Урок по русскому языку во 2 классе «Слова, которые отвечают на вопрос "что будет делать?", "что сделает?"»

2
0
Материал опубликован 9 April 2018 в группе

Русский язык 2 класс

Тема: Слова, которые отвечают на вопрос что будет делать? что сделает?

Тип урока: Урок открытия нового знания

Учитель: Смирнова Людмила Сергеевна

Цель урока: определение особенностей образования и изменения глаголов будущего времени.

Задачи урока:

Образовательная – провести наблюдение за образованием двух форм глаголов будущего времени; установить их зависимость от вида глагола (вопросов в начальной форме); определить особенности изменения глаголов будущего времени.

Развивающая – развивать умение выявлять глаголы по освоенным признакам, характеризовать и сравнивать их формы; совершенствовать умение строить высказывания, участвовать в обсуждении вопросов, соблюдать правила сотрудничества.

Воспитательная - воспитывать чувство сплоченности в коллективе, любовь и уважение к родному языку.

Оснащение: презентация, карточки для самостоятельной работы; учебник «Русский язык» В.И. Бычков, З.М.Беляева,А.В.Рыбакова.-Чув.книжн.изд-во,2014.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД

Осуществлять целенаправленные наблюдения под руководством учителя, извлекать из них информацию, размышлять над ней; читать учебный текст, находить новые сведения, соотносить их с известными и использовать в практических целях.

Регулятивные УУД

Коллективно ставить, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия. Выполнять необходимые действия для её решения, в том числе понимать и выполнять инструкции; осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий и их результата.

Коммуникативные УУД

Развиваем умение слушать собеседников, высказывать свою точку зрения; умение работать в паре.

Личностные УУД

Формируются способности оценивать свои трудности, готовность совместно с учителем искать пути их преодоления.

Предметные результаты: умение распознавать глаголы будущего времени в тексте; различать простую и сложную формы; изменять глаголы будущего времени по лицам.

Оборудование:

Ход урока

I. 1. Организационный момент.

   Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера!

И я вам, ребята, хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок.

2.Словарная работа.

-Ребята, я буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать и записывать отгадки.

Птица-будильник(петух)

Непоседа пёстрая

Птица длиннохвостая.

Птица говорлива,

Самая болтливая.(сорока)

В реках Африки живет

Злой зеленый пароход!

Кто б навстречу ни поплыл

Всех проглотит…(крокодил)

Кто в густом лесу живёт

И с куста малину рвет

А как вьюга засвистит,

Он в берлоге крепко спит?(медведь)

Белым был зимою снежной,

Летом он сменил одежду:

Серым стал косой зверёк

Кто узнал пусть назовёт.(заяц)

-Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу друг друга по слайду. Оцените своего товарища.(0 ош-5, 1,2 – 4, 3,4 – 3, более 4 ошибок -2)

На слайде петух, сорока, крокодил, медведь, заяц.

-Что обозначают эти слова? На какой вопрос отвечают?(предметы – кто?, все одушевленные)

III. Целеполагание (в сотворчестве с учащимися).

Работа в парах.

Прочитайте в парах по очереди стихотворение на карточке и подчеркните карандашом строчку стихотворения, в которой заключена главная мысль.Слайд

Всему название дано –
И зверю и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
И все что может видеть глаз –
Над нами и под нами –
И все что в памяти у нас, -
Означено словами.

Какова главная мысль стихотворения? (в окружающем нас мире всё обозначено словами)

С какой группой слов мы знакомились в последнее время? (действия)

На какой вопрос отвечают слова, называющие действие? Когда могут происходить действия? Все ли мы знаем?

IV.Актуализация знаний.

Чтение предложений, выписываем слова, обозначающие действие Слайд

1.Витя напишет сочинение.
2.Витя будет писать сочинение.

3.Витя написал сочинение.
4.Витя пишет сочинение.

1.-Ребята, обратим внимание на предложения на доске. Найдем слова, которые обозначают действие. Какие слова-действия нам знакомы ? (написал, пишет)

А теперь найдем слова-действия, которые нам не знакомы. Поставим вопросы к этим слова

Что сделает? Напишет.

Что будет делать? Будет писать.

-какое действие они обозначают?(действие, которое происходить в будущем)

Сделаем вывод: Если глагол обозначает действие, которое будет происходить в будущем ,то отвечает на вопросы Что сделает? Что будет делать?

 

-Давайте точнее назовем тему нашего урока( Слова-действия, которые произойдут в будущем).Слайд

-Какие цели мы поставим на урок?

1.Как образуются слова, обозначающие действие в будущем?

2.Находить слова-действия, которые произойдут в будущем в предложениях.

3.Задавать вопросы к словам-действиям, которые произойдут в будущем.. Слайд

- О ком говорится в каждом предложении? (О Вите)

-Что говорится о Вите в первом предложении?(Что он напишет)

-во втором? (Что он будет писать)

- в третьем?(Что он написал)

-В четвертом?(Что он пишет).

- Какой обозначают эти слова ?(действия)

-Значит, эти слова говорят о действиях Вити.

1. Выберите предложение, в котором Витя выполняет свое действие сейчас, в данный момент.( 4-е)

-Поставим вопрос к этому слову.

Что делает? Пишет.

Сделаем вывод: Если слово-действие обозначает действие, которое происходит сейчас, в настоящий момент ,то отвечает на вопрос Что делает? Что делают?

2. –Выберите предложение, в котором Витя уже давно выполнил свое действие в прошлом.( 1-е)

-Поставим вопрос к этому глаголу.

Что сделал? Написал.

Сделаем вывод: Если глагол обозначает действие, которое происходило в прошлом, то отвечает на вопрос Что сделал? Что делал?

V. Открытие нового знания.

- Сравним слова напишет и будет писать.

-Чем они отличаются? На какие вопросы отвечают?

(Одни слова-действия в будущем состоят из одного слова, а другие – из двух слов, там есть слово - помощник БУДЕТ.)еще примеры

VI.Физкультминутка

Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите,

Вновь трудиться все начните.

VII. Применение нового знания.

1.Первичное закрепление.

Работа по учебнику упр.5 стр.125- выписать слова-действия, отвечающие на вопрос что делаю? что делаем? что делают? и образовать слово-действие в будущем.( на доске и в тетрадях)

Тренируюсь-буду тренироваться

Играем-будем играть

Стерегу-будем охранять

Смотрят-буду смотреть

2.Игра «Подбери слово», указать , когда происходит действие.

-Подумайте, как связаны слова в первой паре и назовите слова, подходящие по смыслу вместо пропуска.

Ластиком буду стирать, а ручкой _____буду писать.(завтра)

Рыбы уплывут, а птицы________улетят.(завтра)

Платье будут шить, а шарф____будут вязать.(завтра)

( если правильно назвали время действия –хлопок, неправильно – поднимают руку и исправляют).

Работа в парах.

От данных имён существительных образовать глаголы трёх времён.

прош. в. наст. в. буд. в.

крик __________________ __________________ __________________

треск __________________ __________________ ___________________

зелень __________________ __________________ ___________________

3. Творческое задание.(работа в парах)

Впишите в текст подходящие по смыслу  глаголы, используя слова для справок, и определите время глаголов.

____________ месяц май. _____________ листья у березы, рябины, ольхи, сирени.  Скоро _________ яблони, акации._______       песня соловья. _____________ ласточки, малиновки. Птицы__________ гнезда. У них _____________ птенцы.

Слова для справок: льется, вьют, прилетят, зацветут, появятся, наступил, зазеленеют.

-Проверка. Оценивание.

VIII. Рефлексия

Итог урока.

-Достигли ли мы цели урока?

Выберите любое из слов и продолжите предложение

-Умею (отличать слова-действия от других слов)

-могу (изменять слова-действия по временам)

-Умею(определить время слов-действий)

-Знаю( две формы слов будущих действий)

Оцените свою работу на уроке. У вас есть стикеры с солнышком. Нарисуйте солнышку улыбку, на сколько комфортно вы себя чувствовали на уроке.

Если вам все удалось на уроке, выбирайте – весёлый смайлик,

если у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый смайлик,

если вам ещё понадобится помощь – смайлик с книгой.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке 

(цель: оценить собственную деятельность; зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направление будущей работы).

Приём «Золотые Капельки»

У.- Любите ли вы тёплый летний дождик? Представьте, что идёт такой дождь. Скачут по лужицам капельки. Но вот из-за туч выглянуло солнышко, и капельки дождя стали золотыми. Мы подставляем лицо под золотые капли дождя .Как приятно! Туча прошла, дождь закончился. Подставьте лицо и руки солнышку. Его ласковые лучи переносят нас в класс.

У ребят на парте жёлтые смайлики.

У. – Как вы думаете, на что похожи ваши смайлики?

Д. – На золотые капельки дождя.

У. – Разместите их под той тучкой, из которой бы упали ваши капельки.

На тучках написано: «было легко и интересно»

«хорошо работал»

«надо постараться»

У.- Поднимите руку, кто разместил капельки под последней тучкой.

У.- Что значит «надо постараться»?

Д. – Повторить правило, выполнять упражнения из учебника, попросить помощи учителя, одноклассников, родителей.

IX.Домашнее задание.

Упражнение 3 стр.124.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации