ133SoXEzBuGuDMZChYjyHMeKuyTOg0cOsSuJ7ZRwVoRpkNaswk56NT6yc9JnKFogQH8YbcYwWsT

- Ты назвала Ивана-царевича, Елену Прекрасную, Волка. Какой вопрос можно задать к этим словам? (Кто?)

- Сделай вывод: кого обозначают слова, отвечающие на вопрос кто? (Людей и животных)

- Слова, отвечающие на вопрос кто?, обозначают живые предметы: людей и животных и называются одушевлёнными, то есть имеющими душу. Приведи примеры одушевлённых слов.

- Теперь назови, что окружает главных героев. (Лес, деревья, кусты, земля)

- На какой вопрос отвечают слова "лес", "деревья", "кусты", "земля"? (Что?)

- Это живые или неживые предметы? (Неживые)

- Сделай вывод: что обозначают слова, отвечающие на вопрос что? (Неживые предметы)

- Слова, отвечающие на вопрос что?, обозначают не только предметы (стол, диван, компьютер), но и явления природы (гроза, метель, снегопад), чувства людей (радость, грусть) и называются неодушевлёнными, то есть не имеющими души. Приведи примеры неодушевлённых слов.

4. Физкультминутка (2 мин.)

- Давай немного отдохнём. Если я называю одушевлённое слово, то ты зажмуриваешь глаза, а если неодушевлённое, то моргаешь. Задание понятно?

-Тогда начинаем: зима, лошадь, сани, сестра, мама, велосипед, портфель, волк, лес.

5. Первичное усвоение новых знаний (6,5 мин.)   

Задание 3.

- Итак, познакомься с картиной "Опять двойка" Фёдора Решетникова. 

0jRb__-EWuMB6IessikpSyj_v3jTTsfiz-Y3PbWPEZK5Z5gIZ58N3j8di5sQa8C19qN-tZjVyYGRfab6131OORdDd9q0CdBn--I8NGpmCyTtyboNzBd7W5JWqXvq45m6ToWiiTYt

- Обрати внимание на виноватый вид главного героя. Семья расстроена, потому что мальчик снова получил "двойку", рада только собака. Я предлагаю провести аукцион слов, которые отвечают на вопросы кто? и что?. Мы по-очереди будем называть слова с этой картины и вопрос, на который оно отвечает. Сначала Даша, потом Любовь Антоновна, а я после вас. Итак, Даша, назови слово с картины. (Девочка, мальчик, сестра, брат, мама, собака, стол, стул, учебник, портфель, коньки, ковёр, велосипед, пол, дверь, цветок, галстук, пальто, фартук…)

- Как много слов, отвечающих на вопросы кто? и что?, мы назвали! Дело в том, в нашей речи таких слов больше всего. Из 10 слов, отвечающих на разные вопросы, 8 слов отвечает на вопросы кто? и что?. 

6. Первичная проверка понимания (7 мин.)

Задание 4.

- Сейчас я представлю ещё несколько картин. ​​​​​​​

        ZkLchWqAB7cRCX6cB8O2mWqz3TZo-UGmSZ2KQRCNjQlXKmGpoEVESqlJ-vW_Gry474LKEldojxXHvS5bdvQxHpQUMG-lXySsmcav4lzyHIMnQXszSuu3f4eq_K2FKKtQrGjNMUOS

          fzXegH9xnYaKclpu3UY43tEyZx95swuQy5GH7ChulyaJdDANXHV2--eba0cmrCkWoUr4WbzraHij2eW9p9nbDc1ddCbTfveWQs19XhpMYU3c0lNz9JW1QadKENNdXrztIGZr07ux  

- Первая картина "Богатыри" принадлежит Виктору Михайловичу Васнецову. Эта картина является самым настоящим народным шедевром. Мы видим трёх русских богатырей: Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича - знаменитых героей народных былин. Они представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли. Вторая картина называется "Девочка с персиками". Написал её Валентин Серов. На картине изображена 11-летнеяя Вера Мамонтова, дочь знаменитого промышленника - большого друга Валентина Александровича (художника). Сейчас тебе предстоит выполнить задание: с каждой картины ты назовёшь слова, отвечающие на вопросы кто? и что?, и впишешь в таблицу:

КТО?

ЧТО?



7. Подведение итогов урока, рефлексия (5 мин.)

Подведение итогов урока.

- Что необходимо сделать, чтобы закончить урок? (Подвести итог нашей работы)

- Какую цель мы ставили в начале урока? (Узнать, что обозначают слова, отвечающие на вопросы кто? и что?)

- Мы её достигли?

- Что помогло достигнуть цель? (Полученные знания и упражнения)

- Чему мы учились сегодня на уроке? (Различать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?)

- Ты научилась? 

- Как ты работала на уроке? 

- Какую оценку ты себе поставишь?

- Ты сегодня работала на уроке … Поэтому я поставлю тебе оценку "..".

- А какое у тебя было настроение на уроке? Сравни его с настроением героинь с картин Виктора Васнецова «Алёнушка» и Федота Сычкова "Подружки".

oMgqA3Cxv5PiL4AjGW5OvlCTrFuBPgm-VcEirVU6bdK0SWpAYbF9prTHMWvNhIT1ic0XbTXH1m3xhEZ59Vx7d4ZPesK9cAtaJkZaQMZGiCepDJSmiK3_BsARqju2ul1vENvl84do   -1fjtOPPwBegj52RNtoAp-l0g6kjQFc8lJG-eIxQB9R4W888lbWmHWKCmYzWCkAFdSMXV0sn9w3YQ521mi86AjTreoPZ1JmRbJjdGaBWVEMAclKhi0EwHAiMKGvr29N_qF_1He44

- Ну вот и подошёл наш урок и знакомство с картинами известных художников к концу. Спасибо за урок! До следующеей встречи!

Комментарии

И содержание, и картины в золоченых рамах - все настраивает на усвоении материала. Спасибо за помощь коллегам!

25 January 2022

Наталья Алексеевна, очень приятно получить такой положительный отзыв! Спасибо большое!

25 January 2022

Ольга Анатольевна! Спасибо за ресурс и Ваше желание делиться с коллегами. Ваша работа окажет большую помощь при подготовке к занятию. Творческих Вам идей. С уважением, Лидия Петровна.

26 January 2022

Лидия Петровна, стараюсь соответствовать теме Недели начальной школы, а главное - очень хочу, чтобы деткам было и познавательно, и интересно. Спасибо за Ваш отзыв!

27 January 2022

ОТЛИЧНАЯ работа!

26 January 2022

Марина Юрьевна, спасибо за высокую оценку моей работы! Стараюсь!

27 January 2022

Очень качественный урок, отвечающий всем требованиям ФГОС! Занятие логически выстроено, доступно и наглядно представлен материал! Новая тема изучалась с использованием известных картин, что актуально в свете Года искусства и культурного наследия народов России. Ученица была активно вовлечена в учебный процесс! Спасибо большое, Ольга Анатольевна, за Ваш труд!

26 January 2022

Елена Владимировна, спасибо Вам не просто за отзыв, а за краткий анализ. Так приятно! Как-будто Вы были у меня на уроке! СПАСИБО БОЛЬШОЕ!

27 January 2022

Похожие публикации