Урок окружающего мира в 1 классе «Когда мы станем взрослыми?»
Урок окружающего мира в 1 классе
Учитель начальных классов: Котельникова Ольга Борисовна
Школа: МАОУ «Лицей «ВЕКТОРиЯ»
Класс: 1 «А»
Тип урока: урок открытия нового знания
Тема: Когда мы станем взрослыми?
Содержательная цель урока: знакомство с отличиями взрослого человека и жизни ребенка.
Деятельностная цель урока: формирование умения выделять отличительные признаки.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
-расширить знания о профессиях;
-уметь определять отличия жизни взрослого от жизни ребенка;
-узнать новые профессии.
Личностные результаты:
применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации; делать выводы в результате совместной работы всего класса; сравнивать и группировать предметы и их образы, составлять высказывание по плану.
Коммуникативные УУД: развивать умения работать с информацией на уроке; высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; соблюдать правила работы в парах, группах.
Регулятивные УУД:
проговаривать последовательность действий на уроке; учиться работать по предложенному учителем плану, выделять и осознавать то, что усвоено на уроке.
Оборудование: учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир», 1 класс (2 часть), карточки, аншлаги слов, мяч, картинки с изображением людей разных профессий, план урока, «капсула времени».
Образовательные ресурсы: видеоматериал, презентация, выставка книг «На тему «Профессии».
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность | Деятельность | Формируемые |
1. Мотивация к учебной деятельности 1 мин | Проверяет готовность к уроку, мотивирует на деятельность, предлагает посмотреть фрагмент из мультфильма «Почему родители ходят на работу?». | Приветствуют. Дети переключают внимание на учителя. Слушают информацию. Настраиваются на работу. | адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л) учиться работать по предложенному учителем плану (Р) |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии 3 мин | После просмотра фрагмента задает вопрос: А куда ходят родители на работу? А вы куда ходите? А почему вы ходите в школу, а родители на работу? На какие группы можно тогда разделить жизнь людей? | Учащиеся отвечают на вопрос Рассматривают на экране картинки, отвечают на заданные вопросы учителя. Делают вывод о том, что есть люди взрослые и маленькие дети | высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения (К) находить ответы на вопросы, используя разные источники информации (П) |
3. Выявления места и причины затруднений 3 мин | Предлагает детям закрыть глаза и представить себя взрослым. - Ваши родители тоже были детьми. - А вот о чем же они мечтали? Предлагает детям посмотреть видеоролик с участием родителей класса «Когда я был маленький…» и ответить на вопрос: - Кем мечтали стать родители? - Что объединяет эти слова? | Аргументируют ответ. Просматривают видеоролик с участием родителей класса «Когда я был маленький…» и | находить ответы на вопросы, используя разные источники информации (П) |
4. Постановка темы и задач урока (построение проекта выхода из создавшейся ситуации) 3 мин | -Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке? - Давайте проверим, правильно ли предположили тему урока? Прочитайте тему урока на доске. - -Прочитайте, какие задачи урока мы поставим перед собой. -узнаем о разных профессиях; -научимся определять отличия жизни взрослого от жизни ребенка. Чтобы выполнить задачи урока я предлагаю действовать по плану: 1. Подводим итог. 2. Тренируемся. 3. Открываем новое. 4. Работаем самостоятельно. - Что бы вы в нем изменили? -Тема определена. Учебные задачи поставлены. Начнем с 1 пункта плана. | отвечают на вопрос учителя по просмотренному видео, определяя тему урока. Выстраивают под руководством учителя план урока на доске: 1. Открываем новое. 2. Тренируемся. 3. Работаем самостоятельно. 4. Подводим итог. Слушают учителя. | применение правил совместной деятельности (Л); определять и формулировать цели деятельности на уроке с помощью учителя (Р); находить ответы на вопросы, используя разные источники информации (П) проговаривать последовательность действий на уроке (Р) |
Физкультминутка (1 мин) | Предлагает выполнить упражнения на внимание и координацию. | Выполняют упражнения под руководством учителя | |
5. Открытие нового знания (реализация построенного проекта) 10 мин | Просит поднять руку тех, кто мечтает стать взрослым? -А чем же жизнь взрослого человека отличается от жизни ребенка? Предлагает учащимся посмотреть на доску, где вразброс расположены признаки жизни взрослых и детей. Затем, предлагает в парах определить признаки в каждую группу. Учитель выслушивает версии пар. - У кого также, поднимите руку. Предлагает сделать вывод: -Чем жизнь взрослых отличается от жизни ребенка? - Как связано слово «профессия» с темой нашего урока? - А что такое профессия? Учитель читает определение «профессии» Профессия – основное занятие, работа человека. -Как вы поняли, что такое «профессия»? -Рассмотри фотографии учебника на экране. Люди каких профессий здесь изображены? - Какие профессии есть у ваших родителей из перечисленных? - Известны ли ВАМ профессии, которые остались справа? Поднимите руки, кому известны. -Это некоторые профессии ваших родителей. Мы к ним еще вернемся. - Ребята, как вы думаете, какая профессия всех главней, важней? «Все профессии важны, все профессии нужны». Даже великий писатель В.В. Маяковский, с творчеством которого мы с вами познакомимся позже на литературном чтении, дает такой совет следующими строчками стихотворения: «Книгу переворошив, намотай себе на ус – все работы хороши, выбирай на вкус!» Учитель обращает внимание на выставку книг. | Поднимают руку. Учащиеся работают в парах, распределяют признаки на 2 группы: взрослые и дети. Одна пара выполняет работу у доски. Дети перечисляют признаки жизни взрослых и детей. Совместно проверяют, дополняют исправляют. Делают вывод. Отвечают на вопрос, слушают информацию учителя о новом понятии «профессия». Определяют профессию и находят на доске её название (доярка, художник, фотограф, врач, водитель, парикмахер). (названия справа – перекладывают налево). Называют профессии родителей. На доске названия следующих профессий: инженер, технолог, менеджер, библиотекарь, экономист, тестовод, учитель, бухгалтер, швея, охранник, агроном, историк, гринкипер, постижёр, переворачиватель пингвинов … Делают вывод о важности всех профессий. Обращают внимание на выставку книг. | уметь сравнивать жизнь взрослого и ребенка (П); соблюдать правила работы в парах (К); добывать новые знания: находить ответы на вопросы (П), используя источники информации, делать выводы в результате совместной работы всего класса (П) расширить знания о профессиях (Пр.) адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; проявление способности договариваться (Л) |
6. Первичное закрепление 4 мин | Предлагает детям встать и поиграть в мяч. Я буду называть разные профессии и кидать вам мяч, а вы отвечать, чем люди этой профессии занимаются и кидать мяч обратно. Игра с мячом «Закончи мое предложение». Врач людей … (лечит) Учитель детей … (учит) Пожарный пожар … (тушит) Повар обед … (варит, готовит) Парикмахер волосы … (стрижет, укладывает) Милиционер за порядком … (следит) Портниха одежду … (шьет, кроит, чинит) Писатель книги … (пишет, сочиняет) Доярка коров … (доит, кормит) Тракторист в поле … (пашет) Летчик в небе….(летает) Библиотекарь книги … Инженер на заводе … Бухгалтер в офисе …. Механик в мастерской … Вывод: оказывается, профессий очень много, некоторые из них известны хорошо, а вот ряд профессий встречаются очень редко. Но все они очень нужны и важны. | Дети встают. Ловят мяч и называют занятие по профессии. | определять по профессиям людей их занятия (Пр.) применение правил совместной деятельности (Л) |
7. Самостоятельная работа с проверкой 8 мин | Учитель предлагает детям в группах составить мини-рассказ о профессии родителей класса по картинкам и плану. У каждого ряда будет своя профессия. -Давайте познакомимся с планом рассказа. Профессии: учитель, библиотекарь, парикмахер. Знакомит с алгоритмом действия. Алгоритм составления. 1. Профессия. 2. Место работы. 3. Занятия. 4. Предметы профессии. Слушает мини-рассказы. Сверяет с алгоритмом. | Знакомятся с алгоритмом, определяют профессию, составляют рассказ, представляют рассказ по плану, используя картинки. 1. Профессия. 2. Место работы. 3. Занятия. 4. Предметы профессии. Представляют и слушают мини-рассказы (1 группа от ряда), сверяя с алгоритмом. | составлять высказывание по плану (П) определять профессии людей, рассказывать о профессиях (Пр, П); соблюдать правила работы в парах, группах (К) находить ответы на вопросы, используя разные источники информации (П) применение правил совместной деятельности (Л) |
Физкультминутка-игра | -Давайте встанем, отдохнем. профессию, если профессия известна, дети хлопают, если нет - приседают. | Действуют по правилам игры | |
8. Включение в систему знаний и повторение 5 мин | -Ребята, в будущем, конечно, каждый из вас станет взрослым, выберет профессию. - А как вы думаете, изменится ли окружающий нас мир к тому времени? -Рассмотрите рисунки на экране. -Сравните их и порассуждайте о том, в каком городе будет лучше жить и почему? Работать будем в парах. -Изменятся ли профессии, когда вы станете взрослыми? Есть такие профессии, которые очень редки и обладает этой профессией всего несколько человек. Учитель знакомит с несколькими редкими профессиями.
И кем бы ты ни был: Врачом, маляром- Главное - помни всегда об одном: Мы хозяева планеты Несмотря на то, что дети. Береги свою планету, Ведь, другой на свете нет! | Обсуждают в парах варианты ответа на вопрос, высказывают своё мнение, доказывают. Слушают информацию о редких профессиях. | оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; применение правил совместной деятельности (Л) используя источники информации, делать выводы в результате совместной работы всего класса (П) |
9. Итог урока. Рефлексия деятельности 2 мин | Учитель предлагает вернуться к началу урока. Получилось ли достичь задачи нашего урока? Почему же взрослые работают? Когда же вы станете взрослыми? На столе учителя появляется предмет. - Как Вы думаете, что это? Капсула времени – это особый способ сохранить на память самые драгоценные моменты детства. Когда вы вырастете, то мы откроем капсулу и вспомним как мы мечтали стать взрослыми, мечтали быть кем-то. А откроем мы её через 10 лет, когда вы будете закончите школу. Учитель предлагает детям выбрать на карточке профессию, кем бы хотели стать в будущем, отметить её (обвести) подписать имя, свернуть и положить в капсулу времени. - Капсулу времени мы сейчас закроем и откроем её только через 10 лет. Профессий много на Земле, И каждая важна. Решай, мой друг, кем быть тебе, ведь, жизнь у нас одна! (Вариант 2: видео с напутствием родителей). - Урок окончен. Спасибо вам за работу! Вы – молодцы! | отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение; Задачи урока: Дети делают вывод: когда получим профессию, будем работать, отвечать за свои поступки… Используя капсулу времени, дети выбирают себе профессию будущей взрослой жизни на картинке или рисуют какой-либо предмет той профессии (пишут профессию), кем хотят стать, опускают в капсулу. https://youtu.be/D91LHr90a4c?si=3WksLU0wf2-bB2yn Благодарят учителя за урок. | выделять и осознавать то, что усвоено на уроке (Л) адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л) |
Приложение
Для работы в парах
18 лет
Образование
Профессия
Работа
Ответственны за всё
Обеспечивают жизнь
Самостоятельны
Нет 18 лет
Нет образования
Нет профессии
Учатся
Под защитой взрослых
Не работают
Не самостоятельны
Для работы в группах
- Профессия. 2. Место работы.
3. Работа, занятия. 4. Предметы для работы.
Карточка для капсулы времени
См. в технологической карте
Алгоритм работы.
1. Назови профессию.
2. Место работы.
3. Определи занятия человека данной профессии.
4. Назови предметы, которые нужны для работы в профессии.