Урок окружающего мира в 1-м классе по теме: «На что похожа наша планета?»
Гусева Наталья Николаевна : учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Цели деятельности учителя |
Формировать первоначальное представление о форме и движении Земли, и о глобусе, как модели Земли. |
Тип урока |
Постановка и решение учебной задачи (решение частных задач) |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: определять форму Земли, различать на глобусе воду и сушу. получат возможность научиться: находить информацию (текстовую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание, оценивать результаты выполненного задания. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – использование различных способов анализа информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; ответы на вопросы, оценивание своих достижений, соотнесение изученных понятий с примерами, освоение способов решения проблем творческого характера коммуникативные – умение слушать собеседника и вести диалог, вступление в речевое общение, пользование учебником регулятивные – организация своего рабочего места под руководством учителя; овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять, осуществление пошагового контроля своих действий Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
Методы и формы обучения |
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, групповая |
Образовательные ресурсы |
Презентация «На что похожа наша планета?» |
Оборудование |
Глобус, мяч, блюдо, теллурий. |
Ход урока
I. Организационный момент.
Как мне нравиться учиться
Я умнее становлюсь!
Знаю, в жизни пригодится
Все, чему я научусь!
- Чему мы учимся, изучая окружающий мир? (ответы детей)
Нас в любое время года-
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.
Паучок терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
- Можем ли мы прожить без природы, которая нас окружает?
II. Актуализация знаний.
- А сейчас мы повторим, что знаем об окружающем нас мире.
Все вместе выполняем мини-проект.
На листе оформляем все аккуратно и красиво. Работаем в группе. Вспомним правила работы в группе.
Ответы выбираете из предложенных вариантов.
- Село, в котором мы живем?-Район, в котором мы живем?
-Наш край. (Пермский)
-Наша страна. (Россия)
- Очень интересно путешествовать по родной стране, но на свете есть и другие страны. Там живут такие же, как вы, мальчики и девочки.
- А все вместе мы живем на одной большой планете.
- Кто знает, как она называется? (Земля)
(Рассаживаемся по местам)
II. Сообщение темы и целей урока. (Постановка проблемы)
- А что бы вы хотели узнать о нашей планете? (учебник с.48- читает Сергей)
- Скажите, какие новые знания об окружающем мире мы будем открывать?
III. Открытие новых знаний.
-Перед вами предметы: мяч, кубик, тарелка. Какие у вас предположения о том, на что похожа наша планета?
Учитель показывает блюдо и Мяч.
- Когда мы смотрим в окно, Земля кажется нам плоской, как блюдо.
- Если Земля плоская, значит, можно идти - идти по ней и в конце концов дойти до края Земли…
- Но пока никому из людей это не удалось…
- Представьте, что на нем расположились дома, деревья, целые города и страны, люди и животные. (слайд)
- Но некоторые из вас, ребята, сказали, что Земля похожа на мяч, то есть имеет форму шара.
- А если Земля имеет форму шара, значит, многие люди ходят по ней вверх ногами…(Слайд)
- Кто же прав?
- Рассмотрите рисунки: “На каком из них показана плоская Земля, а на каком шарообразная?
- В давние времена люди считали, что Земля плоская и имеет форму круга, который лежит на спинах огромных сильных животных, например китов или слонов. (Слайд )
- Другие представляли Землю в виде горы, которая окружена со всех сторон морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается небесный свод. (Слайд)
- Какое же изображение правильное?
- Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрите рисунок, на котором изображены корабли. (слайд)
Это наблюдение люди сделали еще в древности.
Как это изображение доказывает, какую форму имеет Земля. (Ответы детей)
- Что вы можете сказать об увиденном? (Ответы детей).
А ученый- путешественник Фернандо Магелан…..(слайд)
ФИЗМИНУТКА
Космос ( Слайд)
- А какое современное изобретение помогло доказать и увидеть какая Земля из космоса?
Учитель: - В наши дни, когда люди запустили в космос космические корабли, космонавты своими глазами увидели, что Земля имеет форму шара.
Наша планета самая красивая, она похожа на прекрасный голубой драгоценный камень.
- А как вы думаете, почему наша земля из космоса видна в голубом цвете?
Дети: – Так как на Земле есть огромные моря и океаны.
(Слайд)
IV. Практическая работа
- Отгадайте загадку: На ноге стоит одной,
Кружит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Горы, реки, океаны.
Люди это давно изучили и создали глобус - модель Земли.
(Учитель показывает глобус, Слайд )
Учитель: - Найдите воду, сушу.
(Дети находят на глобусе моря, океаны, материки)
Учитель: - (Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида - можно не называть).
Учитель: - Итак, на что же похожа наша планета на блюдо или на мяч?
- Давайте послушаем, что нам сообщает мудрая черепаха. (читает Сергей с. 49)
(Ответы детей)
ВЫВОД:
Земля имеет форму шара. Мы этого не замечаем, потому что земной шар очень велик. Кстати, многие люди действительно ходят по нему вверх ногами, но не замечают этого.
Их, как и все на Земле, удерживает земное притяжение. Земля, как магнит все притягивает к себе. Шарообразная форма нашей планеты объясняет, почему людям никогда не удавалось добраться до края Земли. У нее нет края. Зато люди могут совершить кругосветное путешествие: обогнув Землю, возвращаться в то же место.
Учитель: - Давайте послушаем, что нам сообщает Мудрая Черепаха. (стр. 38)
Земля имеет форму шара. Но мы этого обычно не замечаем, потому что земной шар очень велик.
Учитель: Игра «Да, нет-ка»
- Сейчас мы поиграем в игру, я задаю вопросы если ответ да- вы хлопаете, если нет- топаете.
1. Земля имеет форму шара. (да)
2. Много лет назад люди знали, что земля шар. (нет)
3. Магелан, совершил кругосветное путешествие. (да)
5. Глобус - модель Земли. (да)
(Работа с теллурием.)
- Скажите, что общего между игрушкой волчок и планетой Земля?
- Земля вращается вокруг своей оси. (Показать на глобусе)
(Слайд. Движение Земли вокруг оси).
- В это время происходит смена дня и ночи. 365 дней Земля движется вокруг Солнца, за это время происходит смена времен года. (Слайд)
Земля намного меньше Солнца. Земля постоянно движется вокруг Солнца. Да ещё и сама вращается наподобие детского волчка.
Сравните размеры Земли и Солнца.
V. Творческая работа
Работа в тетради
Учитель: - Пользуясь моделью Земли, разукрасьте рисунок в тетради.
- Мы живем с вами на самой удивительной планете – планете Земля.
Ученик:
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном
Только здесь леса шумят
Птиц скликая перелётных…
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно. (Я. Аким)
- О какой планете вы услышали? Почему говорится, что она одна?
- Могут ли люди нанести вред нашей планете Земля? (Ответы детей)
(Слайды)
- На представленных слайдах вы видите, как порой ведут себя туристы. Правильно ли? Как на их месте поступите Вы?
Творческая работа над завершением проекта.
Вспомним несколько правил поведения в природе.
Планета Земля – это наш дом.
Творческая работа над проектом.
- Покажите, какой бы вы хотели видеть нашу планету
Значит, главное воспитать в себе человека, который считает планету своим домом, а не чужим.
Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна. (Слайд)
Не торопитесь, люди,
Всё вычерпать до дна. (Слайд )
VI. Итог урока.
- Какую форму имеет планета и как она движется?
Учитель: Как называется модель Земли?
Учитель: Как нужно обращаться с Землей?
Дети: Землю нужно беречь и охранять, заботиться о ней и т.д.
- Что показалось вам интересным?
- О чем хотели бы узнать ещё?
- Скажите, кто из учеников работал лучше всех?
- А что бы вы посоветовали другим ребятам?
- Спасибо, дети, за урок. Вы молодцы!